Главная / Начальные классы / Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Урок в 3 классе

Тема. А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

- Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас?
/хором/

2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:


Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

- Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна. Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)

А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?

(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)


II. Тема урока, постановка целей и задач.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.

Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )

-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)


- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .

- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.

А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?

( добро и зло)

3. Анализ содержания сказки.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ


Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

- Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их. С 85.

- Давайте запишем их в таблицу:

  • высока

  • стройна

  • бела

  • умна

  • горда

  • ломлива

  • своенравна

  • ревнива


- А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

  • белолица

  • черноброва

  • нраву кроткого

  • добрая

  • скромная

  • трудолюбивая

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

Умна

горда

ломлива

своенравна

ревнива

  • нраву кроткого

  • добрая

  • скромная

  • трудолюбивая



4. Лексическая работа


- Скажите, как вы понимаете слова:


Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно желающая быть лучшей.


- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

- Запишите в таблицу.

- А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)

- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?


Ученики А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?

Ученики: от матери

Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Учитель:Какие главные качества характера мы видим?

Ученики: Любовь и верность.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.


6. Анализ эпизодов.

Эпизод .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

И царевна к ним сошла, 
Честь хозяям отдала, 
В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась, 
Что-де в гости к ним зашла, 
Хоть звана и не была. 
Вмиг по речи те спознали, 
Что царевну принимали; 

Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности

Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась

Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?

Ученики:Приветливой, доброй, красивой.

Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение


Учитель: Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель: А как досталось зеркало царице? (Приданое)

Учитель Чем стало для неё зеркало?

Ученики:Оно стало единственным собеседником

Учитель: Почему только с зеркалом она была весела?

Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.


IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

- Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).


- Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.

- Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером два – о царевне.

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.


Рефлексия

На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.



















































6


Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
  • Начальные классы
Описание:

 Урок  в  3 классе    

       

        Тема.   А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.       

        Цель:

·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

·        развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

·        воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

      

Оборудование: мультимедийная презентация.

 

ХОД   УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

-  Любим мы читать и слушать
            Сказки и стихи про дружбу,
            Ритм ногами отбивать
            И героев оживлять.
            Здравствуй, сказка и рассказ,
            Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Вводная часть.Вступительное слово учителя:

 

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

- Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна.  Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)

А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?

(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)

 

II.   Тема урока, постановка целей и задач.  

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.

Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )

-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке?(ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)

 

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .  

- Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно,  рассмотреть ваше отношение к данным образам.

А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?

( добро и зло)

3. Анализ содержания сказки.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

 

Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.

 На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить   «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

- Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ.  Прочитайте их. С 85.

- Давайте запишем их в таблицу:

Øвысока

Øстройна

Øбела

Øумна

Øгорда

Øломлива

Øсвоенравна

Øревнива

 

- А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

    белолица

    черноброва

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

Умна

горда

ломлива

своенравна

ревнива

 

     нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

 

4. Лексическая работа

 

 - Скажите, как вы понимаете слова:

 

Нрав– характер, душевные качества.

Кроткий– незлобливый, покорный, смирный.

Гордый– сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный– упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревниваздесь: мучительно  желающая быть лучшей.

 

- Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

- Запишите в таблицу.

- А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)

- Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ

- Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

 

Ученики  А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель:Откуда же такие замечательные качества у царевны?

Ученики: от матери

Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Учитель:Какие главные качества характера мы видим?

Ученики: Любовь и верность.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых  наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

 

6. Анализ эпизодов.

Эпизод  .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

И царевна к ним сошла, 
Честь хозяям отдала, 
В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась, 
Что-де в гости к ним зашла, 
Хоть звана и не была. 
Вмиг по речи те спознали, 
Что царевну принимали; 

Учитель:Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности

Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; 
Закрасневшись, извинилась

Учитель: какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?

Ученики:Приветливой, доброй, красивой.

Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение

 

Учитель:   Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель:   А как досталось зеркало царице? (Приданое)

Учитель Чем стало для неё зеркало?

Ученики:Оно стало единственным собеседником

Учитель:   Почему только с зеркалом она была весела?

Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.

 

IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.     

- Проанализировав сказку, мы увидели, что  царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?  (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

 

- Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.

- Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером  два – о царевне.  

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

 

Рефлексия

На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

Автор Шафикова Ольга Хамзяевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 20487
Номер материала 29404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓