Главная / Начальные классы / Общие и специальные способности учителя начальных классов.

Общие и специальные способности учителя начальных классов.

Общие и специальные способности учителя начальных классов.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. К специальным способностям учителя начальных классов можно отнести:

- способность видеть и чувствовать, понимает ли ребенок изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения для начального образования;

- способности по-разному излагать, доступным образом для учеников младшего возраста один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;

- способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения в начальном звене информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятельности;

- способность формировать у младшего школьника нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).

Особый класс специальных педагогических способностей учителя начальных классов составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатиии);

- способность быть примером и образцом для подражания детей младшего школьного возраста в мыслях, чувствах и поступках;

- способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

- способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

- способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

- способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

- способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Среди специальных педагогических способностей учителя начальных классов есть и способность особого рода – способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик, ученый-психолог, который много занимался исследованием этой способности, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, т.к. через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога начального образования является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с детьми. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Их применение особенно действенно в работе с младшими школьниками, они стимулируют успехи учащихся, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Приведем в этой связи развернутые характеристики эффективных с педагогической точки зрения поощрений.

Эффективное поощрение:

- осуществляется систематически;

- сопровождается объяснением учителя того, что именно в действиях ребенка заслуживает поощрения;

- связано с личной заинтересованностью учителя в успехах ученика;

- соотносится с достижением учеником определенных результатов;

- предполагает информирование ребенка о значимости достигнутых им результатов;

- развивает у ребенка умение организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов;

- сравнивает прошлые и настоящие достижения ребенка;

- соразмерно затраченным учеником усилиям;

- сопоставляет достигнутое ребенком с приложенными с его стороны усилиями, показывая, что при желании ученик может достигать успехов в будущем;

- воздействует на мотивационную сферу ребенка, опираясь на внутренние стимулы: интерес, цели саморазвития, удовлетворенность от учения и др.;

- концентрирует внимание ребенка на том, что его успех зависит от него самого, от собственных способностей и возможностей;

- способствует проявлению интереса учащегося к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

Чтобы добиться наиболее эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе выделенные нами специальные педагогические способности.


Список литературы:

Канн-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. – М.: 1987.

Р.С. Немов. Психология. В трех книгах. Книга 2. Психология образования. М., ВЛАДОС, 2003.



Общие и специальные способности учителя начальных классов.
  • Начальные классы
Описание:

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, учитель начальных классов должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.

    Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей младшего школьного возраста, если станет поощрять их за хорошие поступки, и не будет наказывать и обращать слишком пристальное внимание на допущенные ими ошибки.

    Чтобы добиться наиболее эффективной педагогической деятельности в своей области, учитель должен научиться воспитывать, формировать и всеми способами развивать в себе выделенные нами специальные педагогические способности.

Автор Губенко Марина Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1042
Номер материала 49659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓