Главная / Русский язык и литература / Очерк "Размышление после уроков"

Очерк "Размышление после уроков"

Рефлексия об использовании одного модуля образовательной программы при планировании серии уроков


Опыт – самый лучший наставник.

Публий Овидий Назон,

римский поэт


Порой надо умолкнуть,

чтобы тебя выслушали.
Е. Лец


В практике каждого учителя существует определённый набор методов и приёмов, которые осознаются «своими», т.к. наиболее употребляемы в процессе обучения, очевидно, в силу того, что в какой-то определённый момент педагогической деятельности именно эти методы и приёмы обеспечивали хороший результат в обучении. Часто учитель считает, что определённый опыт позволяет использовать известные технологии как постоянный «инструмент» при обучении, т.е. если прибегнуть к ассоциациям, то это выглядит как, например, хирург использует один и тот же скальпель, проверив его надёжность не один раз. Что в этом плохого? Начавшаяся в нашей школе практика внедрения новых подходов в обучении показала, что учитель, в отличие от хирурга, не должен пользоваться одним «скальпелем», т.е. привычными методами и приёмами.

Процесс обучения школьников зависит от стремительно меняющейся среды и техногенных достижений человечества – и обучать так, как «вчера», означает обучать с отставанием. После проведённого педсовета 08.01.2014г., на котором были тщательно проанализированы результаты обучения за первое полугодие и выявлены несоответствия между способностями учащихся и качеством обучения, стало ясно, что необходимость новых подходов в обучении назрела и в нашей школе.

Первый этап преобразований – внедрение одного модуля при планировании серии уроков Lesson Study. Я распределена в группу лингвистов (преподавание английского и русского языков), в составе которой оказались как опытные, так и молодые учителя, где я единственная пенсионерка. Нам предстояло разработать серию уроков по модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». На первом заседании группы мы рапределили обязанности каждого, определили в каких классах мы будем проводить Lesson Study. Первый урок проводили учитель русского языка Эльмира Кенесовна и учитель английского языка Айгерим Анарбековна. Группа пришла к единому мнению в том, что уроки будут бинарными и интегрированными(английский и русский язык). Почему? Во-первых, потому что программный материал по предмету позволял обучать параллельно: степени сравнения прилагательных в английском языке и в русском языке. Во-вторых, самим учителям захотелось попробовать такой урок, который вне эксперимента проводится далеко не часто, а результативность его в обучении предполагается выше обычного: мы ожидали, что такая форма работы активизирует процесс учения. И в-третьих, сама идея модуля (Новые подходы в преподавании и обучении языкам) в такой форме урока представлялась наиболее эффективно реализованной. Чего мы ожидали от своего первого урока? Мы ожидали, что на этом уроке ученики научатся образовывать сравнительную степень прилагательных и на русском, и на английском языке, что они научатся находить прилагательные в сравнительной степени в текстах, и самое главное наше ожидание заключалось в том, что ученики научатся сопоставлять лингвистические категории двух языков. Кроме того, мы предполагали, что учащиеся категории «В» и «С» на этом уроке будут включены в активное учение, а ученики категории «А» возьмут на себя роль организаторов в групповой работе. Не все наши ожидания оправдались на первом уроке.

Lesson Study позволил нам увидеть, что на каждом этапе урока были моменты, когда кто-нибудь из учеников всё-таки не был вовлечён в активное учение. Так, например, при составлении таблицы, в то время, как один чертил её, другой пытался тут же заполнять, остальные просто наблюдали или смотрели по сторонам. Этот факт побудил меня сделать предложение на обсуждении урока дать готовые шаблоны таблицы для заполнения: время будет использоваться эффективнее и заполнять таблицу можно будет сразу нескольким учащимся, рапределив её на секторы. Итог урока(проверочная работа) также показал, что не все научились на уроке тому, чего мы ожидали. Что же произошло? Какова причина, по которой несколько учащихся не обучились всему, что было запланировано? Одной из ошибок было то, что урок вёлся на русском языке в классе с казахским языком обучения: хотя все дети хорошо говорят по-русски, мыслят они всё-таки на казахском языке. Вспоминаю свои ощущения на этом уроке: моя обязанность была в том, чтобы наблюдать процесс учения категории «В», но я по старой привычке пыталась прослеживать общую картину урока и деятельность учителей(их двое!), поэтому «мой» ученик периодически «выпадал» из поля зрения – этот факт дал мне убедительное доказательство того, что учитель, ведущий урок, также постоянно выпускает из поля зрения многих учащихся. В это время я подумала о том, что только хорошо организованная деятельность самих учащихся может обеспечить качественное учение, и даже самый эрудированный учитель не сможет этого сделать, если будет предоставлять ученикам только слушать и воспроизводить услышанное. Не все дети могут сосредоточить своё внимание на том, о чём говорит учитель. – именно по этой причине некоторые ученики отвлекались в тот момент, когда объясняли учителя. Для себя я отметила следующие минусы и плюсы урока:

положительное

отрицательное

  1. Учащиеся были вовлечены в групповую учебную деятельность

  1. Время групповой деятельности использовалось не рационально

  1. Учащиеся различных категорий были вовлечены в процесс учения

  1. Учащиеся различных категорий были вовлечены в процесс учения не на всех этапах урока

  1. Учащиеся в процессе обучения самостоятельно добывали знания, решая проблему

  1. Не все учащиеся были задействованы при самостоятельной деятельности

  1. Урок проводился на двух языках: английском и русском

  1. Не учтено то, что класс обучается на казахском языке

  1. Учащимся предоставлена возможность интеллектуального развития: задания на сопоставление, проблематизация

  1. Не предоставлена возможность обучения способам действий, не даны алгоритмы и критерии оценивания

  1. На уроке используются мультимедийные средства активизации деятельности учащихся

  1. Мультимедийная демонстрация заняла неоправданно много времени.


  1. Много времени на уроке занимает объяснение двух учителей


  1. Нечётко была сформулирована цель урока для учащихся


  1. При подведении итогов урока не было чёткого определения достижений учащихся на уроке(достижения цели)


  1. Время урока было распределено нерационально: деление на группы заняло много времени


Что же необходимо изменить, чтобы процесс учения и обучения на следующем уроке был эффективнее? Какие новые подходы надо реализовать? При планировании следующего урока я внесла предложение о том, что два учителя должны быть именно организаторами деятельности учащихся на уроке, руководителями процесса учения. Форму учения мы оставили прежнюю – групповую, но теперь учителя ничего не объясняли, а лишь провели инструктаж по работе в группе. Учащимся был дан алгоритм действий и критерии оценивания результатов этих действий. Были продуманы вопросы к учащимся для того чтобы подвести их к самостоятельной формулировке темы урока и постановки целей учения. Также были предусмотрены способы рационального распределения времени урока. Второй урок проводили Акмарал Бакытжановна и Светлана Асымовна. На этом уроке я уже смогла сосредоточить внимание именно на «своём» ученике – категории «В». От этого учащегося мы ожидали активного включения в групповую деятельность, участия в обсуждении и решении проблемы, а в конце урока демонстрации умения образовывать степени прилагательных и находить их в тексте. Оправдались ли наши ожидания? И да, и нет. Учащийся действительно был вовлечён в активную деятельность, участвовал в обсуждении и заполнении таблицы, но при ответах инициатива переходила к учащемуся категории «А», поэтому ученик категории «В» не имел возможности самореализоваться в полной мере. Думаю, что для исправления этого недочёта необходимы уровневые задания. Именно это я и предложила при обсуждении урока в группе и планировании следующего урока этой серии. Дети этого возраста ещё не умеют отдавать «право голоса» по собственной инициативе, поэтому необходимо либо составлять индивидуальные уровневые задания, либо продумывать правила дидактической игры с учётом предоставления возможности высказаться каждому члену группы. Кроме того, мультимедийные средства обучения решили использовать по-другому: вместо демонстрации предметов для определения их признаков был подготовлен короткий дидактический мультфильм как закрепляющий вывод по теме урока. Мы также постарались учесть пожелания самих учащихся, выявленных в ходе интервью после урока, а именно: при взаимопроверке и оценивании достижений руководствоваться критериями, о которых группы информируются заранее, составить индивидуальные задания.

К сожалению, на последующих уроках этой серии я не смогла присутствовать. Чему же я научилась на тех Lesson Study, которые посетила? Во-первых, я поняла, что Lesson Study не ограничивается посещением открытых уроков – это процесс, который включает в себя не только исследование урока, но что не менее важно, - «послеурочное» размышление, обсуждение и постоянное, непрерывное, совершенствование урока. Именно эти размышления привели меня к выводу о том, что каков бы ни был твой личный опыт практики обучения, ты никогда не увидишь тех важных мелочей, которые открываются на Lesson Study: например, того, что даже в групповой работе некоторые учащиеся могут быть не вовлечены в познавательную деятельность, что эффективное диалоговое обучение не всегда удаётся организовать даже в сильных классах, что мультимедийные средства не всегда эффективны и т.п. Во-вторых, я более глубоко поняла, что «порой надо умолкнуть, чтобы тебя выслушали», т.е. учитель должен уметь так молчать на уроке, чтобы заговорили ученики - так организовать процесс обучения, чтобы учение стало потребностью ученика. Создать условия на уроке для самореализации учащихся через предмет, который ты преподаёшь, - самая первостепенная задача учителя, и чтобы её выполнить, надо постоянно исследовать практику обучения и учения, исследовать, чтобы совершенствовать. И вот ещё о чём я подумала: пожалуй, не было каких-то новых технологий, методов и приёмов, которых бы я не использовала раньше в своей практике, но почему же Lesson Study заставил меня задуматься о том, что как-то по-другому весь этот мой опыт надо реализовывать? Lesson Study стал моим новым опытом, а «опыт – самый лучший наставник»./Публий Овидий Назон/















Очерк "Размышление после уроков"
  • Русский язык и литература
Описание:

        Данный материал представляет собой рефлексивное размышление после планирования и проведения серии уроков русского  языка, на которых внедрялся модуль образовательной программы.

       Участие в планировании  и посещение серии уроков послужило ряду выводов о том, что даже опытный педагог не может без специального исследования урока учесть всех условий  при обучении и предусмотреть все необходимые  в образовательном процессе методы и приёмы создания условий для учебной деяельности каждого учащегося в классе. 

Автор Локтева Надежда Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 418
Номер материала 34673
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓