Главная / Школьному психологу / Одаренный ребенок - особая ценность для общества. Одаренность ее виды и особенности.

Одаренный ребенок - особая ценность для общества. Одаренность ее виды и особенности.

Одаренный ребенок – особая ценность для общества. Одаренность, ее виды и особ...
Маленький эксперимент для педагогов. Ниже перечислены личностные и деловые к...
Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из обще...
Понятие одаренность: Одаренность - это системное, развивающееся в течение жи...
Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей ...
Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходи...
Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определен...
Результаты диагностики учащихся (2011-2012 уч.год) Диагностика словесно-логич...
Сравнение результатов диагностики словесно-логического мышления
Сравнение результатов логического мышления, уровня интеллекта 	3 класс	6 клас...
Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это...
Специфика одаренности в детском возрасте: Детская одаренность часто выступает...
Типы характеров одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельны...
Признаки одаренности «Сильные» стороны: Раннее проявление высокой умственной ...
Сформированность навыков логического мышления Оригинальность высказываний Раз...
«Слабые» стороны: желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, ...
Признаки одаренности В целом, следует охватывать два аспекта поведения ребенк...
Инструментальный аспект поведения (его признаки): Наличие специфических страт...
Мотивационный аспект поведения (признаки): Повышенная избирательная чувствите...
Виды одаренности
I. Критерий «особенности возрастного развития»: ранняя одаренность; поздняя о...
II. Критерий «форма проявления»: явная одаренность (обнаруживает себя в деяте...
III. Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности» общая одарен...
IV. Критерий «степень сформированности одаренности»: актуальная одаренность, ...
V. Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение ви...
Интеллектуальная одарённость: повышенная любознательность, исключительная соо...
Академическая одарённость: Ярко выраженный интерес к предмету, Способность ко...
Психомоторная одарённость : Повышенная активность в движениях Предпочтение де...
Творческая одарённость: Умение переструктурировать информацию, Пытливость ума...
Лидерская одарённость: Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми...
Художественно-эстетическая одарённость: Обострённая интуиция, Предпочтение ви...
Специальные виды одаренности (проявляются в отдельных областях деятельности) ...
«Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявл...
«Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие пережива...
Проблемы одаренных детей Неприязнь к школе Игровые интересы Конформность Погр...
Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по ин...
Талантам нужно помогать, Бездарности пробьются сами. /Лев Озеров/ Одаренные д...
Рекомендации учителям: Учителю не следует уделять слишком много внимания игро...
Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действов...
1 из 40

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Одаренный ребенок – особая ценность для общества. Одаренность, ее виды и особенн
Описание слайда:

Одаренный ребенок – особая ценность для общества. Одаренность, ее виды и особенности. Педагог-психолог А.С. Филяева

№ слайда 2 Маленький эксперимент для педагогов. Ниже перечислены личностные и деловые каче
Описание слайда:

Маленький эксперимент для педагогов. Ниже перечислены личностные и деловые качества, которые вы встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.

№ слайда 3 Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего
Описание слайда:

Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий. Занятый исключительно своими делами. Быстро, “на лету” схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

№ слайда 4 Понятие одаренность: Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни
Описание слайда:

Понятие одаренность: Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

№ слайда 5 Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с в
Описание слайда:

Сегодня одаренными детьми называют: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

№ слайда 6 Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится
Описание слайда:

Гений падает с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо. Дидро

№ слайда 7 Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенным
Описание слайда:

Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. По статистическим данным , примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для их развития поддержки и сопровождения, в результате лишь 2-5% детского поколения проявляют себя одаренными. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности

№ слайда 8 Результаты диагностики учащихся (2011-2012 уч.год) Диагностика словесно-логическ
Описание слайда:

Результаты диагностики учащихся (2011-2012 уч.год) Диагностика словесно-логического мышления в параллели 4-х классов: Высокий уровень – 10 человек; Выше среднего – 24 человека. Диагностика логического мышления, уровня интеллекта среди учащихся параллели 4-х классов: Высокий уровень (IQ 121-140) – 23 человека; Выше среднего (IQ 111-120) – 16 человек. Диагностика развития творческих способностей (творческое мышление, креативность) среди учащихся параллели 3-х классов: Высокий уровень – 11 человек. Диагностика словесно-логического мышления в параллели 2-х классов: Высокий уровень – 38 человек; Выше среднего – 31 человек.

№ слайда 9 Сравнение результатов диагностики словесно-логического мышления
Описание слайда:

Сравнение результатов диагностики словесно-логического мышления

№ слайда 10 Сравнение результатов логического мышления, уровня интеллекта 	3 класс	6 класс (
Описание слайда:

Сравнение результатов логического мышления, уровня интеллекта 3 класс 6 класс (12 лет) Высокий 5 - Выше среднего 7 1 Средний 4 15 Ниже среднего - 1 Низкий - -

№ слайда 11 Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это са
Описание слайда:

Степень одаренности Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.

№ слайда 12 Специфика одаренности в детском возрасте: Детская одаренность часто выступает ка
Описание слайда:

Специфика одаренности в детском возрасте: Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и др. может происходить «угасание» признаков детской одаренности; Динамика детской одаренности часто проявляется в виде неравномерности психического развития; Часто детскую одаренность бывает трудно отличить от обученности.

№ слайда 13 Типы характеров одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный,
Описание слайда:

Типы характеров одаренных детей 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер. 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый.

№ слайда 14 Признаки одаренности «Сильные» стороны: Раннее проявление высокой умственной акт
Описание слайда:

Признаки одаренности «Сильные» стороны: Раннее проявление высокой умственной активности, высокие интеллектуальные способности; Любопытство, любознательность, активность, стремление к знаниям; Быстрота и точность выполнения умственных операций; Способность к быстрому усвоению материала, хорошая память; Устойчивость внимания;

№ слайда 15 Сформированность навыков логического мышления Оригинальность высказываний Развит
Описание слайда:

Сформированность навыков логического мышления Оригинальность высказываний Развитая речь, богатство словарного запаса Творческое выполнение заданий, развитость воображения Деятельная активность при высокой продуктивности деятельности Разнообразие интересов Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

№ слайда 16 «Слабые» стороны: желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, бер
Описание слайда:

«Слабые» стороны: желание продемонстрировать своё превосходство: перебивают, берут инициативу на себя в общении сарказм (жесткость) интеллекта несобранность неорганизованность (результат правополушарного развития) проявление крайнего индивидуализма: вспыльчивость, обидчивость, неумение общаться неряшливость, «ломаный» почерк, грязь в тетрадях неадекватная самооценка: либо очень высокая (высокомерие), либо заниженная (уход в себя)

№ слайда 17 Признаки одаренности В целом, следует охватывать два аспекта поведения ребенка:
Описание слайда:

Признаки одаренности В целом, следует охватывать два аспекта поведения ребенка: Инструментальный (способы его деятельности) Мотивационный (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, к своей деятельности).

№ слайда 18 Инструментальный аспект поведения (его признаки): Наличие специфических стратеги
Описание слайда:

Инструментальный аспект поведения (его признаки): Наличие специфических стратегий деятельности: Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; Использование и изобретение новых способов деятельности; Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, что ведет к новому видению ситуации и способу ее решения. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности. Особый тип организации знаний одаренного ребенка. Своеобразный тип обучаемости.

№ слайда 19 Мотивационный аспект поведения (признаки): Повышенная избирательная чувствительн
Описание слайда:

Мотивационный аспект поведения (признаки): Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам деятельности; Повышенная познавательная потребность; Ярко выраженный интерес, увлеченность деятельностью; Предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных заданий и готовых ответов; Высокая требовательность к результатам собственного труда, стремление к совершенству.

№ слайда 20 Виды одаренности
Описание слайда:

Виды одаренности

№ слайда 21 I. Критерий «особенности возрастного развития»: ранняя одаренность; поздняя одар
Описание слайда:

I. Критерий «особенности возрастного развития»: ранняя одаренность; поздняя одаренность.

№ слайда 22 II. Критерий «форма проявления»: явная одаренность (обнаруживает себя в деятельн
Описание слайда:

II. Критерий «форма проявления»: явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо); скрытая одаренность (проявляется в атипичной, замаскированной форме, не замечается окружающими; при этом может возникнуть опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности у ребенка);

№ слайда 23 III. Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности» общая одареннос
Описание слайда:

III. Критерий «широта проявлений в различных видах деятельности» общая одаренность - проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности; специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.)

№ слайда 24 IV. Критерий «степень сформированности одаренности»: актуальная одаренность, т.е
Описание слайда:

IV. Критерий «степень сформированности одаренности»: актуальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами (не только в учебной. но и в широком спектре различных видов деятельности); потенциальная одаренность, т.е. психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);

№ слайда 25 V. Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов
Описание слайда:

V. Критерий «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности:. В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и организационная. В познавательной деятельности: интеллектуальная одаренность. В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, музыкальная, изобразительная одаренность. В коммуникативной деятельности: лидерская одаренность. В духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов.

№ слайда 26 Интеллектуальная одарённость: повышенная любознательность, исключительная сообра
Описание слайда:

Интеллектуальная одарённость: повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, развитые навыки планирования.

№ слайда 27 Академическая одарённость: Ярко выраженный интерес к предмету, Способность конст
Описание слайда:

Академическая одарённость: Ярко выраженный интерес к предмету, Способность конструктивного овладения понятиями, Исключительная способность классифицировать, систематизировать материал, тяга к логическим умозаключениям, Полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса.

№ слайда 28 Психомоторная одарённость : Повышенная активность в движениях Предпочтение деяте
Описание слайда:

Психомоторная одарённость : Повышенная активность в движениях Предпочтение деятельности, требующей точной моторики, координации двигательных процессов, пластики, Спортивность, соревновательность.

№ слайда 29 Творческая одарённость: Умение переструктурировать информацию, Пытливость ума и
Описание слайда:

Творческая одарённость: Умение переструктурировать информацию, Пытливость ума и дотошность в получении сведений, Стремление мыслить и разрушать стериотипы обыденной среды, Частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, Ослабленное внимание к условностям.

№ слайда 30 Лидерская одарённость: Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми лю
Описание слайда:

Лидерская одарённость: Свободное и лёгкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, Склонность к руководству и организации деятельности других, Проявление инициативы, повышенной ответственности, Оказание влияния на разрешение конфликтов.

№ слайда 31 Художественно-эстетическая одарённость: Обострённая интуиция, Предпочтение визуа
Описание слайда:

Художественно-эстетическая одарённость: Обострённая интуиция, Предпочтение визуальной информации (подробно детализирует, запоминает и воспроизводит увиденное), Неповторимость в самовыражении, Сильная увлечённость разными видами искусства, Настойчивость в достижении мастерства.

№ слайда 32 Специальные виды одаренности (проявляются в отдельных областях деятельности) Муз
Описание слайда:

Специальные виды одаренности (проявляются в отдельных областях деятельности) Музыкальная Художественная Математическая и шахматная Литературная и др.

№ слайда 33 «Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявлять
Описание слайда:

«Плата за талант» Развитая речь и богатый словарный запас часто могут проявляться только в устной речи . Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.

№ слайда 34 «Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания
Описание слайда:

«Плата за талант» Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.

№ слайда 35 Проблемы одаренных детей Неприязнь к школе Игровые интересы Конформность Погруже
Описание слайда:

Проблемы одаренных детей Неприязнь к школе Игровые интересы Конформность Погружение в философские проблемы Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление с совершенству (перфекционизм) Ощущение неудовлитворенности Нереалистические цели Сверхчувствительность Потребность во внимании взрослых Нетерпимость

№ слайда 36 Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интер
Описание слайда:

Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.

№ слайда 37 Талантам нужно помогать, Бездарности пробьются сами. /Лев Озеров/ Одаренные дети
Описание слайда:

Талантам нужно помогать, Бездарности пробьются сами. /Лев Озеров/ Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.

№ слайда 38
Описание слайда:

№ слайда 39 Рекомендации учителям: Учителю не следует уделять слишком много внимания игровом
Описание слайда:

Рекомендации учителям: Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель. Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.

№ слайда 40 Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать
Описание слайда:

Рекомендации учителям: Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Одаренный ребенок - особая ценность для общества. Одаренность ее виды и особенности.
  • Школьному психологу
Описание:

"Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами" (Лев Озеро)

Данный материал составлен для проведения обучающего семинара для учителей, с целью просвещения педагогических работников по теме детской одаренности.

В работе отражено понятие одаренности, условия развития детской одаренности, специфика одаренности в детском возрасте.

Рассмотрены основные виды детской одаренности, признаки одаренности (сильные и слабые стороны одаренных детей), наиболее типичные проблемы одаренных детей. Также рассмотрены основные направления работы с одаренными детьми, рекомендации учителям. 

Автор Филяева Анастасия Сергеевна
Дата добавления 22.02.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Презентации
Просмотров 467
Номер материала 56918
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓