Главная / Начальные классы / «Обучение русскому языку средствами субъективизации как комплексное интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста»

«Обучение русскому языку средствами субъективизации как комплексное интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста»


«Обучение русскому языку средствами субъективизации как комплексное интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста»


«Любое человеческое знание

начинается с интуиции,

переходит к понятиям

и завершается идеями»

И. Кант


Именно эти слова Канта очень точно подтверждают целесообразность использования в практике обучения русскому языку методики комплексного интеллектуального развития младших школьников cредствами субъективизации. Ведь не секрет, что зачастую уроки русского языка сводятся к изучению грамматики и орфографии, в то время, как новые стандарты образования нацелены на интеллектуальное развитие школьников.

В чём заключается принцип метода субъективизации?

Ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Согласно предлагаемой методике детям передается часть функций учителя:

они принимают активное и осознанное участие в организации и

проведении всех или большинства структурных этапов урока;

формулируют тему и цель всего урока;

определяют виды и содержание своей учебной деятельности;

составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям;

принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, самостоятельно формулируют выводы, определения изучаемых языковых категорий, орфографические правила.

Для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счет максимального раскрепощения субъективного фактора.

При организации процесса обучения средствами субъективизации используются традиционные типы уроков с сохранением всех их основных структурных этапов. Од­нако существенно меняется методика про­ведения каждого этапа урока и вводится но­вый — мобилизующий этап. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. В его содержание входят три группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами. Упражнения рассчитаны на две — четыре минуты каждого урока и призваны совершенствовать один из видов мышления ребенка: или наглядно — действенный, или наглядно-образный, или словесно-­логический. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, речевая способность.

Далее обучающиеся с помощью специально - разработанных приемов самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма на минутке чистописания.

Выполнение такого вида упражнений стимулирует развитие речи, аналитико-синтетическое и логическое мышление. У школьников происходит активное накопление лингвистических знаний, умений и навыков.

Проведение словарно-орфографической работы связано с дальнейшим увеличением активной и осознанной деятельности школь­ников в учебном процессе.

Формулирование темы словарно-ор­фографической работы осуществляется с помощью нового типа упражнений, направ­ленных на одновременное развитие важ­нейших интеллектуальных качеств учени­ка.

Осознанная и активная деятельность учащихся во время изучения нового мате­риала обеспечивается широким внедрени­ем частично поискового метода. С помощью него обучающиеся осуществляют предлагаемые учителем практические операции и в раз­вернутой форме, с использованием новых, вводимых учителем терминов и оборотов, поэтапно формулируют те или иные части нового понятия (или правила), делают не­обходимые выводы.

На этапе закрепления изученного ис­пользуется система упражнений, которые по своему содержанию и функ­циональному назначению являются комп­лексными интеллектуально-лингвистиче­скими. Суть этих упражне­ний состоит в формулировке учащимися задания са­мостоятельно. Эта работа осуществляется школьниками на основе анализа исходного учебного материала.

Учителю следует учесть, что новая система изменяет взгляд и на учетно-контрольную работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов.

Педагогу необходимо помнить, что на любом этапе урока не следует давать ученикам готовую информацию. Детям необходимо предоставлять право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков и т. д., чаще давать им возможность задавать вопросы, создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.

Практический опыт показывает, что правильное и систематическое использование данной методики с первых дней обучения позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств обучающихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для малышей.

Конфуций сказал:

«Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

Поэтому необходимо учить детей на основе их личных рассуждений и наблюдений, чтобы весь образовательный процесс был для всех желанным, творческим и результативным!




«Обучение русскому языку средствами субъективизации как комплексное интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста»
  • Начальные классы
Описание:

В настоящее время в системе образования актуальны проблемы повышения творче­ской активности школьников в учебно-воспитательном процессе, поиска спосо­бов стимулирования общеинтеллектуаль­ного развития учащихся и повышения ка­чества их знаний по конкретным учебным дисциплинам, в том числе по русскому языку.

Методика обучения средствами субъек­тивизации, разработанная 

 Г.А. Бакулиной, нацелена на решение этих вопросов и предназначена для использова­ния в различных образовательных системах.

Под субъективизацией понимается каче­ственно новый уровень организации учеб­ного процесса, предусматривающий прямое и непосредственное участие школьника в планировании и проведении всех или боль­шинства структурных этапов урока русско­го языка.

В корне меняется методика про­ведения каждого структурного этапа урока (минутки чистописания, словарно-орфографической работы, изучения нового ма­териала и др.), реализацией новых принци­пов проведения уроков русского языка,ис­пользуемых наряду с общепринятыми.

Автор Соколова Виктория Анатольевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 359
Номер материала 17141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓