19.01.2016
г.
ЕМД:
Внедрение в педагогическую практику методов, технологий и инструментария оценки
учебных достижений обучающихся.
-
Оценивание личностных и учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС
НОО (Из опыта работы).
Качество образования - комплексная
характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия ФГОС.
Важнейшей задачей инноваций в
российском образовании является совершенствование контроля за результатами
обучения и управление его качеством.
С
введением Федерального образовательного стандарта:
·
меняется
характер контроля – это комплексная оценка учебных и внеучебных достижений
учащихся;
·
расширяется
спектр форм оценки;
·
оценочный
инструментарий – использование стандартизированных и нестандартизированных
методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимоценки);
·
меняется
сам принцип оценки – к отметке методом сложения достижений учащегося.
В соответствии с Концепцией
Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) система оценивания
строится на основе следующих общих принципов:
·
Оценивание
является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в
образовательную практику:
·
Оценивание
может быть только критериальным. Критерии оценивания и алгоритм выставления
отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
·
Система
оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Комплексный
подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений
обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным
и предметным:
Предметные
результаты образовательной деятельности - конкретные элементы
социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт
творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного
предмета.
Метапредметные
результаты образовательной деятельности - способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в
реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких
или всех учебных предметов.
Личностные
результаты образовательной деятельности - система ценностных
отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в
образовательном процессе.
Основным
объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени основного общего образования выступают планируемые
результаты обучения - система ведущих целевых установок и ожидаемых
результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Требования
к результатам и систему оценивания в соответствии с ФГОС:
·
объективность,
достоверность, полнота и системность информации;
·
реалистичность
требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их
социальной и личностной значимости;
·
открытость,
прозрачность процедур оценивания;
·
прогностичность
полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые
·
результаты;
·
доступность
информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных
групп потребителей;
·
соблюдение
морально-этических норм при проведении процедур оценивания.
Виды контроля:
Нормативный
(«дофгосовский») подход
|
«Фгосовский» подход
|
Текущий контроль
осуществляется в повседневной работе с целью
проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях
учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения
учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех
этапах обучения.
Тематический контроль
осуществляется
периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью
систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на
повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям -
устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится
в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании
обучения в начальной.
|
+ Предварительный контроль
направлен на выявление знаний, умений и
навыков обучающихся, значимых для дальнейшего
обучения по предмету.
|
Формы и методы
контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
В рамках реализации ФГОС НОО новые
формы, средства и методы контроля призваны обеспечить комплексную оценку образовательных
результатов, включая предметные, метапредметные и личностные результаты обучения
для оказания педагогической поддержки обучающихся.
К текущей аттестации
кроме различных видов проверочных работ (как письменных, так и
устных), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня
усвоения учебного материала: контрольные работы, срезовые и т.д. добавляются диагностические
контрольные работы, предметного и метапредметного характера по предметам учебного
плана.
Промежуточная
аттестация: результаты промежуточной аттестации
(накопленные оценки), отражающие динамику их индивидуальных образовательных
достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения
программы.
Итоговая
аттестация: результаты итоговых работ (оценки за
стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных
формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени
общего образования.
Проверка
результатов ведется при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку, по
математике, и комплексная работа на межпредметной основе.
А также, по новым образовательным
стандартам, одной из форм аттестации является защита
проектной и исследовательской работы.
Учет личностных достижений
учащихся:
Модели и формы учета личностных достижений учащихся разрабатываются ОО:
портфолио, «дневник достижений» и др.
·
Портфолио –
оптимальный способ организации накопительной системы оценки. Материалы
портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при
проведении аттестации или аккредитации.
·
Обязательной
составляющей портфолио являются:
1) материалы стартовой
диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по
отдельным предметам.
2) Систематизированные материалы
наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом
овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и
другие непосредственные участники образовательного процесса.
3) Материалы, характеризующие достижения
учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Таким образом, новые стандарты
ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и
результатов.
В систему контроля и оценивания
внесены значительные изменения. В качестве приоритетных задач выделены
следующие: существенное расширение объектов контрольно-оценочной
деятельности учителя, усиление внимания к оцениванию индивидуального прогресса
каждого ученика.
Основной задачей
и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума
содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым
учебным материалом. При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную
особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и
нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.