Главная / Математика / Обучение талантливых и одарённых учеников

Обучение талантливых и одарённых учеников

Осипова Лариса Геннадиевна Портфолио учителя Отчёт А

Группа № 5 3-го уровня

Город Алматы 00.11.2013 год



Рефлексивный отчёт об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков- показывает обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серии уроков.

«Учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одарённых учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования». (Руководство для учителя стр. 177). Я выбрала для глубокого изучения модуль Программы «Обучение талантливых и одарённых учеников», чтобы в своей практике на уроках в школе внедрить идеи данного модуля. Я считаю, что выявить и соответствующим образом обучить талантливых и одарённых учеников важно для будущего нашей страны. Так как талантливые и одарённые люди способны продвигать науку на более высокий современный уровень.

Я ожидаю, что в результате реализации идей модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников», на моих уроках, повысится мотивация учеников, расширятся их возможности для активного обучения и ученики увидят связь математики с реальной жизнью.

Я проанализировала литературу относительно идей данного модуля и на серии четырёх последовательных уроков применила приёмы усложнения и расширения математических заданий, исследовательские задачи с элементом не предопределённого решения, задания на связь предмета с реальной жизнью в практических работах, опережающие домашние задания на создание презентации, задания на развитие критического мышления более высокого уровня при составлении вопросов, творческие задания придумать сказку и сложные вопросы.

Учила детей работать в команде и брать на себя роль лидера при выполнении заданий. Талантливые и одарённые дети на уроках были консультантами, в разных группах, они чётко и точно записывали баллы в оценочные листы следуя критериям. Дети проявили лидерские способности, когда координировали работу в своих группах при составлении вопросов и во время беседы по вопросам, при выполнении практических работ. «Обучающиеся работали более эффективно в тех группах, где они чувствовали себя комфортно и более уверенно в решении математических задач в контексте, предполагающем совместную работу и конструктивную беседу». (Руководство для учителя стр.180).



hello_html_m259fd809.jpgЯ применила приём «Корзинка знаний», на моём первом уроке, с целью актуализации знаний учащихся. Несколько учащихся не просто перечислили, но и установили логическую цепочку усложнения и расширения понятий темы урока, то есть показали умение критически мыслить на более высоком уровне.

hello_html_5e5b9a9c.jpgПосле просмотра презентации новой темы «Угол» способные ученики сумели сформулировать цель урока, показали навыки мышления высшего порядка. После изучения новой темы по тексту из учебника, я предложила учащимся игру «Толстой и тонкий вопросы». Данный приём из технологии критического мышления я использовала для организации взаимоопроса. Я предложила детям составить и записать в тетрадях по два «простых и сложных» вопроса по тексту из учебника. Вопросы в основном у всех детей класса получились «простые» и только несколько детей Женя, Ильяр и Тимур составили «сложные» вопросы: Объясни, почему при записи угла вершину пишут в середине, приведи примеры. В чём разница обозначения при записи угла АОВ и ВОА? Женя один из первых составил вопросы, задавал их и корректировал ответы других сам отвечал полными и развёрнутыми ответами с примерами. Мне стало понятно, что уровень мышления учеников резко отличается и что высокий уровень мышления всего у нескольких учащихся класса: Жени, Тимура, Елисея, Ильяра.

hello_html_m2a83befe.jpgЧтобы выявить талантливых учеников я в домашние задания включала вопросы на развитие мышления учащихся, творчество. В ходе проверки домашних заданий слушая вопросы детей и ответы на них, я поняла, что в классе есть ученики творчески мыслящие, так как несколько учеников составили вопросы на сравнение и понимание способов обозначения углов, придумали сказки, сделали свои презентации. Примером может служить задание ко второму уроку придумать сказку путешествие угла. Несколько учеников класса придумали и записали сказки в своих тетрадях, а Ильяр одарённый ученик не только придумал, но и сделал презентацию своей сказки и выступал на уроке комментируя презентацию.

Включала вопросы в тесты с целью формирования у учащихся мышления более высокого порядка в отношении ключевых понятий по теме урока: на применение, классификацию, сравнение, анализ. В результате самопроверки выяснилось, что на все вопросы ответил только один ученик Женя, допустили одну ошибку четыре ребёнка на сравнение и анализ Тимур, Ильяр, Саша, Елисей. Я поняла, что способные учащиеся класса усвоили тему урока на уровне сравнения, анализа и применения.

На моих уроках я включала задания для работы учащихся в парах для обмена идеями. На примере третьего урока я анализирую влияние беседы в парах на развитие критического мышления учеников. Работа в парах была предложена детям после просмотра презентации ученицы класса, как опережающего задания и моей презентацией знакомства с транспортиром, градусом и алгоритмами измерения и построения углов.

Посмотрев презентацию было предложено детям ответить на несколько взаимосвязанных вопросов, что предусматривало рассказ о теме урока, вопросы были планом рассказа, что могло служить развитию творчества учеников. Пары детей были сформированы в начале урока во время деления на группы, то есть дети могли выбрать пару из трёх случайно отобранных учеников. Для беседы я составила следующие вопросы по новой теме: В каких единицах градуируется транспортир? Сколько градусов содержит развёрнутый и прямой углы? В каких пределах измеряются острый и тупой углы? Как получить полный угол? Наблюдая за беседой детей в парах я заметила, что в нескольких парах говорит в основном кто то один, а другой слушает, в других парах бурно обсуждают оба, перебивая друг друга, а ещё три пары быстро нашли общий ответ и тянули руки, желая немедленно высказаться.

hello_html_85ab106.jpgНачали слушать ответы самых нетерпеливых пар, оказалось, что не обдумав и поспешив с ответом они допустили ошибки в своих рассуждениях по поводу пределов измерения острых, тупых и полного углов. Другие дополняли их ответы, третьи дополняли следующие ответы и некоторые моменты уточняли от какого и до какого предела измеряем углы. Практически все желали высказаться, так как дети понемногу стали понимать, что можно говорить не стали бояться. Значит детям легко было отвечать на первый и второй вопросы, предусматривающие однозначные ответы и на третий и четвёртой вопросы на сравнение и сложно анализировать, синтезировать, обобщать, описывать ход действий увиденных примеров на измерение и построение углов. Дети смогли посмотреть на проблему с разных сторон и увидеть различные взгляды и мнения. «Барнс (1976) и Мерсер (2000) утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило, используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами ученики думают вместе. При вовлечении в исследовательскую беседу ученики размышляют вслух: выдвигают гипотезы и рассуждают» (Руководство для учителя стр.146).

Среди всех видов заданий более сложным для учеников оказалось составить алгоритм измерения и построения углов. Только в одной группе получился алгоритм наиболее приближенный к правильному ответу. После изучения текста по учебнику и повторного обсуждения несколько человек совместно в группе сумели точно описать алгоритм измерения углов и при написании алгоритма построения углов только Елисей, Тимур и Женя догадались как пользуясь текстом учебника его составить.

Я поняла, что использованная стратегия усложнения заданий даёт возможность детям расширить свои умения, углубить, уточнить и конкретизировать свои ответы, глубже понять смысл изучаемого вопроса. Ученики свободнее высказывали свои мнения и идеи, были увереннее в своих действиях, точнее выражали мысли. Уровень ответов и их количество после повторного обсуждения увеличился и уточнился. Виды и уровни ответов отличались от тех, которые обычно наблюдались на уроках без группового обсуждения. «Обучающиеся работали более эффективно в тех группах, где они чувствовали себя комфортно и более уверенно в решении математических задач в контексте, предполагающем совместную работу и конструктивную беседу (Seal. 2006)» (Руководство для учителя стр. 180) Прослушивание ответов других учеников скорректировало собственные идеи и мнения многих детей. Дети продемонстрировали наличие критического мышления каждый на своём определённом уровне. Ответы стали более обоснованными, точными, разнообразными и творческими.

Судя по вопросам, составленным учениками и ответам на них, уровень мышления у всех разный, но не смотря на это дети говорили и видно было были довольны возможностью высказаться. Приёмы, которые я использовала на уроке дали возможность всем ученикам класса проявить свои возможности. Во время записи вопросов я наблюдала за учениками. Женя мальчик с высокими математическими способностями, но с ужасным почерком вперёд всех написал свои вопросы и пытался вовлечь в разговор по вопросам рядом сидящих с ним в группе ребят. «Ученики могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах: артистические, спортивные, музыкальные, математические и другие таланты. При этом они могут быть одарёнными в одной сфере и испытывать трудности в другой; могут быть чрезвычайно способными на одной стадии развития, но не проявлять способностей на более поздних стадиях. (Руководство для учителя стр.177).

hello_html_6286c46.jpghello_html_28e1f0bc.jpgК третьему уроку мною было дано опережающее задание приготовить презентацию по новой теме о транспортире. Тимур мальчик с математическими способностями сделал презентацию и девочка Лена творческая личность сделала презентацию, где были включены исторические сведения о возникновении транспортира. Эти творческие и одарённые дети просили меня показать, как делать эффекты для слайдов. Я после урока им показала и на следующий урок они показали свои презентации уже с эффектами и видно были очень довольны и горды за свои работы. «Быть технически грамотным означает умение использовать знание цифровых инструментов+ критическое мышление+ социальная осведомлённость+ социальная вовлечённость в обучение» (Руководство для учителя стр. 173).

Эти же дети работали в группе вместе на третьем уроке и на практической работе, где надо было измерить и записать все углы на транспортире выполнили работу первыми, но я сказала, что задание расширено и надо найти все возможные варианты. У детей между собой возник жаркий спор по поводу измерения углов. Когда я подошла к ним, то оказалось, что они оба правы и количество углов после этого спора удвоилось, только они догадались, что нарисованный транспортир можно двигать, то есть использовать свой транспортир, а также путём сложения и вычитания находить углы между лучами. «Учитель следит за тем, чтобы процесс работы был достаточно сложен и разнообразен с целью удерживания внимания учеников, при этом предоставляя им необходимые навыки и знания для выполнения поставленных задач. Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи(2008) называет «самоцелью» и что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие- стремление и любознательность.» (Руководство для учителя стр.140).

hello_html_4a9194c5.jpgДети с высокими учебными возможностями всегда стремятся к интересным и сложным заданиям, чтобы подумать, найти, что то самим показать другим, это их воодушевляет на новые дела. При решении кроссворда все задумались не приходилось много с теоритическим материалом работать, но всё-таки справились. На следующий день несколько учеников сделали свои кроссворды. У Тимура и Саши кроссворды отличные и суть составления поняли и оформление отличается от других работ и этот кроссворд решили всем классом, вопросы составлены грамотно, к оформлению подошли творчески.

На уроках я применяла вопросы, где требовался развёрнутый, непростой ответ. Вопросы содержались в загадках, в кроссвордах, в заданиях при делении на группы, в практических и домашних работах, при изучении новой темы по тексту из учебника, в задачах, в презентациях, в мини тесте. По результатам этих заданий и в процессе их выполнения я выявляла способных и талантливых учеников. Это дети Тимур, Ильяр, Саша, Елисей, Женя продемонстрировали свои способности к изучению математике. «Далее учителя по результатам практической апробации формируют выводы о возможности использования усложнённых заданий для более широкой группы учеников, которые могут успешно с ними справляться при наличии дополнительной помощи. Эта стратегия помогает в решении отдельных проблем в процессе выявления талантливых и одарённых учеников». (Руководство для учителя стр.180).

На четвёртом уроке я использовала расширение задания игры «цель», что дало равный доступ учащимся вне зависимости от способностей не только построить, разделить угол на части, но и записать все образовавшиеся углы. Группы, где были дети с высокими учебными способностями справились с этими заданиями в полном объёме, творчески. Сложность возникла в том, что другие дети тоже хотели выполнить задание полностью, но не успели и были растроены.

hello_html_5b892f77.jpgНаблюдая за ответами детей я увидела, что каждый раз они становились более точными, чёткими, продуманными, не однозначными, интересными, логически выдержанными, творческими. Желание находить ответы активизировало детей на поиск новой информации, стремление самим найти ответы становится потребностью, фантазировать, предполагать. Наиболее успешные ученики продемонстрировали умения решать проблемы разными способами, умение находить и использовать информацию, стремление к более сложным заданиям. Мышление детей стало развиваться и стремление к самообразованию у многих становиться потребностью. «Ученики, демонстрирующие названные характеристики в процессе своего обучения, нуждаются в иных знаниях, отличающихся от заданий своих сверстников: они должны быть более «стимулирующими» или повышенной сложности». (Руководство для учителя стр.179)

Серия последовательных уроков предоставила мне возможность внедрить идеи Программы в свою практику преподавания. Я поняла, что выявлять и развивать способности детей на уроках одна из основных задач учителя. Среднесрочное планирование помогло мне увидеть и проследить вовлечение в процесс обучения всех учащихся. Важно обсуждать прогресс талантливых и одарённых детей со своими коллегами для совместного планирования работы с ними. Надо изменять задания для включения интеллектуальных задач, планировать совместные задания в группе для талантливых и одарённых учеников. Мне необходимо научиться подбирать задания практической направленности взаимосвязанные с предметами естественнонаучного цикла и связанные с реальной жизнью. Я думаю о создании с талантливыми и одарёнными учениками проектов по математике исследовательского характера и о содействии ученикам в выборе научных, технических и инженерных специальностей. «Информация передаётся, но знание и понимание формируются у самого обучающегося, и преподаватель должен оказать помощь в этом процессе» (Руководство для учителя стр. 138).



8


Обучение талантливых и одарённых учеников
  • Математика
Описание:

«Учителя, как правило, стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников. В отношении талантливых и одарённых учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования». (Руководство для учителя стр. 177). Я выбрала для глубокого изучения модуль Программы «Обучение талантливых и одарённых учеников», чтобы в своей практике на уроках в школе внедрить идеи данного модуля. Я считаю, что выявить и соответствующим образом обучить талантливых и одарённых учеников важно для будущего нашей страны. Так как талантливые и одарённые люди способны продвигать науку на более высокий современный уровень.

Я ожидаю, что в результате реализации идей модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников», на моих уроках, повысится мотивация учеников, расширятся их возможности для активного обучения и ученики увидят связь математики с реальной жизнью.

Я проанализировала литературу относительно идей данного модуля и на серии четырёх последовательных уроков применила приёмы усложнения и    расширения математических заданий, исследовательские задачи с элементом не предопределённого решения, задания на связь предмета с реальной жизнью в практических работах, опережающие домашние задания на создание презентации, задания на развитие критического мышления более высокого уровня при составлении вопросов, творческие задания придумать сказку и сложные вопросы. 

Автор Осипова Лариса Геннадиевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 2666
Номер материала 49457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓