Главная / Начальные классы / Оценка личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода.

Оценка личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода.

Оценка личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода.



К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

Составление портфолио наиболее актуально в средней и основной школе.

Имеет ли право на существование портфолио в начальной школе?

В какой форме оно может быть представлено? 1слайд.



Цель составления портфолио ученика начальной школы

Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка 2 слайд.

Задачи

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.



Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный, я идеальный»).

Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.3 слайд

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Рассмотрим более подробно одну из составляющих итоговой оценки обучающего— накопленную оценку. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио обучающегося, понимаемое как коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Опыт использования Портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять

возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно_познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии — фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

по физкультуре — видео изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор

воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому Портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав Портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

Практически все составляющие Портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.

При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:

«зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

«хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5 ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования Портфолио и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения.

2.3 Структура и содержание Портфолио младшего школьника (из опыта работы)

В 2011 году мои ученики пришли в первый класс. При выборе методической темы остановилась на оценке личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода. На родительском собрании мы определили круг задач учебно-воспитательного процесса в классе, которые будем решать сообща.Родители были ознакомлены с Требованиями к уровню усвоению знаний детей. Портфолио обучающегося ведётся с 1 класса. В фильм «Одноклассники» вошел материал проведенных Дней открытых дверей: открытые уроки, праздники, конкурсы, родительские собрания, семейные спортивные состязания, интервью детей.

По итогам работы в 3 классе мы создали коллективный проект «Друзья, прекрасен наш союз» и представили его мультимедийной презентацией (прилагается).

Цель создания Портфолио:

1.Портфолио – портфель образовательных достижений школьников. 2.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. 3.Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других сферах

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

формировать умение учиться - ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность;

расширять возможность обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

Содержание Портфолио

1 раздел. Мои успехи в учебной деятельности

2 раздел. Общественно – полезная деятельность

3 раздел. Мои награды

4 раздел. Отзывы и рекомендации

Титульный лист

Фотографии



Грамоты

Дипломы

Благодарности и другое

Отзывы и рекомендации классного руководителя, учителей-предметников,

III Заключение

Подводя итог, отметим, что новым направлением в системе оценивания является следующее:

1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования

Ориентация оценки на деятельностный подход.

Комплексный подход к оценке результатов образования.

Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.

В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:

Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.



Оценка личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода.
  • Начальные классы
Описание:

Оценка личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода.

 

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

Составление портфолио наиболее актуально в средней и основной школе.

Имеет ли право на существование портфолио в начальной школе?

В какой форме оно может быть представлено?  1слайд.

 

Цель составления портфолио ученика начальной школы

Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка 2 слайд.

Задачи

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка.

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.

Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста.

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности.

 

Приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный, я идеальный»).

Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.3 слайд

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Рассмотрим более подробно одну из составляющих итоговой оценки обучающего— накопленную оценку. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио обучающегося, понимаемое как коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Опыт использования Портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных  индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда  важных педагогических задач, позволяющее:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять

возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

В Портфолио учеников начальной школы, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей Портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Примерами такого рода работ могут быть:

• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно_познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

• по технологии — фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;   

• по физкультуре — видео изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

  Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в  роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор

воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

 Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.

Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе, поэтому Портфолио должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав Портфолио; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.

При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно спроецировав их предварительно на данный этап обучения.

Практически все составляющие Портфолио в настоящее время в силу неразработанности инструментария могут быть оценены только качественно.

При их оценке целесообразно основываться на описанных выше особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником с оценками типа:

• «зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

• «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5 ти балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно» («зачет»).

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:

1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования Портфолио и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопительную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения.

    2.3 Структура и содержание Портфолио младшего школьника (из опыта работы)   

 В 2011 году мои ученики пришли в первый класс. При выборе методической темы остановилась на оценке личностных результатов обучающихся в условиях деятельного подхода. На родительском собрании мы определили  круг задач учебно-воспитательного процесса в классе, которые будем решать сообща.Родители были ознакомлены с Требованиями к уровню усвоению знаний детей. Портфолио обучающегося ведётся с 1 класса. В фильм «Одноклассники» вошел материал проведенных  Дней открытых дверей: открытые уроки, праздники, конкурсы, родительские собрания, семейные спортивные состязания, интервью детей.

По итогам работы в 3 классе мы создали коллективный проект «Друзья, прекрасен наш союз» и представили его мультимедийной презентацией (прилагается).

          Цель создания Портфолио:

1.Портфолио – портфель образовательных достижений школьников. 2.Портфолио дополняет традиционные  контрольно-оценочные средства. 3.Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других сферах

Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:

формировать умение учиться - ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность;

расширять возможность обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной)  деятельности  учащихся;

 Содержание Портфолио

1 раздел.  Мои успехи в учебной деятельности

2 раздел.  Общественно – полезная  деятельность

3 раздел.  Мои награды

4 раздел. Отзывы и рекомендации

Титульный лист

Фотографии

                                    

 

Грамоты

Дипломы

Благодарности и другое

Отзывы и рекомендации  классного руководителя, учителей-предметников,

III Заключение

Подводя итог, отметим, что  новым направлением в системе оценивания является следующее:

1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.

Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования

Ориентация оценки на деятельностный подход.

Комплексный подход к оценке результатов образования.

Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.

В  итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:

Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.

 

 

Автор Щёголева Елена Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1140
Номер материала 16562
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓