Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыОбщешкольное родительское собрание "Адаптация учащихся к условиям современной школы"

Общешкольное родительское собрание "Адаптация учащихся к условиям современной школы"

Скачать материал
 
Общешкольное родительское собрание
 
«Адаптация учащихся к условиям
современной массовой школы».
 
                                                                                                              Равновесие  между  организмом и 
                                                                                                          средой есть итог процесса адаптации.
                                                                                                                                    В. Н. Грибов

   Современное социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.

Учебная адаптация является психофизиологической, социальной. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу.

 
 Понятие адаптации   (от   латинского  слова  adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в  ней  как  приспособление строений  и  функций  организма,  его органов и клеток к условиям среды.  Процессы адаптации направлены на  сохранение  стабильности и равновесия  психического состояния организма с окружающей средой.  
Процесс адаптации  имеет  несколько фаз в своем развитии:  первоначальная,  частичная   и   полная.   Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной     среды,     является     одним     из      основных социально-психологических   механизмов   социализации   личности, который включает в себя и  принятие  индивидом  социальной  роли.
                              Социальная адаптация включает:
1. Адекватное  восприятие  окружающей  действительности  и самого себя.
2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.
3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.
4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.
5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.
 
   Значение социальной  адаптации возрастает в условиях кардинальной смены дея -тельности и социального окружения человека. У учащихся и первых,  и  пятых,  и  десятых  классов  меняется  их  социальное окружение  (новый  состав  класса  и/или  учителей)   и   система деятельности  (содержание  новой  ступени образования).  Ситуация новизны всегда является для  человека  в  той  или  иной  степени тревожной.  Ребенок  же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за  неопределенности  представлений  о  требованиях учителей,  особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения  в  коллективе  класса  и  пр. 
      Такое  состояние  часто сопровождается  внутренней  напряженностью,  иногда  затрудняющей принятие решений.
   Достаточно  длительнное  психическое напряжение может закончиться школьной    дезадаптацией    и    ребенок    становится     тогда недисциплинированным, невни -мательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные   дети   (а  их  количество  увеличивается)  являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
 
                                          Адаптация с точки зрения психологии.

Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Вряд ли будет преувеличением сказать, что определенные трудности, испытываемые слабыми студентами и плохо адаптирующимися к «взрослой жизни» молодыми людьми  обусловлены так и не решенными проблемами начальной школы. В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. В возрастной психологии этот период называется «ничьей землей». Именно на этом периоде следует остановиться и поговорить подробнее. Почти во всех человеческих культурах этот возраст отмечен как особенный: получение права голоса на совете, посвящение в охотники, начало обучения ремеслу и пр. Опыт человечества показывает, что меняется система значимых для ребенка отношений, социальная ситуация его развития. Она делается двоякой. С одной стороны, десятилетний ребенок еще не самостоятелен и зависит во многом от взрослых. Но с другой стороны – изменяется его общение.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти -одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. Исследования показывают, что у 58 % учащихся пятых классов высокий и очень высокий уровень тревожности. Это значительно выше, чем в других классах школы. Но дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению защитных сил организма и, в конечном итоге, отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения.

Успешность преодоления трудностей в 5-ом классе определяет дальнейшие удачи и неудачи при переходе из среднего звена в старшее, а затем в профессиональные учебные заведения. И педагогам, и родителям следует помнить об ответственности за будущее растущего человека и создавать благоприятную среду для социальной адаптации.

Мы рассматриваем социальную адаптацию школьника как процесс активного освоения личностью внешней среды (условия обучения в основной школе) с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям,  используем выражение "адаптация ученика в основной школе". А с другой стороны, это процесс приспосабливания образовательной среды школы к субъекту адаптации через создание системы ситуаций. Социальная и психическая адаптации тесно взаимосвязаны. Мы определяем психическую адаптацию как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. Социальная и психическая адаптация школьника определяют успешность еще одного вида адаптации – учебной.

                                                Учебная адаптация.

Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития и  условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия мы считаем обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я - образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через простраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения.. (Далее – итоги мониторинга учебной адаптации за последние 3 года – Чаленко В.Г.)

                                                           Социализация.

   Социально-экономические условия современной жизни требуют от каждого человека, в том числе и от ребенка, умения адаптироваться к действительности. Школа выступает одним из главных институтов детства, является открытой социально-педагогической системой, благодаря   которой   выявляется   все  лучшее  в ученике.  Школа  создает благоприятное социальное поле для каждого ребенка.

   В школе разработана Модель выпускника. Она предполагает наличие определенного уровня знаний, практических навыков и умений, сформированных привычек, что составляет основу базовой культуры личности. Итог работы школы - личность, способная строить жизнь, достойную человека. Предполагается, что выпускник нашей школы должен обладать такими качествами, как патриотизм и гражданственность, нравственность и духовность. Он способен к творческому и интеллектуальному развитию, заботится о своем здоровье, обладает высоким уровнем воспитанности.

   Оценить качество совместной работы семьи и школы в направлении социализации позволяют исследования. Так выглядит мониторинг уровня воспитанности за последние 7 лет. Оценивание производится по привычной 5-ти балльной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   Критериями уровня социальной зрелости старшеклассника являются:  мотивы, побуждающие к учению, отношение к родителям, выбор профессии, определение жизненного пути, готовность к самостоятельной жизни, интерес к проблемам политики, образования, культуры, экологии, правопорядка. Итогом деятельности школы, а так же одновременно объектом и субъектом воспитания является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающего постоянное воздействие социума. Опрос старшеклассников – учащихся 11 классов за последние 3 года об уровне социальной зрелости показал следующее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Современные социально-экономические условия  требуют от каждого человека, в том числе и от ребенка, умения адаптироваться к действительности. Но эта действительность становится все более суровой. Детский разум не успевает впитывать все новшества и преобразования в обществе. На первый план вышли рыночные отношения, где главным качеством для взрослого человека является конкурентноспособность. Именно в этой области и предстоит сотрудничать семье и школе, чтобы обеспечить адаптацию учащихся на всех возрастных этапах развития.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Общешкольное родительское собрание "Адаптация учащихся к условиям современной школы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Современное социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.

Учебная адаптация является психофизиологической, социальной. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 831 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 411
    • DOCX 53 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Прилуцкая Надежда Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Прилуцкая Надежда Витальевна
    Прилуцкая Надежда Витальевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6942
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Организация работы с молодежью

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 33 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция и современное состояние искусства

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов