Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОбщие и специальные способности учителя начальных классов.

Общие и специальные способности учителя начальных классов.

Скачать материал

Общие и специальные способности учителя начальных классов.

    Для того чтобы успешно справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. К специальным способностям учителя начальных классов можно отнести:

- способность видеть и чувствовать, понимает ли ребенок изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения для начального образования;

- способности по-разному излагать, доступным образом для учеников младшего возраста один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения в начальном звене информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

- способность формировать у младшего школьника нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

    Особый класс специальных педагогических способностей учителя начальных классов составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатиии);

- способность быть примером и образцом для подражания детей младшего школьного возраста в мыслях, чувствах и поступках;

- способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

- способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

- способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

- способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

- способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

    Среди специальных педагогических способностей учителя начальных классов есть и способность особого рода – способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, т.к. через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога начального образования является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

    Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Их применение особенно действенно в работе с младшими школьниками, они стимулируют успехи учащихся, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных с педагогической точки зрения поощрений.

    Эффективное поощрение:

- осуществляется систематически;

- сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ребенка заслуживает поощрения;

- связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика;

- соотносится с достижением учеником определенных результатов;

- предполагает информирование ребенка о значимости достигнутых им результатов;

- развивает у ребенка умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов;

- сравнивает прошлые и настоящие достижения ребенка;

- соразмерно затраченным учеником усилиям;

- сопоставляет достигнутое ребенком с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов в будущем;

- воздействует на мотивационную сферу ребенка, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.;

- концентрирует внимание ребенка на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей;

- способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

    Чтобы добиться наиболее эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе выделенные нами специальные педагогические способности.

 

Список литературы:

Канн-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. – М.: 1987.

Р.С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. М., ВЛАДОС, 2003.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Общие и специальные способности учителя начальных классов."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

    Чтобы добиться наиболее эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе выделенные нами специальные педагогические способности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 3623
    • DOCX 35.5 кбайт
    • 11 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Губенко Марина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Губенко Марина Васильевна
    Губенко Марина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93973
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1183 человека из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 577 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 524 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1104 человека из 80 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 295 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические навыки трекинга и менторства

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе