Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок в 3 классе
Тема. А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Цель:
· выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;
· развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;
· воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Актуализация знаний учащихся.
1. Организационный момент.
- Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/
2. Вводная часть.Вступительное слово учителя:
Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
- Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна. Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)
А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?
(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)
II. Тема урока, постановка целей и задач.
Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.
Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»
ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )
-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)
- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .
- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.
А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?
( добро и зло)
3. Анализ содержания сказки.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.
На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»
- Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их. С 85.
- Давайте запишем их в таблицу:
Øвысока
Øстройна
Øбела
Øумна
Øгорда
Øломлива
Øсвоенравна
Øревнива
- А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:
белолица
черноброва
нраву кроткого
добрая
скромная
трудолюбивая
Царица
Царевна
Внешность
высока
стройна
бела
белолица
черноброва
Поведение характер
Умна
горда
ломлива
своенравна
ревнива
нраву кроткого
добрая
скромная
трудолюбивая
4. Лексическая работа
- Скажите, как вы понимаете слова:
Нрав– характер, душевные качества.
Кроткий– незлобливый, покорный, смирный.
Гордый– сознающий своё превосходство.
Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.
Своенравный– упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива– здесь: мучительно желающая быть лучшей.
- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.
- Запишите в таблицу.
- А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)
- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ
- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:
Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!
Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить
Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.
Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?
Ученики: от матери
Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Учитель:Какие главные качества характера мы видим?
Ученики: Любовь и верность.
Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.
А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.
6. Анализ эпизодов.
Эпизод .“Но невеста молодая
До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)
Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности
Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась
Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?
Ученики:Приветливой, доброй, красивой.
Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение
Учитель: Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.
Учитель: А как досталось зеркало царице? (Приданое)
Учитель Чем стало для неё зеркало?
Ученики:Оно стало единственным собеседником
Учитель: Почему только с зеркалом она была весела?
Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.
IV. Подведение итогов урока.
1. Фронтальная беседа.
- Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне.
Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).
- Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.
- Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером два – о царевне.
2.Создание синквейна.
Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.
Рефлексия
На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.
6 663 954 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шафикова Ольга Хамзяевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.