Главная / Директору-завучу / Обучение критическому мышлению

Обучение критическому мышлению

ПЛАН

проведения коучинга с творчески работающими педагогами


Тема коучинга: Обучение критическому мышлению


Дата проведения: 18.03.2014 г.


Общие цели: содействие активизации критического мышления посредством диалогического взаимодействия между учителем и учениками. Критическое мышление учителя будет развиваться посредством рефлексии над ответами детей и учебным процессом, наблюдаемый в различных возрастных группах. В рамках одного занятия мы рассмотрим набор программ для обсуждения.


Результаты обучения:

Это занятие поможет учителю:

  • использовать наглядные и устные материалы, способствующие взаимодействию учеников и обсуждению  в группе;

  • планировать дальнейшие практические занятия для развития критического мышления детей о времени и месте, учитывая  возрастные различия;

  • критически осмыслить сущность  диалогического обучение, которое нужно активизировать в классе.


Ключевые идеи:

1) первое знакомство с данными в визуальной и устной форме может побудить детей самостоятельно мыслить, делать выводы и предположения.

2) содействие конструктивному и открытому диалогу может позволить детям выражать свои мысли уверенно, чтобы послушать и оценить различные точки зрения.

3) мониторинг, запись и обсуждение ответов детей способствует рефлексивному обучению.


Введение. Мыслить критически.

Категория «критический», используемая в понятии «критическое мышление» означает

концентрацию мышления на процессе решения вопроса или проблемы. «Критический» в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.

Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе.

Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.


Презентация "Критическое мышление в образовании".


Составление постера "Почему Критическое мышление так важно?"


Средства критического мышления

В рамках работы Бенджамина Блума и др., критическое мышление является самым высоким из шести навыков мышления в его классификации, которая определена как оценка.

Шесть шляп мышления

Шесть Шляп мышления разработано Эдвардом де Боно, отражает процесс параллельного мышления, который ускоряет сфокусированное мышление из числа различных решений.


hello_html_m70ef55b3.png Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.

 

hello_html_1f033bdc.pngЖелтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Под этой шляпой вы изучаете позитивные стороны идеи, и переключаете свое внимание на поиск достоинств и пользы. 

hello_html_3ff53c12.pngЧерная шляпа это оценка – «адвокат дьявола», или почему что-то может не работать.

 

hello_html_m34eff429.pngКрасная шляпа означает чувства, догадки и интуицию.

 

hello_html_m7e18be29.pngЗеленая шляпа фокусируется на креативности; возможностях, альтернативах и новых идеях.

 

hello_html_22d154d6.pngСиняя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует наблюдение направлений всех Шести шляп.


Работа в группах. Рассмотрите проблему образования в нашей школе, применяя методику "Шесть шляп мышления".


Условные обозначения мыслителей

Впервые разработанные Тони Райаном условные обозначения мыслителей являются комплексом двадцати различных действий, разработанных привлечь и мотивировать учеников в ряде мыслительных заданий.

Ряд начинающих вопросов или заданий представлены как условные обозначения для разблокировки аналитических, критических и креативных мыслительных способностей учеников.

  • Обратное изменение – расположить слова, такие как «не могу», «никогда» и «не буду», которые бы не были расположены в предложении, например, составьте список вещей, которые вы никогда не найдете в Лондоне.

  • Что если – задавайте вопросы «что если» и записывайте мысли в графическом органайзере.

  • Алфавит – составьте список слов от А до Я, которые имеют отношение к заданному предмету.

  • БДУ – аббревиатура Б=больше, Д=добавить, У=убрать, может запланировать соответствующие занятия.

  • Конструкция – задание по решению проблемы, которое требует креативного использования ограниченного количества.

  • Недостатки – напишите список недостатков по конкретному предмету или практическому занятию.

  • Различное использование – используйте воображение, чтобы написать список различных использований ежедневных объектов.

  • Комбинация – перечислите свойства двух несочетаемых объектов, затем объедините эти свойства, чтобы создать новый и улучшенный продукт.

  • Нелепость – делайте нелепые утверждения, которые виртуально невозможно было бы выполнить, а затем попытайтесь доказать это.

 

Работа в парах. Каждой паре достается свое условное обозначение мыслителей, которое необходимо раскрыть на конкретных примерах.

Привычки ума

Арт Коста, разработавший Привычки ума, сказал:

«Привычки ума» являются характеристиками, что умные люди делают, когда они сталкиваются с проблемами, решения которых появляются не сразу».
Они состоят из многих навыков, отношений и склонностей в том числе:

  • Ценность: Применяя модель интеллектуального поведения, а не других менее продуктивных моделей.

  • Отклонение: Чувствуя тенденцию использования модели интеллектуального поведения.

  • Чувствительность: Восприятие возможностей для/ и целесообразности использования модели поведения

  • Возможность: Овладевая базовыми навыками и возможностями, чтобы осуществить поведение.

  • Обязательство: Постоянно стремясь осмыслить и улучшить производительность модели интеллектуального поведения.


Мозговой штурм. Какие привычками, на ваш взгляд, должен обладать ум?


Существует 16 привычек ума:

  1. Упорство

  2. Управляющая импульсивность

  3. Слушать других – с пониманием и сочувствием

  4. Мыслительная гибкость

  5. Думать о нашем процессе мышления – метакогнитивность

  6. Стремление к точности и достоверности

  7. Думать и формулировать проблемы

  8. Применение имеющихся знаний к новой ситуации

  9. Думать и взаимодействовать с ясностью и точностью

  10. Собирать информацию всеми чувствами

  11. Создавать, представлять и рационализировать

  12. Реагировать с удивлением и трепетом

  13. Брать на себя ответственность за риски

  14. Искать юмор

  15. Мыслить взаимосвязано

  16. Постоянно учиться

hello_html_37ba4433.png

Классификация Блума

Блум выделил шесть уровней в когнитивной области, от простого воспроизведения или признания фактов, как самого низкого уровня, по все более сложным и абстрактным психическим уровням, к высшему, который классифицируется как оценка.


Программы для обсуждения и дебатов

Слушатели знакомятся с каждой методикой.

Время круга

Цель: Поделиться идеями, опытом, мыслями. Продвигать понимание самого себя и других. Формулирование вопросов группы.

Организация:

Все сидят в круге на стульях или на полу. Есть предмет (например мяч), который держит только говорящий.

Как это работает:

Учитель сидит также, как ученики, на стуле или на полу. Это говорит о том, что учитель является посредником, а не директором в этом специальном классном задании. Учитель несет ответственность за соблюдение структурных правил Времени Круга, защиту эмоций каждого ученика и подготовку подходящих заданий. Учитель должен быть готов завершить задание, если ученики постоянно нарушают правила.

Самым важным правилом по Времени Круга это, то что абсолютно все должны участвовать в обсуждении. Это одно из первых заданий, которые необходимо провести. Необходимо обсудить три основных правила:

  • Говорить должен только один – предмет разговора должен способствовать правилу.

  • Вы можете «передать слово», если вы не желаете говорить о чем либо.

  • Никаких резких замечаний.


Философия для детей

Цель: ФдД нацелена на поощрение детей (или взрослых) мыслить критично, осторожно, креативно и совместно. Это помогает учителю создать «общество запросов», где участники создают и задают свои собственные вопросы и «учатся как учиться» в процессе.

Организация:

Поставьте стулья в круг (если необходимо), возьмите предмет (например мяч) который обозначает говорящего. Разместите стимулирующий материал по комнате для учеников.

Как это работает: Ознакомьте с темой и объясните процесс. У учеников должно быть несколько минут, чтобы осмотреть весь стимулирующий материал. Когда ученики вернутся в круг, им дается 1-2 минуты, чтобы обдумать вопросы, касательно темы/предмета, на который нужно ответить. Таким образом определяется голосование и обсуждение вопросов. Учитель участвует как посредник, правильно формулируя вопросы, задавая развивающие вопросы или содействуя группе для обеспечения участия каждого ученика.


Группа радуги

Цель: Каждый ребенок слушает ( в исходной группе) и говорит (цветной группе)

Организация:

Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения.

Как это работает:

Рассадите учеников в группы по темам (одна тема на всех или разные темы для каждой группы) для обсуждения (это «исходная группа»). После обсуждения ученикам дают цвет или перегруппируют соответственно. Новые группы состоят из участников «исходных » групп. Затем ученики возвращаются с тем, чтобы рассказать что обсуждалось в группе. Это затем приводит к дальнейшему обсуждению.


Снежный ком

Цель: Помогает использовать переговоры, сопереживание и обоснование

Организация:

Стандартная для работы в классе

Как это работает:

Во первых, ученики должны каждый индивидуально дать ответ. Затем делятся с партнером и согласовывают их два ответа в один. Пары затем объединяются с другими парами и повторяют процесс. Таким образом, четыре ответа синтезируются в один.

Например: Первый ученик выбирает три вещи для идеальной жизни. Пары затем обсуждают и выбирают из 6 только 3. Четыре ученика затем также выбирают до трех вещей из 6-ти.


Парные разговоры

Цель: Позволяет формулировать идеи, активно слушать и сконцентрироваться на обсуждении. Использование пар позволяет ученикам говорить и помогать тем, кто менее уверен в больших группах.

Организация:

Наилучшим вариантом будет сохранять небольшую дистанцию между парами для укрепления и предохранения от обсуждения с другими парами.

Как это работает:

Используйте стимулирующие, специфичные вопросы или темы для обсуждения с учениками. Моделируйте активное слушание и ответы. Назовите А и Б чтобы установить тему (например, А слушает, а Б говорит, затем наоборот. Попросите учеников задать вопрос, на который они хотят получить индивидуальный ответ, который затем будет обсуждаться в парах. Установите цель для каждой пары – например, дайте ответ вот на это.


Слушающая тройка

Цель: Является структурированным средством для извлечения информации, развивающим концепцию и понимание процесса предмета разговора. Также продвигает самоанализ путем роли наблюдателя.

Организация:

Ученики сидят по три, двое сидят напротив, один немного в стороне – не участвует, но наблюдает.

Как это работает:

Ученики работают в группе по три. Каждый ученик имеет роль говорящего, задающего вопросы и записывающего. Говорящий что-либо объясняет или комментирует вопрос или выражает мнение. Задающий вопросы подсказывает и просит пояснения. Записывающий делает заметки и дает результат в конце разговора. В следующий раз роли меняются.


Представитель

Цель: Активное слушание, публичное выступление и ясность изложения, разделение и создание взаимозависимости.

Организация:

Разместить группы по 3-4 человека в классе.

Как это работает:

Когда группа выполнила задание, один ученик из каждой группы выбирается «представителем» и перемещается к другой группе, чтобы объяснить и обобщить, и выяснить идеи другой группы. Затем представитель возвращается в свою группу, чтобы сообщить, что он узнал. Это эффективный метод избегания скучного и повторяющегося «сообщения своей группе». Это также способствует использованию языка представителя и создает группу активных слушателей.


Мозайка

Цель: Структурированный способ работы с серией вопросов и способствование работы в группе.

Организация:

Разместите группы по 3-4 по всему классу.

Как это работает:

Преимущество мозаики в том, что она структурирует группу для работы и способствует разговору и слушанию.

Учитель делит весь класс на меленькие группы (в среднем, 4 ученика в группе). Это инициатива учителей, для того чтобы все группы отражали гендерное равенство, возможности и отношение всего класса.

Каждой Исходной группе дается общее задание. Представлен раздаточный материал. Материал для чтения сохраняется для управления длительностью и сложностью. Если в группе четыре ученика, то группе задается четыре вопроса или задания для каждого ученика внутри основного задания для этой группы. Вопросы или задания разделены в каждой группе самостоятельно учениками.

Все ученики перегруппируются в экспертные группы согласно их вопросам или заданию для работы над общей проблемой и выводом. В конце обсуждения каждый ученик становится экспертом в своем вопросе, так как обсудил этот вопрос с другими учениками в экспертной группе.

Переформируется исходная группа. Начинается распространение. Исходной группе задается последнее задание. Это может быть и вывод, и может быть и новое задание. Решающим элементом является обеспечение того, что ученики строят объединенную «мудрость» исходной группы для того чтобы завершить задание.


Спектр ценностей

Цель: Выражать мнения, показать ценности, обсудить разность мнений, привлечь к публичному выступлению.

Организация:

Использовать часть веревки или резинки для спектра; нанести стрелки по краям; нанести два противоположных мнения по обе стороны.

Как это работает:

В этом формате ученики или группы учеников должны ответить на провокационные утверждения, соглашаясь или не соглашаясь. Несколько способов: учеников просят подойти и встать возле той веревки, на которой написано то, с чем они согласны, также, сначала учеников просят обсудить утверждение в группе, затем от имени своей группы разместить карточку возле линии или веревки, где они согласны, объясняя причину их позиции.

Это отличный формат сравнения разных вопросов и выяснение противоречий в мышлении учеников.


Горячий суп

Цель: Драматический предмет для поощрения сопереживания, понятия «понимания» содержания, позволяет изучать вопросы и обоснование позиции.

Организация:

Один ученик впереди, стулья расставлены в полукруг.

Как это работает:

Один ученик выходит вперед, выражает свое мнение и отвечает на вопросы по теме. Могут выступать ученики с определенной точкой зрения или ученики, принявшие роль, чтобы сделать вопрос менее личным или больше по содержанию. Например, ученики могут играть определенную роль или тип человека.


Дистанционное

Цель: Работа с щепетильными, эмоциональными или противоречащими вопросами.

Организация:

Ничего специального

Как это работает:

Используйте рассказ, драму, ролевую игру и т.д. чтобы держать на дистанции учеников от щепетильных, эмоциональных или противоречащих тем. Например, чем просить обсудить их чувства открыто о потере/утрате, можно использовать рассказ от лица молодого человека, а затем попросить учеников обсудить, что он чувствовал.

Аквариум для золотой рыбки

Цель: Дает возможность группе презентовать идеи, развивает способность обосновывать, задавать аналитические вопросы, обмениваться идеями.

Организация:

Стулья расставить как для группы, остальные в стиле аудитории.

Как это работает:

Как горячий стул, кроме того, что весь класс впереди и выражает свое мнение. Они в аквариуме для золотой рыбкой, другие ученики могут задавать вопросы, просить разъяснения и т.д.


Стоп-кадр

Цель: Кинестетический подход для поддержки обсуждения.

Организация:

Начать в кругу и затем разбиться на группы – передвиньте столы так, чтобы было пространство для движения.

Как это работает:

Учеников просят создать стоп-кадр темы, истории и утверждения. Стоп-кадр это точка на которой «камера» остановила работу – у стоп-кадра есть начало и конец, которые не видны классу (поэтому и отличается от фотографического отображения). Группы показывают свои стоп-кадры классу, чтобы обсудить что происходит на картинке.


Свободное обсуждение

Цель: Поощрять ответственность, лидерство ученика, избегание использования повторного материала учителем.

Организация:

Группы или весь класс, круг, стол или стулья.

Как это работает:

Это можно выполнить как в малых группах, так и всем классом. Так как нет структуры, возможно, понадобится помощь в таком обсуждении. Помощь может оказать учитель, но если работа будет проходить в группах, то учителя не хватит на все группы. Как вариант, можно попросить одного ученика выступать в качестве поддержки, это техника использовать ученика, как только он получил положительные опыт действия ученика, и обсудить ключевые аспекты поведения в этой роли.


Звонки на радио

Цель: Активное слушание, показывает много сторон обсуждения.

Организация:

Учитель ( или ученик) - ведущий на радио, принимает четырех гостей (учеников) и аудиторию (остальные ученики)

Как это работает:

Тема обсуждения устанавливается ведущим на радио. Четыре гостя получают ролевые карточки и должны играть роль как на карточке. Аудитория сверстников оценивает, «названивает» с вопросами, делает заметки и т.д.


ТВ шоу

Цель: Много разговоров и слушания, визуальные так и слуховые, легкие точки сравнения для многих учеников (и учителей!).

Организация:

Зависит от того, какое шоу вы хотите показать.

Как это работает:

Учитель-ведущий с учениками, как с разными героями, обсуждают тему. Аудитория задает вопросы, участвует в обсуждении, сверстники оценивают и т.д.

Круг вопросов

Цель: Выражать идеи, развить слушающие навыки, все участники могут участвовать, выравнивание обучающей среды.

Организация:

Предпочтительно легкие стулья

Как это работает:

По этому методу ученики задают вопросы по очереди. Ученики формируют круги по 4 или 5 человек. Дайте тему и некоторое время подумать. Затем начните обсуждение, каждому ученику по три минуты (или другое время) непрекращающейся речи. В это время никому не разрешается ничего говорить. После того как все высказались, дайте возможность высказаться детям в подгруппе и в общем обсуждении. Уточните, что ученик должен строить речь на том, что только что сказал другой, не на своей собственной мысли; также , они не должны приводить новые идеи.


Диалог на стикерах

Цель: Публичное обсуждение, без надобности публичного выступления, визуальные , кинестетические и слуховые элементы, хорошо иметь что-то ощутимое для обсуждения.

Организация:

Стикеры для всех учеников, пространство для передвижения.

Как это работает:

Много разных способов – можно взять несколько кусков сахарной бумаги и написать там вопросы или утверждения, а ученики читают и пишут комментарии; группы по 3/4/5 должны отвечать на вопросы на стикерах или комментировать, потом делиться, обсуждать и презентовать; можно использовать «роль на стене» и ученики выражают их мнение/эмоции на стикерах.


Вращающиеся станции

Цель: Принимать во внимание чужие идеи, целостно обсудить тему или вопрос, активно и пассивно.

Организация:

Серии станций в комнате с подручными средствами, сахарной бумагой и ручкой (или раздайте группе разноцветные карандаши – поэтому нужно следить кто что нарисовал)

Как это работает:

Разместите каждую малую группу на станции, дайте 10 минут обсудить провокационный вопрос и записать их мысли на бумаге или доске. По истечению времени, группа перемещается к другой станции, где группа продолжает работу предыдущей группы. Перемещение происходит каждые 10 минут, пока каждая группа не побывала на каждой позиции и обдумала мысли всех групп.


Думай- в паре- делись

Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей

Организация:

Ничего специального

Как это работает:

hello_html_452a06f.png




Трехшаговое интервью

Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей

Организация:

Поддоны по четыре

Как это работает:

Поделите группы из четырех на пары: А и Б, В и Г. 1 шаг - А интервьюирует Б, а В интервьюирует Г. 2 шаг - наоборот. 3 шаг - каждый ученик делится информацией о своем партнере в группе из четырех.


Работа в группах. Каждая группа выбирает свой метод ведения дискуссии и демонстрирует его


Рефлексия. Индивидуальная работа "Мыслительный бутерброд"

Это стратегия умственного управления. Остановитесь и подумайте, прежде чем начинать!

Шаг1

Подготовьтесь. Уделите время этому:

  • Очистите свой разум

  • Вспомните, что вы делали в последний раз

  • Представьте, что вы будете делать в этот раз

  • Сейчас приступайте к новому заданию


Шаг 2

Ищите связь с:

  • Другими вещами, которые вы уже знаете

  • Другими вещами, которые вы делаете

  • Другими вещами, которые вы изучаете


Шаг 3

Спросите себя:

  • Что получилось хорошо?

  • Что далось с трудом?

  • Что может быть улучшено?


Заполнение таблицы ЗХНИД


З

Что я уже знаю об этом?

Х

Что я хочу узнать?


Н

Где я могу найти больше информации?

И

Что я должен изучить?

Д

Что нужно делать дальше?








Обучение критическому мышлению
  • Директору-завучу
Описание:

Общие цели: содействие активизации критического мышления посредством диалогического взаимодействия между учителем и учениками. Критическое мышление учителя будет развиваться посредством рефлексии над ответами детей и учебным процессом, наблюдаемый в различных возрастных группах. В рамках одного занятия мы рассмотрим набор программ для обсуждения.

Автор Макарова Елена Геннадьевна
Дата добавления 28.09.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Конспекты
Просмотров 847
Номер материала MA-060921
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓