Главная / Русский язык и литература / Обучение сжатому изложению (8-9 классы)

Обучение сжатому изложению (8-9 классы)

Название документа Дидактические материалы для учащихся.docx

Дидактические материалы для учащихся

Упражнения на сжатие текстов

1. Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”. Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)

2. Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний.

(А) 1. На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано четное число бревен - иначе быть несчастью.

2. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечетное количество дверей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. (А.Гостева)

(Б)

    1. В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и, прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет.

    2. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может располагаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева)



3. Обобщите и сократите тексты.

Исходный текст 1

Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, учёные обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.


Исходный текст 2

В XX веке советский учёный О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие её планеты образовались не из раскалённых газов, как предполагают многие учёные, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскалённой газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвёздном пространстве.













Географические названия.

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут.

1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.


2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.


3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.


4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста. Закончите план этого текста.

1) Названия рек - _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________


5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор использует информативную насыщенность, применяя слова высокого стиля («____________» из предложения №6). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.


6. Работа по написанию сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;

  2. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;

  3. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

  4. опустите предложения, которые представляются вам избыточными;

  5. переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций и др.)

Опора для написания сжатого изложения


1.(Запишите главную часть первого предложения.)


________________ ___________________ _______________________


2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .


3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда


сохраняли (что?) __________ .


4.Мы не знаем, почему ________ .5.Может быть, они __________ _____________ _____________ .


6.Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .7.Так или иначе


названия рек сохраняются __________ , переходя от _____________ к ________________










Название документа Методическая разработка урока.doc

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»


Сведения об авторе:

Зайцева Галина Павловна, учитель высшей категории МОУ «Кузьмоловская средняя школа №1»



Название:

разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 8 (9) класса


Краткое описание материала:

Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате ОГЭ.

Ученики 8 (9) класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом


Задачи урока:

Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.

Формирование навыков работы с текстом.


Оборудование: памятки для учащихся, презентация урока, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока

Эпиграф: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…» С.Ожегов


I. Организационный момент урока.


II. Цели и задачи урока.

- Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста.

III. Актуализация знаний. Слово учителя.

При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте ОСНОВНОЕ и СУЩЕСТВЕННОЕ, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.


1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.


2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.


3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.


4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:


- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на

заглавие текста и на подтекст;

- определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение

центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

языковых средств.


Способы сжатия текста:

(РАБОТА С ПАМЯТКОЙ «Способы сокращения текста» и с тренировочными упражнениями)

1) исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;

2) обобщение частной информации, конкретных, единичных явлений;


При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.


- исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

- исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

- исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

- исключение одного или нескольких предложений.


При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста.

К приемам сжатого изложения относятся:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов

предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,

повествующих об одном и том же предмете речи;

З) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Практическая работа с компьютерной поддержкой.

1. Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”. Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант)

Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

В этом тексте можно выделить два тезиса. Подчеркнем их и отметим, какие предложения разъясняют каждый тезис. Текст разделится на две части – два абзаца.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”.

Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги.

Обсудим возможные варианты и запишем в тетрадь один из них:

Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов; Иногда вместо денег налоги

2. Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний.

(А)

  1. На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано четное число бревен - иначе быть не­счастью.

  2. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечетное количество две­рей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. (А.Гостева)

(Б)

    1. В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и, прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет.

    2. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может распола­гаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева)

Ответ (А)

В некоторых странах важную роль при строительстве дома играют четные и нечетные числа - с ними связано представление о счастли­вой или несчастливой жизни, У разных народов связь между числом и судьбой может быть разной. (Б)

У многих народов существует запрет на постройку дома на «нечи­стой» земле. Перед началом строительства нужно обязательно узнать, благоприятно ли выбранное место для человека или нет.

3. Исходный текст 1

Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, учёные обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.


Возможный вариант


Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, учёные предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.


Исходный текст 2

В XX веке советский учёный О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие её планеты образовались не из раскалённых газов, как предполагают многие учёные, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскалённой газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвёздном пространстве.


Возможный вариант

Советский учёный Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскалённой газово-пылевой материи.


V. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложения.


Этапы учебной деятельности


Учебная деятельность

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»


Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.


Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические


VI. Анализ текста.

- Познакомимся с текстом, проанализируем его. (Тема, идея, стиль публицистический, тип речи –рассуждение –после тестовой работы).

Текст.

Географические названия.

(1)Имена рек – старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.

(2)Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, всё время перебирались с места на место, всё время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

(3)Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшееся в малое озерко: вода озера сливалась с могучим потоком, растворяясь в нём без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в её песках, смешиваясь со старым населением. (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для посёлков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

(7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: её имя так же длинно, как она сама; оно течёт вместе с нею через области и страны; поди замени его на всём протяжении его пути! (10)Так или иначе - великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)Они переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они всё живут

Задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.


1. О чём говорится в этом тексте?

а) о страхе древних людей перед богами;

б) о переселении древних людей;

в) о названии рек;

г) о завоевательных войнах древности.


2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов?

а) почти невозможно установить их происхождение;

б) они почти никогда не менялись;

в) многие из них по значению связаны со сменой времён года;

г) в них отражена история древних междоусобиц.


3.Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение №1)?

а) от названия рек происходили названия других географических объектов: гор, хребтов, озёр;

б) названия рек занимают особое, почётное место в ряду других географических названий;

в) названия рек невозможно перевести на другой язык;

г) право называть реки давали наиболее почитаемым представителям древних племён.



4. Найдите опорные слова в каждой части текста и, используя их, составьте план текста.

Закончите план этого текста.

1) Названия рек - _______________________________ .

2) Древние люди боролись за _____________________ .

3) Пришельцы почему-то никогда _________________ .

4) Два предположения о том, почему _______________


Примерный вариант выполнения задания №4.

1) Названия рек - старейшины в мире географических названий.

2) Древние люди боролись за удобные для жизни места.

3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков.

4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.


5.Дополните этот фрагмент примерами из текста.

Автор использует информативную насыщенность, применяя слова высокого стиля («____________» из предложения №6). Слово разговорного стиля («____________» из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.

Примерный вариант выполнения задания №5.

Автор использует информативную насыщенность, применяя слова высокого стиля («благоговейно» из предложения №6). Слово разговорного стиля («поди » из предложения №9) придает тексту интонацию доверительно-непринуждённой беседы.


Тема, идея, стиль публицистический, тип речи – рассуждение


VII. Работа по написанию сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основ­ную, дополнительную и избыточную информацию;

  2. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информа­цию;

  3. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;

  4. опустите предложения, которые представля­ются вам избыточными;

  5. переделайте предложения, обобщая инфор­мацию микротекста. (Если необходимо, объедини­те два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматичес­ких конструкций и др.)

1.(Запишите главную часть первого предложения.)

________________ ___________________ _______________________

2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ .

3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ .

4.Мы не знаем, почему ________ .5.Может быть, они __________ _____________ _____________ . 6.Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

Имена рек – старейшины в мире географических названий.

Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками.

Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек.

Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне, переходя от поколения к поколению.


XI. Итоги урока. - Чему был посвящен наш урок?

- Какие приёмы сжатия текста рассматривали?

XII. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал урока.























Источники материалов, литература:

1. Борисенко Н.А. как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе // русский язык, № 8/2007.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995.

3. Евграфова С.М. секреты изложения // русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

4. Соболева О.В. понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // русский язык, № 23/2007.

5. Хаустова Д.А. разные типы изложений // русский язык, № 3/2006.

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: кНорус, 2007.

7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. как учить работать с книгой. М., 1995. с. 145–200.

8. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // русский язык в школе. 2006. № 6. с. 3–10.

9. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. понимание текста на уроках русского языка и литературы // русский язык. 2007. № 23. с. 23–28.

10. Евграфова Е.М. понимание и воображение // русский язык, № 5/2003. с. 14.

11. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 199

12. Наталья Анатольевна Борисенко, Андрей Георгиевич Нарушевич, Надежда Ароновна Шапиро

Материалы курса «подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой

аттестации по русскому языку в 9 - 11-х классах»: лекции 1–4. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2008. – 76 с.

13. http://festival.1september.ru/articles/578272/

14. http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/burtceva_e._v._98_102_4_106_2011.pdf Е. В. Бурцева

РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Uspen_ImDom/03.php Успенский Л. Имя дома твоего. Очерки по топонимике

16. http://www.philology.ru/linguistics2/ozhegov-74c.htm Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974. - С. 285-291


7


Название документа Обучение сжатому изложению.ppt

Обучение сжатому изложению Высокая культура речи – это умение правильно, точн...
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, ...
Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзац...
Проверим Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Приб...
В старину пряности, особенно перец, ценились наравне с золотом. Иногда перец...
Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний....
Ответ (А) В некоторых странах важную роль при строительстве дома играют чётны...
Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний....
Ответ (Б) У многих народов существует запрет на постройку дома на «нечистой» ...
Обобщите и сократите текст Исходный текст 1 Наблюдая за движением планеты Ура...
Возможный вариант Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, учёные предпол...
Обобщите и сократите текст Исходный текст 2 В XX веке советский учёный О.Шмид...
Возможный вариант Советский учёный Шмидт разработал оригинальную теорию прои...
Текст «Географические названия» 1) Названия рек -_______________ . 2) Древние...
Возможный план 1) Названия рек - старейшины в мире географических названий. 2...
В помощь начинающему 1.(Запишите главную часть первого предложения.) ________...
Проверь себя Имена рек – старейшины в мире географических названий. Древние л...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Обучение сжатому изложению Высокая культура речи – это умение правильно, точно и
Описание слайда:

Обучение сжатому изложению Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка… С.И.Ожегов

№ слайда 2 ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, еди
Описание слайда:

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур

№ слайда 3 Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.
Описание слайда:

Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы. Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”. Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант) Кратко перескажите предложения, не являющиеся тезисами.

№ слайда 4 Проверим Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв
Описание слайда:

Проверим Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней “великое множество пряностей”. Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. Объедините эти предложения в одно, используя синонимическую замену и устранив лексический повтор. Запишите получившееся предложение.

№ слайда 5 В старину пряности, особенно перец, ценились наравне с золотом. Иногда перец ис
Описание слайда:

В старину пряности, особенно перец, ценились наравне с золотом. Иногда перец использовался вместо денег, например, при уплате налогов. Иногда вместо денег перцем платили налоги. Иногда перец заменял деньги: им платили налоги.

№ слайда 6 Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний. (А
Описание слайда:

Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний. (А) На Среднем Востоке следят за тем, чтобы при строительстве дома было использовано чётное число бревен - иначе быть несчастью. В Таиланде, наоборот, в доме обычно нечётное количество дверей, окон, комнат и лестничных ступенек: по поверью, четное число вызывает землетрясение. (А.Гостева)

№ слайда 7 Ответ (А) В некоторых странах важную роль при строительстве дома играют чётные и
Описание слайда:

Ответ (А) В некоторых странах важную роль при строительстве дома играют чётные и нечётные числа - с ними связано представление о счастливой или несчастливой жизни, У разных народов связь между числом и судьбой может быть разной.

№ слайда 8 Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний. (Б
Описание слайда:

Запишите вступление, которое отразит информацию, общую для двух высказываний. (Б) В Абхазии некоторые очень красивые места на холмах считались нежелательными для жизни, потому что это «места черта», и, прежде чем начать строительство, брали горсть земли и шли к ведунье, чтобы она сказала, благоприятна эта земля или нет. На Руси считалось, что дом ни в коем случае не может располагаться на месте старой бани или там, где когда-то случился пожар или пролилась чья-то кровь. Чтобы выбрать правильное место для строительства дома, из хлева выпускали молодую корову и смотрели, где она уляжется. (А.Гостева)

№ слайда 9 Ответ (Б) У многих народов существует запрет на постройку дома на «нечистой» зем
Описание слайда:

Ответ (Б) У многих народов существует запрет на постройку дома на «нечистой» земле. Перед началом строительства нужно обязательно узнать, благоприятно ли выбранное место для человека или нет.

№ слайда 10 Обобщите и сократите текст Исходный текст 1 Наблюдая за движением планеты Уран,
Описание слайда:

Обобщите и сократите текст Исходный текст 1 Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, учёные обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

№ слайда 11 Возможный вариант Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, учёные предположи
Описание слайда:

Возможный вариант Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, учёные предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

№ слайда 12 Обобщите и сократите текст Исходный текст 2 В XX веке советский учёный О.Шмидт р
Описание слайда:

Обобщите и сократите текст Исходный текст 2 В XX веке советский учёный О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие её планеты образовались не из раскалённых газов, как предполагают многие учёные, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскалённой газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвёздном пространстве.

№ слайда 13 Возможный вариант Советский учёный Шмидт разработал оригинальную теорию происхо
Описание слайда:

Возможный вариант Советский учёный Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскалённой газово-пылевой материи.

№ слайда 14 Текст «Географические названия» 1) Названия рек -_______________ . 2) Древние лю
Описание слайда:

Текст «Географические названия» 1) Названия рек -_______________ . 2) Древние люди боролись за ___________ . 3) Пришельцы почему-то никогда _______. 4) Два предположения о том, почему ______.

№ слайда 15 Возможный план 1) Названия рек - старейшины в мире географических названий. 2) Д
Описание слайда:

Возможный план 1) Названия рек - старейшины в мире географических названий. 2) Древние люди боролись за удобные для жизни места. 3) Пришельцы почему-то никогда не меняли названия больших потоков. 4) Два предположения о том, почему так поступали пришельцы.

№ слайда 16 В помощь начинающему 1.(Запишите главную часть первого предложения.) ___________
Описание слайда:

В помощь начинающему 1.(Запишите главную часть первого предложения.) ________________ ___________________ _______________________ 2.Древние люди, пытаясь найти (какое?)________ место для _________ , (что делали?) ___________ . 3. Пришельцы, захватывая ______________ , меняли названия почти всех ____________ , но всегда сохраняли (что?) __________ . 4.Мы не знаем, почему ________ .5.Может быть, они __________ _____________ _____________ . 6.Может быть, реку трудно _________, потому что она протекает через __________ .7.Так или иначе названия рек сохраняются __________ , переходя от __________ к ___________

№ слайда 17 Проверь себя Имена рек – старейшины в мире географических названий. Древние люди
Описание слайда:

Проверь себя Имена рек – старейшины в мире географических названий. Древние люди, пытаясь найти удобное для жизни место, боролись со своими современниками. Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех пунктов, но всегда сохраняли названия больших рек. Мы не знаем, почему они так делали. Может быть, они боялись обидеть богов. Может быть, реку трудно переименовать, потому что она протекает через многие страны. Так или иначе - названия рек сохраняются и ныне, переходя от поколения к поколению.

Обучение сжатому изложению (8-9 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

   Разработка включает в себя конспект урока русского языка (словесности), презентацию и дидактические материалы для обучающихся. Предназначена для учащихся 8-9 классов.

Данная разработка урока  русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате ОГЭ.

Ученики 8 (9) класса повторят приемы и способы сжатия текста, продолжат формирование навыков работы с текстом 

   Урок словесности был проведён как открытый в ходе семинара для учителей Всеволожского района Ленинградской области в 8 классе МОУ "Кузьмоловская СОШ №1" в октябре 2012 года и получил высокую оценку филологического сообщества.

Автор Зайцева Галина Павловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3640
Номер материала 41238
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓