Современный терроризм. Его опасность
I Цели
урока:
Главная: Создать условия для овладения учащимися знаниями о
терроризме через работу с дополнительными источниками информации, анализом и
обоснованием собственных выводов на основе этой информации.
1 Образовательные цели: Способствовать,
усвоению материала уч-ся и терминологии.
Способствовать систематизации, формированию,
закреплению и повторению полученных знаний (для подготовки к ЕГЭ)
2. Развивающие цели:
Способствовать развитию речи учащихся, овладению
основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать,
выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать
проблемы), формированию и развитию познавательного интереса к предмету,
формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
Способствовать формированию и развитию
нравственных, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
II. Оборудование, оснащение урока.
Дидактическое обеспечение: тетрадь, ПК,
документ-камера, учебник (Боголюбов, с 174-177), ресурсы интернета,
видеофрагменты фильма «Захват 2»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ш. ХОД РАБОТЫ
1Организационный момент:
Приветствие. Проверка явки учащихся. Заполнение учителем
классного журнала. Проверка готовности учащихся к уроку.
ЭПИГРАФ М.Болтунов «Терроризм-это ненависть человека к
человеку. Человека к человечеству»
На доске словарные слова: общество, экстремизм, террор,
сословие, государство, маргинал, заложник – дать определение.
Просмотр видео отрывка («Захват 2»)
Тема нашего урока « » - сопоставьте словарные слова с видео
отрывком и попробуйте сформулировать тему урока.
Исходя из названия темы, какими будут цели и гипотеза?
Цель: сформировать собственное представление и отношение к
современному терроризму.
Гипотеза: терроризм социально опасное явление, с которым
практически невозможно бороться и относится к категории глобальных проблем
современного человечества.
(ЕГЭ С-8) Составьте план изучения темы «Современный
терроризм», где 2 пункта должны содержать подпункты.
(результаты просмотреть через документ камеру)
Во время урока мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
1.
История возникновения терроризма
1.1
Причины терроризма
1.2
Этапы терроризма
2.
Цели и задачи терроризма
3.
Виды, формы и методы террористической деятельности
4.
Террористические организации
4.1 Крупнейшие террористические инциденты
4.2 Терроризм в России
5.
Способы и Методы борьбы с террором (памятка действий при угрозе…)
6.
Опасность современного терроризма
II. Вызов.
Учебник с. 177 – 178 – достаточно ли информации учебника,
чтобы ответить на все пункты плана?
Какими средствами вы воспользуетесь для получения более
полной информации по теме? Какие формы работы вы для себя определите, как
наиболее приемлимыми?
III. Работа с материалом учебника.
Само понятие "терроризм" произошло от латинского
слова - "terror" - страх, ужас. Правовое определение терроризма дано
в Федеральном законе РФ "О борьбе с терроризмом".
IV. Теперь
вы знаете точное определение понятия «терроризм». А, что вы ещё знаете об этом
опасном явлении?
По ходу урока, ребята, вам необходимо заполнять таблицу,
которая имеет следующие разделы: «знаю», «хотел бы узнать», «только, что
узнал». На данном этапе давайте заполним 1 колонку «знаю».
Итак, что же вы знаете ещё о терроризме.
«знаю»
|
«хотел(а) бы узнать»
|
«только, что узнал(а)»
|
-глобальная проблема;
|
-Почему терроризм является глобальной проблемой?
|
|
-история террора уходит в века;
|
-Способны ли наука и технологии защитить человечество от
терроризма?
|
|
-террор-насилие;
|
-Можно ли победить терроризм? Кто может это сделать?.....
|
|
-число террористических актов постоянно растёт
|
|
|
-терроризм в России
|
|
|
VI. Я думаю,
ребята, эти проблемы как нельзя актуальны в настоящее время и наша задача с
вами попытаться решить их во время урока. Но вначале давайте обратимся к
истории и даже предыстории терроризма. Над изучением данного вопроса у нас
работала Чагаева А.
П. Но история терроризма своими корнями уходит в
далёкое прошлое.
Цели терроризма (по учебнику) + доп.информация
Основными целями террористических акций являются:
- желание посеять страх среди
населения;
- выражение протеста против политики
правительства;
- вымогательство;
- нанесение экономического ущерба
государству или частным фирмам;
- проведение скрытых
террористических актов против своих соперников или - правоохранительных
органов.
Задачи террористических организаций (по учебнику) +
доп.информация
- Физическое устранение политических оппонентов.
- Устрашение гражданского населения.
- "Акции возмездия"
- Дестабилизация деятельности
государственной власти.
- Нанесение экономического ущерба.
- Осложнение межнациональных и
межконфессиональных отношений.
- Провоцирование военного конфликта.
- Изменение политического строя.
Масштабы терроризма
- Преступление против личности.
- Групповые убийства.
- Массовая гибель граждан.
- Применение диверсий по всей
территории страны.
- Крупномасштабные акции против
мирового сообщества. Способы терактов
- Применение огнестрельного оружия.
- Организация взрывов и поджогов в
городах.
- Взятие заложников.
- Применение ядерных зарядов и
радиоактивных веществ.
- Применение химического или биологического
оружия.
- Организация промышленных аварий.
- Уничтожение средств транспорта.
- Электромагнитное облучение.
- Информационно-психологическое
воздействие.
Просмотр видео отрывка («Захват 2»)
ФИЗПАУЗА
памятка действий при захвате вас в заложники
Виды,
Формы и методы есть ли они в учебнике? –
начинаем работу в группах (учащиеся напоминают правила работы в группе)
Виды – (Белый С., Фирсова В.)
Формы и методы террористической деятельности
Классификация форм терроризма
По субъекту
1. Неорганизованный
или индивидуальный.
В этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает
один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация. Индивидуальный
терроризм наиболее редкое явление в современном мире. Примером может служить
выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова (январь 1878);
2. Организованный,
коллективный –
террористическая деятельность планируется и реализуется специальной
организацией. Организованный терроризм – самый распространенный современном
мире.
По целям
1. Националистический – преследует сепаратистские или
национально освободительные цели;
2. Религиозный – связан либо с борьбой
приверженцев одной религии с приверженцами другой, либо преследует цель
подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную.
3. Идеологически
заданный, социальный – преследует
цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы
страны. Иногда это вид терроризма называют революционным.
Примером идеологически заданного терроризма служат – анархистский, эсеровский,
фашистский, европейский «левый» терроризм и др.
Анализируя методы террористической деятельности,
исследователи выделяют:
1. Взрывы государственных, промышленных,
транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов,
партийных комитетов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и
т.д.
2. Индивидуальный террор или политические
убийства – чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников
правоприменяющих органов и т.д.
3. Политические похищения. Как правило, похищают
крупных государственных деятелей, промышленников, журналистов, военных,
иностранных дипломатов и т.д. Цель похищения – политический шантаж (требования
выполнения определенных политических условий, освобождения из тюрьмы
сообщников, выкуп и т.д.)
4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств
и т.д., сопровождающийся захватом заложников. Чаще всего за этим следуют
переговоры с представителями властей, но история знает и примеры уничтожения
заложников. Обладание заложниками позволяет террористам вести переговоры «с
позиции силы». Сегодня это одна из наиболее распространенных форм терроризма.
5. Захват самолетов, кораблей или других
транспортных средств, сопровождающийся захватом заложников. Эта форма
террористической деятельности получила широкое распространение в 1980-х.
6. Ограбление банков, ювелирных магазинов,
частных лиц, взятие заложников с целью получения выкупа. Грабежи –
вспомогательная форма террористической деятельности, обеспечивающая террористов
финансовыми ресурсами.
7. Несмертельные ранения, избиения,
издевательства. Эти формы террористического нападения преследуют цели
психологического давления на жертву и одновременно являются формой так
называемой «пропаганды действием».
8. Биологический терроризм. Например, рассылка
писем со спорами сибирской язвы.
9. Использование отравляющих веществ и радиоактивных
изотопов.
Экономические факторы, по мнению многих юристов
и социологов, являются главной предпосылкой возникновения терроризма во всех
его проявлениях. Экономический кризис ущемляет интересы средних слоев
населения, которые при этом могут создавать своим поведением политическую
нестабильность в виде забастовок, пикетов, перекрытий транспортных магистралей.
Безработица молодежи объединяет ее в группы, а наличие большого количества
свободного времени приводит к тому, что для них участие в делах группы
становится основной формой деятельности. А в зависимости от личных качеств
человека (отсутствие трудолюбия, желание быстро разбогатеть, привлечь к себе
внимание хоть на некоторое время, стать популярным в своей среде) может
побудить его к активной террористической деятельности.
Вернёмся к таблице:
заполните, что вы уже узнали, а также, что ещё у вас вызывает вопрос
Работа с информацией (текст) – ЕГЭ С1-4, В -4 найти в тексте виды, формы,
методы терроризма, а так же фактическое и оценочное суждение. Если есть, то
теоретическое суждение
8 января 2014 На территории Ставропольского края обнаружен
автомобиль с телами двух человек, сообщает РИА Новости со ссылкой на оперативный штаб
регионального управления ФСБ. Рядом с машиной находилось взрывное устройство,
саперы уничтожили его.
В каком именно районе края обнаружен автомобиль, не уточняется.
Ранее в среду, 8 января, сообщалось об обнаружении в Предгорном и Кировском
районах Ставропольского края трех машин, в которых находились тела нескольких
мужчин с огнестрельными ранениями. Рядом с одним из автомобилей было заложено
взрывное устройство, оно сработало при обнаружении, однако никто в результате
взрыва не пострадал.
Как уточняет «Интерфакс»,
всего в четырех машинах марки ВАЗ были найдены пять трупов с огнестрельными
ранениями. Так, две из машин нашли в станице Зольская Кировского района
Ставрополья. В одной из них тело мужчины с огнестрельным ранением находилось на
заднем сидении, в другой — в багажнике.
В связи с обнаружением автомобилей с телами в Предгорном и
Кировском районе края вечером 8 января был введен режим контртеррористической
операции. Также управление ФСБ отдало приказ о приведении групп силовиков в
готовность к боевому применению.
Сведений о личностях погибших не поступало. Возбуждены уголовные
дела по статьям «убийство», «незаконный оборот оружия», «посягательство на
жизнь сотрудника правоохранительных органов» и «незаконное изготовление
оружия».
Группы
озвучивают результат своей работы
Вернёмся
к плану. Что вы уже сделали, что ещё предстоит сделать:
Способы и Методы борьбы с террором (памятка действий при
угрозе…)
Опасность современного терроризма (выступление)
Возвращаемся к
эпиграфу и гипотезе – Гипотезу подтвердили или опровергли?
Заполняем таблицу.
Учащиеся комментируют свою работу на уроке, учитель комментирует выставление
отметки
Д/З эпиграф как
тема эссе (ЕГЭ С9) для тех, кто сдает экзамен, остальные составить тестовые
задания не менее 5 пунктов для параллельного класса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.