«Обучение
русскому языку средствами субъективизации как комплексное интеллектуальное
развитие детей младшего школьного возраста»
«Любое
человеческое знание
начинается с
интуиции,
переходит к
понятиям
и завершается
идеями»
И. Кант
Именно эти
слова Канта очень точно подтверждают целесообразность использования в практике обучения
русскому языку методики комплексного интеллектуального развития младших
школьников cредствами
субъективизации. Ведь не секрет, что зачастую уроки русского языка сводятся к
изучению грамматики и орфографии, в то время, как новые стандарты образования
нацелены на интеллектуальное развитие школьников.
В чём
заключается принцип метода субъективизации?
Ученик
становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Согласно
предлагаемой методике детям передается часть функций учителя:
— они
принимают активное и осознанное участие в организации и
проведении
всех или большинства структурных этапов урока;
— формулируют
тему и цель всего урока;
— определяют
виды и содержание своей учебной деятельности;
— составляют
задания к выполняемым на уроке упражнениям;
— принимают
активное участие в овладении новым учебным материалом, самостоятельно формулируют
выводы, определения изучаемых языковых категорий, орфографические правила.
Для
педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь координатором
учебного процесса, добиваться повышения его
эффективности за счет максимального раскрепощения субъективного фактора.
При организации
процесса обучения средствами субъективизации используются традиционные типы
уроков с сохранением всех их основных структурных этапов. Однако существенно
меняется методика проведения каждого этапа урока и вводится новый — мобилизующий
этап.
Его
цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности
школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших
интеллектуальных качеств. В его содержание входят три группы упражнений,
которые предусматривают различные операции с буквами. Упражнения
рассчитаны на две — четыре минуты каждого урока и призваны
совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно —
действенный, или наглядно-образный, или словесно-логический. Одновременно
с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, речевая
способность.
Далее обучающиеся
с помощью специально - разработанных приемов самостоятельно определяют
букву, предназначенную для письма на минутке чистописания.
Выполнение
такого вида упражнений стимулирует развитие речи, аналитико-синтетическое
и логическое мышление. У школьников происходит активное накопление
лингвистических знаний, умений и навыков.
Проведение словарно-орфографической
работы связано с дальнейшим увеличением активной и осознанной деятельности
школьников в учебном процессе.
Формулирование темы
словарно-орфографической работы осуществляется с помощью нового типа
упражнений, направленных на одновременное развитие важнейших интеллектуальных
качеств ученика.
Осознанная и активная
деятельность учащихся во время изучения нового материала обеспечивается
широким внедрением частично поискового метода. С помощью него обучающиеся
осуществляют предлагаемые учителем практические операции и в развернутой
форме, с использованием новых, вводимых учителем терминов и оборотов, поэтапно
формулируют те или иные части нового понятия (или правила), делают необходимые
выводы.
На этапе закрепления
изученного используется система упражнений, которые по своему содержанию и
функциональному назначению являются комплексными
интеллектуально-лингвистическими. Суть этих упражнений состоит в формулировке
учащимися задания самостоятельно. Эта работа осуществляется школьниками на
основе анализа исходного учебного материала.
Учителю
следует учесть, что новая система изменяет взгляд и на учетно-контрольную
работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов.
Педагогу
необходимо помнить, что на любом этапе урока не следует давать ученикам
готовую информацию. Детям необходимо предоставлять право первым формулировать
понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т. д., чаще давать им
возможность задавать вопросы, создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства
и сотрудничества.
Практический
опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной
методики с первых дней обучения позволяет обеспечить эффективное развитие
важнейших интеллектуальных качеств обучающихся, необходимых для успешного
овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным
и интересным для малышей.
Конфуций сказал:
«Учиться и
не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».
Поэтому
необходимо учить детей на основе их личных рассуждений и наблюдений, чтобы
весь образовательный процесс был для всех желанным, творческим и
результативным!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.