Главная / Обществознание / обществознание - Многообразие подходов к пониманию общества. Понятие системы общественных отношений (10 класс)

обществознание - Многообразие подходов к пониманию общества. Понятие системы общественных отношений (10 класс)

-1-

Урок Многообразие подходов к пониманию общества. Понятие системы общественных отношений.


Цели:

  • образовательная – создать условия для овладения учащимися знаниями о многообразии подходов к пониманию общества;

  • развивающая – способствовать развитию у учащихся информационно-коммуникативных умений, навыков аналитической работы, выстраивать причинно-следственные связи;

  • воспитательная – помочь определиться с позицией того определения, которое более близко учащимся в субъективном понимании общества;

  • учебная – выяснить, как понятии «общества» трактуют представители естественнонаучного мира и гуманитарных наук.


Форма урока: эвристическая беседа, работа в парах.

Основной метод обучения: создание проблемных ситуаций и их решение.

Оборудование урока: учебник Кравченко «Обществознание», учебник под ред. Григорьева «Общество. Государство. Человек», раздаточный наглядный материал.

Цитата: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Г. Белинский.

«Мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека, благодаря чему он существует... Оторвать человека от

природы равносильно тому, как если бы отделить глаза от света, легкие от

воздуха».

Фейербах Л.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

- оценивает готовность учащихся к уроку.

-готовятся к уроку

2. Этап вхождения в урок.

Актуализация знаний учащихся.



Предлагает учащимся вспомнить:

  • Что такое общество?

  • Формы обществ, какие бывают?

  • Типы обществ?

- отвечают на вопросы учителя.

3. Целеполагание.















4. Изучение нового материала.

А) Разнообразие трактований «общества»







Проблемная ситуация







Б) Работа с документами.





















3. Система общественных отношений.











4. Выводы по теме.


5. Закрепление (самопроверка) полученных новых знаний


6. Рефлексия.




7. Подведя итог урока…



8. Домашнее задание.





Проблемная ситуация:

  • Устраивает ли вас такой подход к изучению общества, который предложен в учебнике?

  • Общество – это гуманитарная дисциплина. Как, по-вашему, почему представители естественнонаучного мира тоже изучают общественные отношения и дают им свою оценку?


Вступительное слово учителя.


Вопросы для эвристической беседы:

  • Как вы понимаете выражение «Общество - это сгусток связей и

взаимодействий...»?

  • Как существующие в обществе общественные отношения влияют на деятельность и поведение человека?

Спроектируйте ситуацию:

Как развивались бы события, если бы понятие «общество» рассматривалось только с позиции дарвинистической теории – эволюционный подход?


Давайте посмотрим, как понимают, объясняют, воспринимают общество социолог, философ, экономист, биолог.

  • работа в парах;

  • выступление Боенко О. о теории Вернадского.















Записывают в тетрадь:

система общества прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность

деятельности и поведения человека.


Предлагает работу с документами.




Предлагает сделать общий вывод по теме.


Раздаёт тестовые задания.

Приложение №2.




Предлагает учащимся оформить в табличке Приложение №3


Учитель комментирует выставленные отметки




Подготовить речь на тему: «Перспективы и возможные угрозы развития современного общества» с позиции представителя естественнонаучных, гуманитарных дисциплин, ученого-дарвиниста, теософа.


- отвечают на вопросы;

-формулируют цели и в чём необходимо разобраться к концу урока

- записывают цели в тетрадь;









- слушают, анализируют услышанное.



- анализируют, отвечают в группе и в классе.








- эвристическая беседа по проблемным ситуациям.






Работа с раздаточным материалом. Приложение №1 Документы:

  • Сорокин П. « Человек. Цивилизация. Общество.»

  • .В. Н. Лавриненко «Философия».

  • В. И. Вернадский «Теория о ноосфере».

  • Лукьянчиков Я. Я. «Ноосферный путь развития».

- Работают в парах, знакомятся с текстом, отвечают на вопросы в конце документов, включаются в общее обсуждение документов.


- записывают определение в тетрадь.







Работа с документами: - Общество как система.

- Системность общества. В. Г. Афанасьев.


- делают вывод, комментируя его.


- проверяют степень усвоения материала по средствам теста.



Заполняют таблицу




Соглашаются, если нет, то аргументируя, оспаривают отметку, выставленную учителем








-4-

Приложение №1

Что такое общество?

Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между

людьми...

Общество – это универсальный способ организации социальных связей и

социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных

потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и

самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочнения

социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и

развивающих эти связи.

Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему

его изучения. Неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных

людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять

того повторяющегося, устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать

определенным способом, несмотря на самые яркие черты индивидуальности.

Основы социологии. – М., 1993. – С. 257–261.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете выражение «Общество - это сгусток связей и

взаимодействий...»?

2. Сравните приведенную в тексте характеристику общества с характеристикой, данной П. Сорокиным. Что между ними общего и в чем отличия?

3. Можно ли считать, что последний фрагмент связывает тексты П. Сорокина? Обоснуйте свое мнение.


Общество – взаимодействие людей

П. Сорокин – русско-американский социолог.

Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не

одной единицы, не одного существа, а, по меньшей мере, нескольких. Единица

общества не составляет. Значит, общество означает, прежде всего, совокупность

нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что

эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений

друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда

вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей,

индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от

друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают

друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между

собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества не только

предполагает наличность нескольких единиц, но и требует еще, чтобы эти единицы

взаимодействовали между собой.

...Общество в смысле социологическом означает, прежде всего,

совокупность людей, находящихся в процессе общения...

Действительно, присматриваясь к миру человеческого общежития, мы

видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают

тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер: обмен идеями

(религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т.д.), обмен

волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для

достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных,

научных и т. д.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, ненависти, при

созерцании драмы, при религиозном обряде и т.д.).

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 27–29.

Вопросы и задания

-5-

I. Какой признак общества в приведенном отрывке находится в центре

внимания автора? Подтвердите свою мысль цитированием текста.

2. Какие взаимодействия людей в обществе называет П. Сорокин?

Приведите примеры взаимодействий, не названных в этом тексте.


Общество как система

Представители разных направлений социальной философии исходят из

понимания общества как определенной социальной системы («социального

организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они

расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала

деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные

ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и

материальных условиях общественной жизни.

Как бы там ни было, общество – это, прежде всего, совместная жизнь

многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во

взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых

потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения,

касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из

существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают

устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных

отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку

возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их

существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и

деятельности. Разумеется, система общественных отношений необязательно жестко

и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете

она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его

деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность

действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе

социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и др.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и

развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных

личностей) и их общественные отношения. Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное

содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной

жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической,

правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности

и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой

деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры,

социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т. д. Значение

всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению

разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления

их творческих способностей.

Философия: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 1996.

С. 351–352.

-6-

Вопросы и задания

1.Что такое общество? Ответы подготовьте по текстам документа и

учебника. В чем сходство в изложении материала по этому вопросу в двух данных

источниках знаний? Чем документ дополняет учебник?

2. Охарактеризуйте общество как систему. Рассмотрите, какие элементы

включает в систему автор предложенного текста. Совместимы ли эти представления

о структуре системы или они противоречат друг другу?

3. Как существующие в обществе общественные отношения влияют на

деятельность и поведение человека? Приведите несколько примеров этого влияния.

4. Как вы понимаете выражение: «Деятельность выступает как основа

всего социального и специфический способ его существования»?

Системность общества

В. Г. Афанасьев – современный философ, академик Российской академии

наук.

Экономика – это промышленность, сельское хозяйство, транспорт,

связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство и т. д. членятся на

отрасли и подотрасли, эти последние – на объединения, предприятия, предприятия

на цехи, отделы, бригады, участки.

Политическая сфера – снова совокупность подсистем – партия,

государство, общественные организации. Многосистемность присуща и сфере

духовной жизни, в которой интегрированы различные формы общественного

сознания, учреждения, организации и т.д. < ... >

Если говорить об обществе в целом, то его системность обнаруживается

в генетической связи исторически следующих друг за другом

общественно-экономических формаций, поколений людей; в общности,

преемственности материальной и духовной культуры; в наличии общественного

производства как материальной основы любого общества, любой социальной системы

на всем протяжении истории человечества; в труде как форме взаимодействия

человека, общества с природой; в единстве орудий труда, оружия, предметов

быта, культуры и т. д.; в зафиксированных с древнейших времен непосредственных

связях различных обществ – экономических, культурных и т. д.

Важно отметить, что по мере прогресса общества степень его

системности, интеграции растет...

Благодаря научно-технической революции, бурному развитию средств

информации и транспорта интенсифицируются связи, взаимодействия народов и

государств, обмен людьми, научными и культурными ценностями.

Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980. – С. 270, 272.

Вопросы и задания

1. Как автор документа трактует системность общества? Найдите слова,

которые могут быть опорными при ответе на этот вопрос.

2. Как вы понимаете слова «по мере прогресса общества степень его

системности, интеграции растет»?


Обособление общества от природы – это означает, что отдельные законы

природы утрачивают свою непреложность в общественной жизни. В то же время в

обществе возникают новые закономерности, отражающие специфический характер

социальных явлений.


Общество:

национально-государственное образование;

-7-

объединение людей по интересам, профессиям, совместной деятельности;

исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество,

феодальное общество и др.);

социальное окружение, как пример – дурное общество.


Не раз уже отмечено, что те, кто занимается физикой, естественной

историей, физиологией или химией, обычно отличаются мягким, уравновешенным и,

как правило, жизнерадостным нравом, тогда как авторы сочинений по вопросам

политики, законоведения и даже морали – люди угрюмые, склонные к меланхолии и

т.д. Объясняется это просто: первые изучают природу, вторые – общество; первые

созерцают создания великого творца, вторые вглядываются в дело рук человека.

Следствия не могут не быть разными.

А. Ривароль


В. И. Вернадский. Теория о ноосфере.

Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, но и в планетарном аспекте... – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан и уйти из которой не может.


Ноосферный путь развития

Я. Я. Лукьянчиков – современный российский ученый.

Ноосфера – это сфера разума («ноос» – «разум» в переводе с

греческого). Без вмешательства разума в развитие мировой цивилизации ее ждет

деградация и вымирание. Понятие «ноосфера» шире понятия «биосфера», поскольку

оно рассматривает в качестве единой системы планету Земля, обозримую для

человека часть Космоса, основываясь на нравственно-этических началах Духа и

Разума.

Биосфера представляет собой область активной жизни, охватывающую

нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые

организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с

другом, образуя целостную динамическую систему. Размеры биосферы в

пространстве ограничиваются слоем толщиной 30–40 км.

Ноосферное развитие – это разумно управляемое соразвитие человека,

общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей

населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений, оно

базируется на четком понимании того, что Человек является частью Природы и

должен подчиняться ее законам. Без сохранения Природы невозможно продолжение

рода человеческого. Уничтожая ее, мы тем самым уничтожаем свое будущее.

Неизбежность вхождения планеты Земля в новую эпоху – ноосферу –

предсказал великий русский ученый В.И. Вернадский. Дело, начатое им,

продолжают многие ученые России и других стран мира. Ими доказано, что

человеческая деятельность становится ныне основным геообразующим фактором

развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного

изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития

человечества. Достижение этой цели возможно лишь при условии, если основные

процессы биосферы будут управляться Разумом.

Лукьянчиков Н. Н. Как спасти человечество от экологической катастрофы //

Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического

общества России. В 6 т. – СПб., 1999. – Т.6. – С. 33–34.

Вопросы и задания

-8-

1. Вспомните, что означают понятия «атмосфера», «гидросфера»,

«литосфера».

2. Что такое ноосфера? Как связаны понятия «ноосфера» и «биосфера»?

3. Как вы понимаете слова автора: «Ноосферное развитие – это разумно

управляемое соразвитие человека, общества и природы...»? При каких условиях

развитие общества может осуществляться без ущерба для будущих поколений?

Соблюдаются ли эти условия в полной мере? Если нет, то чем вы могли бы

объяснить это?

4. По вашему мнению, ноосферное развитие – это один из возможных

путей развития человечества или единственный? Ответ аргументируйте.


Отношения общественные (социальные) – связи, возникающие между людьми в

процессе общения, совместной деятельности.


Приложение №2


  1. Какое из суждений верно?

а) Общество – часть природы и подчиняется всем её законам.

б) Общество – это обособившаяся часть природы.


  1. Установите соответствие между сферами жизни общества и общественными институтами.

а) государство 1. экономическая сфера

б) банковская система 2. политическая сфера

в) семья 3. духовная сфера

г) образование 4. социальная сфера.


  1. Установите соответствие между общественными институтами и их функциями.

а) строительство жилья, добыча пищи, пошив одежды;

б) социализация людей, приобщение к ценностям;

в) соблюдение законов, правил, принятых стандартов;

г) забота, выживание, воспитание людей;

д) содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры.


  1. семейно-брачные отношения

  2. экономические

  3. политические

  4. религиозные

  5. образование.


  1. Отметьте, что из перечисленного является значением понятия общества.

а) социальное окружение

б) народ, этнос

в) духовные ценности

г) национально-государственное образование

д) исторический этап развития человечества

е) свершения людей

ж) уровень развития цивилизации

з) различные объединения людей.



Я усвоил тему

Я узнал новое:

Я не понял:

Мне предстоит узнать (доработать)

Что я сделаю…

От 1 до 10 баллов

комментарий

комментарий

комментарий

комментарий

Приложение № 3

Рефлексия













































обществознание - Многообразие подходов к пониманию общества. Понятие системы общественных отношений (10 класс)
  • Обществознание
Описание:

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

    В. Г. Белинский.

           «Мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека, благодаря чему он существует... Оторвать человека от

 природы равносильно тому, как если бы отделить глаза от света, легкие от

 воздуха».

 

    Фейербах Л.

Этот урок, как и все мои разработки уроков, своего рода конструктор, макет урока, где учитель лишь направляет самостоятельную работу учащихся - понять, разобраться, усвоить.

Главная цель урока - создать условия для овладения учащимися знаниями о многообразии подходов к пониманию общества.

И, разумеется,  помочь определиться учащимся с позицией того определения, которое  более близко им в субъективном понимании общества, а ещё способствовать развитию у учащихся информационно-коммуникативных умений, навыков аналитической работы, выстраивать причинно-следственные связи

Автор Гордеева Светлана Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 853
Номер материала 31559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы