Главная / Русский язык и литература / Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

hello_html_190e626f.gifОткрытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них" Белимбетова Р.Х., учитель русского языка и литературы




Цели:

  • уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;

  • знакомство с группами союзов по значению;

  • усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.

Оборудование:

  • короб коробейника, в котором находятся задания;

  • раздаточный материал – таблицы, изображение горы Однородной.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Успокойся, детвора,
Прозвенел уже звонок.
Отправляться всем пора
В путешествие-урок.
Нынче всем на удивленье
Игровое ознакомленье.
Раз игра, то есть затейник.
Я сегодня – коробейник.
У меня товар по теме,
На покупку будет время.

II. Опрос.

Все готовы отвечать?
Но с чего бы нам начать?
Одного прошу к доске:
Получи заданье, постарайся приложить
Максимум старания.

1. Индивидуальное задание.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

  2. Составьте схему, объясните расстановку знаков препинания.

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов)

[.-.-.-.-.-, _____ ==== и ===].

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, деепричастным оборотом и находящимися в нем однородными определениями.

Запятая между словами “теплую” и “душевную” ставится, так как определения-эпитеты обычно однородны. Запятая после слова “нотку” означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми – запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”.

2. Цифровой диктант.

Остальных я попрошу
Слушать предложенье
И записывать в тетрадь
Цифрами решенье.

(Ученики разбивают лист на две части, одна из которых – для записи однородных определений, другая предназначена для записи неоднородных определений в цифровом варианте.)

1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке. (С.Маршак)

2. Прошел серый пассажирский пароход. (К.Паустовский)

3. Шел надоедливый октябрьский дождь. (К.Паустовский)

4. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем. (А.Рыбаков)

5. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи. (И.А.Бунин)

6. Снова потянулись длинные, однообразные дни. (С.Щипачев)

7. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.Паустовский)

8. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике. (А.Куприн)

9. Веселые белые облака плыли над синими отрогами. (А.Фадеев)

10. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. (К.Паустовский)

3. Взаимопроверка.

Обменяемся с другом тетрадкой –
Проверим: все ли там в порядке

(На доске открывается код, и дети проверяют правильность написанного диктанта, в это время учитель проверяет работающего у доски.)

Код: однородные определения – 1, 4, 6, 8, 10; неоднородные определения – 2. 3, 5. 7, 9.

III. Словарная работа.

А теперь, друзья, задача:
Разгадайте ребус мой.
Улыбнется пусть удача,
Побеждает пусть герой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед вами два слова, которые были заимствованы из польского языка в XVII веке. Первое слово образовано от польского слова “cavallo” – “конь, лошадь”. Второе слово имеет такой же корень, что и слово “артист” – “art” – “умение, искусство”. Оба слова – роды войск русской армии. (Кавалерия, артиллерия)

Сообщение учащегося о толковании данных слов, данное в “Толковом словаре русского языка” под редакцией Ожегова.

Кавалерия – конное войско, конница. Легкая кавалерия (без тяжелого вооружения). Тяжелая кавалерия (на крупных лошадях, с тяжеловесным вооружением).

Артиллерия
1. Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы).
Береговая артиллерия, также (перен. шутл.: 1) о наиболее веских, неотразимых аргументах в споре; 2) о ком-нибудь тяжелом на подъем, медлительном, неповоротливом).
2. Род войск с таким вооружением.
Служить в артиллерии.
3. Наука, изучающая технику огнестрельных орудий и их применение.

Задание: выпишите из “Школьного словообразовательного словаря” гнезда однокоренных слов.

Кавалерия –

<кавалергард

<кавалерист

<кавалерийский > по-кавалерийски

Артиллерия

<артиллерийский

<артиллерист > артиллеристский

IV. Объяснение нового материала.

1. А для закрепления запишем предложение.

Конница, пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне. (Л.Толстой)

Объясните, пожалуйста, орфограммы предложения.

Как вы расставили знаки препинания?

Почему вы не поставили запятую перед союзом “и”?

Этот союз, соединяющий однородные подлежащие, одиночный.

2. Работа по таблице.

По таблице** определите, какие бывают группы сочинительных союзов и к какой группе относится союз “и”.

Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены по значению, делятся на 3 группы:
1) соединительные, 2) разделительные и 3) противительные. Союз “и” относится к соединительным союзам.

Почему, на ваш взгляд, эта группа союзов получила такое название, и какие еще союзы входят в группу соединительных?

Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами
[О, а О] [О, но О] [О, зато О]

1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]

2. Перед повторяющимися союзами
[О, и О, и О]

 

3. Перед второй частью двойных союзов [как О, так и О]

 

Вывод по изученной теме:

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, на один и тот же вопрос отвечают, одно и то же слово поясняют.

Где же ставить запятые?
Вот вам правила простые.
– Коль союзы повторяем, иль союзов вовсе нет,
То поставьте запятые! – Это правильный совет.
– Здесь у нас примеры есть.
Их советуем прочесть.

Примеры:

Шумит, бушует непогода.
И мчит, стремится с гор поток.
Или простит нас мать-природа,
Или опять задаст урок?

Союз зато, а, но, да
В тексте сыщешь без труда,
Можешь ставить запятую
Перед ними ты всегда.

Но, дружок, не торопись:
В значенье “да” ты убедись!
– Здесь у нас примеры есть,
Их советуем прочесть.

Примеры:

Ученье без уменья не польза, а беда;
Наносит то ученье много всем вреда.
Двойной союз заметил ты
И оробел впервой?
Не бойся, запятую ставь
Пред частью ты второй.
– Здесь у нас примеры есть,
Их советуем прочесть.

Примеры:

Дремали не только леса
В той стороне глухой,
Но и водные чудеса
В речках с волшебной водой.

Встретив однородные члены в предложении,
Мы всегда им выразим наше уважение!

V. Тренировочные упражнения.

1. Работа в парах постоянного состава.

Закрепить поможет знание
Мое следующее задание.
Отправляемся в поход,
Гора Однородная*** ждет.
Не бойтесь к вершинам идти –
Друг поможет в пути!

Перед детьми на доске висит плакат с изображением горы Однородной. Задача пары – записать предложения в тетрадь, по очереди объясняя постановку знаков препинания, подготовиться к защите своего объяснения.

2. “Третье лишнее”.

Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.

А, но, либо (либо).

И, ни-ни, то-то (то-то).

Не то – не то, не только… но и, или (не только…но и).

VI. Подведение итогов.

Подходит к концу ученический час,
Хочу поблагодарить я всех вас.

VII. Домашнее задание.

Задание на дом: таблица, упражнение 237 (1-7 предложения), повторить правописание слов “кавалерия, артиллерия”.



Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
  • Русский язык и литература
Описание:

Открытый урок по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них" Белимбетова Р.Х., учитель русского языка и литературы


Цели:

  • уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;
  • знакомство с группами союзов по значению;
  • усвоение правил постановки запятой перед союзами и отработка соответствующих навыков.

Оборудование:

  • короб коробейника, в котором находятся задания;
раздаточный материал – таблицы, изображение горы Однородной
Автор БЕЛИМБЕТОВА РАЙХАН ХАНЖИГИТОВНА
Дата добавления 29.04.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 274
Номер материала MA-066653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓