Главная / Обществознание / обществознание, искусство, МХК - Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации

обществознание, искусство, МХК - Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации

Урок Понятие культуры. Многообразие и диалог культур.

Культуры и цивилизации.

Цели:

  • образовательная – создать условия для овладения учащимися знаниями об условиях необходимых для существования и развития культуры; выяснить, что такое культура, каковы её составляющие, её взаимодействие с гуманитарными науками.

  • развивающая – способствовать развитию у учащихся информационно-коммуникативных умений, навыков аналитической работы, выстраивать причинно-следственные связи;

  • воспитательная – познакомить уч-ся с многообразием культур, помочь учащимся осознать себя неотъемлемой составляющей культуры в целом, приобщить учащихся к культурному наследию.

Форма урока: эвристическая беседа, работа в группах.

Основной метод обучения: создание проблемных ситуаций и их решение.

Оборудование урока: учебник Кравченко А. И., наглядный материал, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1. Орг. момент.

- оценивает готовность учащихся к уроку.

-готовятся к уроку

-проявляют интерес и стремление к изучению материала.

2. Этап вхождения в урок.

Актуализация знаний учащихся.

Предлагает учащимся вспомнить:

- где и когда применяется понятие культура?



- отвечают на вопросы учителя.

- стремятся актуализировать свои знания, поделиться с теми, кто эти знания забыл.


3. Целеполагание.









4. Изучение нового материала.

















Проблемная ситуация:

- что входит в понятие культура, что является составляющим культуры?







предлагает работу в группах, напоминает условия работы в группе, объясняет задания для работы в группе.





Контролирует и корректирует работу в группах.





Предлагает озвучить результаты работы в группах.


Предлагает подвести итог работы в группах и сделать общий вывод по теме.


- отвечают на вопросы;

-формулируют цели и в чём необходимо разобраться к концу урока

- записывают цели в тетрадь;



- слушают, просматривают задания, принимают информацию, как руководство к действию, выбирают ответственного.


Работают с тексами, отвечают на вопросы, выбирают, кто будет озвучивать работу в группах.


Озвучивают результаты работы в группах.


Делают общий вывод работы групп, общий вывод по теме урока.






- самостоятельно формулируют цели и задачи;

- выбирают наиболее приемлемую форму получения знаний или соглашаются с предложенной формой учителем;

- проявляют интерес к новой теме.










-проявляют интерес и стремление к изучению материала,

стремятся поделиться своими знаниями с другими учащимися.

5 Закрепление (самопроверка) полученных новых знаний












6. Рефлексия.










7. Домашнее задание.

Предлагает учащимся вернуться к проблемной ситуации.













Предлагает оценить свою работу на уроке, степень усвоения материала (Приложение №2), работу одноклассников, успешность применённого приёма подачи материала на уроке.

Оценивает работу учащихся.


Привести примеры изменения в культуре современном обществе с позиции социологии, психологии, этнографии.


Отвечая на вопросы, оценивают, как уяснили новый материал.












- заполняют индивидуальную оценочную карту,

- оценивают, кто и как работал






Записывают дом. задание.

-осуществляют самоконтроль, затем взаимоконтроль с тем, чтобы выяснить степень

усвоения изученного материала,

- по результатам теста планируют свою индивидуальную домашнюю работу

и делают прогноз на будущее изучение материала.


- осуществляют групповую и личную рефлексию.







Задачи для работы группы:


  1. Представить устно лучшее выступление от группы.

  2. Объяснить, почему остановились именно на этом выступлении.

  3. Рассказать, как удалось договориться о порядке работы в группе, какие трудности пришлось преодолеть, что стало основным для принятия решений.


Памятка «Как говорить»


  1. Кратко пояснить, о чём будите говорить («Тема моего выступления…»)

  2. Говорить по существу, не отклоняясь от темы.

  3. Стараться приводить интересные факты, примеры.

  4. Говорить громко, внятно, но не кричать.

  5. Стараться говорить, а не читать.


Критерии оценки работы группы

Имя,

фамилия

Вклад в работу группы

Готовность идти на уступки,

Принимать чужое мнение,

Считаться с ним

Умение наилучшим образом представить работу группы

+

-

0

+

-

0

+

-

0




















































Лист самооценки работы в группе

Имя,

фамилия

оценка

Сбор информации

Работа в команде

Умение выступать перед классом

Выполнение инструкции

+

-

0

+

-

0

+

-

0

+

-

0








































































Задания группам

1 группа: Понятие культуры.


  1. Что входит в понятие «культура»?

  2. Каковы границы культуры?

  3. Как происходит смена культур?

  4. Влияет ли смена культур на новую цивилизацию?


2 группа: Многообразие и диалог культур.


  1. Какие задачи решает культура?

  2. Каков механизм культуры?

  3. Какие виды культур существовали в древнем мире, в средних веках, в новое и новейшее время?

  4. Как происходит взаимодействие культуры с человеком и обществом? Кто на кого оказывает наибольшее воздействие?


3 группа: Культуры и цивилизации.


  1. Какие существуют культурные различия?

  2. Существует ли классификация культур и как, на ваш взгляд, она отражает всё многообразие культур?

  3. Как, по-вашему, можно понятней и доходчиво рассказать об особенностях любой из национальных культур?

  4. Какая из культур (массовая или народная) наиболее полно отражает особенность и характер народа, общества того или иного государства?


Дополнительные источники для работы в группах:

А. Л. Доброхотов

КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.

Границы культуры

Как понятие, культура часто выступает в оппозиции природе, субъективной воле, бессознательной активности, стихийной самоорганизации. Часто культура синонимична цивилизации, но иногда противопоставляется ей как «живой организм» — «механизму». Специфика культуры— в ее роли опосредования мира бесчеловечной объективности природы и мира спонтанной человеческой субъективности, в результате чего возникает третий мир объективированных, вписанных в природу человеческих импульсов и очеловеченной природы. Если природная граница культуры достаточно очевидна (природа без человека), то зафиксировать границу, разделяющую человеческую активность (будь то внутренняя духовность или творческая деятельность) от ее кристаллизованных форм, отделимых от субъекта и воспроизводимых им, значительно труднее. Но это необходимо для того, чтобы различить детерминацию культуры и самоопределение свободной субъективности.

Область применения понятия культура не ограничена тем или иным типом предметности. С точки зрения культуры может быть рассмотрен любой объект или процесс, в котором нас интересует не только его прикладная значимость, но и скрытый в нем способ интерпретации и ценностной окраски мира, предполагающий неутилитарный выбор.

Мир культуры решает две формально противоположные задачи: поддержание статики общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиции, и обеспечение его динамики, благодаря творческим инновациям. Для этого культура создает в себе сложные многоуровневые системы, позволяющие снимать противоречия индивидуума и общества, старого и нового, своего и чужого, нормативного и ситуативного. В этом отношении культуру можно определить как информационную сверхсистему, которая обеспечивает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти.

Механизмы культуры

Как закономерное целое, культура обладает специфическими механизмами своего порождения, оформления в знаковой системе, трансляции, интерпретации, коммуникации, конкуренции, самосохранения, формирования устойчивых типов и их воспроизведения в собственной и инокультурной среде. Особую роль в культуре играет система образования, поскольку культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения. При этом культура не только поощряет и закрепляет необходимые для нее качества, но и выступает как репрессивная сила, осуществляющая при помощи системы запретов различение «своего» и «чужого».

Смена культур

Несмотря на стремление к максимальной устойчивости и длительности (гомеостазу), конкретная культура, как показывает история, всегда оказывается временным решением своих задач, и поэтому механизмы смены культурных эпох принадлежат к базисным закономерностям культуры. Если статус культуры меняется не в результате внешних обстоятельств (напр., экологическая или политическая катастрофа, подчинение другой культуре), то основным способом обновления оказывается культурная реформа, использующая механизмы преемственности. Поскольку развитая культура не бывает монолитом, в ее рамках всегда существует система оппозиционных вариантов, играющих роль культурных «противовесов». Это позволяет переходить к новым моделям, опираясь на разные формы культурной оппозиции (на альтернативные, «теневые», подпольные и т. п. контрагенты доминирующей культуры). Так, например, культура раннего Возрождения, внешне не порывая со средневековьем, интерпретирует себя как «подлинное», обратившееся к Божьему миру христианство, опираясь на оппозиционные (хотя вполне органичные) элементы средневекового христианства: на номинализм, мистику, натурфилософию. Если реформы культуры по тем или иным причинам тормозятся, возможен культурный конфликт, иногда перерастающий в культурную революцию. Так, неудача церковных реформ в Европе 15-16 вв. привела ко всесторонней культурной революции, породившей протестантскую культуру.

Личность — социум — культура

Важной особенностью культуры является то, что ее объективные структуры всегда в конечном счете замыкаются на личностное приятие (или неприятие), толкование, воспроизведение и изменение. Вхождение в культуру (инкультурация) может «автоматически» обеспечиваться механизмами культуры, но может также быть проблемой, требующей моральных и творческих усилий (что бывает, как правило, при столкновении разнородных культур или при конфликте поколений, мировоззрений и т. п.). Таким образом, соотнесение себя с культурой есть одно из фундаментальных свойств личности. Столь же важна культура для самоопределения социума на всех уровнях его существования от общины до цивилизации. Как историческая форма, культура всегда существует в виде конкретного локального симбиоза технологий, поведенческих ритуалов и обычаев, социальных норм, моральных и религиозных ценностей, мировоззренческих построений и целеполаганий. Цельность этой системе придает как сумма объективированных продуктов культуры, так и ее «язык», т. е. относительно понятная в рамках данной культуры знаковая метасистема.

Культурные различия

Выделение культуры как особого аспекта бытия позволяет учесть и исследовать то, что иначе минует и обыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматика порождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональные различия (напр., католицизм и православие); формальное принятие принципов «рыночной экономики», генетически связанных с англосаксонской культурой, в специфической культурной среде (Россия, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка) дает самые разные результаты; одна и та же конституция дает разный политический эффект в культуре с развитыми традициями активного гражданского общества и в культуре с патерналистским отношением к государству и т. п. В этих случаях внутренняя логика идей или процессов взаимодействует с логикой культурной обусловленности, чем создается новое измерение реальности, нуждающееся в специальном, культурологическом анализе. Поэтому не одно и то же напр., «политика» и «политическая культура», «труд» и «трудовая культура» и т. д.

Анализ культур

Культура в отличие от отдельных, «региональных» направлений человеческой деятельности, не создается целенаправленными актами, но является объективным результатом их суммы или —с другой стороны — исходным условием их осуществления. Культуральный подход предполагает поэтому не только анализ локальных достижений того или иного типа знания, умения, поведения, но и сравнительный, компаративистский анализ явлений со сходной культурной «внутренней формой». Это создает непреодоленные пока наукой методологические трудности (как, например, корректно идентифицировать «импрессионизм» в живописи и «импрессионизм» в музыке, при том, что интуитивно ясно их сходство?), но все же является необходимой задачей наук о культуре, поскольку позволяет выявлять общие процессы, «большие» стили, системы ценностей: то, что называется «духом времени».

Из существования культуры как общечеловеческого способа освоения природы не следует, что сами собой понятны ее нормы, ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Любая состоявшаяся культура непонятна «извне» и требует расшифровки, если эта культура в прошлом, или благожелательного диалога, если это — современная культура. (Последнее особенно важно в свете современного процесса глобализации культуры) Так же не является безусловной та или иная качественная градация культур: культура налична как многообразие вариантов, и попытка определить их «ценность» (какой бы ее критерий мы ни выбрали) так же сомнительна, как определение сравнительной ценности биологических видов. В то же время, оценочный анализ возможен там, где можно содержательно сформулировать «цель» данной культуры или определенной стадии ее развития. (Хотя история показывает, что «незрелые» или «наивные» формы культуры со временем могут оцениваться как привлекательная альтернатива или же раскрывать свои непонятые дотоле глубины).

Классификация

Классификация культур предполагает выделение их:

1) временной, исторической последовательности (это имеет смысл в тех случаях, когда прослеживается преемственность культур; например: античность — средневековье — новое время);

2) региональной обособленности, связанной, как правило, с географическими, этническими, политическими и языковыми разграничениями;

3) идеального содержания, т. е. отделимого от этнического субстрата и передаваемого традицией комплекса норм, ценностей, идей, технологий, стилей (в чем состоит один из узких смыслов слова культура);

4) иерархии качественных уровней (что зависит от вводимых критериев «совершенства»);

5) блоков сосуществующих культур (основания сосуществования могут быть самыми разными: территориальная близость, религиозное единство, экономическая целесообразность, политический союз, имперская оболочка и т.д.).

Классификация культур, по какому бы принципу она ни проводилась, позволяет выявлять фундаментальные механизмы их самоосуществления и взаимодействия, а также находить способы герменевтического объяснения их наследия.


Приложение № 2

Рефлексия




Я усвоил тему

Я узнал новое:

Я не понял:

Мне предстоит узнать (доработать)

Что я сделаю…

От 1 до 10 баллов

комментарий

комментарий

комментарий

комментарий







обществознание, искусство, МХК - Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации
  • Обществознание
Описание:

Конспект этого урока можно применить при подготовке занятий, как по обществознанию, так и по искусству и МХК. 

Урок, предложенный мной, построен на работе ученических групп. 

Приложен дополнительный материал по теме, иструктивные рекомендации для работы в группе.

Главное, что я хотела добиться от учеников на данном уроке, это чтобы они почти самостоятельно получили 

  • знания об  условиях необходимых для существования и развития культуры;
  • выяснили, что такое культура, каковы её составляющие, её взаимодействие с гуманитарными науками;
  •  осознали себя неотъемлемой составляющей культуры в целом;
  • могли приобщиться к культурному наследию. 
Автор Гордеева Светлана Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 713
Номер материала 31574
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы