Главная / Технология / Общеобразовательная программа «Мотор». Куратор: методист Мышкина И.Д.

Общеобразовательная программа «Мотор». Куратор: методист Мышкина И.Д.

Содержание





























Общеобразовательная программа «Мотор»

Пояснительная записка


Программа «Мотор» разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 и в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей. В основу положена программа Закерничного В.В. «Автомеханики» 2010 года для детей школьного возраста 13-17 лет.

Программа «Мотор» авторская адаптационная, имеет техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образо­вания в области основ устройства и работы автомобилей и направлена на формирование навыков технического обслуживания и ремонта автомобилей у учащихся.

Актуальность, педагогическая целесообразность.

Количество автомобилей на дорогах мира возрастает с каждым годом. Автомобиль давно и прочно вошел в нашу жизнь, позволяя экономить время, деньги, пересекать города и страны и т.п. Развитие автомобильной промышленности позволило миллионам людей приобретать различные машины: большие и маленькие, дорогие и дешевые. Но каждый автомобиль, независимо от фирмы-изготовителя, года выпуска и цены, требует ухода за собой, а именно: технического обслуживания, ремонта, восстановления после возможных дорожно-транспортных происшествий, да и просто внимания вроде мойки, полировки и нюансов эксплуатации по временам года.

Данная программа направлена на изучение устройства современного автомобиля, приемов технического обслуживания и ремонта, автомобильной инфраструктуры и основ безопасности движения. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности дать обучающимся начальные знания и навыки работы с автомобилем, что в дальнейшем может способствовать применению полученных знаний в профессиональной деятельности.

Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ.

Новизна данной программы заключается во введении в процесс обучения не только основного материала по устройству автомобиля и практическому его изучению, но и теоретической подготовке и решению экзаменационных билетов в области правил дорожного движения, а также материалов из области автоспорта, что тесно связано с производством и эксплуатацией обычных дорожных машин.

Отличительные особенности данной программы от подобных программ заключаются в том, что основной упор делается на изучение современного автомобиля с его электронными системами управления и безопасности, инжекторными системами питания, современного автомобильного рынка и инфраструктуры. Изучение давно устаревших карбюраторных машин в большом объеме нецелесообразно и не соответствует существующим реалиям.


Цели и задачи программы

Цель программы:

  • практическое ознакомление с устройством и работой автомобиля;

  • привитие навыков технического обслуживания и ремонта автомобиля;

  • изучение автомобильной инфраструктуры;

  • обучение учащихся основам безопасности движения.

Задачи обучения:

Обучающие

  • изучение автомобиля и его систем, принципы работы систем;

  • обучение навыкам технического обслуживания автомобиля;

  • изучение правил дорожного движения;

Развивающие

  • развитие технической подготовленности обучающихся;

  • развитие и формирование представлений о безопасности движения автомобилей в различных условиях;

  • развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;

  • развитие способности самостоятельного обслуживания автомобиля, последовательности и логичности действий, умения анализировать работу системы и необходимый объем ее ремонта.

Воспитательные

  • воспитание самостоятельности и контроля в работе;

  • формирование культуры участника дорожного движения;

  • воспитание навыков практического использования полученных знаний, открывающее путь дальнейшему развитию.

Программа направлена на работу с детьми с разным уровнем способностей и подготовки и рассчитана на 2 года обучения.

Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста от 10 до 15 лет. Группы набираются по возрастам: 10-12 и 13-15 лет. Соответственно возрастной категории усиливается содержательная часть программного материала.

Обучение по данному курсу проводится с группой детей 13 человек. Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

Срок реализации программы – 2 года.

Первый год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, либо 3 раза в неделю по 2 часа, 36 учебных недель, 216 часов в год.

Второй год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, 36 учебных недель, 216 часов в год.

Общий курс составляет 432 часа, в которые входит теоретический курс и

практические работы.



Формы и режим занятий

Формы организации обучения – групповая, индивидуально – групповая, теоретические занятия, практические занятия.

Программа включает 6 тематических последовательно изучаемых разделов.


Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся будут знать:

- историю создания и развития автомобилей;

- основные марки мирового автомобилестроения, современный автомобильный рынок;

- меры безопасности при обслуживании техники;

- основные принципы работы автомобиля и его систем;

- правила дорожного движения в необходимом объеме;

- основы безопасности движения.

будут уметь:

- выполнять основные работы по техническому обслуживанию автомобилей;

- выявлять неисправности в работе автомобильных систем;

- анализировать работу автомобильных систем, понимать различия их работы в условиях постоянного их развития.

Будут закреплены такие личностные качества, как:

- терпение, рассудительность, способность выражать собственное мнение;

- умение работать в коллективе.



Способы проверки результатов освоения программы

Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего процесса образования на развитие обучающихся используются различ­ные виды контроля. Контроль несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции. Программа предусматривает проведение входной, текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Задачами входной аттестации являются оценка у по­ступающих знаний, ориентации и мотивов; анализ и оценка уровня раз­витости его личностных качеств и способностей. Промежуточная аттестация проводится при изучении трудной темы для выяснения пробелов в знаниях. Текущая аттестация проводится после прохождения программного раздела. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения с целью выявления уровня развития способностей ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.


Формы подведения итогов реализации программы

Формы контроля:

  • участия в выставках, конкурсах, конференциях, олим­пиадах;

  • творческие отчеты.

Итоговая проверка знаний осуществляется в форме:


  • итогового тестирования по Правилам дорожного движения и основам безопасности дорожного движения;

  • зачета по устройству современного автомобиля.


Оценивание ожидаемых результатов

Критерии оценки по параметрам диагностики


Раздел 1. Знания по основам устройства автомобиля:

Продвинутый уровень – обучающийся грамотно и четко отвечает на любой вопрос по устройству автомобиля с подробным теоретическим объяснением; грамотно применяет свои знания на практических занятиях, не испытывает особых трудностей при работе с инструментом, выполняет задачи высокого уровня сложности.

Творческий уровень – обучающийся правильно отвечает на поставленные вопросы по устройству автомобиля; понимает принципы работы систем автомобиля, способен самостоятельно работать с техникой.

Базовый уровень – владеет теоретическими знаниями по устройству автомобиля, недостаточно точно понимает принцип работы систем автомобиля; на практических работах выполняет задания по образцу.


Раздел 2. Знание правил дорожного движения:

Продвинутый уровень – обучающийся глубоко изучил и освоил ПДД; быстро и четко отвечает на поставленные вопросы; умеет анализировать создавшиеся дорожные ситуации; быстро и правильно решает тематические задачи.

Творческий уровень – обучающийся знает основные темы по ПДД; на заданные вопросы отвечает полно и твердо, а при решении тематических задач допускает ошибки, не отражающиеся на конечном результате.

Базовый уровень – обучающийся усвоил основные знания по ПДД; на заданные вопросы отвечает недостаточно полно и твердо, а при решении тематических задач допускает ошибки, отражающиеся на конечном результате.





Сводная таблица оценочной диагностики способностей обучающихся

Фамилия, имя обучающегося

Параметры диагностики

Высокий уровень оценки

Средний уровень оценки

Низкий уровень оценки

1…














Учебно-тематический план

Первый год обучения


п/п

Раздел программы

Всего часов

Теорет. часов

Практ. часов

1

Вводное занятие

3

3

-

2

Общее устройство автомобиля

93

61

32

3

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Неисправности, диагностика.

15

10

5

4

Эксплуатация автомобиля. Безопасность движения

30

22

8

5

Правила дорожного движения. Решение экзаменационных билетов.

66

6

60

6

Мировой автоспорт

6

6

-

7

Итоговое занятие

3

-

3


Итого

216

108

108



Содержание программы


Первый год обучения

  1. Вводное занятие «Автотранспорт» (3 ч)

Введение в образовательную программу (ознакомление со спецификой изучаемого предмета). Краткая история автомобилестроения. Проведение инструктажа. Проведение входной аттестации обучающихся.

  1. «Общее устройство автомобиля» (93 ч)

  • Классификация автомобилей.

  • Основные узлы автомобиля:

- Узлы, назначение, расположение, взаимодействие.

- Кузов и салон: компоновка, конструкция.

- Органы управления и приборы. Комплектации.

- Комплектность кузова и салона автомобиля.

- Краш-тест, методика проведения, результаты.

- Двигатель внутреннего сгорания – общие понятия.

- Устройство двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы ДВС. Системы питания ДВС. Электрооборудование ДВС.

- ШПГ, ГРМ, ЦПГ – устройство, принцип работы. Подкапотное пространство автомобиля.

- Трансмиссия. Функции, устройство. Системы моно- и полного привода.

- Сцепление. Устройство, назначение, принцип работы. Виды.

- КПП. Назначение, виды, устройство.

- Ходовая часть. Подвеска, общее устройство.

- Рулевое управление. Назначение, устройство. Усилители рулевого управления.

  • Основные системы автомобиля.

- Система зажигания. Устройство, принцип работы.

- Топливная система. Устройство, принцип работы.

- Система впрыска – центральный, распределенный, непосредственный впрыск.

- Впускная система. Взаимодействие с другими системами двигателя. Принцип работы.

- Выпускная система. Устройство, принцип работы.

- Тормозная система. Назначение, устройство, типы привода, принцип работы.

- Системы активной безопасности. Основные и вспомогательные системы.

- Системы пассивной безопасности. Компоненты. Защита пешеходов.

- Электрооборудование. Назначение, общее устройство. Источники и потребители.

- Дополнительные системы автомобиля. Назначение.

Практические занятия:

  1. Практическое ознакомление устройства автомобиля при изучении его узлов и систем.

  2. Перечень творческих заданий для учащихся к учебным занятиям:

  • Доклад по теме «История автомобилестроения на примере фирмы … ».

  • Дайте краткую характеристику указанному автомобилю.

  • Разработка новых автомобильных систем.

  • Рисуем автотюнинг.

  • Выбор нового автомобиля за указанную сумму для указанных целей.


3. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Неисправности, диагностика» (15 ч)

- Неисправности систем автомобиля. Диагностика, ремонт.

- ТО и ТР автомобиля. Понятия, предписания завода-изготовителя. Самостоятельное устранение неисправностей.

Практические занятия:

- изучение приемов обслуживания автомобиля;

- самостоятельное проведение работ по техническому обслуживанию;

- устранение неисправностей и замена изношенных элементов.

4. «Эксплуатация автомобиля. Безопасность движения» (30 ч)

- Особенности эксплуатации по временам года. Хранение автомобиля.

- Рабочие процессы автомобиля. Рабочие процессы двигателя. Зажигание. Выхлопные газы. Подвеска. Управляемость и устойчивость. Системы освещения.

- Тюнинг автомобиля. Тюнинг внешний и внутренний. Влияние на поведение автомобиля.

- Аэродинамика автомобиля. Задачи аэродинамики. Влияние на управляемость, топливно-экономические показатели.

- Экспорт автомобилей в Россию. Особенности эксплуатации автомобилей из США, Японии.

- Эксплуатация праворульных автомобилей в России. Понятия «конструктор», «распил». История появления в России, популярность.

- Покупка автомобилей в дилерском центре. Дилерская сеть. Гарантийный ремонт, плановое ТО. Импорт автомобилей.

- Автотуризм в России и за рубежом. Федеральные автодороги.

5. «Правила дорожного движения. Решение экзаменационных билетов» (66 ч)

Практические занятия: решение экзаменационных билетов по ПДД для подготовки к теоретическому экзамену в ГИБДД.

6. «Мировой автоспорт» (6 ч)

Обзор гоночных категорий, регламентов соревнований, результатов.

7. «Итоговое занятие» (3ч)

Промежуточная аттестация обучающихся, по итогам первого года обучения.


Учебно-тематический план

Второй год обучения


п/п

Раздел программы

Всего часов

Теорет. часов

Практ. часов

1

Вводное занятие.

3

3

-

2

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Неисправности, диагностика.

130

16

114

3

Правила дорожного движения.

16

16

-

4

Эксплуатация автомобиля. Безопасность движения.

64

8

56

5

Итоговое занятие.

3

-

3


Итого

216

43

173



Содержание программы


Второй год обучения

  1. Вводное занятие «Автомобиль» (3 ч)

Введение в образовательную программу (ознакомление со спецификой изучаемого предмета). Проведение инструктажа.

2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля. Неисправности, диагностика» (130 ч)

- Неисправности систем автомобиля. Диагностика, ремонт.

- ТО автомобиля. Понятия, предписания завода-изготовителя. Самостоятельное устранение неисправностей.

Практические занятия:

- изучение приемов обслуживания автомобиля;

- самостоятельное проведение работ по техническому обслуживанию;

- устранение неисправностей и замена изношенных элементов.

3. «Правила дорожного движения» (16 ч)

Повторение Правил дорожного движения.

4. «Эксплуатация автомобиля. Безопасность движения» (64 ч)

- Особенности эксплуатации по временам года. Хранение автомобиля.

- Рабочие процессы автомобиля. Рабочие процессы двигателя. Зажигание. Выхлопные газы. Подвеска. Управляемость и устойчивость. Системы освещения.

Практические занятия: вождение автомобиля.

5. «Итоговое занятие» (3 ч)

Проведение итоговой аттестации обучающихся, по итогам обучения по программе.




Материально—техническое обеспечение программы


Материально-техническое оснащение программы основано на учебной базе учреждения дополнительного образования.


Приемы и методы работы с детьми

Методика обучения предполагает доступность восприятия теорети­ческого материала, которая достигается за счет максимальной на­глядности и неразрывности с практическими занятиями. Большое внимание уделяется индивидуальному подходу. Учитывая, что каждый обучающийся осваивает программу в свойственном ему темпе, педа­гог может несколько раз на разных занятиях повторять одну и ту же теоретическую информацию.

Важным условием для успешного усвоения программы является организация комфортной творческой атмосферы на занятии, что необходимо для возникновения отношений сотрудничества и взаимопонимания между педагогом и обучающимися и у обучающихся между собой.

Построение занятий должно отвечать общепринятому порядку и включать в себя проверку состава обучающихся на занятии, их опрос по материалу предыдущих занятий, изложение новой темы с демонстрацией наглядных пособий, закрепление материала путем постановки контрольных вопросов.

Каждое занятие должно быть хорошо подготовлено и проведено как можно более наглядно, с полным использованием возможностей учебного оборудования.

Одной из основ работы преподавателя должна быть последовательность и систематичность в изложении материала. Большую пользу оказывает просмотр фильмов по автомобильной тематике.

Основными методами проведения занятий должно быть объяснение правил по схемам и макетам, с проработкой отдельных тем.


Методы организации учебно-воспитательного процесса


При изучении курса данной программы педагогом применяются словесный, наглядный методы. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Программа включает как теоретические, так и практиче­ские занятия.

Подача теоретического материала осуществляется в форме за­нимательного рассказа с одновременным показом иллюстративного материала, который дает обучающимся представление о современном автомобиле и автомобилестроении.

Подача практического содержания осуществляется на основе по­каза обучающимся конкретных приемов работы с автомобилем:

- показ устройства ТС;

- работы по техническому обслуживанию автомобиля;

- ремонт автомобиля;

- самостоятельная работа детей с автомобилем под наблюдением педагога. Подача практического и теоретического материала чередуется и комбинируется во время занятия.


Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

  1. Учебник по устройству легкового автомобиля В.Ф.Яковлев. – М.: ООО «ИДТР», 2012

  2. Правила дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с. : ил. – (Автошкола).

  3. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В». – М.: «Рецепт_Холдинг», 2008 – 176 с.: ил.

Демонстра­ционный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеофильмы по ПДД, карты – схемы дорог, чертежи разметки дорожного движения, которые помогут в изучении разделов программного материала в качестве наглядно-иллюстративного материала):

  1. Наглядно-методическиепособия «Азбука дорожного движения»

  2. Наглядное пособие «Транспорт»

  3. Наглядное пособие «Машины»

  4. Автомобиль

  5. Автозапчасти и комплектующие

Разработки игр, модели, макеты:

  1. Дорожные знаки.

  2. Макет «Автодорога в городских условиях»,

  3. Билеты по ПДД.

  4. Рисунки и модели транспортных средств.

Техническое оснащение занятий

  1. Столы и стулья для учащихся,

  2. Макет автодороги

  3. Стол учителя с компьютерным оборудованием

  4. Автомобиль для практических занятий

  5. Автозапчасти и комплектующие.

  6. Автослесарный инструмент.


Список рекомендуемой литературы для педагога


  1. Главная книга автомобилиста. – Москва, Эксмо-2008.

  2. Учебник по устройству легкового автомобиля В.Ф. Яковлев: Москва, Третий Рим, 2008.

  3. Правила дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с. : ил. – (Автошкола).

  4. Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В». – М.: «Рецепт_Холдинг», 2008 – 176 с.: ил.

  5. Учебник по устройству легкового автомобиля В.Ф.Яковлев. – М.: ООО «ИДТР», 2012.

  6. Автомобильные издания «За рулем», «Авторевю», «Клаксон».

  7. Инструкция по эксплуатации ТС, сервисная книга ТС.

  8. Прочие автомобильные издания.

  9. Интернет-ресурс www.drom.ru

  10. Интернет-ресурс www.f1news.ru

  11. Интернет-ресурс www.systemsauto.ru





Список рекомендуемой литературы для обучающихся


  1. Учебник по устройству легкового автомобиля В.Ф. Яковлев: Москва, Третий Рим, 2008.

  2. Правила дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с. : ил. – (Автошкола).

  3. Автомобильные издания «За рулем», «Авторевю», «Клаксон».

  4. Прочие автомобильные издания.

  5. Интернет-ресурс www.drom.ru

  6. Интернет-ресурс www.f1news.ru

  7. Интернет-ресурс www.systemsauto.ru




















13



Общеобразовательная программа «Мотор». Куратор: методист Мышкина И.Д.
  • Технология
Описание:

Общеобразовательная программа «Мотор»

Пояснительная записка

 

Программа «Мотор» разработана на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 и в соответствии  с требованиями к программам дополнительного образования детей. В основу положена программа Закерничного В.В. «Автомеханики» 2010 года  для детей школьного возраста 13-17 лет.

 

Программа «Мотор» авторская адаптационная, имеет техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образо­вания в области основ устройства и работы автомобилей и направлена на формирование навыков технического обслуживания и ремонта автомобилей у учащихся.

 

Автор Мышкина Ирина Дмитриевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 315
Номер материала 43476
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓