Главная / Химия / Очистка загрязненной поваренной соли

Очистка загрязненной поваренной соли













Очистка загрязненной поваренной соли

Урок – практическая работа,

8 класс



















Авторы:

Некрасова Светлана Марьяновна,

учитель химии МБОУ «СОШ №4 г. Онеги»;



Ионова Андрианна Орестовна,

учитель истории МБОУ «СОШ №4 г. Онеги

























Онега, 2015

Дидактические цели: создание условий для полноценного усвоения нового материала с помощью проблемного обучения, цифровых образовательных ресурсов, принципов развивающего обучения.

Образовательные цели: развитие представлений о смесях, способах разделении смесей, фильтрах, фильтровании, выпаривании.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса к химическому эксперименту, истории родного края, формирование научного мировоззрения.

Воспитательные цели: формирование чувства патриотизма (гордости за деятельность древних поморов), формирование интереса к интеллектуальной и практической деятельности.

Тип урока: бинарный комбинированный урок (химия и обществознание).

Используемые ресурсы:

http://fcior.edu.ru/card/12532/laboratornaya-rabota-ochistka-povarennoy-soli-ot-primesey.html

презентация к уроку

http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2014/10/_pptx_13394.pptx

http://www.inguide.ru/data/library/sollabyrinth/sol.php

Задачи урока:

  • развитие и укрепление навыков проведения химического эксперимента;

  • развитие познавательной активности;

  • работа в парах;

  • освоение простейших способов очистки смесей: выпаривания, фильтрования, растворения;

  • закрепление правил техники безопасности в химической лаборатории.

Оборудование:

  • лабораторный штатив с кольцом;

  • спиртовка, спички;

  • стеклянная воронка;

  • стеклянная палочка;

  • химический стакан (2шт);

  • фильтровальная бумага.

Вещества:

  

морская вода.

Рефлексия:





Ход урока:

1 учитель (учитель химии).

Добрый день, ребята, уважаемые гости. На ваших столах лежат картинки со смайликами. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настрою на урок, сверху над смайликом поставьте галочку. Отложите картинку в сторону.

В далекие времена ЕЕ приравнивали по ценности к золоту, так как без НЕЕ ни одно блюдо не имеет истинного вкуса. В античные времена ЕЮ платили жалованье, а чиновникам выдавали ЕЕ в пакетах.

В России гостям всегда подносили хлеб и ЕЕ, желая тем самым благополучия и здоровья.

Вопрос: о каком веществе пойдет речь на нашем уроке? Ответ: о поваренной соли.

Источниками возникновения залежей поваренной соли были воды древних морей. В природе поваренная соль (хлорид натрия) есть в виде твердых отложений, либо в соляном (морском) растворе. Если вместо «хлорид натрия» писать «поваренная соль» , то «Поваренная книга» превращается в «Книгу о вкусной и здоровой пище»
NaCL (1 слайд из презентации).

2 учитель (учитель обществознания).

Как поморы добывали соль? (вопрос детям). Соль, это то, без чего не представляет свою жизнь большая часть человечества. Там, где нет соли, её пытаются найти или купить. (2 слайд из презентации).

Добыча соли и её продажа – одни из древнейших промыслов поморов. Ничто тогда не ценилось так дорого, и ничто теперь не стоит так дешево. (3 слайд из презентации).

Соль – «белая нефть» России. В России солеварение связывают с праславянскими племенами, относят его к V в. до н. э. Первые известия о солеварении в русских княжествах появились в письменных источниках в XI-XII вв. Первое письменное упоминание о добыче соли на Руси относится к 1037 г., когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью.

С XII века добыча соли была широко распространена у нас в Поморье (север Европейской части, берега Белого моря, Онежского озера, рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама, Вятка). (4 слайд из презентации).

К этому времени новгородцы прошли до Белого моря и "завели" здесь солеварение. Большое количество соляных источников в этих местах, морская соль, осаждающаяся в полосе отлива-прилива самого соленого внутреннего моря России, подвигла местные племена на солеварение. (5 слайд из презентации).

Святослав Олегович выдал Софийскому собору в Новгороде уставную грамоту, где определил налог с соляных варниц: «…на мори от чрена и от салгы по пузу…». В переводе с поморской «говори» слово чрен (црен) означает четырехугольный ящик, кованный из листового железа, а салга – котел, в котором варили соль. Пузом в беломорских солеварнях называли мешок соли в два четверика, то есть, объемом около 52 литров. (6, 7,8 слайды из презентации).

Беломорской солью, называемой «морянкой», торговали по всей Руси до начала XX в., пока её не вытеснила более дешёвая соль. (9, 10 слайды из презентации).

Некоторые города буквально выросли на соли – Соликамск, Усолье, Сольвычегодск. Владельцами варниц были многие московские князья и бояре, а также наиболее крупные монастыри и соборы. Крупными солепромышленниками были Новгородский Софийский собор и множество монастырей: Муромский, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Кандалакшинский. В XVII в. Соловецкому монастырю принадлежало 54 соляные варницы на Беломорье. В житии основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия монахи «…воду из моря черпляху…» и варили из неё соль, которую затем меняли на нужные им товары. Причём объём вывариваемой Соловецким монастырём соли равнялся 100-140 тысячам пудов. В сегодняшних мерах – 1600-2240 тысяч тонн соли! Как же варилась эта соль? Почему сегодня в быту мы называем её «поваренной»? Описание поморской солеварни сохранилось в принадлежавшей купцам Строгановым рукописи XVII в. В ней упомянуто более ста специальных инструментов, использовавшихся в Поморье и неизвестных на остальной территории российского государства. Этот на первый взгляд малозначительный факт свидетельствует о том, что развитие солеваренного дела на Севере к тому времени достигло высочайшего для России уровня. При этом процесс выварки соли был сложен и требовал терпения и сосредоточенности.
Вываркой соли руководил опытный варничный мастер, или повар, которому помогали подварок и несколько рабочих. Повар сам затапливал печь, кладя дрова к устью печи кучкой, а подварок в это время «напущал» в чрен (котел для выварки) рассол. Доведя рассол в чрене до кипения, солевар уже не мог отойти от него в течение всей варки, которая иногда продолжалась до полутора суток. Варничный мастер внимательно следил за тем, как шел «кипеж» рассола, высматривая момент, когда в нем начнет «родиться» соль. Особенно тщательно участники варки следили за жаром в печи. Ни в коем случае нельзя было допустить пригорания соли и образования соляной корки на поверхности чрена, так как в противном случае железное днище могло прогореть насквозь. 
При появлении первых кристаллов соли в чрен добавляли свежую порцию рассола и так поступали несколько раз, пока не получался густой «засол». Чем крепче был первоначальный рассол, тем меньше требовалось добавок, и тем короче была «варя». Когда соляной раствор загустевал, кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно чрена. Это служило сигналом к тому, чтобы уменьшать жар в печи и постепенно гасить огонь.
По окончании варки рабочие сгребали соль лопатами к бортам чрена и выбрасывали её на полати – деревянный помост. На полатях соль сушили, а затем ссыпали в мешки... Такой способ получения соли с небольшими изменениями просуществовал почти до конца XIX в. А слова «варя», «повар» легли в основу названия современной соли – «поваренная»... 
Сегодня мало известен тот факт, что поморская соль была «чёрной». Черную соль запекали на хлебной основе, с добавлением перетертых ржаных зерен и с морскими водорослями. Эта соль имела вид ржаной буханки, и при прокаливании приобретала чёрный цвет. Соль доставалась большим трудом, ценилась высоко и приносила огромный доход. От одной «вари» менее чем за двое суток опытный солевар получал около 200 пудов «белого золота». Учитывая, что в 1662 г. пуд соли продавался на серебряные деньги – рубль, два алтына и четыре деньги, можно без труда понять, откуда появились громадные состояния поморских солепромышленников того времени и сколько зарабатывали на торговле солью монастыри. 
Например, Соловецкий монастырь должен был зарабатывать на продаже соли не менее 100 тысяч рублей за летний сезон! Для сравнения: средний заработок ремесленника в городе составлял 1 рубль в месяц, а дом в городе можно было снять за 3 рубля в год. Почти три столетия беломорской солью торговали на всём протяжении Северной Двины, в Вологде, Костроме. В XV-XVI вв. беломорская соль продавалась в Твери, Ростове, Угличе, Кимрах, Торжке и других городах Руси.
На внешнем рынке соль продавалась наряду с мехами, кожей, мёдом, воском и другими товарами. Между тем, русское правительство не поощряло вывоз соли за границу, потому что добываемой на российских промыслах соли не хватало. Нередко её ввозили из Англии через Архангельск. 
В 1631 г. вышла в свет строгая царская грамота о запрещении продавать и вывозить соль за рубеж. «…Хто учнет соль за рубеж продавать, а про то сыщетца или ково с продажной солью поймают, и тем людям за то воровство быть казненым смертью однолично без всякие пощады, где хто соль продавал за рубеж, или ково где с солью поймают, и тех людей в тех местах велим и повесить». 
Соль ценили, она была предметом государственной торговли, из-за неё возникали войны и народные волнения. На Руси в XVI в. ввели единый налог на соль – по две гривны с пуда, что было равноценно двойному подорожанию, и весной 1648 г. вспыхнул соляной бунт в Москве. Солеварение на Руси имело и отрицательную сторону. Для выварки 10-15 пудов соли нужно было истратить одну кубическую сажень дров – а это почти 10 кубометров! Что бы представить размеры ущерба русским лесам, можно привести такой пример: солеварение на острове Анзер (Соловецкий архипелаг) началось в конце XV в., а закончилось к середине XVI в. За это время на острове площадью около 24 кв. км был вырублен весь лес. 
(11,12,13,14 слайды из презентации).

Недостаток отечественной соли компенсировался ее импортом. Ввоз соли осуществлялся через Архангельск, крупнейший морской порт России. Соль всегда ввозилась в Россию. Не смотря на то, что Россия занимает первое место в мире по богатству и разнообразию месторождений минеральных солей, это до сих пор не избавляет её от импорта этого продукта. (15,16 слайды из презентации).

С солью в русском языке связано много метких выражений и особых примет: уйти ни с чем – "уйти не солоно хлебавши", чтобы лучше узнать человека - "пуд соли надо вместе съесть". Рассыпать соль – к ссоре (учитывая ее дороговизну несколько веков назад, такой проступок трудно себе представить без скандала). До сих пор дорогих гостей в России встречают по старинному обычаю: торжественно подносят хлеб и обязательно соль, символы славянского гостеприимства и радушия. (17 слайд из презентации).

1 учитель (учитель химии)

Много морской воды утекло с тех далеких времен, но своей актуальности добыча поваренной соли не потеряла. Сегодня нам предстоит побывать в роли современных поморов, вооруженных информационными технологиями, новейшим лабораторным оборудованием, и выделить из морской воды соль.

Вопрос ученикам: Кто знает, какова соленость Белого моря? (в среднем 24-27 промилле, то есть 24-27 граммов соли можно выделить из 1 кг морской воды).

Вопрос ученикам: Кто из вас знает, какие вещества, помимо хлорида натрия, есть в морской воде? В водах белого моря содержатся соли магния, калия, йод, бром. В небольших количествах есть золото, серебро.

Прежде чем приступать к эксперименту, вспомним правила техники безопасности.

Техника безопасности. (18,19,20,21,22 слайды из презентации).).

Теперь познакомимся с инструкцией по проведению нашей практической работы.

Просмотр инструкции по ТБ.

http://fcior.edu.ru/card/12532/laboratornaya-rabota-ochistka-povarennoy-soli-ot-primesey.html

Сделаем небольшую физминутку. 1 Варианты забирают лабораторные ящики со стола учител. Вторые варианты забирают лабораторные штативы. (5-6 минут инструкция + 10 минут опыт).

Приступаем к эксперименту, результаты записываем в общем лабораторном журнале. (5 минут).

Какое оборудование мы использовали? Какие методы применили для выделения поваренной соли из водного раствора? Что узнали о поморских традициях солеварения?

Рефлексия: снизу у смайликов отметьте, с каким настроением вы завершаете урок.

2 учитель (учитель обществознания)

Целебные свойства морской воды использовались еще Гиппократом для лечения множества заболеваний. Платон – древнегреческий философ, был абсолютно уверен в том, что с помощью морских ванн можно излечить и душевный, и физический недуг. В морской воде есть все минералы и микроэлементы, необходимые человеку. Купание в Белом море полезно людям, имеющим проблемы с опорно-двигательной, нервной системой. Поваренная соль, которую мы смогли сегодня выделить из морской воды, всегда была на столе у поморов, гостеприимного и доброжелательного северного народа.

Ведь не зря на Руси говорили, что без соли и стол кривой, а от хлеба-соли никогда не отказываются, тем более от той, что выделена своими руками. Урок завершен, всем спасибо.







Источники информации.

  1. Бакс К. Богатства земных недр. – М.: Прогресс, 1986. 

  2. Канкрин Ф.Л. Первые основания горных и соляных производств. В 10 т. – СПб. АН, 1785-1791. 

  3. Немков Г.И. Предисловие к книге К. Бакса «Богатства земных недр». – М.: Прогресс, 1986. – С. 5-30.

  4. Скробов А.А. Соляные источники севера европейской части СССР // Соляные ресурсы СССР. Т. 1. Соляные месторождения Европейской части СССР. – М.-Л.: АН СССР, 1945. – С. 87-102. 

Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

http://fcior.edu.ru/card/12532/laboratornaya-rabota-ochistka-povarennoy-soli-ot-primesey.html

http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2014/10/_pptx_13394.pptx

http://www.inguide.ru/data/library/sollabyrinth/sol.php



Очистка загрязненной поваренной соли
  • Химия
Описание:

Дидактические цели: создание условий для полноценного усвоения нового материала с помощью проблемного обучения, цифровых образовательных ресурсов, принципов развивающего обучения.

Образовательные цели: развитие представлений о смесях, способах разделении смесей, фильтрах, фильтровании, выпаривании.

Развивающие цели: развитие познавательного интереса к химическому эксперименту, истории родного края, формирование научного мировоззрения.

Воспитательные цели: формирование чувства патриотизма (гордости за деятельность древних поморов), формирование  интереса к интеллектуальной и практической деятельности.

 

Тип урока: бинарный комбинированный урок (химия и обществознание).

Автор Некрасова Светлана Марьяновна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 2174
Номер материала 19761
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓