Одаренные
дети: характеристика, проблемы выявления и развития
В
душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой
личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только
высокую активность человека, но и его умения и способности нестандартного
поведения.
Обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому
сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности и здесь
очень многое зависит от семьи и от школы.
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. Важнейшая
задача общества – сохранить и развивать одаренность каждого. Раннее выявление,
обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных
проблем совершенствования системы образования. Поэтому работа с одаренными
детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». И нам, педагогам, в
своей повседневной практической деятельности приходится быть очень
внимательными к каждому ребенку.
Давайте рассмотрим сферу личностного развития одаренного ребенка, куда
входят следующие характеристики:
Увлеченность – это одна из ведущих характеристик одаренности.
Деятельность выступает эффективным средством развития способностей,
стимулируется интересом к ее содержанию.
Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия
самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до
соответствия самым высоким стандартам.
Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и
независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать
и поступать нетрадиционно, оригинально.
Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах,
что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении,
принимает на себя ответственность.
Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она
проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формах
взаимодействия.
Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа
многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми
разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании
попробовать свои силы в разных сферах.
Для одаренного ребенка свойственны следующие процессы:
Оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи,
отличающиеся от широко известных и общепринятых. Они проявляется в мышлении и
поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его
деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).
Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии
решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное
решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию
большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов
деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).
Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность
проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена
практически в любом виде деятельности.
А теперь поговорим о проблемах выявления одаренности:
– иногда трудно понять – одаренный это ребенок
или ярко выраженная индивидуальность;
– одаренный или непредсказуемый;
– первоначальным этапом в работе по выявлению
детской одаренности должен быть диагностический, который предполагает
использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, учителей,
тестирование психолога и других специалистов;
– должен выявляться еще в начальной школе, но не
всегда это происходит.
Проблемы развития одаренности:
– считаю, что принципиальное значение играет
семья, которая должна работать в сотрудничестве с педагогическим коллективом по
целеполаганию и прогнозированию развития ребенка;
– работа с психологом по развитию одаренного
ребенка, начиная с начальной школы.
Заключение
Спортивные и
художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не
рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы. Уитмор (1880), изучая
причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
1. Стремление к
совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.
Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение
неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не
удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические
цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к
совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность.
Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т. к.
постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во
внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает
трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость.
Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном
развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Многие думают,
что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными
способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему,
очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности
же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома,
и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.
Прежде всего,
важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда
обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой
ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит
то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все
книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования
каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе
производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из
библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их,
на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее
спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его
занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители,
с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой
увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли
все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность,
разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не
обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.
В других семьях
чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат
пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются
успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют
знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе
самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В
дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для
растущего человека.
Дети с ранним
умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их
одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о
талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи
иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит,
уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив,
нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на
странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет
“принято к сведению”, оно не минует детского сознания.
В семье детям с
признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того,
восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в
своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.
Общество и
одаренные дети
Лета Холлингуорт
внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными
детьми.
Неприязнь к
школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа
скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут
появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям
нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.
Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети,
отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти
стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в
философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над
такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и
философские проблемы.
Несоответствие
между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети
часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой
трудно становиться лидерами.
Стремление к
совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность
совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и
низкая самооценка.
Потребность во внимании
взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко
монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает
трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо
относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут
отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. По
этому я считаю , что одаренные дети должны обучаться отдельно и по специальной
программе и технологии, т.к. это будущее нашей страны.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе
должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой
личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими
учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не
интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают
специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях
знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в
школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники,
помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска
в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий
высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых
успехов в определённых областях деятельности.
Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей
популяции составляют 20 - 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%,
остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения
со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в
жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических
противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.
Проявления - симптоматика данного хода развития весьма
разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении,
обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается
к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими,
и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная
неприспособленность к жизни в обществе.
Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся
поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных
факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок
попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным
отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и
адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и
личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются
очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного
поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка
против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых,
неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей
— в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут
принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии.
Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на
действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно
асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.
1.1
Проблемы
одаренных детей
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и
противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на
ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в
мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в
контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.
Одну из серьёзных причин таких социально-психологических
проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со
стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических
потребностей.
Другая причина социально-психологических проблем - это
несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других
сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той
особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.
Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых
детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок
осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер
личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями
формирующейся у него самооценки.
Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в
случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих
возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности
реализовать свои потенциальные способности.
Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности
дезадаптации одарённых детей. Это:
- трудности в нахождении близких по духу друзей;
- проблемы участия в играх и развлечениях
сверстников;
- проблемы конформности, т.е. старание подстроиться
под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;
- очень ранний интерес к проблемам мироздания и
судьбе;
- диссинхромия (Как полагает Ж.Ш. Террасье,
диссинхрония - это состояние интеллектуально одаренного ребенка,
испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно
диссинхрония проявляется на социальном и психическом уровнях. Первый
уровень выражается "разрывом" между ребенком и его окружением -
быстротой его интеллектуального развития и средней (или низкой) скоростью
развития других детей. Внутренняя диссинхрония проявляется в
противоречивости развития отдельных психических функций самого ребенка, например,
очень быстрый темп чтения может сопровождаться затруднениями в
психомоторике, т.е. с трудностями письма или быстрое интеллектуальное
развитие "соседствует" с замедленным эмоциональным становлением
психики и др.) развития как причина потери мотивации к учёбе.
Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию
одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных
социально-педагогических действий, заключённых в систему.
Система создана на основе
индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она
содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности
, к которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу
организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным
педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской
одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним ,
организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.
Как говорил Сухомлинский В.А.: даренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийсяиз земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо
холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и
дал обильный плод.
Одаренность
можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных
способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости..)
При
работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у
всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных
возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе
с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний,
необходимо вести специальную работу;
-
.работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в
направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо
развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе
целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
-
необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.
Как
правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять
необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и
помочь самореализоваться.
В
работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
•
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с
другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных
успехов во время борьбы со “звездностью”.
ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую
эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого
самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в
индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в
физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк),
застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация
к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе
Одна
из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие
творческого мышления.
Основные
направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1.
Создать систему выявления ОД:
—
психолого-педагогическое исследование первоклассников;
—
системное наблюдение за детьми из класса в класс,
—
выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
—
системное диагностирование психологом.
2.
Организация учебного процесса:
—
нестандартные уроки,
—
включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
—
работа с дополнительной литературой,
—
обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
—
предпрофильное и профильное обучение,
—
выставка творческих работ
3.
Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с
внеклассной работой по предмету
—
организация исследовательской работы учащихся,
—
опережающие задания творческого плана,
—
участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
—
обеспечение базового дополнительного образования:
(организация
факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
—
проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших
классах,
4.
Общеразвивающие мероприятия
—
традиционные мероприятия в школе
—
предметные декады
Уровень
сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов,
работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться:
созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной
информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с
учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке
взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного
стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании
современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих
индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в
планировании, организации и контроле своей деятельности.
*
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при
проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По
окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и
1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие,
но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо
работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает
учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным,
надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому
приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их
перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем,
помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические,
художественно-артистические, лидерские способности.
*
Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания
исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и
городских, и окружных конференциях .
1.
Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через
исследовательские работы.
2.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из
важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих
психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при
обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
создание
ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем
подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все
новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности
(найти ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой
для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы
понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и
независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же
время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам
творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и
оригинальности. 3. Как учить? — находить необычные нестандартные решения.
Диапазон
творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до
изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение
анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет
творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти
творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не
щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа
наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие
надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка
изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому
и начинать ее нуж¬но как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы
теории и методики решения изобретательных задач).
*Сейчас
в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в
головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного
применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои
творческие возможности.
Предлагаю
в качестве разминки задачку:
Дается
шоколадная конфета в виде бутылочки, наполненная густым малиновым сиропом. Как
она изготавливается?
1-й
ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.
Учитель.
Сироп должен быть густым, иначе конфета будет непрочная. А густой сироп трудно
залить в бутылочку.
2-й
ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким.
Учитель.
Но вот беда — горячий сироп расплавит шоколадную бутылочку. Нужно сделать
наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.
Но
как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп
твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад
застынет, а сироп растает. Конфета готова.
4.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают
трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь
педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы
школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не
допустить их изоляции, способствовать более успешному
социально-психологическому развитию.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.