Главная / ИЗО, МХК / "Обучение детей дошкольного возраста сюжетному и предметному рисованию" (из опыта работы)

"Обучение детей дошкольного возраста сюжетному и предметному рисованию" (из опыта работы)




Обучение детей сюжетному и предметному рисованию

Автор: Краснова Татьяна Борисовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара


Принцип отбора тем для предметного рисования:

  1. Учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.

  2. Формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.


Принципы отбора содержания изображения:

  1. Учет знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта.

  2. Отбор того содержания, которое не только интересно, но и системно.

  3. Учёт последовательности освоения изобразительных умений и навыков.

  4. Учёт необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей.

  5. Учёт сезонных явлений, местного окружения.

  6. Учёт индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие творческих проявлений дошкольников.


Методика обучения детей предметному рисованию


Предметное рисование направленно на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования.

В основе системы методов, применяемых в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов .

Другим важнейшим методом является обследование.

Не менее важен в предметном рисовании приём показа изображения ( полный, частичный, общий, индивидуальный)


СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ


По замыслу детский рисунок рано становится сюжетным (с 2-х лет). Предметный мир и мир природы не существует изолированно, они связаны в реальности, связаны с человеком. Ребёнок начинает устанавливать взаимосвязи, отражая в изобразительной деятельности.

Однако изображение не сразу становится сюжетным. Ребенок сталкивается со сложностями изображения, т.к. не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.

Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость, «раскладывает» предметы-изображения как на столе. Иногда ребенок рисует два фриза, две плоскости, если изображение не умещается на одной линии.

Позднее в возрасте с 4-6 лет дети изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа.

Ребёнку сложно понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть – вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разделяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта.

Затрудняются дети и в передаче действия, движения, динамики. А так же ошибки в изображения пропорций тела.



Задачи обучения дошкольников некоторым доступным

способам изображения сюжетного образа:


  1. Прием создания простейших композиций,

  • младшая и средняя группа – расположение изображения на плоскости листа, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с незначительными дополнениями;

  • средняя группа – стимулируя изображение одного изображения в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения предмета на вариативном уровне;

  • старшие группы – располагая изображение на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе –внизу листа, дальше – наверху; варьируя расположение на листе (на узкой и широкой полосе в зависимости от замысла), подводить к изображению при этом предметы ближних планов более крупно, дальних – меньшего размера.

  1. Учить изображать в рисунке главное, т.е. предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы (средняя, старшая).

  2. Учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы).

  3. Направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

  4. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка.

  5. Развивать понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения.


В основе всех методов – специально организованные наблюдения, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Наблюдения должны быть неоднократными, максимально приближенными к моменту изображения (непосредственно перед занятием).


Следует широко практиковать наблюдения по подгруппам и индивидуальные.

Удачным приемом на занятиях является игровой прием – видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Видоискатель помогает ограничивать пространство, количество объектов и помогает сосредоточиться на взаиморасположение.



ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Декоративное искусство - одно из древнейших. По своей природе близко к природе. Отличается красочностью, яркостью.

Выделяют два вида узоров: сюжетные и орнаментальные.

Сюжетное включает стилизованное изображение птиц и животных, сцены из жизни людей. Образцы часто имеют символическое значение. Часто узоры включают фантастические сказочные образы: русалку, кентавра.

Узор - более широкое понятие, чем орнамент. Может быть создан непреднамеренно.

Орнамент - преднамеренно созданный узор, Элементы которого ритмично повторяются.

Ритм - определенная упорядоченность однохарактерных элементов.

Простой ритм - повторение одного и того же элемента на равных расстояниях друг от друга. Частным случаем простого ритма является симметричность.

Сложный ритм - чередование элементов узора и цветовых пятен, различают простой повтор и чередование элементов по цвету и форме.

Орнамент с латинского - украшение. В его узоре сочетаются геометрические и изобразительные элементы.

Виды узоров: геометрические, растительные, анималистические, антропологические, смешанные.

По способам организации различают узор (орнамент)

  • бесконечный (тип сетки);

  • линейный (бордюр, кайма);

  • ограниченный (замкнутый в круге, квадрате).

Композиция узора не произвольна, а диктуется особенностями формы.


Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками - это воспитания предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознание своей национальной принадлежности.

Декоративное искусство существует и органично сочетается с бытом, трудом, праздниками, нравами, традициями народа.


Задачи обучения дошкольников декоративному рисованию:

  1. Развитие у детей предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему
    народу, чувства патриотизма.

  2. Формирование интереса к предметам народного искусства, понимания их
    особенностей, желание знать искусство местного края, различать стили наиболее
    известных видов декоративной живописи.

  3. Формировать желание заниматься декоративным рисованием.

  4. Формирование обобщенных знаний и изобразительных умений


  • освоение характерных элементов, колорита, композиции и узоров той или иной
    росписи;

  • умений создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на
    объемных предметах;

  • воспитания чувства формы, цвета, ритма, симметрии.

5. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы при создании
выразительных узоров.



.

"Обучение детей дошкольного возраста сюжетному и предметному рисованию" (из опыта работы)
  • ИЗО, МХК
Описание:

По замыслу детский рисунок рано становится сюжетным (с 2-х лет). Предметный мир и мир природы не существует изолированно, они связаны в реальности, связаны с человеком. Ребёнок начинает устанавливать взаимосвязи, отражая в изобразительной деятельности.

Однако изображение не сразу становится сюжетным. Ребенок сталкивается со сложностями изображения, т.к. не знает изобразительных приемов и способов передачи этих связей.

Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость, «раскладывает» предметы-изображения как на столе. Иногда ребенок рисует два фриза, две плоскости, если изображение не умещается на одной линии.

Позднее в возрасте с 4-6 лет дети изображают пространство земли и неба в виде узких полосок внизу и вверху листа.

Автор Краснова Татьяна Борисовна
Дата добавления 11.05.2016
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Другое
Просмотров 496
Номер материала MA-066834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓