Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОдносоставные предложения (8 класс)

Односоставные предложения (8 класс)

Скачать материал

Вариант 1

1.        Укажите верное утверждение.

1.    Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

2.    Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

3.    Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.

2.        Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

1.    В нем  нет подлежащего.

2.    Основная форма сказуемого-глагола - 1-е или 2-е лицо.

3.    Действие совершается определенным лицом.

3.        Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.

1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.

4; Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

5.        Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это
предложение?

1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)

6.        Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо.             6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)

7.  Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?

1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом.

4)        Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась
в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)

8. Найдите грамматические основы в. предложениях.

1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде.  5) Небо рогами не проткнуть.

9.        Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.

10.        Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

1)        Если заводишь друга, смотри в его сердце.(Пословица) 2) Правда - воздух, без которого дышать нельзя. (И. С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг. (В.Г.Лидин)

 

Вариант II

1.        Укажите неверное утверждение.

1)Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое), то оно является односоставным.

2.    Бели в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.

3.    Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными.

2.        Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

1.    В нем  нет подлежащего.

2.    Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму прошедшего
времени множественного числа.

3.    Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает
это действие.

3.        Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.

1) Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.

4.        Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем

мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей, 5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза остается твердой.

5.        Найдите предложение,  в котором есть только один главный член - подлежащее. Как называется это предложение?

1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут туманы. (По С.Черному)

6.        Найдите безличное предложение и укажите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон. (Но Н.Калининой)

7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?

1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7) В эти Дни кажется, что земля начинает даже светиться. (По В.Пескову)

8. Найдите грамматические основы в предложениях:

1) Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в  одной берлоге не уживутся.

9.        Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.

10.        Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

1) У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу с рисунками или фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. (Е.Каменева) 3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит солнце.

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль по теме «Односоставные предложения»

8 класс

А1. Укажите определённо-личное предложение.

1)  Бельё стирали в прачечной.                     2) Молчи, прошу, не смей меня будить.   

3) В печке что-то гудит.                               4) Клин клином вышибай.

А2. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Сейчас его схватят  и унесут куда-нибудь.       2)  На берег накатывают большие волны.              

3)  Морозит.                                                             4)  Лес рубят – щепки летят.      

А3. Укажите обобщённо-личное предложение.

1)  Смотри не упади.                                    2)  Копейка рубль бережёт.    

3)  На покосе лошадей оставили.                4)  Чужую беду пальцем разведу, а к своей ума не приложу.

А4. Укажите безличное предложение.

1)  Мороз.                                                          2)  Работа была трудная.                      

3) И опять приходится налегать на вёсла.     4) Полегче на поворотах.

А5. Укажите назывное предложение.

1)  Не спрячешься от медведя.                        2)  Брат широкоплеч.                            

3)  Волк коню не товарищ                              4)  Сосновый столик, стул…

А6. Укажите определённо-личное предложение.

1)  Лесок проехал, видел синицу, слушал дятла.    2)  Чрез два часа снова буду говорить с врачом.   

3)  Сорок пятый.                                                         4)  Владей, Фаддей, своей Маланьей.

А7. Укажите неопределённо-личное предложение.

1) Мне постелили в комнате рядом с братом.         2)  Где взять полотенца?                                          

3)   Никогда тебя не прощу.                                     4)  Иди прямо и никуда не сворачивай.

А8. Укажите безличное предложение.

1)   Поле пригрело солнце.                             2)   Морозило сильнее, чем с утра.                 

3)   Голод не тётка.                                        4)   Ненаписанные страницы книги.

А9. Укажите определённо-личное предложение.

1)   Мне стало плохо.                                2)  Едешь на день, хлеба бери на неделю.       

3)  Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы…

4)   Не хочу я тебя искать и не буду!

А10. Укажите неопределённо-личное предложение.

1)  Раскрой, пожалуйста, окна!                       

2)   Положите на место.                                   

3)   До свадьбы заживёт.

4)    В дверь постучались.

А11. Укажите обобщённо-личное предложение.

1)   Легко мне.                                         

2)   Шила в мешке не утаишь.                 

3)  Денежки счёт любят.

4)   Саше пояснили решение задачи.

А12. Укажите безличное предложение.

1)  Не слышалось никакого шума.                

2)   Ощущаю в себе силу большую.                

3)  Дурные примеры заразительны.

4)  Дурака учить, что мёртвого лечить.         

А13. Укажите назывное предложение.

1)  На безрыбье и рак рыба.                               

2)   Поле далеко.                                                  

3)    Душное лето.

4)   С одного края небо очистилось.

А14. Укажите определённо-личное предложение.

1)   Обложная гроза в деревне.                     

2)   Что припасёшь, то и на стол несёшь.    

3)   Милости прошу к нашему шалашу.

4)   Выходи, красна девица, дарую тебе волю.

А15. Укажите назывное предложение.              

1)  Двадцать первое. Понедельник.      

2)   Холодно.                                            

3)  Мал золотник.

4)   Тебе не решить этого уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8.

1 вариант: 1-4; 2-2; 3-5; 4-3; 5-3; 6-4; 7-1; 8-4; 9-3; 10-5; 11-1; 12-2; 13-3; 14-1; 15-4; 16-1; 17-4; 18-2; 19-4; 20-5; 21-4; 22-2; 23-1; 24-4; 25-3; 26-4.

2 вариант: 1-5; 2-4; 3-2; 4-3; 5-1; 6-3; 7-4; 8-1; 9-4; 10-4; 11-1; 12-2; 13-3; 14-1; 15-1; 16-3; 17-4; 18-1; 19-2; 20-3; 21-3; 22-4; 23-1; 24-2; 25-4; 26-4.

Поставь оценку: «5»- одна, две ошибки, «4» - три-шесть ошибок, «3» - семь-десять ошибок, «2» - более десяти ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест.Цель: Определить вид односоставного предложения

Первый вариант.

Второй вариант.

1

С самого утра окна залепило мокрым снегом.

1

Тишь. Безлюдье вокруг.

2

В России любят приглашать в гости и принимать гостей.

2

Недолго пришлось нам дожидаться разлива.

3

Только шорох камней под ногами.

3

Один раз где-то очень далеко прошли с гармоникой.

4

В такие минуты безмерно радуешься, увидев клочок голубого неба.

4

За чем пойдёшь, то и найдёшь.

5

Будешь почитать отца и мать – узнаешь почет от сына.

5

Люблю тебя, булатный мой кинжал.

6

Ему трудно было дышать, и было страшно предчувствовать что-то ужасное.

6

Бывало, опаздывая на работу, мчишься со всех ног.

7

Проводите меня сегодня с работы.

7

Как душно и уныло.

8

В большом пассажирском зале почти никого не было.

8

Галина Петровна, подберите мне литературу по этому вопросу.

9

От будущего не убежишь.

9

Эту книгу можно найти в читальном зале.

10

Немцы! Немецкий разъезд!

10

Никаких делегаций не прибыло.

11

Ну, Витя, перестань плакать и садись обедать.

11

Замечательная книга!

12

Нефть искали с отчаянным упорством.

12

В дверь громко и настойчиво стучали.

13

Обещанного три года ждут.

13

На такой вопрос сразу не ответишь.

14

После этого можете отправляться на отдых.

14

Стой ровно, не двигайся.

15

Даже от собачьего бега в лесу похрустывало.

15

Знаю твою натуру, но всё-таки верю твоим словам.

16

Расскажу тебе всё при встрече.

16

Слезами горю не поможешь.

17

В этот момент грузовик тряхнуло и выбросило на обочину.

17

Мотоцикл занесло на мокром песке.

18

С флагманского судна передали сигнал прекратить огонь.

18

Россия средней полосы… Туман лугов и запах росы.

19

Василию Ярцеву всё хотелось включиться в беседу.

19

Говорят, что у Кирюшина украли огромные деньги.

20

Вот и осень.

20

Во время атаки решений не меняют.

21

Пора спокойно обдумать всё.

21

Насильно мил не будешь.

22

В доме Епиходовых угощали теперь русской кухней.

22

Вновь зарёй восток озолотило.

23

Не стану хвастаться, но, кажется, и читаю, и говорю по-немецки совершенно свободно.

23

Привези мне что-нибудь в подарок.

24

Мне даже мимо кладбища не страшно было идти.

24

Единогласно постановили оставить Кириллова в отряде.

25

Кажется, рукой шевельни и распугаешь скворцов.

25

Медлить нельзя было ни одного дня, ни одного часа.

26

А вот с арифметикой и вообще с математикой было очень скверно.

26

Здоровьем, свежестью, бессознательным счастьем веяло от неё.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Односоставные предложения (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

          Односоставные предложения — предложения, в которых есть один главный член предложения: только сказуемое или только подлежащее: Тишина. Светает. На улице никого нет. В односоставном предложении только один главный член, он может являться как подлежащим, так и сказуемым. Это главный член предложения. Лес. Утро. Они отвечают на вопросы существительных. (назывные)

 

        Отличительная особенность глагольных односоставных предложений — бессубъектность: в них не представлен субъект действия, поэтому действие рассматривается как независимое. Такое односоставное предложение включает в себя спрягаемую форму глагола в качестве вспомогательного глагола или глагола-связки, или является только таким глаголом: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные односоставные предложения подразделяются на:

 

  • определенно-личные;
  • неопределенно-личные;
  • обобщенно-личные;

безличные

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 682 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 2949
    • DOCX 27.2 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ищенко Ирина Панаётовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ищенко Ирина Панаётовна
    Ищенко Ирина Панаётовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 12616
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1511 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе