Главная / Иностранные языки / Обучающие игры на уроках английского языка

Обучающие игры на уроках английского языка












Методическая разработка на тему:

«Обучающие игры на уроках английского языка»



Выполнила:

Матвеева Н.В. учитель

английского языка

МБОУ «СОШ№39»

г. Чебоксары



ОГЛАВЛЕНИЕ:

1.Введение…………………………………………………………………...2-3стр.

2. Использование обучающих игр - один из приёмов повышения интереса учащихся к уроку английского языка…………………………………………….3-6стр.

2.1 Роль и место игры на уроке…………………………………………….3-5стр.

2.2. Цели использования игр на уроках английского языка……………..5-6стр.

3. Классификация игр……………………………………………………...6-12стр.

3.1 . Фонетические игры……………………………………………………7-8стр.

3.2. Орфографические игры………………………………………………..8-9стр.

3.3. Игры для работы с алфавитом………………………………………..9-10стр.

3.4. Лексические игры……………………………………………………10-11стр.

3.5.Грамматические игры………………………………………………...11-12стр.

4. Роль ролевых игр в обучении английскому языку…………………..12-15стр.

5. Практическая часть…………………………………………………….15-24стр.

5.1. Анализ опыта работы учителя по использованию обучающих игр в процессе обучения………………………………………………………………..15-16стр.

5.2 План-конспект открытого урока «Путешествие в страну игр» в 5-ом классе

……………………………………………………………………………..16-20стр.

5.3.Об исследовании игровой деятельности в процессе обучения…...20-23стр.

5.4.Рекомендаци…………………………………………………………..23-24стр.

6.Заключение…………………………………………………………………24стр.

7.Список использованной литературы……………………………………..25стр.

8. Приложения………………………………………………………………..26стр.











Введение.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я выбрала игру. Используя ее как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали ее большие потенциальные возможности.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра - один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Игра является важным элементом урока английского языка. В процессе игры языковой и грамматический материал закрепляется в более увлекательной для детей форме. С помощью игры хорошо отрабатываются произношение, развиваются навыки аудирования и говорения. В игре развиваются творческие и мыслительные способности ребёнка. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют урок, повышают интерес к изучению английского языка.

В игре дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Всё это делает игру важным средством создания направленности ребёнка, который начинает складываться ещё в дошкольном возрасте.

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор темы моей разработки. Данная тема чрезвычайно важна для глубокого её изучения и особенно практического применения в школе. Её актуальность на современном этапе является очевидной. Именно игра, наиболее приемлема, на мой взгляд, для применения её в учебном процессе т. к здесь существуют неограниченные возможности для реализации творческого потенциала как преподавателя, так и учащихся.

Цель данной методической разработки заключается в освещении вопроса об обучающих играх, используемых на уроках английского языка. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. познать роль игры на уроке;

  2. рассмотреть реальное место игры в учебном процессе;

  3. дать определение понятию игры и охарактеризовать её разновидности

  4. указать положительные и отрицательные стороны подобной формы обучения

  5. сделать конкретные выводы и дать некоторые рекомендации по применению игры, основываясь на собственном опыте и практической деятельности.


Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу

говорить наравне со всеми». Игра является важным элементом урока иностранного языка. В процессе игры языковой материал или же грамматический закрепляется в увлекательной для детей форме. С помощью игры хорошо отрабатываются произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. В игре развиваются творческие и мыслительные способности ребёнка. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют урок, повышают интерес к изучению иностранного языка.

Игровые формы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата, активизируют деятельность учащихся. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Практика показывает, что игры чаще всего служат развлекательным моментом на уроке учителя, к ним прибегают скорее для того, чтобы снять утомление учащихся, используя их лишь в качестве разрядки. Что же такое игра с точки зрения её содержания и структуры, каковы её обучающие возможности и механизм воздействия. С одной стороны игра обусловлена рядом правил, определяющих её сюжет, по существу в каждой игре мы имеем дело с одним- двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, в ходе которого учащиеся приобретают опыт речевого общения. Поэтому игра не только должна занимать важное место на уроке, но и может быть его стержнем. В этой связи важно отметить, что игра ни в коем случае не должна противопоставляться основной части урока. Надо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах урока и создавал общую игровую атмосферу.

Таким образом, игра-это

  • Деятельность ( в нашем случае речевая)

  • Мотивированность (отсутствие принуждения)

  • Индивдуализированная деятельность ( глубоко личная)

  • Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

  • Развитие психических функций и способностей

  • Учение с увлечением

Подобная характеристика игры ставит, конечно, высокие требования к её организации.

В каких же целях следует использовать игры на уроках иностранного языка? Основных целей шесть:

  1. Формирование определённых навыков

  2. Развитие определённых речевых умений

  3. Обучение умению общаться

  4. Развитие необходимых способностей и психических функций

  5. Познание ( в форме становления собственного языка)

  6. Запоминание речевого материала

Но специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребёнком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребёнок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему, то научится.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.

Большинство игр основаны на соревновании с обязательным подсчётом очков. В каждой игре требуется ведущий, а иногда водящие. Водящий выбирается как в обычных играх, с помощью считалки. Особо велика роль ведущего, он должен быть душою игры и заражать всех своим азартом. Ряд игр требует некоторых дополнительных предметов. Надо позаботиться, чтобы эти предметы были яркими, красивыми, привлекательными.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

-созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Классификация игр.

Игры можно разделить на два раздела.

Первый раздел составляют грамматические, лексические, фонетические и

орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают грамматические игры, занимающие по объему более трети пособия, поскольку овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр первого раздела могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений не этапе как первичного, так и дальнейшего закрепления.

Второй раздел называется «Творческие игры». Цель этих игр – способствовать

дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить

самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в

общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества

речевого умения – могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Фонетические игры

1. Слышу – не слышу. Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова.

Если он называет слово, в котором есть долгий гласный … или ., обучаемые

поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки .. или ., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске.

Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

2. Широкие и узкие гласные. Цель: формирование навыков фонематического слуха.

Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку, если

звук произносится широко. Если гласный произносится узко, руку поднимать

нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.

3. Правильно – неправильно. Цель: формирование правильного, чуткого к искажениям фонематического слуха.

Ход игры: преподаватель называет отдельные слова или слова в

предложениях, фразах. Обучаемые поднимают руку при чтении выделенного им звук в звукосочетаниях. Затем он просит каждого обучаемого в обеих командах прочитать определенные звукосочетания, слова, фразы и предложения. При правильном чтении звук обучаемые поднимают руку с зеленой карточкой (флажком), при неправильном – руку с красной карточкой (флажком). Выигрывает команда, которая после подсчета очков наиболее правильно оценит наличие или отсутствие ошибок.

4. Какое слово звучит? Цель: формирование навыка установления

адекватных звуко-буквенных соответствий.

Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель

начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны сделать следующее:

Вариант 1. Найти в списке слова произнесенные преподавателем и поставить

рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения

преподавателем.

Вариант 2. Отметить в списке только те слова, которые были произнесены

преподавателем.

Вариант3. Записать на слух слова, которых нет в списке, и попытаться найти их в словаре, и, если они неизвестны обучаемым, выписать их значения,

установить, имелись ли орфографические ошибки при их записи.

Выигрывает тот, кто наиболее качественно выполнил задание.

Орфографические игры.

1. Буквы рассыпались. Цель: формирование

навыков сочетания букв в слове.

Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слова и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно

рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый

правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает

преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные

буквы. Действие повторяется.

2. Дежурная буква.

Цель: формирование навыка осознания места буквы в слове.

Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно

больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте.

Например, преподаватель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первомместе?»

Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).

3. Из двух – третье. Цель: формирование словообразовательных и

орфографических навыков.

Ход игры: эта игра по смыслу очень близка к отгадыванию шарад. Поэтому

приведенные в ее описании слова можно использовать и для игры в шарады.

Подбираются сложные существительные, которые можно разделить на две части,

причем каждая из них может быть самостоятельным словом. Части слова пишутся на

листках бумаги и раздаются участникам игры.

Каждый должен отыскать себе партнера, у которого на листке написана вторая

часть слова. Выигрывает пара, которая сделает это быстрее других.

4. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах

изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для

каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква.

Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и

читают слово.

Например: англ. c.t, a.d, a.m, p.n, r.d, s.t, r.n, t.n, o.d, t.a, l.g,

h.n, h.r, h.s, f.x, e.g, e.t, d.b (cat, and, arm, pen, red, car, sit, ran, ten,

old, tea, leg, hen, her, his, fox, egg, eat, bed).

Игры для работы с алфавитом.

1. 5 карточек. Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: преподаватель показывает каждому из участников игры 5 карточек

с буквами иностранного алфавита. Выигрывает тот, кто правильно и без пауз

называет все 5 букв.

2. Кто быстрее? Цель: контроль усвоения алфавита.

Ход игры: обучаемым раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается

внимательно их рассмотреть. Затем преподаватель называет букву, а те, у кого

есть карточка с названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают остальным.

Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель

проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других

остается без карточек.

3. Первая буква. Цель: тренировка, ориентированная на усвоение алфавита.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель по очереди называет

по три слова каждой команде. Участники игры должны быстро назвать первые буквы

этих слов. Выигрывает тот, кто правильно выполнил задание.

4. Испорченная пишущая машинка. Цель: формирование орфографического навыка.

Ход игры: преподаватель распределяет все буквы алфавита между обучаемыми.

Затем он предлагает каждому ударить свою «клавишу», то есть назвать свою букву.

После того как обучаемые научатся автоматически реагировать на услышанный звук

или написанную букву, им предлагается «напечатать» слова, сначала предъявляемые

преподавателем на карточках, а затем произносимые вслух.. Побеждает тот, кто

сделает меньше ошибок.

5. Где буква? Цель: формирование навыка дифференциации

звукобуквенных соответствий.

Ход игры: преподаватель пишет на доске несколько слов и предлагает

обучаемым найти среди них три, в которых буква . читается как. . Выигрывает

тот, кто это сделает.

Лексические игры.

1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две команды. Справа и слева на доске записывается

вразброску одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

2.Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или

количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное

числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и

порядковых числительных.

Ход игры: преподаватель называет «запретное» числительное. Обучаемые

хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые

числительные). «Запретное» числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда,получившая меньшее количество штрафных очков.

4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из

пройденных уроков.

Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель

второй команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не

справившийся с заданием, выбывает из игры.

5. Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает

команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

Грамматические игры.

1. Изображение действия. Цель: автоматизация употребления

глаголов в устной речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Один играющий изображает действие

(мимическое или пантомимическое), другой должен прокомментировать его,

употребляя изученные глаголы.

2. Игра в мяч. Цель: автоматизация употребления форм глагола в

устной речи. Ход игры: образуются две команды. Представитель первой

команды придумывает предложение с изученным глаголом. Он бросает мяч партнеру

из второй команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч

повторяет предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из первой команды и называет свое предложение, опуская глагол, и т.д. За каждую ошибку начисляется штрафное очка. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.

3. Кубики. Цель: автоматизация употребления конструкции в устной речи.

Ход игры: для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены

картинки с изображением предметов или животных. Обучаемые делятся на две

команды. Участники по очереди выходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки на одной из граней кубика. За каждое правильно придуманное предложение команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

4. Подарки. Цель: закрепление лексики по теме, автоматизация употребления изученных глаголов в будущем времени в устной речи.

Ход игры: образуются две команды. На доске записываются два ряда слов: 1)

наименование подарка, 2) список глаголов. Играющие должны сказать, используя при этом глаголы из списка, что они будут делать с подарками, полученными в день рождения. Каждый участник игры придумывает по одному предложению. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием и составит предложения без ошибок.

Среди различных видов игр особое место занимает ролевая игра.

Ролевая игра. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет

мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения,

удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и

разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов

обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем,

создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный

барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем

самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д. Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка.

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику,

при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,

определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно

отреагировать на реплику.

Основные требования к ролевым играм:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у

школьника интерес и желание хорошо выполнить задание.

2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения как

содержания, так и формы, четко организовать.

3. Ролевая игра должна быть принята всей группой.

4.Она непременно проводится в доброжелательной, творческой

атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости.

5.Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в

активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать

отрабатываемый языковой материал.

6.Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить

контакт с ребятами.

Помимо форм игрового общения, соответствующих определенным возрастным

особенностям учащихся и их ведущей деятельности на конкретном возрастном

этапе, на уроках иностранного языка со школьниками младшего, среднего и

старшего возраста организовывались ролевые игры обиходного содержания,

предназначенные для формирования норм речевого этикета, воспитания культуры поведения. Школьники учатся правильно приветствовать друг друга и взрослых, обращаться к собеседнику, выражать благодарность, приносить извинения и т.д.

Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников. Продолжительность оптимальной работоспособности учащихся младших классов в общении достигает пяти минут. Для них совместная деятельность и общение приобретают личностную значимость, они стремятся к

освоению новых форм и способов общения, познанию других людей в общении, организации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Практическая часть.

В основном, игры, которые я использую на уроке, не носят чисто лексический или грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д.

Сам факт, что игра вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, т.к. стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям, что я стараюсь учитывать при подборе тех или иных игр.

Я стараюсь увлечь, заразить учащихся игрой. Место игры на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д.

Индивидуальные и тихие игры я использую в любой момент урока, коллективные провожу в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т.д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то я это делаю, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадриваю учащихся, поощряю их деятельность т.к. это необходимо для устного протекания игры, создания межличностных отношений в коллективе.

Применяя языковые и речевые игры на уроке, я всегда учитываю следующее:

Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Я должна знать, с какой целью провожу ту или иную игру.

В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане - говорение. Есть игры, предполагающие письменное выполнение, а также ряд заданий, которые могут выполняться устно или письменно. Не всегда удается вписать игру в тематику урока. Но я стараюсь это делать. Ведущая, обычно, я, но эту роль иногда выполняют и учащиеся. Среди многих видов упражнений есть такие, которые являются предметом педагогических дискуссий: корректировочные упражнения. Упражнения, включающие в себя поиск ошибок, полезны тем, что они дарят открытия и стимулируют активность учащихся.

Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом. Языковые игры провожу преимущественно на английском языке. Но не забываю о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале. Стараюсь применять их в меру, целесообразно и планово.

Я отказалась от дифференциации игр по годам обучения. Это позволит другому учителю более целенаправленно использовать игры. Не исключено, что в старших классах учитель сочтёт нужным в целях повторения использовать игру, предназначенную для начального этапа.

Надеюсь, что следующая разработка урока в 5-ом классе «Путешествие на планету игр» послужит в качестве примера использования игр на уроках английского языка.

Урок-игра «Путешествие на планету игр»

Задачи: Обобщить лексический материал по темам: «Дни недели», «Месяца года», «Цвета», «Внешность человека», «Предлоги». Активизировать употребление грамматических навыков, навыков чтения, говорения и аудирования.

План.

1. Приветствие учителя и детей. Объявление учителем о путешествии на планету игр.

T. Attention! Today we are going on a trip to the planet of games.

T. What date is it today? P. It is the 28-th of February.

T. What day of the week is today? P. It is Tuesday.

T. Do you want to go to the Planet of Games? Cl: Yes, of course we do.

Then let’s take a plane and start flying.

Класс делится на 2 группы. Ученикам даются карточки с цифрами. С одной стороны самолёта усаживаются ученики, имеющие чётные числа, по другую сторону садятся ученики, имеющие нечётные числа. Класс зашторен занавесками из тёмного цвета, на них пришиты звёздочки.

T. Boys and girls! Make yourselves comfortable. Start our flying! I’ll be your stewardess.(Звучит космическая музыка группы «Зодиак»)

T. Shut your eyes.

Ученики садятся удобно на свои места и под музыку летят. (Свет выключен)

После того, как музыка кончилась в класс входит звёздный мальчик.

P. Who are you?

The star boy: I am a Star Boy. (Мальчик одет в тёмную одежду, на нём накидка с пришитыми звёздочками, на голове корона со звездой)

Он вешает на доску красиво оформленный плакат со словами: You are welcome on The Planet of Games!

The Starkid: Now boys and girls let’s meet each other.

Ученики по очереди подходят к звёздному мальчику и называют свои имена.

Затем ребята садятся за парты. Мальчик показывает им красиво оформленную коробку с конвертами и говорит: You are on the Planet of games. You will play many games. The names of the games are in this magic box. Come to me and take one game, please.

Один из учеников подходит к мальчику и достаёт конверт с названием игры. В коробке даны следующие игры:

1-st Game "Black and white”.

Учитель называет слово, ученики должны назвать слово с противоположным значением. Слова вложены в конверт. За каждый правильный ответ ученик получает звёздочку.

Big-little, dark-light, short-long, good-bad, thick-thin, open-shut, old-new, high-low, happy-sad.

The 2-nd Game: "Alphabet.”

Прежде чем начать эту игру дети вспоминают английский алфавит, исполняя известную песенку "ABC”

Затем учитель вешает плакат со словами: corner, arm, dress, blue, sister, yellow, nose, green, tree, hat, pencil, room, open, face, I, leg.

Все ученики выполняют это задание на листочках. Звезду получает тот, кто быстрее всех и правильно запишет слова в алфавитном порядке. После того, как задание выполнено, учитель читает слова, расположенные в алфавитном порядке, ученики исправляют свои ошибки.

The 3-d Game "Make up a compound word”.

Учитель раскладывает на доске слова, написанные на карточках.

Class, teacher, boy, girl, school, yard, book, text, box, pencil, chair, arm.

T. You must make compound words as much as possible.

Звезда вручается тому, кто составил больше сложных слов, слова зачитываются учеником классу.

The 4-th Game "Ask the questions”.

Учитель показывает картинку. Игра проводится в виде аукциона. Ученики должны задать, как можно больше вопросов по картинке. За каждый правильный вопрос вручается звёздочка.

The 5-th Game "Draw the Picture”.

T. Now, children I’ll read you sentences. You must listen to them, understand them and draw what I’ll say.

Draw a brown table. A white plate on the table. A red apple on the plate. A yellow chair near the table. A blue ball under the table. A grey cat on the chair.

Ученики рисуют в своих тетрадях цветными карандашами. Звёздочки даются тем, у которых правильные рисунки.

The 6-th Game”The Heroes of Fairy-tales”.

В конверт вложены карточки с описанием героев общеизвестных сказок.

T. I’ll describe the heroes of fairy-tales. You must guess the names of them. Who’ll name the first, will get the star.

1. She is a girl. She is a very good girl. She has a grandmother. Her grandmother is ill. She has a red hat and a very nice dress on. The girl is going to her grandmother. (Красная Шапочка)

2. This is a boy. His hair is fair. His eyes are blue. His nose is long. He has a nice shirt and shorts on. He has also a long red and white cap on. (Буратино)

3.This is a girl. She is a very nice girl. Her hair is long and blue. Her dress is nice. She has a friend. Her friend’s nose is long.(Мальвина)

4.This is a boy. He is not a good boy. He doesn’t like to study. He has a big blue hat on. (Незнайка)

5.This is a girl. She is a very little girl. She has a dress on a pond with frogs.(Дюймовочка)

The 7-th Game "Days. Months.”

Ученикам раздаются цифры от 1 до 7.

1-ой команде- задание- построиться по порядку и назвать дни недели.

2-ой команде- задание- построиться по порядку и назвать месяца года.

Звездочки вручаются тем, кто правильно называет дни и месяца.

The 8-th Game "Fant”.

В классе развешаны шары. В шарах даны карточки с заданиями. Каждый ученик подходит к шару, лопает его и выполняет задание, написанное на карточке.

T. Pupils, we have balloons in our classroom. Please, take them and try to take tasks from them. If you do your task well you’ll get a star.

В шарах следующие задания:

1.Count from 1 to 10.

2. Sing a song.

3. Recite a poem.

4. Go to the blackboard and write your name on it.

5.Count from 10 to 20.

6. Describe your mother.

7. Name the days of the week.

8. Name the months of the year.

9. Dance.

10. Say what you have on.

11. Describe yourself.

The 9-th Game”Our Classroom”.

В конверте дано описание класса, в котором они находятся.

При описании класса даны предложения в которых указано неверное количество предметов мебели. Задача учеников исправить учителя, подняв руку. Кто первый заметит ошибку и правильно исправит её, тот получает звёздочку.

T. I’ll describe the classroom. If I say the wrong sentences, raise your hands and correct me.

Our classroom.

Our classroom is not very large. It has 3 windows. There are 2 blackboards in it. There are 10 lamps in our classroom. There are 10 desks in the classroom. There are 2 chairs at each desk. There are 12 pupils in the class. There are many guests here.

The 10-th Game "Riddles”.

В конверте карточки с загадками. За каждую отгаданную загадку ученик получает звёздочку у звёздного мальчика.

T. Now, children, guess the riddles. If you guess them, you’ll get a star.

1. What’s this? It is in the classroom. It is big and black. It is on the wall. Pupils write with chalk on it.(a blackboard)

2.It is tall and green. I am in the garden or in the street.(a tree)

3. I am black and red and blue and green.I am in the pencil-box near you.(a pen, a pencil)

4. It is not a man, it is not a woman, but it teaches me. (a book)

5. It is white and cold and sweet. All children like it. (an ice-cream)

T. Now, boys and girls let’s count your stars. The team, which has more stars is the winner.

Звёздный мальчик поздравляет команду -победительницу, у которой большее количество звёздочек, затем под музыку группы «Зодиак» ученики возвращаются на землю.

T. Boys and girls! Let’s come back to our land. Shut your eyes. Make yourselves comfortable. Start our flying.(свет выключен)

T. Dear boys and girls, you’ve worked very well. Every pupil was active. I liked the way you answer, ask questions, do the tasks. I think all of you did the best. Now your marks:

The lesson is over. You may go. Goodbye!

Об исследовании игровой деятельности в процессе обучения.

Для исследования игровой деятельности в процессе обучения, я воспользовалась методами научно-педагогического исследования, а для изучения практической стороны моей работы я обратилась к методам изучения опыта. При изучении педагогического опыта я использовала следующие методы: беседа, анкетирование и интервьюирование. Исследования по использованию игровой деятельности в учебном процессе проходили в МБОУ «СОШ№39» г. Чебоксары. Для выяснения целей и задач урока как метода обучения, в каких случаях и на каких этапах она проводится, было проведено анкетирование с учителями данной школы (см. приложение №1)

Анализ анкетирования учителей - предметников показал, что только 4 из 10 постоянно используют обучающие игры в учебном процессе. От учителей - предметников, которые редко используют обучающие игры, были получены следующие ответы:

  • Одни считают, что их предмет является одним из самых сложных предметов в школьной программе и поэтому, для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать игры;

  • Другие полагают, что у них уже отработаны свои методы обучения и нет необходимости их менять;

  • Третьи считают, что организовать процесс обучения, используя обучающие игры, довольно сложно и более приемлемо организовывать педагогический процесс в форме урока и использовать устоявшиеся методы обучения.

Остановимся на моём опыте работы организации обучающих игр. Стаж работы в школе-23 года. На своих уроках часто применяю обучающие игры и довольно успешно. Использую в работе различные формы игр: парную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и условий задач. Цель выбирается в зависимости от результата, которого необходимо добиться.

На мой взгляд, использовать игру предпочтительно на этапе проверки или закрепления материала. Анализ результатов проведённых игр показывает, что в процессе игры происходит закрепление и улучшение знаний, развитие психологических качеств учеников, воспитание у учащихся речи, умение правильно и логично излагать свои мысли, развитие умения находить оптимальные решения.

Исходя из своего опыта, делаю вывод, что дети любят игры на уроке, но не всегда выполняют правила. Чаще всего это бывает в групповой игре, где дети пытаются помочь друг другу. В этом случае я не прекращала игру, но делала более жёсткими правила игры.

По моему мнению, игру нельзя применять в следующих случаях:

  • если игра не соответствует уровню развития учащихся,т.к даже при чётком объяснении правил вызывает определённую трудность при их выполнении. Это не способствует закреплению знаний, а рассеивает внимание на решение отвлечённых от темы задач;

  • если дети не хотят играть;

  • если игра новая- новые игры должны быть проверены;


На протяжении всего процесса игры на уроке необходимо внимательно следить за тем, чтобы не возникла конфликтная ситуация между детьми и не испортились взаимоотношения в классе. Игра помогает развиться в личностном плане. Это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушать и принять мнение других. Для того, чтобы понять, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания учащихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее использовать их, я провела анкетирование среди учащихся (См. Приложение 2). Анализ ответов учащихся дал следующие результаты:

- Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.

- Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только игра им интересна.

- Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними со своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.

- Учащимся может и не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.

- Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо чётко продумывать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.

- Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

Таким образом, исследование игровой деятельности учащихся на уроках позволили мне обнаружить следующие негативные стороны в использовании игр в процессе обучения:

- нередко объяснение правил, и демонстрация игры занимает много времени у учителей. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал;

- нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий. Чаще всего это наблюдается в групповых и коллективных формах игры, что приводит к путаницам, а главное, к сомнительным результатам;

- после проведения игр бывает трудно восстановить дисциплину в классе, на что жалуются учителя, к которым приходят дети на следующий урок;

- при проведении парных, групповых и коллективных форм игры соревнование между детьми, бывает, перерастает в нездоровое соперничество, что не всегда успевают заметить учителя, а тем более предотвратить. Это приводит к испорченным взаимоотношениям между детьми вне игры.

Таким образом, анализ наблюдений за игровой деятельностью и её результатов позволил выявить, что использование игровых форм обучения не всегда является эффективным методом для укрепления или расширения знаний.

Рекомендации.

Для учителей и педагогов, которые применяют игры в учебном процессе, можно дать следующие рекомендации:

Во-первых, при выборе ИФО нельзя спешить и действовать в одиночку. Также никогда не надо принимать чужие игры на веру, без надлежащей проверки. Необходимо самому убедиться в эффективности и привлекательности ИФО, поиграв с коллегами и хорошо играющими детьми.

Во-вторых, разработанные игры не стоит сразу нести в класс. Часто бывает так, что игра останавливается внезапно на самом интересном месте и никакое восстановление не сможет вернуть прежний ход игры. Чтобы этого не произошло, необходимо поработать с коллегами ещё раз, посмотреть какие были трудности, особенно в коллективных играх, ещё раз проверить- кто из учащихся может быть главным помощником в игре.

В-третьих, нигде никогда и никого нельзя заставлять играть. Все люди равны перед арбитром и всё должно быть построено на добровольном сотрудничестве.

В-четвёртых, нельзя себе позволять играть с детьми свысока или идти у них на поводу. При этом, как бы ни было смешно и весело в игре, необходимо соблюдать все внешние признаки строгости и безотказной требовательности.

Заключение.

На основе анализа литературы я раскрыла такие аспекты темы как роль и место игр в процессе обучения, их психологические основы, классификацию и формы игр.

В практической части, на основе анализа результатов исследований процесса игровой деятельности учащихся, я сделала следующие выводы по задачам, поставленным в начале методической разработки: назначением обучающих игр в процессе обучения является помощь учащимся в расширении их кругозора и закреплении учебного материала, а также развитии психологических и личностных качеств; в школах довольно часто используют обучающие игры на уроках, но этот метод не всегда бывает эффективным, т.к помимо положительных сторон в использовании игр существуют и негативные стороны, что не всегда принимается во внимание учителями при организации игровой деятельности.

Также необходимо отметить, что при чётком продумывании, правильной разработке и правильной организации игровых форм, результаты при достижении поставленных целей налицо.


















Список использованной литературы.

  1. Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987).

  2. И. П. Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).

  3. М.В. Дворник – «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 – 1980).

  4. Е. Кашина – «Ролевые и лингвистические игры» (Самара, 1992).

  5. И. Е. Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).

  6. Т. Г. Любимова – «Развиваем творческую активность» (Чебоксары, 1996).

  7. И.А.Паросова – «Игра на уроках иностранного языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 – 2003).

  8. З.П.Романова – «КВН для учащихся вторых классов, изучающих английский язык с первого класса» (журнал «Иностранные языки в школе, № 2 – 2002).

  9. М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).

  10. Д.В.Эльконин «Психология игры», Москва















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Анкета для учителей.

  1. Используете ли вы игры в педагогическом процессе?

  2. Считаете ли вы целесообразным использовать обучающие игры на уроке?

  3. Любят ли учащиеся игры на уроках?

  4. В каких случаях вы используете игры?

  5. Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?

  6. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игры?

  7. Выполняют ли учащиеся все правила игры?

  8. В каких случаях не нужно применять игры?


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Анкета для учащихся.

  1. Нравится ли тебе, когда учитель использует игру на уроке?

  2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?

  3. Какую форму игры ты любишь больше: парную, групповую или коллективную?

  4. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?

  5. Зависит ли твоё желание от учителя, использующего игры?

  6. Что тебе больше всего нравится в игре?












27


Обучающие игры на уроках английского языка
  • Иностранные языки
Описание:

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Над этими проблемами постоянно работает учитель. Проанализировав большое разнообразие приёмов организации учебной деятельности, я выбрала игру. Используя её как средство обучения многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали её большие потенциальные возможности.Данная разработка очень полезна для учителей, работающих в начальном звене,содержит материал, который можно использовать в своей работе.

Автор Матвеева Наталия Викентьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1122
Номер материала 31786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓