Общие и специальные
способности учителя начальных классов.
Для того чтобы успешно
справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь
незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят
те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а
к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической
деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. К
специальным способностям учителя начальных классов можно отнести:
- способность видеть и чувствовать,
понимает ли ребенок изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого
понимания;
- способность самостоятельно
подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные
методы обучения для начального образования;
- способности по-разному излагать,
доступным образом для учеников младшего возраста один и тот же учебный материал
с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;
- способность строить обучение с
учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими
знаний, умений и навыков;
- способность за сравнительно
короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного
интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
- способность правильно строить урок,
совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
- способность передавать свой опыт
другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
- способность к самообучению, включая
поиск и творческую переработку полезной для обучения в начальном звене
информации, а также ее непосредственное использование в педагогической
деятельности;
- способность формировать у младшего
школьника нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).
Особый класс специальных
педагогических способностей учителя начальных классов составляют способности к
воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
- способность правильно оценивать
внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему
(способность к эмпатиии);
- способность быть примером и
образцом для подражания детей младшего школьного возраста в мыслях, чувствах и
поступках;
- способность вызывать у ребенка
благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям
добро, добиваться высоких нравственных целей;
- способность приспосабливать
воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого
ребенка;
- способность вселять в человека
уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;
- способность находить нужный стиль
общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;
- способность вызывать к себе
уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его
стороны, иметь авторитет среди детей.
Среди специальных педагогических
способностей учителя начальных классов есть и способность особого рода –
способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который
много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд
насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из
самых сложных его сторон, т.к. через него осуществляется главное в
педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним
из важных качеств педагога начального образования является умение
организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение
обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение
профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности
педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Особой сферой проявления
способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и
наказаний. Их применение особенно действенно в работе с младшими школьниками,
они стимулируют успехи учащихся, особенно тогда, когда поощрения и наказания
заслужены и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний
зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики
эффективных с педагогической точки зрения поощрений.
Эффективное поощрение:
- осуществляется систематически;
- сопровождается объяснением учителя
того, что именно в действиях ребенка заслуживает поощрения;
- связано с личной
заинтересованностью учителя в успехах ученика;
- соотносится с достижением учеником
определенных результатов;
- предполагает информирование ребенка
о значимости достигнутых им результатов;
- развивает у ребенка умение
организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов;
- сравнивает прошлые и настоящие
достижения ребенка;
- соразмерно затраченным учеником
усилиям;
- сопоставляет достигнутое ребенком с
приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может
достигать успехов в будущем;
- воздействует на мотивационную сферу
ребенка, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития,
удовлетворенность от учения и др.;
- концентрирует внимание ребенка на
том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и
возможностей;
- способствует проявлению интереса
учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.
Учитель может положительно влиять
на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет
поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком
пристальное внимание на допущенные ими ошибки.
Чтобы добиться наиболее
эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен
научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе
выделенные нами специальные педагогические способности.
Список литературы:
Канн-Калик В.А. Основы
профессионального педагогического общения. – М.: 1987.
Р.С. Немов. Психология. В трех
книгах. Книга 2. Психология образования. М., ВЛАДОС, 2003.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.