Главная / Логопедия / Обследование фонематического слуха и восприятия.

Обследование фонематического слуха и восприятия.

Обследование фонематического слуха и восприятия.

ФИО:___________________________________________________________________________________


  1. задание - узнавание неречевых звуков.

1) инструкция: внимательно послушай и скажи, что звучало?

2) инструкция: кто это сказал?

3) ребенок должен найти игрушку


  1. задание – различение высоты, силы и тембра голоса.

1) ребенок должен послушать и отгадать, чей голос звучал

2) ребенок должен показать, кто это сказал (белый – близко, серый - дальше)

3) сказка «три медведя»


3 задание – различение слов близких по звуковому составу.

1) п-б, пь-бь 2) т-д, ть-дь

Почка-бочка тачка-дачка

Пашня-башня тоска-доска

Порт-борт подушка-катушка

Пил-бил тина-Дина


3) к-г, кь-гь 4)ф-в

Класс-глаз сова-сафа

Кора-гора

Калька-галька

Кит-гид

Крот-грот


5) л-в, ль-вь 6) л-й, ль-й

Ленок-венок галка-гайка

Стол-стой

Галька-гайка


7) р-л 8) рь-ль

Рожки-ложки репка-лепка

Роза-лоза малина-Марина

храм-хлам


9) с-з 10) с-ц

Суп-зуб свет-цвет

Сайка-зайка лиса-лица

Росы-розы

Коса-коза


11) ш-ж 12) ч-щ

Шар-жар челка-щелка

Луша-лужа плач-плащ

дочь-дождь


13)ч-ш 14) чь-ть

Чашка-шашка челка-телка

Кочка-кошка печка-Петька

Речка-редька

15) с-ш 16) с-ж

Каска-кашка сук-жук

Мыс-мышь сыр-жир

Ус-уж усы-ужи

Усы-уши

17) с-щ 18) с-ч

Лес-лещ сайка-чайка

Плюс-плющ нос-ночь


19) з-ж 20) м-мь

Роза-рожа мишка-мышка

Луза-лужа


21) л-ль

Ел-ель

Юла-Юля


2) инструкция: одинаковые слова или разные, объяснить их значение.

Тень-день

Уточка-удочка

Мишка-мышка

Коза-коса

Доска-тоска

Щенок-сынок

Рак-лак


3) инструкция: показать картинки в той последовательности, в которой их называют.

Сом-лом-дом-ком

Рак-мак-лак-бак-сок

Коса-лужа-коза-лыжа


4) инструкция:посмотри на картинку и покажи другую картинку, название которой звучит похоже.

Дом-ком сук-лук

Ветка-клетка каток-платок горка-корка



  1. задание – дифференциация слогов.

1) Инструкция – покажи кружок, когда услышишь новый слог.

КА – КА – КА – КА – КА – ГА

ПА – ПА – ПА – ПА – ПА – РА

ДА – ДА – ДА – ДА – ДА – ТА

СА – СА – СА – СА – СА – ЗА

БА – БА – БА – БА – БА – ПА

2) Инструкция – послушай и скажи, какой слог лишний.

ТА – ТА – ТА – ДА

РА – РА – РА – ЛА

ГА – ГА – ГА – КА

ВА – ВА – ВА - ФА

3) Инструкция – слушай внимательно и повторяй слоги точнее.

да – та – да

та – да - та

са – ша - са

ша – са –ша

жа – ша – жа

ша – жа – ша

ра – ла – ра

ба – па – ба

па – ба – па

за – са – за

са – за – са

ча – тя – ча

тя – ча – тя

ла – ра – ла

га – ка – га

ка – га – ка

ца – са – ца

са – ца – са

ща – ча – ща

ча – ща - ча

4) Инструкция – если я назову одинаковые слоги – хлопнешь, если разные – топнешь.

ПА – БА

КА – КА

НА – ЛА

МА – МА

РА – ЛА

ЗА – СА

РА – РА

БА – БА

ДА – ТА

ТА - ТА

  1. задание – дифференциация фонем

1) Инструкция – покажи, кто (что) издает этот звук.

Ребенок плачет «аааааааааа»

Медведь рычит «ыыыыыыыыы»

Паровоз гудит «уууууууууууууу»


2) Инструкция – хлопни когда услышишь [а].

у – о – и – ы – э – а – о – а – у – и – и – а – о – э – и – о – а – ы – и – а - …


3) Инструкция – топни когда услышишь [у], подними кружок - [и], покажи квадратик - [о].

а – ы – и – ы – и – о – у – о – у – о – э – и – э – а – э – о – ы – у – о – а – а – о - …


4) Инструкция – хлопни в ладоши когда услышишь [м].

н – м – л – л – н – б – м – н – м – п – н – б – п – м- л – п – н – п - …


5) Инструкция – слушай внимательно и повторяй:


а – о

у – а

а – и

и – о

а – и – у

и – а – о

у – а – о

о – и – ы

а – о – у – и

и – у – о – а

и – ы – о – у

а – э – у - о



6) Инструкция – подними руку, если услышишь

[ш]: с – ш – ц – ч – ш – щ – ф – ш - …

[ч]: ш – с` – щ – ч – ц – щ – т` – ш – ч -…

[ц]: т` – с` – щ – ч – ц – щ – т` – ч – с – ц -…

[щ]: ч – ш - щ – т` – ч – с` – щ – ч – с – ч - …

[с]: с` – с – ж – щ – ч – ш – ц – ч – ф – щ – с` -…


6 задание – навыки элементарного звукового анализа.

1) Инструкция – если услышишь [м] покажи кружок, если [р] – треугольник.

Мышь, комар, доска, рама, дом, радуга, день, тоска, мама, дорога …

2)Инструкция – когда услышишь [а] покажи кружок, когда [о] – квадрат, когда [у] – треугольник.

Осы, Аня, улица, утка, овощ, арка, удочка, окунь, ария…

3) Инструкция–разложи на две кучки слова:в одну слова заканчивающиеся на [т],в другую – на [к].



  1. задание – ребенок называет первый слог в слове.

1)Инструкция – назови в слове первый звук, первый слог, первый и последний звуки.

1) Повторение слогов с аппозиционными звуками


4 года.

БА – ПА

ГА – КА

ТА – ДА

МА – ВА

НА – НЯ

ПА – БА

КА – ГА

ДА – ТА

ВА – МА

КА – ВА

НЯ - НА

5 лет.

БА – ПА – БА

ТА – ДА – ТА

ГА – КА – ГА

ЗА – СА – ЗА

ЖА – ША – ЖА

ТА – ТЯ – ТА

ПА – БА – ПА

ДА – ТА – ДА

КА – ГА – КА

СА – ЗА – СА

ША – ЖА – ША

ТЯ – ТА - ТЯ

6 лет.

СА – ША – СА

СА – ЦА – СА

ЧА – ТЯ – ЧА

ЩА – ЧА – ЩА

ЩА – СЯ – ЩА

ЛА – ЛЯ – ЛА

ША – СА – ША

ЦА – СА – ЦА

ТЯ – ЧА – ТЯ

ЧА – ЩА – ЧА

СЯ – ЩА – СЯ

ЛЯ – ЛА - ЛЯ



2) дифференциация аппозиционных звуков несмешиваемых произношением.


4 года

Кот-кит

Дом-лом

Мышка-мишка

Уточка-удочка


5 лет

Почка-бочка

Трава-драва

Горка-корка

Сова-сафа


6 лет

Пашня-башня

Катушка-подушка

Крот-грот

Мышка-мошка


3) дифференциация звуков смешиваемых произношением.


4 года

Коса-коза

Кочка-кошка

Миска- мишка

Малина-Марина



5 лет

Суп-зуб

Челка-щелка

Сайка-чайка

Галка-гайка



6 лет

Собор-забор

Касса-каша

Суп-жук

Лук-люк




Состояние фонематического анализа и синтеза.

4 года. Инструкция – выдели [р] в словах:

Майка, рыба, лапа, корова, лимон, пирамида, радуга …


5 лет. Инструкция – выдели начальный ударный гласный звук из слов:

Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра …



6 лет.

Инструкция – выдели конечный согласный звук в словах:

Кот, сом, лимон, сироп, лук, грач, лещ, малыш, сук …


Инструкция – выдели начальный согласный звук в словах:

Мост, пол, вода, дом, банка, тапки, чайник, щетка …


Инструкция – определи последовательность звуков в словах:

Кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шина, ветка …


Инструкция – определи количество звуков в словах:

Нос, бык, кит, ваза, батон, банка, таракан, жук …


Обследование фонематического слуха и восприятия.
  • Логопедия
Описание:

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребёнка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и чётко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха являются главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

Обследование детей в группе ФФНР осуществляет логопед. С результатами логопедического обследования знакомится воспитатель, анализирует их, заполняет соответствующие страницы в «Журнале воспитателя». Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования.

Автор Шайхутдинова Ландыш Фирдавесовна
Дата добавления 06.05.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Тесты
Просмотров 1560
Номер материала 58980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓