Главная / Начальные классы / Обучение грамоте 1 класс Буква С

Обучение грамоте 1 класс Буква С


МБОУ «Июсская средняя общеобразовательная школа»









Урок обучения грамоте

1 класс «Школа XXI века»

Тема урока: «Знакомство с буквой С,с»



Учитель начальных классов

Додонкина Галина Николаевна

























Цели деятельности учителя

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [с], [с`], буквах С, с; познакомить с их графическом изображением: научить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

3. Обучать созданию рассуждения.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать согласные звуки [с], [с`], буквах С, с; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других

Методы и формы обучения

Объяснительно – иллюстративный; частично-поисковый; Фронтальная – чтение слогов с использованием пособия «окошечки», слов, предложений, текстов; выполнение модели слова с отражением звонкости-глухости согласных (символ «звонок» расположен над звонким звуком); сравнение слов по звонкости-глухости.

Индивидуальная – выполнение звукового анализа слов «гуси», «сумка», заданий
в рабочей тетради; чтение произведений А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (с. 92), В. Сутеев «Цыплёнок и Утёнок» (с. 93), В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол»
(с. 96–97) (читающими учащимися).

Работа в паре – разгадывание «зашифрованных» слов

Образовательные ресурсы

УМК «Школа XXI века» по обучению грамоте; 1 класс»; Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова «Букварь», часть первая, Электронное приложение к учебнику «Азбука»1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкина В.А., Виноградова Л.А.



Ход урока:

Этап урока.

Цель данного этапа.

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности и планирование



Цель.

Включение детей в деятельность

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

- Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам.

- Чем бы вы хотели сегодня заниматься на уроке? (планирование)

1. Выделение звуков в слове и выполнение звукобуквенного и слого-звукового анализа слова.

2. Чтение слогов и слов.

3. Разгадывание зашифрованных слов

4. Читать текст.

Создание эмоционального настроя урока.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные-самоконтроль

Регулятивные-целеполагание. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.


2. Постановка учебной задачи.

Цель.

Подведение детей к формулированию темы урока.

Составление плана работы.

Сегодня к нам на урок пришёл гость. Отгадайте, кто это:

Днём спит, ночью летает,

прохожих пугает. (Сова.)

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Кто видел сову? Какая она? (Учитель показывает картинку.)

Мудрая сова пришла познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения. Но прежде чем дать новые знания, мудрая сова интересуется, насколько прочные знания у вас уже есть.

Формулирует задание.

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, помогают строить план урока при помощи условных обозначений.

Регулятивные-целеполагание.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества совместно с учителем.


2. Актуализация знаний

Цель: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.


1. Работа по «ленте букв»:

- Для чего на уроке мы используем «ленту букв»?

- Определите, на какие группы делятся все звуки и буквы русского языка.

- На какие группы можно разделить гласные звуки? Назовите гласные, назовите признаки гласных.

- На какие группы можно разделить согласные звуки, назовите признак классификации согласных. Назовите согласные буквы, назовите признаки согласных.

- Определите, о каком звуке идет речь: глухой согласный звук, который есть в словах кот, окунь;

- Гласный, который обозначает мягкость согласного звука; во всех позициях обозначает один звук.

- Мы вспомнили признаки гласных и согласных, мы умеем различать звуки. Это нужно уметь делать при изучении новой темы.


Учитель предъявляет задания.


Ученики слушают задания, отвечают на вопросы

- Помогает обобщать, сравнивать и классифицировать буквы и звуки.

- Все звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные.

Дети называют гласные, их отличительные признаки; классифицируют гласные.

Классифицируют согласные, называют признаки классификации, читают согласные буквы.

- Это звук [к].

- Это звук [и], во всех позициях обозначает один звук; обозначает мягкость согласного.

Дети фиксируют результаты и значение предыдущей работы для изучения новой темы.

Познавательные

Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

Логические – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, ответов учащихся.

Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Личностные: Осознают себя в роли обучающегося, формулируют мотивы достижения поставленной цели.

3. «Открытие» обучающимися новых знаний

Цель: познакомить обучающихся с согласными звуками [с], [с'] , буквами С,с, обозначающими эти звуки на письме.


1. Наблюдение.

Сова предлагает вам первое испытание: найти «заблудившийся» звук.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался… дом!

На пожелтевшую траву

Бросает лев свою… листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки.

Отгадайте загадки:

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

Кто-то в сумке носит книжки,

Кто-то – нужные вещички,

Кто-то – телефон, игру,

А детишек – ... (кенгуру).

Вот ещё одна загадка

Девочкам и мальчикам:

Кто рождается в кармане

С маленьким карманчиком?

Когда плывёт — прекрасен,

Когда шипит — опасен. (Гусь.)

Как называется карманчик, в котором носят детёнышей кенгуру? (Сумка.)

2. Звуковой анализ слов «гуси», «сумка».

Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.

Выполните звуковой анализ слова «сумка».

Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.

Определите, какой слог ударный.

Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

Назовите букву, которой можно обозначить звуки [с], [с’]. (Буква с.)

Рассмотрите букву С, с. На что похожа? (Луна, подкова и т. д.)

Села мышка в уголок.

Съела бублика кусок.

С, колесико хромое,

Познакомилось с тобою. Г. Виеру

Замените фишки в схемах слов буквами.

3. Игра «Живые буквы».

Мудрая сова любит игру «Живые буквы». Давайте поиграем, порадуем гостью. Возьмём слово «сумка».

Назовите гласные звуки.

Назовите согласные звуки.

Назовите звуки по номерам.

Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «гуси» и «сумка». (Два слога, ударный первый слог, ударный гласный звук [у].)

Найдите признаки различия. (Количество букв.)

Уберите буквы и фишки в такой последовательности:

- букву, которой записан второй гласный звук в слове «гуси» (и);

- букву, которой записан ударный гласный звук в слове «сумка» (у);

- букву, которой записан ударный гласный звук в слове «гуси» (у);

- последнюю букву в слове «сумка» (а).

Дайте характеристику буквам, которые убрали. (Это гласные буквы.)

- Уберите букву с, которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква. (Гуси.)

- Уберите букву с, которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово. (Сумка.)

- Уберите буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости звуки. (Буквы г и к.)

- Уберите букву м.

Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой с, которая обозначает мягкий согласный звук. (Сила, сено, семья, усики и т. п.)

Назовите слова с буквой с, которая обозначает твёрдый согласный звук. (Свет, свеча, нос, колос и т. п.)

4. Чтение слогов, слов и предложений. «Делу – время, потехе – час».

1) Ребята, давайте теперь прочитаем слоги с буквой эс на странице 91.

2) Теперь прочитаем слова. Первый столбик читает …, второй столбик, третий -…, продолжим читать пары слов на странице 92.

Прочитайте слоги с буквой с, используя «окошечки».

Мальчики будут хором читать слоги с твёрдым согласным. А девочки - с мягким. Будьте очень внимательны.

Прочитайте слова по столбцам.

Прочитайте слова парами. Дети, определите, а есть ли разница в том, какой предмет называют первое и второе слово в каждой паре?

Рассмотрите таблицу на доске.

в

с

о

р

у

в

о

р

е

г

и

а

ж

м

м

ж

а

н

у

й

Зачеркните буквы, которые повторяются. Из оставшихся букв соберите два слова. (Иней, снег.)

Чувствуете, как сразу стало холодно?

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Ни души нет на полянке.

Тихо. Холодно. Бело.

Но это только так кажется. Зимняя лесная сказка самая таинственная. Попробуйте объяснить, почему так происходит?

Выделение звуков [с], [с'], знакомство с буквой С.


Запоминают слова со звуками [с], [с'], знакомятся с буквой С. Отгадывают загадки, выделяют в словах звуки [с], [с'].


(С-с-сом.)


(Лес-с-с.)


(С-с-сушки.)





(Гусь.)











(Кенгуру.)









Выполняют задания учителя

Регулятивные-

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя;

Оценивают выполнение задания

Познавательные

добывают новые знания;

Владеют основными логическими действиями (сравнение, анализ, синтез)

Личностные осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием,



Познавательные читают схемы для получения информации.
















































4. Физминутка

«Зайчик»

Цель: снятие усталости и эмоционального напряжения.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Показывает движения детям, организует выполнение упражнений детьми.

Выполняют движения по ходу чтения физминутки.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

5. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания, полученные на уроке.

1. Чтение текста «Зимняя сказка».

О чём узнали из зимней сказки? Теперь перечитайте сказку шёпотом и посчитайте, сколько раз в ней встретилась буква с. Назовите слова с буквой с.

Какие слова повторяются в тексте?

Сколько предложений в тексте?

Что заметили? (Три одинаковых предложения, состоящие из одного слова.)

Как вы думаете, зачем автор написал предложение «Снег» три раза подряд? (Ответы учеников.)

  • Мудрая сова довольна вашими ответами. Она решила поделиться с вами своими наблюдениями. Оказывается, буква с очень любит зиму. Назовите «зимние» слова, в которых есть буква с. (Снежинки, снеговик, санки, сосулька, снегурочка, снежки.)

СНЕГОПАД

Сыплет снег, осторожен и робок,

От него даже ночью светло.

Деревенька увязла в сугробах,

Белым пухом её занесло.

Тихо вьётся позёмка седая,

Только слышно, как снег разгребая,

У калиток лопаты скрипят. М. Пляцковский

3) Дети, а во что вы любите играть зимой? (ответы детей)

А.Л. Барто написала такое стихотворение. Послушайте. Что же придумал ребёнок, чтобы превратить зиму в лето? А кто хочет прочитать стихотворение всем ребятам?

4) Чтение стихотворения детьми.

Организует работу с текстом.
































Читает учитель стихотворение «Я знаю, что надо придумать»



Умеют читать слоги и слова, предложения с буквой с.







Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.



































Слушают учителя, затем читают сами

Регулятивные - анализ, обобщение, умение организовать совместную деятельность под руководством учителя.

Логические- определяют наличие в звучащем слове звука.

Познавательные-осуществляют отбор информации.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель -самоконтроль усвоения знаний.

Работа по учебнику. Расшифровка закодированных слов.

А совушка мудрая головушка предлагает нам такое задание. Найдите его на странице 92.

Прочитайте задание. Прочитайте слово в левом столбце таблицы вверху. Сколько в нём букв. Прочитайте слово слева внизу. Сколько в нём букв? Какие одинаковые буквы встретились в обоих словах? А если мы переставим буквы в словах, слова получатся другие?

Попробуйте поработать в группах и вместе собрать новое слово. Подсказкой вам будут числа - номера букв.

Работа в группах (1 группа весна - навес, 2 группа насос - сосна, 3 группа смола - масло, 4 группа сел - лес)

Давайте проверим какие слова у вас получились. Ответственные каждой группы называют слова, а мы смотрим на экран.

Организует работу по учебнику

Формулирует задание.



















Организует самоконтроль.

Работают по учебнику



















Работа в парах

Регулятивные- контролирует результат своей деятельности.

Познавательные-осуществляют отбор информации

Личностные

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Формирование умения работать в паре.

7. Рефлексия деятельности.

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка результатов деятельности.

- С какой буквой вы познакомились сегодня на уроке? Какой звук она обозначает?

Наша гостья осталась довольна вашей работой. А своей работой вы довольны? Какие задания вам особенно понравились? Какие оказались трудными?

Оцените свою работу на уроке. Если вам урок понравился, на уроке было всё понятно и интересно, то прикрепите к доске рисунок солнышка, а если у вас возникли трудности, что- то было непонятно – рисунок тучки.

Подводит итог

Контролируют результат своей деятельности.

Понимают причины успеха/неуспеха.

Оценивает свою деятельность на уроке.

Познавательные -

ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные - оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения).

Регулятивные - самооценка.



Обучение грамоте 1 класс Буква С
  • Начальные классы
Описание:

Разработка урока по обучению грамоте в 1 классе по программе Школа 21 века по ФГОС.

Урок изучения нового материала.

1. Формировать представление об особенностях новых согласных звуках [с], [с`], буквах С, с; познакомить с их графическом изображением: научить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами.

2. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, делать звуко-буквенный анализ слов.

 

3. Обучать созданию рассуждения.

Предметные:

научатся: различать согласные звуки [с], [с`], буквах С, с; правильно произносить их в речи; читать слоги, слова с данными буквами.

получат возможность научиться: дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки; искать графическую и текстовую информацию; наблюдать за образованием гласных и согласных звуков и правильно их произносить; составлять небольшие по объёму рассказы по картинкам.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность):

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

 

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Автор Додонкина Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 863
Номер материала 28685
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓