Главная / Классному руководителю / Общешкольное родительское собрание "Адаптация учащихся к условиям современной школы"

Общешкольное родительское собрание "Адаптация учащихся к условиям современной школы"


Общешкольное родительское собрание


«Адаптация учащихся к условиям

современной массовой школы».


Равновесие между организмом и

средой есть итог процесса адаптации.

В. Н. Грибов

Современное социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.

Учебная адаптация является психофизиологической, социальной. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу.


Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение стабильности и равновесия психического состояния организма с окружающей средой.

Процесс адаптации имеет несколько фаз в своем развитии: первоначальная, частичная и полная. Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Социальная адаптация включает:

1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.


Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены дея -тельности и социального окружения человека. У учащихся и первых, и пятых, и десятых классов меняется их социальное окружение (новый состав класса и/или учителей) и система деятельности (содержание новой ступени образования). Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие решений.

Достаточно длительнное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невни -мательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети (а их количество увеличивается) являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.


Адаптация с точки зрения психологии.

Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Вряд ли будет преувеличением сказать, что определенные трудности, испытываемые слабыми студентами и плохо адаптирующимися к «взрослой жизни» молодыми людьми обусловлены так и не решенными проблемами начальной школы. В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено и еще реже - с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. В возрастной психологии этот период называется «ничьей землей». Именно на этом периоде следует остановиться и поговорить подробнее. Почти во всех человеческих культурах этот возраст отмечен как особенный: получение права голоса на совете, посвящение в охотники, начало обучения ремеслу и пр. Опыт человечества показывает, что меняется система значимых для ребенка отношений, социальная ситуация его развития. Она делается двоякой. С одной стороны, десятилетний ребенок еще не самостоятелен и зависит во многом от взрослых. Но с другой стороны – изменяется его общение.

Чрезвычайно сложным является период перехода школьников десяти -одиннадцатилетнего возраста в основную школу: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов - все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации. Исследования показывают, что у 58 % учащихся пятых классов высокий и очень высокий уровень тревожности. Это значительно выше, чем в других классах школы. Но дети с повышенным уровнем тревожности не могут мобилизоваться, сосредоточиться, а это, в свою очередь, ведет к ослаблению защитных сил организма и, в конечном итоге, отражается на физическом и психическом здоровье ребенка, является причиной его дезадаптации в других сферах деятельности и общения.

Успешность преодоления трудностей в 5-ом классе определяет дальнейшие удачи и неудачи при переходе из среднего звена в старшее, а затем в профессиональные учебные заведения. И педагогам, и родителям следует помнить об ответственности за будущее растущего человека и создавать благоприятную среду для социальной адаптации.

Мы рассматриваем социальную адаптацию школьника как процесс активного освоения личностью внешней среды (условия обучения в основной школе) с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям, используем выражение "адаптация ученика в основной школе". А с другой стороны, это процесс приспосабливания образовательной среды школы к субъекту адаптации через создание системы ситуаций. Социальная и психическая адаптации тесно взаимосвязаны. Мы определяем психическую адаптацию как процесс установления соответствия психических свойств, состояний и процессов личности при ее деятельности и окружающей среды. Социальная и психическая адаптация школьника определяют успешность еще одного вида адаптации – учебной.

Учебная адаптация.

Под учебной адаптацией учащегося при переходе из начальной в основную школу мы понимаем процесс взаимодействия личности пятиклассника и образовательной среды основной школы, в результате чего, устанавливается оптимальное соответствие возможностей, склонностей, интересов, знаний, умений и навыков ребенка, полученных на предыдущих этапах обучения, воспитания и развития и условий образовательной системы. При этом приоритетным результатом взаимодействия мы считаем обогащение субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я - образа. Гибкость среды школы проявляется в ее способности быстрого реагирования на образовательные потребности ученика через простраивание индивидуальной траектории его обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения.. (Далее – итоги мониторинга учебной адаптации за последние 3 года – Чаленко В.Г.)

Социализация.

Социально-экономические условия современной жизни требуют от каждого человека, в том числе и от ребенка, умения адаптироваться к действительности. Школа выступает одним из главных институтов детства, является открытой социально-педагогической системой, благодаря которой выявляется все лучшее в ученике. Школа создает благоприятное социальное поле для каждого ребенка.

В школе разработана Модель выпускника. Она предполагает наличие определенного уровня знаний, практических навыков и умений, сформированных привычек, что составляет основу базовой культуры личности. Итог работы школы - личность, способная строить жизнь, достойную человека. Предполагается, что выпускник нашей школы должен обладать такими качествами, как патриотизм и гражданственность, нравственность и духовность. Он способен к творческому и интеллектуальному развитию, заботится о своем здоровье, обладает высоким уровнем воспитанности.

Оценить качество совместной работы семьи и школы в направлении социализации позволяют исследования. Так выглядит мониторинг уровня воспитанности за последние 7 лет. Оценивание производится по привычной 5-ти балльной системе.

hello_html_m36190fe.gif












Критериями уровня социальной зрелости старшеклассника являются: мотивы, побуждающие к учению, отношение к родителям, выбор профессии, определение жизненного пути, готовность к самостоятельной жизни, интерес к проблемам политики, образования, культуры, экологии, правопорядка. Итогом деятельности школы, а так же одновременно объектом и субъектом воспитания является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающего постоянное воздействие социума. Опрос старшеклассников – учащихся 11 классов за последние 3 года об уровне социальной зрелости показал следующее:

hello_html_m34586166.gif
















Современные социально-экономические условия требуют от каждого человека, в том числе и от ребенка, умения адаптироваться к действительности. Но эта действительность становится все более суровой. Детский разум не успевает впитывать все новшества и преобразования в обществе. На первый план вышли рыночные отношения, где главным качеством для взрослого человека является конкурентноспособность. Именно в этой области и предстоит сотрудничать семье и школе, чтобы обеспечить адаптацию учащихся на всех возрастных этапах развития.

Общешкольное родительское собрание "Адаптация учащихся к условиям современной школы"
  • Классному руководителю
Описание:

Современное социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня на рынке труда успешно конкурировать может тот, кто не просто имеет хорошую профессиональную подготовку и самостоятельно решает возникающие вопросы, но обладает адаптированностью как осознанной способностью активно взаимодействовать с постоянно меняющейся внешней средой.

Вопросы адаптации становятся актуальными и в сфере образования: сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.

Учебная адаптация является психофизиологической, социальной. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу.

 

Автор Прилуцкая Надежда Витальевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 780
Номер материала 30731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы