Содержание
Пояснительная записка.................................................................... стр.3
Учебно-тематический
план 1т год обучения ………………………..стр. 7
Содержание
программы 1 год обучения. ……………………………стр. 7
Учебно-тематический
план 2 год обучения …………………………стр. 9
Содержание
программы 2 год обучения . …………………………...стр. 10
Методическое
обеспечение дополнительной общеобразовательной программы ……………………………………………………………..стр.
12
Список
рекомендуемой литературы для педагога………………… стр. 13
Список
рекомендуемой литературы для обучающихся………… стр. 13
Приложения
……………………………………………………….. стр. 14-19
Общеобразовательная
программа «Мотор»
Пояснительная
записка
Программа «Мотор» разработана на основании письма Министерства
образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844 и в соответствии с
требованиями к программам дополнительного образования детей. В основу положена
программа Закерничного В.В. «Автомеханики» 2010 года для детей школьного
возраста 13-17 лет.
Программа «Мотор» авторская
адаптационная, имеет техническую направленность и предназначена для
получения школьниками дополнительного образования в области основ устройства и
работы автомобилей и направлена на формирование навыков технического
обслуживания и ремонта автомобилей у учащихся.
Актуальность,
педагогическая целесообразность.
Количество
автомобилей на дорогах мира возрастает с каждым годом. Автомобиль давно и
прочно вошел в нашу жизнь, позволяя экономить время, деньги, пересекать города
и страны и т.п. Развитие автомобильной промышленности позволило миллионам людей
приобретать различные машины: большие и маленькие, дорогие и дешевые. Но
каждый автомобиль, независимо от фирмы-изготовителя, года выпуска и цены,
требует ухода за собой, а именно: технического обслуживания, ремонта,
восстановления после возможных дорожно-транспортных происшествий, да и просто
внимания вроде мойки, полировки и нюансов эксплуатации по временам года.
Данная
программа направлена на изучение устройства современного автомобиля, приемов
технического обслуживания и ремонта, автомобильной инфраструктуры и основ
безопасности движения. Педагогическая целесообразность данной программы
заключается в возможности дать обучающимся начальные знания и навыки работы с
автомобилем, что в дальнейшем может способствовать применению полученных знаний
в профессиональной деятельности.
Новизна и
отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ.
Новизна
данной программы заключается во введении в процесс обучения не только основного
материала по устройству автомобиля и практическому его изучению, но и
теоретической подготовке и решению экзаменационных билетов в области правил
дорожного движения, а также материалов из области автоспорта, что тесно связано
с производством и эксплуатацией обычных дорожных машин.
Отличительные
особенности данной программы от подобных программ заключаются в том, что основной
упор делается на изучение современного автомобиля с его электронными системами
управления и безопасности, инжекторными системами питания, современного
автомобильного рынка и инфраструктуры. Изучение давно устаревших карбюраторных
машин в большом объеме нецелесообразно и не соответствует существующим реалиям.
Цели и
задачи программы
Цель
программы:
·
практическое
ознакомление с устройством и работой автомобиля;
· привитие
навыков технического обслуживания и ремонта автомобиля;
· изучение
автомобильной инфраструктуры;
· обучение
учащихся основам безопасности движения.
Задачи
обучения:
Обучающие
· изучение
автомобиля и его систем, принципы работы систем;
· обучение
навыкам технического обслуживания автомобиля;
· изучение
правил дорожного движения;
Развивающие
· развитие
технической подготовленности обучающихся;
· развитие
и формирование представлений о безопасности движения автомобилей в различных
условиях;
· развитие
самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в
процессе дорожного движения;
· развитие
способности самостоятельного обслуживания автомобиля, последовательности и
логичности действий, умения анализировать работу системы и необходимый объем ее
ремонта.
Воспитательные
· воспитание
самостоятельности и контроля в работе;
· формирование
культуры участника дорожного движения;
·
воспитание
навыков практического использования полученных знаний, открывающее путь
дальнейшему развитию.
Программа
направлена на работу с детьми с разным уровнем способностей и подготовки и
рассчитана на 2 года обучения.
Программа ориентирована
на детей среднего школьного возраста от 10 до 15 лет. Группы набираются по
возрастам: 10-12 и 13-15 лет. Соответственно возрастной категории усиливается
содержательная часть программного материала.
Обучение
по данному курсу проводится с группой детей 13 человек. Для обучения
принимаются все желающие без предварительного отбора.
Срок
реализации программы
– 2 года.
Первый
год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, либо 3 раза в неделю по 2 часа, 36
учебных недель, 216 часов в год.
Второй год
обучения - 2 раза в неделю по 3 часа, 36 учебных недель, 216 часов в год.
Общий
курс составляет 432 часа, в которые входит теоретический курс и
практические
работы.
Формы и
режим занятий
Формы
организации обучения – групповая, индивидуально – групповая, теоретические
занятия, практические занятия.
Программа
включает 6 тематических последовательно изучаемых разделов.
Ожидаемые
результаты
По окончании
обучения учащиеся будут знать:
- историю
создания и развития автомобилей;
- основные
марки мирового автомобилестроения, современный автомобильный рынок;
- меры
безопасности при обслуживании техники;
- основные
принципы работы автомобиля и его систем;
- правила
дорожного движения в необходимом объеме;
- основы
безопасности движения.
будут
уметь:
-
выполнять основные работы по техническому обслуживанию автомобилей;
- выявлять
неисправности в работе автомобильных систем;
-
анализировать работу автомобильных систем, понимать различия их работы в
условиях постоянного их развития.
Будут
закреплены такие личностные качества, как:
-
терпение, рассудительность, способность выражать собственное мнение;
- умение
работать в коллективе.
Способы проверки
результатов освоения программы
Для
выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его
результатами, и выявления влияния всего процесса образования на развитие
обучающихся используются различные виды контроля. Контроль
несет проверочную, обучающую, воспитательную, организующую функции. Программа
предусматривает проведение входной, текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Задачами
входной аттестации являются оценка у поступающих знаний, ориентации и мотивов;
анализ и оценка уровня развитости его личностных качеств и способностей.
Промежуточная аттестация проводится при изучении трудной темы для выяснения
пробелов в знаниях. Текущая аттестация проводится после прохождения
программного раздела. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании
обучения с целью выявления уровня развития способностей ребенка и их
соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной
программы.
Формы
подведения итогов реализации программы
Формы контроля:
Ø участия в выставках, конкурсах, конференциях,
олимпиадах;
Ø творческие отчеты.
Итоговая
проверка знаний осуществляется в форме:
Ø итогового
тестирования по Правилам дорожного движения и основам безопасности дорожного
движения;
Ø зачета по устройству
современного автомобиля.
Оценивание
ожидаемых результатов
Критерии
оценки по параметрам диагностики
Раздел 1. Знания
по основам устройства автомобиля:
Продвинутый
уровень – обучающийся
грамотно и четко отвечает на любой вопрос по устройству автомобиля с подробным
теоретическим объяснением; грамотно применяет свои знания на практических
занятиях, не испытывает особых трудностей при работе с инструментом, выполняет
задачи высокого уровня сложности.
Творческий
уровень – обучающийся
правильно отвечает на поставленные вопросы по устройству автомобиля; понимает
принципы работы систем автомобиля, способен самостоятельно работать с техникой.
Базовый
уровень – владеет
теоретическими знаниями по устройству автомобиля, недостаточно точно понимает
принцип работы систем автомобиля; на практических работах выполняет задания по
образцу.
Раздел 2. Знание
правил дорожного движения:
Продвинутый
уровень – обучающийся
глубоко изучил и освоил ПДД; быстро и четко отвечает на поставленные вопросы;
умеет анализировать создавшиеся дорожные ситуации; быстро и правильно решает
тематические задачи.
Творческий
уровень – обучающийся
знает основные темы по ПДД; на заданные вопросы отвечает полно и твердо, а при
решении тематических задач допускает ошибки, не отражающиеся на конечном
результате.
Базовый уровень
– обучающийся
усвоил основные знания по ПДД; на заданные вопросы отвечает недостаточно полно
и твердо, а при решении тематических задач допускает ошибки, отражающиеся на
конечном результате.
Сводная
таблица оценочной диагностики способностей обучающихся
Фамилия,
имя обучающегося
|
Параметры диагностики
|
Высокий уровень оценки
|
Средний уровень
оценки
|
Низкий уровень оценки
|
1…
|
|
|
|
|
Учебно-тематический
план
Первый год обучения
№
п/п
|
Раздел
программы
|
Всего часов
|
Теорет. часов
|
Практ. часов
|
1
|
Вводное занятие
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Общее
устройство автомобиля
|
93
|
61
|
32
|
3
|
Техническое
обслуживание и ремонт автомобиля. Неисправности, диагностика.
|
15
|
10
|
5
|
4
|
Эксплуатация
автомобиля. Безопасность движения
|
30
|
22
|
8
|
5
|
Правила
дорожного движения. Решение экзаменационных билетов.
|
66
|
6
|
60
|
6
|
Мировой
автоспорт
|
6
|
6
|
-
|
7
|
Итоговое
занятие
|
3
|
-
|
3
|
|
Итого
|
216
|
108
|
108
|
Содержание
программы
Первый год обучения
1. Вводное занятие «Автотранспорт»
(3 ч)
Введение
в образовательную программу (ознакомление со спецификой изучаемого предмета). Краткая
история автомобилестроения. Проведение инструктажа. Проведение входной
аттестации обучающихся.
2.
«Общее устройство автомобиля» (93 ч)
·
Классификация автомобилей.
·
Основные узлы автомобиля:
- Узлы,
назначение, расположение, взаимодействие.
- Кузов
и салон: компоновка, конструкция.
- Органы
управления и приборы. Комплектации.
- Комплектность
кузова и салона автомобиля.
-
Краш-тест, методика проведения, результаты.
-
Двигатель внутреннего сгорания – общие понятия.
-
Устройство двигателя внутреннего сгорания. Принцип работы ДВС. Системы питания
ДВС. Электрооборудование ДВС.
- ШПГ,
ГРМ, ЦПГ – устройство, принцип работы. Подкапотное пространство автомобиля.
-
Трансмиссия. Функции, устройство. Системы моно- и полного привода.
-
Сцепление. Устройство, назначение, принцип работы. Виды.
- КПП.
Назначение, виды, устройство.
-
Ходовая часть. Подвеска, общее устройство.
-
Рулевое управление. Назначение, устройство. Усилители рулевого управления.
· Основные системы
автомобиля.
- Система
зажигания. Устройство, принцип работы.
-
Топливная система. Устройство, принцип работы.
- Система
впрыска – центральный, распределенный, непосредственный впрыск.
-
Впускная система. Взаимодействие с другими системами двигателя. Принцип работы.
-
Выпускная система. Устройство, принцип работы.
- Тормозная
система. Назначение, устройство, типы привода, принцип работы.
- Системы
активной безопасности. Основные и вспомогательные системы.
- Системы
пассивной безопасности. Компоненты. Защита пешеходов.
-
Электрооборудование. Назначение, общее устройство. Источники и потребители.
-
Дополнительные системы автомобиля. Назначение.
Практические занятия:
1. Практическое
ознакомление устройства автомобиля при изучении его узлов и систем.
2. Перечень
творческих заданий для учащихся к учебным занятиям:
·
Доклад
по теме «История автомобилестроения на примере фирмы … ».
· Дайте
краткую характеристику указанному автомобилю.
· Разработка
новых автомобильных систем.
· Рисуем
автотюнинг.
· Выбор
нового автомобиля за указанную сумму для указанных целей.
3. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
Неисправности, диагностика» (15 ч)
- Неисправности систем автомобиля. Диагностика, ремонт.
- ТО и ТР автомобиля. Понятия, предписания
завода-изготовителя. Самостоятельное устранение неисправностей.
Практические занятия:
- изучение приемов обслуживания автомобиля;
- самостоятельное проведение работ по техническому
обслуживанию;
- устранение неисправностей и замена изношенных элементов.
4. «Эксплуатация автомобиля.
Безопасность движения» (30 ч)
- Особенности
эксплуатации по временам года. Хранение автомобиля.
- Рабочие
процессы автомобиля. Рабочие процессы двигателя. Зажигание. Выхлопные газы.
Подвеска. Управляемость и устойчивость. Системы освещения.
-
Тюнинг автомобиля. Тюнинг внешний и внутренний. Влияние на поведение
автомобиля.
- Аэродинамика
автомобиля. Задачи аэродинамики. Влияние на управляемость,
топливно-экономические показатели.
-
Экспорт автомобилей в Россию. Особенности эксплуатации автомобилей из США,
Японии.
-
Эксплуатация праворульных автомобилей в России. Понятия «конструктор»,
«распил». История появления в России, популярность.
-
Покупка автомобилей в дилерском центре. Дилерская сеть. Гарантийный ремонт,
плановое ТО. Импорт автомобилей.
-
Автотуризм в России и за рубежом. Федеральные автодороги.
5. «Правила дорожного
движения. Решение экзаменационных билетов» (66 ч)
Практические занятия:
решение экзаменационных билетов по ПДД для подготовки к теоретическому экзамену
в ГИБДД.
6. «Мировой автоспорт» (6
ч)
Обзор гоночных
категорий, регламентов соревнований, результатов.
7. «Итоговое занятие» (3ч)
Промежуточная аттестация обучающихся, по
итогам первого года обучения.
Учебно-тематический
план
Второй
год обучения
№
п/п
|
Раздел
программы
|
Всего часов
|
Теорет. часов
|
Практ. часов
|
1
|
Вводное занятие.
|
3
|
3
|
-
|
2
|
Техническое
обслуживание и ремонт автомобиля. Неисправности, диагностика.
|
130
|
16
|
114
|
3
|
Правила
дорожного движения.
|
16
|
16
|
-
|
4
|
Эксплуатация
автомобиля. Безопасность движения.
|
64
|
8
|
56
|
5
|
Итоговое
занятие.
|
3
|
-
|
3
|
|
Итого
|
216
|
43
|
173
|
Содержание
программы
Второй год обучения
1. Вводное занятие «Автомобиль»
(3 ч)
Введение в образовательную программу
(ознакомление со спецификой изучаемого предмета). Проведение инструктажа.
2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля.
Неисправности, диагностика» (130 ч)
- Неисправности систем автомобиля. Диагностика, ремонт.
- ТО автомобиля. Понятия, предписания завода-изготовителя.
Самостоятельное устранение неисправностей.
Практические занятия:
- изучение приемов обслуживания автомобиля;
- самостоятельное проведение работ по техническому
обслуживанию;
- устранение неисправностей и замена изношенных элементов.
3. «Правила дорожного
движения» (16 ч)
Повторение Правил дорожного
движения.
4. «Эксплуатация автомобиля.
Безопасность движения» (64 ч)
-
Особенности эксплуатации по временам года. Хранение автомобиля.
-
Рабочие процессы автомобиля. Рабочие процессы двигателя. Зажигание. Выхлопные
газы. Подвеска. Управляемость и устойчивость. Системы освещения.
Практические
занятия: вождение автомобиля.
5. «Итоговое занятие» (3 ч)
Проведение итоговой
аттестации обучающихся, по итогам обучения по программе.
Материально—техническое
обеспечение программы
Материально-техническое
оснащение программы основано на учебной базе учреждения дополнительного образования.
Приемы и
методы работы с детьми
Методика
обучения предполагает доступность восприятия теоретического материала, которая достигается за счет максимальной наглядности
и неразрывности с практическими занятиями. Большое внимание уделяется индивидуальному подходу. Учитывая, что каждый обучающийся осваивает программу в свойственном
ему темпе, педагог может несколько
раз на разных занятиях повторять одну и ту же теоретическую информацию.
Важным
условием для успешного усвоения программы является организация комфортной творческой атмосферы на занятии, что
необходимо для возникновения отношений сотрудничества и взаимопонимания
между педагогом и обучающимися и у обучающихся между собой.
Построение
занятий должно отвечать общепринятому порядку и включать в себя проверку
состава обучающихся на занятии, их опрос по материалу предыдущих занятий,
изложение новой темы с демонстрацией наглядных пособий, закрепление материала
путем постановки контрольных вопросов.
Каждое
занятие должно быть хорошо подготовлено и проведено как можно более наглядно, с
полным использованием возможностей учебного оборудования.
Одной из
основ работы преподавателя должна быть последовательность и систематичность в
изложении материала. Большую пользу оказывает просмотр фильмов по автомобильной
тематике.
Основными
методами проведения занятий должно быть объяснение правил по схемам и макетам,
с проработкой отдельных тем.
Методы
организации учебно-воспитательного процесса
При
изучении курса данной программы педагогом применяются словесный,
наглядный методы. Широко используются методы и организационные формы,
основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих
способностей.
Программа
включает как теоретические, так и практические занятия.
Подача
теоретического материала осуществляется в форме занимательного
рассказа с одновременным показом иллюстративного материала, который дает
обучающимся представление о современном автомобиле и автомобилестроении.
Подача
практического содержания осуществляется на основе показа
обучающимся конкретных приемов работы с автомобилем:
- показ устройства ТС;
- работы по техническому обслуживанию автомобиля;
- ремонт автомобиля;
- самостоятельная работа детей с автомобилем под наблюдением педагога.
Подача практического и теоретического материала
чередуется и комбинируется во время занятия.
Методическое
обеспечение программы
Дидактический
материал:
1. Учебник по
устройству легкового автомобиля В.Ф.Яковлев. – М.: ООО «ИДТР», 2012
2. Правила
дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с. : ил. – (Автошкола).
3. Экзаменационные
билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными
средствами категорий «А» и «В». – М.: «Рецепт_Холдинг», 2008 – 176 с.: ил.
Демонстрационный
материал
(иллюстрации, фотографии, рисунки, видеофильмы по ПДД, карты – схемы дорог,
чертежи разметки дорожного движения, которые помогут в изучении разделов
программного материала в качестве наглядно-иллюстративного материала):
1. Наглядно-методическиепособия
«Азбука дорожного движения»
2. Наглядное
пособие «Транспорт»
3. Наглядное
пособие «Машины»
4. Автомобиль
5. Автозапчасти
и комплектующие
Разработки
игр, модели, макеты:
1. Дорожные
знаки.
2. Макет
«Автодорога в городских условиях»,
3. Билеты по
ПДД.
4. Рисунки и
модели транспортных средств.
Техническое
оснащение занятий
1. Столы и
стулья для учащихся,
2. Макет автодороги
3. Стол учителя
с компьютерным оборудованием
4. Автомобиль
для практических занятий
5. Автозапчасти
и комплектующие.
6. Автослесарный инструмент.
Список
рекомендуемой литературы для педагога
1. Главная
книга автомобилиста. – Москва, Эксмо-2008.
2. Учебник по
устройству легкового автомобиля В.Ф. Яковлев: Москва, Третий Рим, 2008.
3. Правила
дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с. : ил. – (Автошкола).
4. Экзаменационные
билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными
средствами категорий «А» и «В». – М.: «Рецепт_Холдинг», 2008 – 176 с.: ил.
5. Учебник по
устройству легкового автомобиля В.Ф.Яковлев. – М.: ООО «ИДТР», 2012.
6. Автомобильные
издания «За рулем», «Авторевю», «Клаксон».
7. Инструкция
по эксплуатации ТС, сервисная книга ТС.
8. Прочие
автомобильные издания.
9. Интернет-ресурс
www.drom.ru
10. Интернет-ресурс www.f1news.ru
11. Интернет-ресурс www.systemsauto.ru
Список
рекомендуемой литературы для обучающихся
1. Учебник по
устройству легкового автомобиля В.Ф. Яковлев: Москва, Третий Рим, 2008.
2. Правила
дорожного движения 2012. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с. : ил. – (Автошкола).
3. Автомобильные
издания «За рулем», «Авторевю», «Клаксон».
4. Прочие
автомобильные издания.
5. Интернет-ресурс
www.drom.ru
6. Интернет-ресурс
www.f1news.ru
7. Интернет-ресурс
www.systemsauto.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.