Инфоурок Другое Другие методич. материалыОбучение детей с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация и реализация индивидуальных возможностей каждого ребёнка через использование театрализованных игр.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация и реализация индивидуальных возможностей каждого ребёнка через использование театрализованных игр.

Скачать материал

 

 

                                                                 Моисеева Галина Андреевна,

учитель-дефектолог                                                                             

                                                                              МОУ Юговской СОШ

                                                                             Пермского района.

 

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация и реализация индивидуальных возможностей каждого ребёнка через использование  театрализованных игр.

 

Современная педагогика из дидактической постепенно стала развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики осознают и видят результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов. В этом плане нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

У нормально развивающихся детей  выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «выразительной речи» носит интегрированный характер  и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Но совершенно другая картина видна в классе «Особый ребёнок». Дети, поступающие в класс «Особый ребенок», разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей без речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечаются ограниченность и бедность словаря. Следует отметить и то, что дети не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. У них нет потребности в общении, не сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления на очень низком уровне. Часть детей пассивна, не выражает каких-либо эмоций.  Другая, наоборот, слишком возбудима и неорганизованна. Почти у всех детей отмечаются в той или иной степени выраженности аутичные черты характера.

В моём классе «Особый ребенок» у всех учащихся основной логопедический диагноз - это общее недоразвитие речи (I и II уровня). Речь таких детей отличается грубыми нарушениями произношения и лексико-грамматического строя речи, неразвитая, нечистая, монотонная. Дети отвечали на вопрос одним словом, которое повторяли из вопроса взрослого. Были грубо нарушены: слоговая структура речи,  темп,  ритм и плавность. Это создавало большие проблемы на уроках. Также все учащиеся не могли смотреть на себя в зеркало и уже тем более выполнять какие-то движения языком или мимические упражнения перед зеркалом.  Грубо нарушена мелкая и общая моторика.

Занимаясь с детьми с глубокой умственной отсталостью, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. В процессе изучения научной литературы по теме и практической работы, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитии у них коммуникативных навыков. Реализуя этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

1. Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Все годы работы я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.

Исходя из этой задачи, рождаются и последующие.

2. Развитие эмоциональной сферы детей через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.).

3. Повышение уровня самооценки у детей. На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

4. Реализация творческих возможностей каждого ребенка. В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

5.Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. 6. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.

7. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь класса и школы.

8. Развитие компенсаторных возможностей у детей. В  своей  работе я стремлюсь использовать любые способности и возможности детей. Я не делю  детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя мою поддержку и других детей, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.

 

Результаты использования театрализованных игр в обучении детей

с ограниченными возможностями здоровья за 3 года обучения.

Год обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Задачи

-Формировать у детей

живой интерес к

театрализованной игре;

- желание участвовать в действии и

использовать все

окружающее

пространство;

- побуждать детей к

активному общению, - развивать речь и умение строить диалог.

-Учить детей играть друг с другом,

-элементарным навыкам взаимодействия с людьми;

-развивать внимание;

-воспитывать культуре поведения в общественных местах;

-формировать трудовые навыки, навыки личной гигиены и самообслуживания, - -воспитывать желание общаться  друг с другом.

- Вызывать у детей радостный эмоциональный

настрой;

- развивать элементарные

навыки мимики и

жестикуляции;

-   учить детей интонационно
выразительно проговаривать
фразы;

-   учить сочетать движение и
речь;

-   развивать воображение.

Методы и приёмы

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды.

Отгадывание загадок. Игровые упражнения.

Создание игровой мотивации.

Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

Игра на интонирование вежливых слов.

Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака).

Беседы по содержанию сказок. Работа над выразительностью исполнения  (выразительности эмоции грусти и радости). Подготовка к драматизации.

Результаты обучения

Знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;

развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;

активизируется собственная речь.

Наступает желание общаться с одноклассниками.

Активнее  и успешнее формируются навыки невербального общения;

обогащается словарный запас;

совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений.

 

Развивается эмоционально-волевая сфера;

корректируется поведение;

формируется самостоятельность и активность;

дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках;

 

 

Итоги

Занятия позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации  от лица какого-либо персонажа.

Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Дети исполняют танцы, поют песни, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях, пытаются озвучить какой-либо персонаж.

Формируется уважительное отношение друг к другу.

Формируется умение распознавать эмоциональное состояние человека, могут передать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой,

- становятся активными в игровой деятельности со сверстниками, находят адекватные способы взаимодействия,

- дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и примера.

 

Общий результат: Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии,  помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигаться в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными. Можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Помимо этого, решаются следующие проблемы: Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в школьной среде. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности. Я считаю, что задачи, запланированные мной по данной теме решены. Что подтверждается следующими диаграммами:

         Лиза                                 Светлана           

 

                  Серёжа                                              Александр                                            

 

 В будущем планирую:

1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

3. Совершенствовать  артистические  навыки  детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

4. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

Многолетний опыт доказывает, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Закончить хочу словами:

                                                                 Введите в мир театра малыша,

                                                                  И он узнает, как сказка хороша!

                                                                  Проникнется  и мудростью, и 

                                                                  добротой,

                                                                  И с чувством сказочным пойдет он            

                                                                  Жизненной тропой!

 

Литература:

1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.

3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация и реализация индивидуальных возможностей каждого ребёнка через использование театрализованных игр."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В публикуемой разработке я хочу поделиться опытом работы с обучающимися детьми с глубокой умственной отсталостью.

Занимаясь с такими детьми, главной целью в своей работе я ставлю развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии,  помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигаться в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 367
    • DOCX 153 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Моисеева Галина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Моисеева Галина Андреевна
    Моисеева Галина Андреевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15309
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 311 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе