Общешкольное родительское собрание
«Адаптация учащихся к условиям
современной массовой школы».
Равновесие между организмом и
средой есть итог процесса адаптации.
В. Н. Грибов
Современное социально-экономическое
развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации,
так и общества в целом. Сегодня на рынке труда успешно конкурировать может тот,
кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает
возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью
активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.
Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере
образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи
без учета «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников,
их родителей, учителей.
Учебная адаптация является психофизиологической, социальной.
Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние
на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников.
Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению
успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу.
Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение стабильности и равновесия психического состояния организма с окружающей средой.
Процесс адаптации имеет несколько фаз в своем развитии: первоначальная, частичная и полная. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.
Социальная адаптация включает:
1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены дея -тельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие решений.
Достаточно длительнное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невни -мательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Адаптация с точки зрения психологии.
Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает
периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в
старшие классы, профессиональные учебные заведения. Вряд ли будет
преувеличением сказать, что определенные трудности, испытываемые слабыми
студентами и плохо адаптирующимися к «взрослой жизни» молодыми людьми
обусловлены так и не решенными проблемами начальной школы. В школе проблема
адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с
переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы.
Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. В
возрастной психологии этот период называется «ничьей землей». Именно на этом
периоде следует остановиться и поговорить подробнее. Почти во всех человеческих
культурах этот возраст отмечен как особенный: получение права голоса на совете,
посвящение в охотники, начало обучения ремеслу и пр. Опыт человечества
показывает, что меняется система значимых для ребенка отношений, социальная
ситуация его развития. Она делается двоякой. С одной стороны, десятилетний
ребенок еще не самостоятелен и зависит во многом от взрослых. Но с другой
стороны – изменяется его общение.
Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти
-одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение
учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие
требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это
снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.
Исследования показывают, что у 58 % учащихся пятых классов высокий и очень
высокий уровень тревожности. Это значительно выше, чем в других классах школы.
Но дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться,
сосредоточиться, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению защитных сил
организма и, в конечном итоге, отражается на физическом и психическом здоровье
ребенка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и
общения.
Успешность преодоления трудностей в 5-ом классе определяет
дальнейшие удачи и неудачи при переходе из среднего звена в старшее, а затем в
профессиональные учебные заведения. И педагогам, и родителям следует помнить об
ответственности за будущее растущего человека и создавать благоприятную среду
для социальной адаптации.
Мы рассматриваем социальную адаптацию школьника как процесс
активного освоения личностью внешней среды (условия обучения в основной школе)
с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям,
возможностям, используем выражение "адаптация ученика в основной
школе". А с другой стороны, это процесс приспосабливания образовательной
среды школы к субъекту адаптации через создание системы ситуаций. Социальная и
психическая адаптации тесно взаимосвязаны. Мы определяем психическую адаптацию
как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и
процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. Социальная и
психическая адаптация школьника определяют успешность еще одного вида адаптации
– учебной.
Учебная
адаптация.
Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в
основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и
образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается
оптимальное соответствие возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и
навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и
развития и условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом
взаимодействия мы считаем обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его
индивидуальности, его Я - образа. Гибкость среды школы проявляется в ее
способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через
простраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и
здоровьесбережения.. (Далее – итоги мониторинга учебной адаптации за
последние 3 года – Чаленко В.Г.)
Социализация.
Социально-экономические условия современной жизни требуют от каждого
человека, в том числе и от ребенка, умения адаптироваться к действительности.
Школа выступает одним из главных институтов детства, является открытой
социально-педагогической системой, благодаря которой выявляется все
лучшее в ученике. Школа создает благоприятное социальное поле для каждого
ребенка.
В школе разработана Модель выпускника. Она предполагает наличие
определенного уровня знаний, практических навыков и умений, сформированных
привычек, что составляет основу базовой культуры личности. Итог работы школы - личность,
способная строить жизнь, достойную человека. Предполагается, что выпускник
нашей школы должен обладать такими качествами, как патриотизм и
гражданственность, нравственность и духовность. Он способен к творческому и
интеллектуальному развитию, заботится о своем здоровье, обладает высоким
уровнем воспитанности.
Оценить качество совместной работы семьи и школы в направлении
социализации позволяют исследования. Так выглядит мониторинг уровня
воспитанности за последние 7 лет. Оценивание производится по привычной 5-ти
балльной системе.
Критериями
уровня социальной зрелости старшеклассника являются: мотивы, побуждающие к
учению, отношение к родителям, выбор профессии, определение жизненного пути,
готовность к самостоятельной жизни, интерес к проблемам политики, образования,
культуры, экологии, правопорядка. Итогом деятельности школы, а так же
одновременно объектом и субъектом воспитания является личность выпускника,
формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства,
испытывающего постоянное воздействие социума. Опрос старшеклассников – учащихся
11 классов за последние 3 года об уровне социальной зрелости показал следующее:
|
|
|
Современные социально-экономические условия требуют от
каждого человека, в том числе и от ребенка, умения адаптироваться к
действительности. Но эта действительность становится все более суровой. Детский
разум не успевает впитывать все новшества и преобразования в обществе. На
первый план вышли рыночные отношения, где главным качеством для взрослого
человека является конкурентноспособность. Именно в этой области и предстоит
сотрудничать семье и школе, чтобы обеспечить адаптацию учащихся на всех
возрастных этапах развития.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.