Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОбразы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Скачать материал

 Урок  в  3 классе    

       

        Тема.   А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.       

        Цель

·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

·        развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

·        воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

      

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

ХОД   УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

-  Любим мы читать и слушать
            Сказки и стихи про дружбу,
            Ритм ногами отбивать
            И героев оживлять.
            Здравствуй, сказка и рассказ,
            Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:

 

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

- Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна.  Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)

А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?

(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)

 

II.   Тема урока, постановка целей и задач.  

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.

Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )

-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)

 

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .  

- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно,  рассмотреть ваше отношение к данным образам.

А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?

( добро и зло)

3. Анализ содержания сказки.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

 

Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.

 На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить   «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

- Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ.  Прочитайте их. С 85.

- Давайте запишем их в таблицу:

Ø высока

Ø стройна

Ø бела

Ø умна

Ø горда

Ø ломлива

Ø своенравна

Ø ревнива

 

- А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

*    белолица

*    черноброва

*    нраву кроткого

*    добрая

*    скромная

*    трудолюбивая

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

Умна

горда

ломлива

своенравна

ревнива

 

*     нраву кроткого

*    добрая

*    скромная

*    трудолюбивая

 

4. Лексическая работа

 

 - Скажите, как вы понимаете слова:

 

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно  желающая быть лучшей.

 

- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

- Запишите в таблицу.

- А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)

- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

 

Ученики  А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?

Ученики: от матери

Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Учитель:Какие главные качества характера мы видим?

Ученики: Любовь и верность.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых  наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

 

6. Анализ эпизодов.

Эпизод  .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

И царевна к ним сошла, 
Честь хозяям отдала, 
В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась, 
Что-де в гости к ним зашла, 
Хоть звана и не была. 
Вмиг по речи те спознали, 
Что царевну принимали; 

Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности

Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась

Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?

Ученики:Приветливой, доброй, красивой.

Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение

 

Учитель:   Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель:   А как досталось зеркало царице? (Приданое)

Учитель Чем стало для неё зеркало?

Ученики:Оно стало единственным собеседником

Учитель:   Почему только с зеркалом она была весела?

Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.

 

IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.      

- Проанализировав сказку, мы увидели, что  царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?  (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

 

- Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.

- Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером  два – о царевне.  

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

 

Рефлексия

На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Урок  в  3 классе    

       

        Тема.   А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.       

        Цель:

·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

·        развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

·        воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

      

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

ХОД   УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

-  Любим мы читать и слушать
            Сказки и стихи про дружбу,
            Ритм ногами отбивать
            И героев оживлять.
            Здравствуй, сказка и рассказ,
            Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Вводная часть.Вступительное слово учителя:

 

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

- Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна.  Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)

А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?

(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)

 

II.   Тема урока, постановка целей и задач.  

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.

Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )

-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)

 

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .  

- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно,  рассмотреть ваше отношение к данным образам.

А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?

( добро и зло)

3. Анализ содержания сказки.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

 

Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.

 На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить   «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

- Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ.  Прочитайте их. С 85.

- Давайте запишем их в таблицу:

Øвысока

Øстройна

Øбела

Øумна

Øгорда

Øломлива

Øсвоенравна

Øревнива

 

- А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

    белолица

    черноброва

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

Умна

горда

ломлива

своенравна

ревнива

 

     нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

 

4. Лексическая работа

 

 - Скажите, как вы понимаете слова:

 

Нрав– характер, душевные качества.

Кроткий– незлобливый, покорный, смирный.

Гордый– сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный– упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревниваздесь: мучительно  желающая быть лучшей.

 

- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

- Запишите в таблицу.

- А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)

- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

 

Ученики  А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?

Ученики: от матери

Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Учитель:Какие главные качества характера мы видим?

Ученики: Любовь и верность.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых  наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

 

6. Анализ эпизодов.

Эпизод  .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

И царевна к ним сошла, 
Честь хозяям отдала, 
В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась, 
Что-де в гости к ним зашла, 
Хоть звана и не была. 
Вмиг по речи те спознали, 
Что царевну принимали; 

Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности

Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась

Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?

Ученики:Приветливой, доброй, красивой.

Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение

 

Учитель:   Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель:   А как досталось зеркало царице? (Приданое)

Учитель Чем стало для неё зеркало?

Ученики:Оно стало единственным собеседником

Учитель:   Почему только с зеркалом она была весела?

Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.

 

IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.     

- Проанализировав сказку, мы увидели, что  царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?  (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

 

- Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.

- Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером  два – о царевне.  

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

 

Рефлексия

На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 954 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 12727
    • DOCX 35.2 кбайт
    • 37 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шафикова Ольга Хамзяевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шафикова Ольга Хамзяевна
    Шафикова Ольга Хамзяевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27908
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 683 человека

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 129 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 74 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе