Общешкольный проект «Традиции моей страны»
«ООШ № 6 №» - филиал МБОУ «СОШ № 7» г. Черногорск
учитель
истории, обществознания, ОРКСЭ
Астраханцева
Елена Александровна
Тема: «Традиции моей страны»
Цель: создание условий для воспитания у подрастающего
поколения уважения к традициям и культуре своего народа, духовному
наследию всего человечества.
Задачи:
-
приобщение учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство
и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
- формирование в сознании и чувствах ребят
социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного
интереса и уважения к культурному и историческому прошлому России,
к ее традициям;
-
развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе
жизни, потребности поддерживать благоприятный климат в микрогруппе;
- воспитание чувства
гражданской ответственности;
- формирование бережного
отношения к Малой Родине;
-
объединяя усилия школы и семьи в работе с познавательной литературой,
вызвать интерес к самостоятельному изучению истории и культуры России
и Хакасии.
Актуальность.
Среди
множества воспитательных средств особое место занимает проектная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его просто необходимо отнести к лучшим педагогическим технологиям XXI века. Одна из задач метода заключается в стимулировании интереса
школьников к учебной деятельности, поскольку
способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость,
ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. А не эти ли
качества составляют основу настоящего человека - гражданина (патриота) своей
страны!?
При этом надо
понимать, что патриотизм - это
не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине, гордость за
свою страну, понимание неповторимости ее богатства и культурных традиций. Невозможно
воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без
уважения к истории своего народа, к его культурному наследию.
Достойный гражданин - это культурный
гражданин!
Культурное бытие человека
неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая
на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его
истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой
культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и
новаторства. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.
Кроме того, и понятие культуры разнопланово. Особенности культуры
русского народа проявляются во всем, начиная от устройства
младенческой колыбели до сложных религиозных ритуалов
и многоступенчатых производственных процессов. Это быт и фольклор,
язык и общественная мысль, литература и искусство, образование,
наука, техника.
Наконец,
в состав культуры, как сферы, охватывающей всю жизнь человечества, целесообразно
внести и духовные ценности: истину, добро, красоту, справедливость, веру,
надежду, любовь. В них как в фокусе сходятся все лучи культурного
человеческого бытия.
Приобщение
детей к народной культуре является средством формирования у них
патриотических чувств и развития духовности.
Таким
образом, участие в проектной деятельности по выбранной теме позволяет,
во-первых, организовать совместную деятельность учащихся и родителей.
Во-вторых, что наиболее важно, значительно увеличивает возможности максимальной
самореализации каждого ученика.
Участники:
- учителя 4-5 классов;
- учащиеся 4-5 классов;
- родители учащихся.
Этапы:
Подготовительный этап, вхождение в проект.
1 этап – 4 класс,
2 этап – 5 класс.
Направление исследований:
Проект состоит из двух
блоков (этапов) и рассчитан на два учебных года.
Первый блок (этап) предполагает
знакомство учащихся с культурой России. Двигаясь от одной темы
к другой, они составят представление о жизни и миропонимании
славян.
Второй блок (этап)
концентрирует внимание на истории Хакасии - нашей Малой Родины. При
этом предполагается приобщение учащихся к системе ценностей, отражающих
богатство и своеобразие истории и культуры Хакасии.
Содержание работы:
- наблюдение;
- сбор информации;
- исследование;
- обработка собранной информации;
- подготовка аналитической справки;
- создание фотоальбома;
- творческие работы;
- видео зарисовки;
- фото зарисовки;
- живая газета - как
вариант промежуточного отчета;
- конкурс семейных презентаций;
- публичное выступление;
- экскурсии;
- подготовка отзывов, докладов, рефератов;
- самостоятельная работа с книгой;
- индивидуальная проектная деятельность.
Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
- сбор информации;
- систематизация и структуризация информации;
- исследование;
- оформление работы;
- фото и видео зарисовки;
- интервьюирование;
- наблюдения;
- презентация;
- практическое применение новых знаний;
- публичное выступление.
Порядок выполнения
проекта
Этапы, сроки
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
Подготовительный
|
Знакомятся с предлагаемым проектом.
|
Знакомит родителей и учащихся с проектом.
Мотивирует учащихся и родителей на активное включение в проектную
деятельность.
|
Каждый учащийся ведет свой словарь, куда
вносит новые слова, с которыми познакомился в ходе выполнения проекта.
Специалистами ведется исследование, какие из новых слов вошли в активный
словарь.
Итоги участия в проектной деятельности подводятся каждую
четверть и в конце года.
|
Уровни участия на 1 этапе: * исследователь
(пользуется дополнительными источниками знаний, знакомит других учащихся с
новыми знаниями), * участник (выбирает уровень сложности в соответствии со
своими индивидуальными возможностями).
|
1 этап
4 класс
Октябрь
|
Конкурс “Перуновы внуки”
Уровни сложности:
- рисунок;
- устный рассказ (языческие боги Древней
Руси).
|
Выбирают уровень участия. Готовят рисунок и
устный рассказ об одном из богов Древней Руси.
|
Знакомит с требованиями конкурса. Организует
прослушивание детей на уроках или во внеурочное время.
|
Ноябрь
|
Беседа-путешествие во времени на тему: «Что такое археология?»
Уровни сложности:
- показ фотографий и рассказ;
- рисунок и рассказ.
|
|
|
Выбирают уровень участия, готовят устное
выступление.
|
Оказывает необходимую индивидуальную помощь
в подготовке выступлений.
|
Декабрь
|
Викторина «На острове Буяне» (по славянским
сказкам и мифам)
Уровни сложности:
- индивидуальные творческие задания;
- рисунок.
|
|
Выбирают уровень участия. Знакомятся со
сказками и мифами. Готовят рисунок.
|
Организует проведение викторины, проводит
индивидуальные консультации.
|
Январь
|
Творческая работа «Про зеленые леса и лесные
чудеса».
|
|
Выполняют работу в свободной форме, готовят
представление (защиту).
|
Помогает выбрать форму работы и ее
представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола).
|
Февраль
|
Творческая работа “Поздравляю с праздником…”
Уровни сложности:
·
составление индивидуальной памятки;
·
изготовление поздравительных открыток.
|
|
|
Уточняют совместно с родителями значимые для
семьи даты, под руководством учителя изготавливают памятки, готовят
поздравительные открытки.
|
Знакомит учащихся с целью работы.
Заготавливает бланки индивидуальных памяток
|
Март
|
Круглый стол «Праздники традиционные и
семейные. Традиции моей страны. Любимые праздники моей семьи».
|
|
Уточняют и готовят совместно с родителями
рассказ о семейных праздниках. Готовят рассказы под руководством педагога об
одном из традиционных праздников. Принимают участие в школьном празднике
“Масленица”.
|
Знакомит учащихся с историей возникновения
праздников. Уточняет знания о традиционных праздниках. Рассказывает о
народных праздниках.
|
Апрель
|
Презентация «Животные рядом с нами».
|
|
Уровни сложности:
- показ фотографий домашних животных;
- показ фотографий и рассказ.
Выбирают уровень участия.
|
Оказывает необходимую индивидуальную помощь
в подготовке выступлений.
|
Май
|
Живая газета как
форма подведения итогов.
|
|
Готовятся к участию.
|
Готовит сценарий. Организует выступление.
Привлекает родителей к подведению итогов.
|
|
Обсуждение 2 этапа проекта.
|
Со 2 этапа ведется календарь
знаменательных дат. С декабря учащиеся подключаются к освещению
знаменательных дат.
|
2 этап
5 класс
Сентябрь
|
Конкурс творческих работ «Когда говорят о
России, я вижу любимый свой край»:
·
Наглядное оформление;
·
Краткий рассказ в письменной форме;
·
Представление своей работы.
|
|
|
Совместно с родителями готовят наглядное
оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и
представление творческой работы.
|
Корректирует письменные работы. Помогает в
подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итоги.
|
Октябрь
|
Беседа «Археологи нам рассказали»
Уровень сложности:
·
поиск новой информации
·
рисунок или фотография
·
рассказ
|
|
Выбирают уровень участия. Знакомятся с
новой информацией. Готовят рисунок.
|
Проводит индивидуальные консультации.
|
Ноябрь
|
Конкурс творческих работ «Человек пришел в
Хакасию: Из истории заселения и освоения края»:
- Наглядное оформление.
- Краткий рассказ в письменной форме.
- Представление своей работы
|
|
Совместно с родителями готовят наглядное
оформление. С помощью учителя готовят краткий рассказ в письменной форме и
представление творческой работы.
|
Корректирует письменные работы. Помогает в
подготовке защиты. Организует прослушивание. Помогает подвести итоги
|
Декабрь
|
Исследование «Природа Хакасии»:
- сбор данных
- экскурсия
- наглядное оформление результатов
(коллективная работа)
|
Январь
|
Творческая работа «Что деревня, то
обычай: Культура и быт населения Хакасии».
|
|
Выполняют работу в свободной форме, готовят
представление и защиту
|
Помогает выбрать форму работы и ее
представление. Организует прослушивание в форме конкурса (круглого стола).
.
|
Февраль
|
Практическая работа « Хакасия: истоки и смысл».
|
|
Заготавливают карточки с историческими
событиями. Участвуют в практической работе.
|
Выбирает исторические события. Проводит
практическую работу.
|
Март
|
Конкурс творческих работ «Прекрасное
рядом»:
- фото зарисовка;
- письменная работа.
|
|
Готовят творческие работы
|
Оказывает необходимую индивидуальную помощь.
Организует выставку работ. Подводит итоги.
|
Апрель
|
Творческая работа “Мой город, мой дом,
моя улица”. Путешествие в историю.
|
|
|
Знакомятся с историей своего города, своей
улицы. Наглядно оформляют свою письменную работу. Возможна групповая работа.
|
Группирует учащихся по адресам и
индивидуальным возможностям. Организует прослушивание и выставку работ.
Подводит итоги.
|
Апрель
|
Круглый стол «Я - гражданин России»
|
|
|
Координируют свои действия с учителем.
|
Оказывает индивидуальную помощь по
необходимости.
|
Май
Май
|
Выпуск альбома по итогам обучения в «ООШ №
6»
Подведение итогов
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты.
- Активный интерес учащихся к приобретаемым
знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и
практической работе.
- Положительное влияние воспитательной
информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного
отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
- Обучение приемам исследовательской работы с
книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях
получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале
библиотеки.
- Приобретение коммуникативных навыков.
- Развитие способностей адекватного
представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков,
фотографий и др.
- Развитие речи и обогащение словаря.
- Активное участие родителей в школьной жизни
ребенка.
- Повышение профессиональной компетентности
учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.