Главная / Начальные классы / Одарённые дети в системе работы учителя

Одарённые дети в системе работы учителя

Межмуниципальный семинар «Инновационные подходы в образовании младших школьников».

Одарённые дети в системе работы учителя.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

В Федеральных государственных образовательных стандартах четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Школа даст ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи. 

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.

Проведение учебных исследований можно рассматривать как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу можно проводить как индивидуально с каждым ребёнком так и группой учащихся

В настоящее время педагогическим коллективам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей. Родители сегодня стремятся устроить своего ребенка в такое образовательное учреждение, где созданы условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт, где идет ориентация на ребенка как на личность и на развитие его одарённости .Работа с одарёнными детьми позволяет таким образом реализовать социальный заказ общества.

Задачи развития одарённости учащихся:

  • Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей одарённых детей.

  • Способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала.

  • Формировать самостоятельность и культуры мышления учащихся, развитие их исследовательских умений.

  • Осуществлять поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося.

  • Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.

Сегодня, говоря о качестве образования, большое внимание уделяется проблеме формирования у учащихся ключевых компетенций. Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной деятельности. (работа со справочной литературой, Интернет–информацией, таблицами, измерительными приборами и др.)

Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся можно выделить (по А.В. Тихоненко) следующие умения, приобретаемые детьми: искать, думать, планировать свои действия, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

  • Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.

  • Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.

  • Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.

  • Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.

  • Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.

  • Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

Вся работа строится таким образом, что у учащихся формируются не только предметные знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь. Выполнение детьми занимательных заданий с постепенным усложнением проходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность в усвоении материала учебных предметов. Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы, творческим зарядом позволяют стимулировать интерес учащихся к познанию и новым открытиям. В длительном процессе поиска ответа на задание у детей рождаются нестандартные решения, возникают неожиданные озарения, открытия. Это оставляет яркий след в душах детей, окрыляет их от личного успеха, добавляет каждому моменты приподнятого настроения, удовлетворения и мысленного ликования: “Я теперь знаю и умею то, что не знают многие мои сверстники и даже взрослые. Я знаю нетрадиционные шаги и пути к поиску решения. Я смекалистее других - и это моя победа!”

Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;

  • Используются технологии развития творческого мышления;

  • Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы определённые условия.

Условия, способствующие развитию одарённости.

  • обеспечение благоприятной атмосферы;

  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

  • поощрение высказывания оригинальных идей;

  • обеспечение возможностей для практики;

  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой у Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Работа с одарёнными учащимися осуществляется по двум направлениям

  • учебное

  • внеурочное.

Развитию одарённости в учебной деятельности способствуют:

  • подбор занимательного материала;

  • правильная организация учебной деятельности;

  • формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;

  • формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;

  • умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса

Формы работы с одарёнными учащимися во внеурочной деятельности.

  • Проведение познавательных праздников.

  • Фестивалей

  • НОУ( впервые в этом году в г. Абакане прошло заседание городского научного общества учеников младших классов – ГНОМ)

  • Олимпиад

  • Исследовательских конкурсов.(ежегодный Всероссийский конкурс « Я – исследователь» , региональный представитель конкурса МОУ «Лицей» г. Абакана. На конкурс ежегодно представлено более 150 работ).

  • Занимательных часов по предметам.

  • Факультативных занятий.

  • Кружковая работа.

  • Клубная работа в летнее время.(работа с одарёнными учащимися в летних пришкольных оздоровительных лагерях).

Хотелось бы подчеркнуть, что развитие одарённости - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.


Мохова И. В., руководитель ГПГ «Одарённые дети».







4


Одарённые дети в системе работы учителя
  • Начальные классы
Описание:

   Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Автор Мохова Ирина Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 275
Номер материала 37793
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓