Главная / Начальные классы / Конспект к уроку "Обучение грамоте:«Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф»."

Конспект к уроку "Обучение грамоте:«Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф»."

Содержание учебно-методической разработки

Автор материала: Коновалова Ирина Гелиевна

Должность: Учитель начальных классов

Образование: Высшее

Квалификационная категория:

Образовательное учреждение:МКОУ Дуванкульская ООШ

Название материала: Конспект урока  обучения  грамоте «Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф».

Класс (возраст): 1 класс, 7-8 лет

Предмет: Обучение грамоте

УМК, авторы образовательной программы, к которому относится ресурс: «Школа России», В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская «Азбукка»

Цель:

Создать условия для формирования новых знаний о звуке и букве «эф».


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов ,потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;

- формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

- познакомить с историей возникновения флота в России , воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся со звуками ( ф) и (ф’) и буквами, которые их обозначают; учить читать слоги, слова, тексты с этими буквами Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, история.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование к уроку:

- «лента букв»,

-учебник «Азбука»,

- плакат с буквой Ф;

-буква р, сложенная вдвое;

- презентация к уроку.

-словарные слова

-зеркало

-реквизит фокусника

Схемы слов для доски и ндивидуальные наборы

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

















Технологическая карта урока.

п/п

Этапы

Урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты:

формируемые УУД

1

Организационный этап . Мотивирование к учебной деятельности.

1мин

1.Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку:

На улице зима, снег. Вот и в наш класс залетели снежинки ( буквы на листочках разного цвета. Ребята должны выбрать снежинки одного цвета и составить слово)

Получилось слово УДАЧА.

Я желаю вам удачи, интересного урока, а для этого необходимо соблюдать главное правило на уроке:

внимательно слушай учителя и своих товарищей Активно работай и поднимай руку.


Смайлами проверяет готовность к уроку

вспоминают главное правило на уроке.


Быстро включаются в деловой ритм.


Регулятивные:

Организация рабочего

места под

руководством учителя.


Личностные:

Развитие

самостоятельности.

2



















3

Актуализация знаний


















Этап подготовки к восприятию нового материала и активной учебно-познавательной деятельности.















Мы выучили почти все буквы русского алфавита.

-- Назовите на какие две группы делятся буквы в этом слове - УДАЧА?

--Назовите гласные звуки?

Назовите согласные звуки из этого слова?


-Назовите какое известное вам правило спрятано в этом слове?

-А какие ещё похожие правила вы знаете? А с буквой У и И?

_ Игра «Аукцион»: ученики работают в группах по 2, придумывают слова на правило ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ. В это время учитель работает индивидуально со слабым учеником (прочитывает слоги на карточках). Затем ребята по партам называют придуманные слова на правила: ЧА_ЩА, ЧУ_ЩУ, ЖИ_ШИ.


Я тоже придумала слово с одним из этих сочетаний. Отгадайте это слово:

Он высокий, он огромный

Он похож на кран подъёмный

Только этот кран живой

С настоящей головой (Жираф)

Дети отгадывают слово, появляется картинка и слово на слайде. Какое сочетание здесь спряталось?


Закройте глазки, произнесите и послушайте – жираф. А теперь скажем – жирафы.


Какой звук из этого слова мы ещё не изучали? В русском языке много слов , в которых встречается этот звук. И отгадка следующей загадки тоже начинается на звук Ф.

В чёрный фрак всегда одет,

Зайца превратил в букет.

Всё меняет в один миг,

Кто же это?...


Отвечают на вопросы




--Глас. И соглас.

--А, у,

--Д,Ч


ЧА – пиши с буквой А,

ЩА – пиши с буквой А

Жи-ШИ – пиши с и




Придумывают примеры на правила


Отгадывают загадку



Дети пробуют произнести правильно звук



ЖИРАФ




ЖИ





Ф








фокусник

Коммуникативные:

Постановка вопроса .




Познавательные:

Построение речевых высказываний.




Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.



Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.

4




















5































































6







7


Целеполагание.

Этап изучения нового материала

















Этап первичного закрепления нового материала












Развитие речевого аппарата













































Формирование навыков чтения



Физминутка





Формирование навыков чтения (продолжение)


Так значит, фокусник творит чудеса в нашем классе. Интересно, а где же он?


А ты правда фокусник? А ну-ка, докажи нам! Фокусник выходит к доске и показывает фокус с буквами Р-Ф.

Ребята, действительно Данил – фокусник. Он превратил букву Р в букву Ф. Давайте произнесём эту букву хором.

А как ему удался такой фокус? А мы сможем повторить этот фокус? Давайте попробуем.

Ребята, на партах лежит лист бумаги

На партах лежит лист бумаги с какой буквой?

Пальчиками выщипать букву Р и развернуть. Покажите что у вас получилось?

О чем пойдет речь на нашем уроке?

Какие красивые разноцветные буквы! Давайте подарим их нашим гостям.



Пока дети дарят гостям букву, учитель незаметно выкладывает на стол красивую коробочку.

- Ребята, а фокусник продолжает творить чудеса в классе. Открывает коробочку и говорит

. Чтобы узнать , что лежит в этой коробочке , вы , ребята, должны отгадать загадку.

Фонетическая зарядка

Куда ни взглянет этот глаз,

Все на картинке передаст

(Фотоаппарат) – слайд

А зачем нужен фотоаппарат? Что он делает?

А фокусник сделал этим фотоаппаратом фотографии, которые мы сейчас посмотрим (слайд «Ёжик»). Кто это?

Давайте попросим нашего фокусника превратить нас в ёжиков. Фокусник говорит: Фокус-покус.

Итак, ребята, мы стали ёжиками. А какие звуки произносит ёжик?

Да, ребята, он фыркает. Давайте, пофыркаем, как ёжики.

Руку положить на диафрагму и произносим ФР

А теперь нас фокусник превратит в кошечек. Скажи своё заклинание. (слайд «Кошка»)

Когда кошка добрая, как она говорит? А когда злая? Давайте изобразим злую кошку. (мяу-ффф)

Ребята, а какое заклинание произносит всё время фокусник? Давайте с помощью этого заклинания превратим зеркала, лежащие на партах в фотоаппараты. Три-четыре: фокус-покус. Возьмите в руки эти фотоаппараты и сфотографируйте свой рот, проговорив звук ф. Давайте сделаем несколько кадров: ф,ф,ф

А теперь попробуйте пропеть звук Ф.

Этот звук легко петь?(не поется )

Значит к какой группе отнесем этот звук? (слайд Лента памяти)

Ребята, а в заклинание фокус-покус звук Ф звучит мягко или твёрдо?

А давайте посмотрим, может ли он звучать мягко? (слайд: картинки филин,фиалка на ф’) Значит, какой можно сделать вывод?

Правильно.

А теперь закройте ушки и произнесите звук Ф.

Какой это звук по звонкости- глухости? А давайте подберём место для буквы Ф на ленте памяти и впишем её. Под какой буквой будет располагаться буква Ф? (слайд: лента памяти с буквой Ф). Ребята, что мы можем сказать про эти две буквы? Правильно, они парные по звонкости-глухости.

Давайте поиграем в игру: услышите ли вы, когда в словах произносится звук в, а когда ф?

Мальчики хлопают в ладоши, когда услышат звук В, а девочки, когда звук Ф: ветка, хвастун, фуфайка, свитер,фея.,вокзал, воронка, Федя, светофор

Почему, услышав слово светофор, захлопали и мальчики и девочки?


Ребята, а в учебнике у нас есть стихотворение про светофор. Давайте его прочитаем.

  1. Чтение учителя





Ребята, давайте вспомним игру «Светофор». Мы будем водителями этой машины (слайд: светофор мультяшный и машина). Когда загорится красный – машина стоит, значит и мы стоим, сидим и держим руль в руках, когда загорится жёлтый – приготовились (встали), зелёный – поехали ( побежали на месте) (слайды: красный, жёлтый, зелёный)


Ребята, вернёмся к тексту про светофор.

  1. Жужжащее чтение

  2. Индивидуальное чтение вслух (2-3чел)




Дети ищут фокусника. Один из учеников надевает шапку фокусника и произносит: фокус-покус!


Какая это буква? А теперь…ФОКУС-ПОКУС!

Дети произносят хором :Ф

О звуке Ф







О букве эф и звуке Ф















Фотоаппарат

фотографирует




ёжик

Он фыркает

Фыркают.


Фокус-покус

Мяу, МУР

Фр, мяу



Фокус-покус







Не поётся


К группе с согл. звуками

твердо


дети произносят слова по картинкам

Да

Звук Ф бывает мягким и твёрдым



глухой



под буквой В


парные



Каждая группа получает своё задание.

Мальчики хлопают в ладоши, когда звук В, а девочки, когда звук Ф


В слове светофор есть звуки Ф и В








регулирует движение







Выполняют движения



Читают про себя

Читают вслух


Коммуникативные :

умения слушать и

понимать речь других



Коммуникативные:

Формирование умения

слушать и слышать,

ясно и чётко

повторять за учителем.



Познавательные:

Формулирование темы, постановка проблемы.



Регулятивные:

Соотнесение того,

что известно и

что предстоит узнать.








Познавательные:

Формировать умения

выдвигать гипотезу и обосновывать её.


Познавательные.

осознавать звуки,

соотношение звуков и

букв, слова, речь

(устную и письменную),

речевое поведение как

объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним

операции анализа,

синтеза, сравнения, классификации,

обобщения,

подводить факты

языка под освоенные

понятия;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

в общей беседе,

выполняя при этом

принятые нормы

речевого поведения,

культуры речи; задавать

вопросы, слушать

собеседников,

стремиться сделать

свою речь понятной,

стараться понять мысль

другого.

Личностные.

помочь учащимся

осознать

социальную,

практическую и

личностную значимость

учебного материала,

ценность

совместной деятельности;



8








9



















10







11









































Тренировочное упражнение: звуко-буквенный разбор




Работа с текстом учебника








Выполнение заданий по тексту







Подведение итогов.





Рефлексия.






Кого ребята мы изображали на физ.минутке? А на чём мы ехали? Найдите на картинке слово на букву Ф.

Давайте составим звуковую схему слов «Шофёр» и «Фара». Работа со звукобуквенным разбором по карточкам



Ребята, вы правильно составили схемы лсов шофёр и фара, а сейчас мы прочитаем текст, в котором тоже встретятся эти слова, а также другие слова на букву Ф. Откройте учебник на с.73,.Рассказ Бориса Житкова «Светофор». Б.Житков - был путешественником и мореплавателем. иПоэтому он много видел и писал для детей интересные и поучительные рассказы. Артем, Данил, Лиза и Сережа прочитают рассказ «Светофор» и найдут в нём как можно больше слов с буквой Ф. (Дима и Наташа, Артем прочитают стихотворение на стр. 72

О чем текст «светофор»?

Почему машина остановилась?

Какие слова вы нашли втексте?

А теперь попросим выйти нашего фокусника. Мы тебя хотим поблагодарить за то, что ты сделал наш урок волшебным. В качестве подарка Наташа прочитает тебе стихотворение. Мы тебе хотим подарить подарок. На какую букву начинается слово? (подарок на букву Ф, напр флажок).

Назовите слова с буквой Ф


Какую букву изучали?

Дайте характеристику звука Ф

Рассказ какого автора мы читали?


Оцените свою работу на уроке смайлами



шофёра

на машине

фара

Дети выполняют звукобуквенный разбор слов (двое у доски), остальные - индивидуально




Читают текст про себя с.73









Один ребёнок читает вслух стихотворение на с.72






Взаимодействуют с учителем во время беседы, формируют конечный результат своей работы.

Коммуникативные:

вступать

в учебное

сотрудничество с

учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;


Познавательные УУД:

знаково- символическое моделирование





Коммуникативные:

формирование умения

слушать и слышать.

Регулятивные:

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров



Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.

Познавательные:

воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого.






Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению.



Коммуникативные УУД:

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Аннотация к уроку: Данный урок  используется при прохождении нового материала по обучению грамоте  в 1 классе. Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «ф», согласными  звуками, формирует ценностное отношение к миру, расширяет  знания детей об окружающем мире, воспитывает  эмоционально-положительное отношение к предмету, показывает  связь изучаемых предметов с жизнью.

шофёр







фара



Фо|нарь

Фотоаппарат

Ф ф

[ф] [ф]

Глазищи круглы, https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSsm7Adi5qRlpJi4hgLJS0Z17EGpeg40oiI2u6pRgZStwr3pzKgtg

Когтищи остры,

Носище кривой

Разбойник лесной.







У д а ч



Конспект к уроку "Обучение грамоте:«Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф»."
  • Начальные классы
Описание:

Цель:       

Создать условия для формирования новых знаний  о звуке  и букве «эф».

 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов ,потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

-способствовать  расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;          

  -  формировать культуру общения, навыки коллективного труда;

 

- познакомить с историей возникновения флота в России , воспитывать чувство гордости за свою Родину.                                                                                                     

К конспекту урока выставлена презентация

 

Автор Коновалова Ирина Гелиевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 535
Номер материала 44902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓