Главная / Директору-завучу / Образовательный проект среди младших школьников по патриотическому воспитанию. "Я гражданин России"

Образовательный проект среди младших школьников по патриотическому воспитанию. "Я гражданин России"

Образовательный проект среди младших школьников по патриотическому воспитанию. 2013-2014 учебный год


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. ХАРАБАЛИ» АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ














hello_html_m4918014d.gif



Образовательный проект среди младших школьников по патриотическому воспитанию.



Разработала: Старцева Г.М., зам. директора школы по УВР, учитель истории и обществознания;

МБОУ «СОШ № 3 г. Харабали» Астраханской области




2013-2014 учебный год



Содержание

  1. Актуальность.

  2. Цели, задачи образовательного проекта.

  3. Направления реализации проекта.

  4. Содержательные линии программы.

  5. Ожидаемый результат.

  6. Ступени развития, четыре содержательные линии.

  7. Основные мероприятия, которые проводятся с младшими школьниками в начальной школе






Патриотизм – это когда вы считаете,

что эта страна лучше всех остальных

оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу



  1. Актуальность:


Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальных проблем государственной политики, ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. В выступлении президента РФ В.В. Путина было сказано - «патриотизм должен стать объединяющей идеологией России».

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости и бескорыстия. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Младший школьный возраст в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, что очень важно в воспитании патриотизма. Это наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Именно патриотическое воспитание младших школьников является той объединяющей силой, которая сможет вырастить настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

  1. Цели, задачи образовательного проекта.



Цели:

  • Воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

  • Становление ребёнка как гражданина родной земли.

  • Развитие чувства сопричастности судьбам Отечества.

  • Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся потребности совершать добрые дела и поступки.

  2. Знакомить учащихся с историческим прошлым нашей Родины, нашей области, города, школы.

  3. Воспитывать уважения к национальным традициям своего народа, семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своей родины.

  4. Создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей, формировать потребности к здоровому образу жизни.



  1. Направления реализации проекта.


Для реализации вышеперечисленных задач данная программа предполагает решение по следующим направлениям.

1.Историко – краеведческое и экскурсионное направление система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

2.Гражданско-патриотическое направление формирование гражданской позиции служения своему народу. Мы учим историю своего народа для того чтобы сами могли оценить те события, которые происходят в нашем обществе. Воспитание патриотизма в настоящее время – важнейшая задача. Воспитывать это качество помогают беседы, встречи на классных часах, с приглашением участников боевых действий, пограничников, военнослужащих. Целью таких мероприятий является воспитание у учащихся сознательного поведения и стремление сделать доброе и нужное для своего города, улицы, двора, вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "гражданин", "государство", "законы страны", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроках и классных часах дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации.

В феврале традиционно проходит месячник военно-патриотической работы. В ходе месячника ребята участвуют в конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слава», военно-спортивных играх. В мае проходит Фестиваль патриотической песни «Победа», школьный парад, посвящённый Дню Победы, серия классных часов. Ежегодно организуются и проводятся акции: «Помоги ветерану!», «Правнук Победы», «Пожелания ветерану».            

  3.Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Данное направление способствует воспитанию от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей. Учащиеся изучают, анализируют произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития. На произведениях классиков учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

4. Спортивно – патриотическое направление, целью которого является развитие у детей и молодёжи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

5. Экологическое направлениевоспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания  основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.           Если формирование экологического сознания идет на уроках, то  нормы  экологического  поведения закрепляются в деятельности, организованной во  внешкольной работе.

          Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования,  в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды,  пропаганде идей правильного природопользования,  в борьбе со всем,  что губительно отражается на окружающей природе.

Мы говорим детям о том, сколько путей есть у каждого для борьбы за мир, о том, что каждый не только может, но и должен участвовать в этой борьбе, но главное, чтобы борьба велась не на словах, а на деле. И это дело – учёба, труд, взаимопонимание и общая человеческая доброта.

А доброта начинается от любви ко всему живому. В этом помогают нам экскурсии по родному краю, туристические походы. Ребята не могут оставаться равнодушными, познавая удивительный мир природы.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою, отчего дома.

  1. Содержательные линии программы.


Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуробразного поведения с учетом особенностей Астраханской области в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.


5. Ожидаемый результат.


В сфере личностного развития воспитания обучающихся проект должен обеспечить:

  • Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

  • Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

  • Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество.

В сфере общественных отношений проект должен обеспечить:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных нравственных ценностей;

  • Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок.

  • Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины и уважению к своей нации и представителям других национальностей.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории субъекта, города, района, проектная деятельность.

Тип проекта

Творческий, фронтальный, долгосрочный.

6. Ступени развития, четыре содержательные линии.


Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1  класс «Моя школа и мой город»

2 класс «Мой дом и моя семья»

3 класс «Астраханская область - частица России»

4 класс «Россия – родина моя!»

В первом классе работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Мой город”. На данном этапе определены следующие задачи:

  1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;

  2. Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями района и города;

  3. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;

  4. Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы, жителя Астраханской области.

Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

По второму направлению “Мой город”: история жизни города, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

Во втором классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:

  1. Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.

  2. Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.

  3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

В третьем классе работа ведется по направлению “ Астраханская область - частица России ”. На данном этапе ставятся следующие задачи:

  1. Воспитать любовь к субъекту РФ и уважение к его прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за его будущее;

  2. Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.

  3. Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание работы включает в себя: история Астраханской области, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность субъекта, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее, театре. Активное участие в городских творческих конкурсах.

В четвертом классе работа ведется по направлению “Россия – родина моя!”. На данном этапе основными задачами являются:

  1. Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.

  2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, коллективное чтение книг, их обсуждение, посещение музеев, выставок,  изготовление сувениров, открыток, поделок, викторины, конкурс буклетов, плакатов, рисунков, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, исследовательская деятельность, мероприятия, посвященные важным историческим датам, занятия в кружках и секциях,    участие в Дне Здоровья,   проведение спортивных соревнований,   знакомство с чемпионами в области спорта.












7. Основные мероприятия, которые проводятся с младшими школьниками в начальной школе

Название мероприятия

Форма

Класс

1

История моей Родины. «Листаем великой истории страницы»

Классный час. Беседа, коллективное чтение книг, их обсуждение

1,2,3,4

2

Мамин день «Мамочке родной хочу сказать…»

Поздравительный концерт. Праздник

1,2,3,4

3

Семейный праздник

Праздник. Игра-соревнование

1,2,3,4

4

Государственные символы России.

Классный час.

1,2,3,4

5

Как правильно вести себя за столом.

Игровой тренинг.

1,2,3,4

6

Рыцарский турнир вежливости

Игра-соревнование

1,2,3,4

7

Подготовка к Новому году.

Урок творчества

1,2,3,4

8

Новогодний бал-маскарад

Праздник

1,2,3,4

9

Масленица.

Игровая программа.

1,2,3,4

10

А что у бабушки в сундучке.

Праздник-выставка.

1,2,3,4

11

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

1,2,3,4

12

Подготовка классного кабинета к встрече с ветеранами и участниками ВОВ

Трудовое тело.

1,2,3,4

13

День Защитника Отечества.

Встречи с ветеранами войны и труда, игра-соревнование.

1,2,3,4

14

Участие в проведении “Дня города”.

 Встречи с ветеранами войны и труда

1,2,3,4

15

«Любить природу – значит любить Родину»

Деловая игра

1,2,3,4

16

Зарница

Спортивная игра

1,2,3,4

17

Родная природа – ее краса.

Фотовыставка

1,2,3

18

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

Проектная деятельность.

1,2,3,4

19

Грустная принцесса осень

Игра-соревнование

1,2

20

Режим дня. Организуй свой труд дома.

Деловая игра

1,2

21

«И помнит мир спасённый»

Встречи с ветеранами войны и труда. Конкурс инсценированной песни.

1,2,3,4

22

«Если бы я был президентом страны…»

Конкурс сочинений

3,4

23

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1,2

24

Тайное становится явным

Классный час

1,2

25

«Главные вехи победы»

Историческая игра-викторина

3,4

26

Веселые сказочники

Праздник

1,4

27

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

1

28

История моей семьи в истории города.

Проектная деятельность.

3,4

29

История школы

Экскурсия в школьный музей.

2

30

Правила поведения в школе.

Аналитическая беседа

2,3

31

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Игра-путешествие.

2

32

Интересные и знаменитые люди города.

Мини проект.

2,3

33

Достопримечательности Харабалинского района.

Экскурсия, мини проект.

2,3,4

34

«Мой папа лучше всех»

Конкурс рисунков

2

35

Учись учиться.

Беседа.

2,3,4

36

«След войны в моем доме». Конкурс рисунков «Память жива»

Творческо-поисковая работа

2,3,4

37

Изучаем родную природу.

Уроки окружающего мира.

2,3

38

Праздничная встреча ветеранов ВОВ. Песни наших бабушек и дедушек» - фольклорный праздник

Выступление, подарки.

2,3,4

39

Береги природу.

Конкурс плакатов, рисунков

2,3,4

40

«Космонавтом хочешь стать, нужно очень много знать»

Познавательная игра

3,4

41

«С кого в жизни брать пример?»

Читательская конференция (коллективное чтение книг, их обсуждение)

3,4

42

Город Харабали на карте Астраханской области.

Игра-путешествие по карте.

3,4

43

Население города Харабали.

Беседа, встреча с интересными людьми.

2,3

44

Какие люди в Астраханской области!

(художники, поэты, музыканты)

Беседа, экскурсия.

3,4

45

Урок памяти, посвящённый Победе над фашизмом

Урок памяти

2,3,4

46

«Конституция России»

Игра-путешествие, встречи.

3,4

47

Краеведческий музей города.

Экскурсия.

3,4

48

Настоящий защитник, какой он?

Классный час.

2,3,4

49

Когда все вместе”.

Конкурсная семейная программа.

2,3

50

Золотые правила этики

Классный час.

3

51

Мир природы “На лесной полянке”

Экскурсия-тренинг поведения.

3

52

Городок веселых затей.

Конкурс-выставка.

З

53

Народы России.

Игра-путешествие.

3,4

54

Памятники культуры и архитектуры Харабалинского района.

Игра-путешествие.

4

55

Природа Астраханской области.

Интеллектуальная игра.

4

56

«Богатырская наша сила»

Соревнования

4

57

Экологические проблемы Астраханской области.

Классный час.

3,4

58

Все профессии нужны, все профессии важны!

Утренник.

4

59

«Изучение истории моей фамилии», «Моя семья в истории России»

Конкурс творческих проектов

3,4

60

Дорогою добра.

Классный час.

4

61

«Мир дому твоему»

Конкурс плакатов

4




Проект составлен Ралдугиной Е.Н., учителем начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Харабали» Астраханской области


Образовательный проект среди младших школьников по патриотическому воспитанию. "Я гражданин России"
  • Директору-завучу
Описание:

Образовательный проект среди младших школьников по патриотическому воспитанию "Я гражданин России".

 

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальных проблем государственной политики, ключевым фактором развития страны. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте.  

Структура проекта соответствует требованиям, предъявляемым к данной работе. Определены цели, задачи образовательного проекта, обозначены направления реализации проекта: историко – краеведческое и экскурсионное;  гражданско-патриотическое; литературно-музыкальное; спортивно – патриотическое и экологическое, представлены ожидаемые результаты в сфере личностного развития воспитания обучающихся и в сфере общественных отношений. Примечательно, что подробно представлены ступени развития и четыре содержательные линии, определены задачи реализации каждого направления:

1        класс «Моя школа и мой город»;

2        класс «Мой дом и  моя семья»;

3        класс «Астраханская область - частица России»;

4        класс «Россия – родина моя!»

 

В качестве примера приводятся основные мероприятия, которые проводятся с младшими школьниками в начальной школе

 

Автор Старцева Галина Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 719
Номер материала 28652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓