Главная / Начальные классы / Образовательный проект "Земля отцов" (2 класс)

Образовательный проект "Земля отцов" (2 класс)

hello_html_m15bd488.gif




















































Проект «Земля отцов»


Краткая аннотация проекта


Проект выполняют ученики 2А класса МАОУ СОШ №59 «Перспектива» г. Липецка.

Руководитель проекта:

  • учитель начальных классов высшей категории ГОЛОВЧЕНКО ЛАРИСА ЮРЬЕВНА;

  • воспитатель группы продлённого дня высшей категории ЧЕБОТАРЁВА НЕЛЛИ АЛЕКСЕЕВНА.

В настоящее время наиболее остро встаёт проблема жизненного самоопределения в условиях нестабильной социальной, экономической ситуации, кризисных явлений в духовной жизни нашего общества. Всё это снизило воспитательное воздействие российской культуры, как одного из важнейших факторов формирования патриотических чувств. Поэтому необходимо начинать возрождение патриотического воспитания именно с начальной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, региональных и культурных особенностей.

Поэтому возникла необходимость создания такого проекта, который бы ставил своей целью – воспитание духовности и патриотизма через народные традиции и национальную культуру.

Проект создает условия для развития ребенка как Личности, усвоившей духовные ценности и традиции русской истории и культуры, побуждая ее к саморазвитию, творчеству, самореализации. Он позволяет начать формирование гражданской идентичности уже в начальной школе. Ученики будут знать о национальных ценностях, традициях, культуре русского народа, в частности об истории возникновения родного города Липецка, народных промыслах и обычаях жителей Центрального Черноземья.

«Родина – есть священная Тайна каждого человека, так же как и его рождение», - говорил русский философ отец Сергий Булгаков. Создавая этот проект, мы хотели приоткрыть для младших школьников тайну неповторимости народной культуры, её своеобразия и трогательности. Поэтому проект получил название «Земля отцов».

Задачи проекта формулировались с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших школьников:

  1. Сформировать такое воспитательное пространство, где созданы условия для активного приобщения ребенка к национальным традициям и обычаям, национальной истории и культуре.

  2. Использовать всевозможные средства воспитания общей культуры и уважения ценностей современного общества, основанного на духовных ценностях русской культуры.

  3. Организовать разнообразные формы учебной, внеурочной и внешкольной деятельности, способствующих осознанию учеником принадлежности к государству на общекультурной основе.

Проект предусматривает не только ценностную и нравственно- эстетическую ориентацию, а также включает в себя познавательный и практический компонент и базируется на одном из главенствующих принципов государственной политики в области образования - гуманистическом общечеловеческом принципе, а также принципах систематичности и культуросообразности, и строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями.

Проект базируется на проекте Программы духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100», которая создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития образовательной системы «Школа 2100».

Срок реализации проекта рассчитан на период обучения в начальной школе.



Степень реализации проекта


Проект «Земля отцов » реализуется уже второй год.

На данный момент достигнуты следующие результаты:

налажено плодотворное сотрудничество с Музеем народного и декоративно - прикладного искусства г. Липецка;

  • разработан совместный план учебных, внеурочных, внешкольных мероприятий с учётом Программы « Школа 2100» и плана работы музея народного и декоративно - прикладного искусства г. Липецка на 2011-2012 годы;

  • все учащиеся класса привлечены к участию в проекте;

  • возрос интерес у детей к народному творчеству, как к виду искусства и источнику исторических знаний;

  • проект позволил детям овладеть практическими умениями по изготовлению и росписи предметов народных промыслов;

  • создан коллективный проект «Игрушки для детей и взрослых», а также индивидуальные проекты по народным промыслам;

  • к участию в проекте привлечены родители;

  • опыт организации совместной проектной деятельности с Музеем народного и декоративно- прикладного искусства был представлен на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Липецкой области в июне 2011года.




Социальные партнёры проекта.

hello_html_m194ef9a4.gif

hello_html_49bc63d0.gifhello_html_3f8180fe.gif


hello_html_m36a2390.gifhello_html_m7d23acf6.gif





hello_html_m5c0ebe9.gifhello_html_m9bb1ec4.gif

hello_html_85f3ea7.gifhello_html_m36a2390.gif






Стратегия и механизм достижения поставленных целей.




Пhello_html_48bf973e.gifhello_html_391b3208.gifроект «Земля отцов»

hello_html_1d392fe0.gif


Урочная деятельность:


беседы, иллюстрирование, проекты и доклады по предметам (технология, изобразительное искусство, чтение).

Внеурочная деятельность:


проектная деятельность, экскурсии, мастер-классы, выставки, классные часы, виртуальные экскурсии, беседы.

Внешкольная деятельность:


школьные

и

муниципальные

акции



На протяжении всей жизни человека в его мир входят моральные и духовные ценности: любовь к близким, друзьям, школе; к своей малой родине, к своему народу, к России и другие. С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, своё отношение к нему. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали. Школа одна не сможет решить полностью эти проблемы, поэтому мы посчитали нужным привлечь к участию в проекте родителей, общественные, спортивные и культурные организации. Были определены приоритетные направления работы: урочная деятельность – на базе учебного программного материала выделен блок знаний по истории страны и родного края, народным промыслам, традициям и обычая и устному народному творчеству; внеурочная, внеклассная, внешкольная деятельность включала в себя проектную деятельность, сотрудничество с учреждениями культуры и спорта, общественными организациями по формированию патриотических чувств на основе включения детей в практическую деятельность по применению полученных ценностей.

Воспитание патриотизма – это не стихийный процесс, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель переводится в конкретные задачи, т.е. систему каких ценностей мы хотим передать детям, под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять эти ценности в свой внутренний мир. Механизм принятия учеником ценностей предполагает:

  • знакомство и осмысление ценности;

  • совершение поступка, осуществляемого под влиянием ценности.

Формирование патриотических чувств ведётся в тесном контакте с родителями. На родительских собраниях происходит знакомство с планом воспитательной работы класса, проводятся интерактивные родительские собрания по патриотическому воспитанию, родители привлекаются к участию в проектной деятельности, оказывают помощь детям при подготовке к выставкам, вместе с детьми участвуют в социальных проектах.

Детям вручаются сертификаты участников проведённых мероприятий, а родителям – благодарственные письма.

Организаторами проекта являются:

  • педагог высшей категории учитель начальных классов

Головченко Лариса Юрьевна – победитель муниципального конкурса «Призвание – учитель» 2010 года,

  • воспитатель высшей категории Чеботарёва Нелли Алексеевна.

Педагоги награждены грамотами департамента образования г. Липецка, Управления образования и науки Липецкой области, отмечены Благодарственным письмом администрации Музея народного и декоративно – прикладного искусства за тесное и плодотворное сотрудничество.

Реализацию проекта обеспечивают:

  • ученики и родители 2А класса МОУ прогимназии № 59

(учитель Головченко Л.Ю., воспитатель Чеботарёва Н.А. )

  • сотрудники Музея народного и декоративно – прикладного искусства в лице Кольцовой Е.А.


План реализации проекта:


Урочная деятельность

п/п

Предмет

Вид деятельности

Тема и цель

1.

Литературное чтение

Беседа.

«Календарь и календарные праздники».

Цель: знакомство детей с государственными календарными праздниками и историей их возникновения.

2.

Беседа.

«Сказки и сказочные герои».

Цель: знакомство детей с видами устного народного творчества, в частности со сказкой.

3.

Иллюстрирование

«Царевны в русских народных сказках».

Цель: передача особенностей сюжета и национального костюма.

4.

Беседа. Иллюстрирование

«Былины. Былинные герои».

Цель: знакомство с былиной, как видом устного народного творчества; создание образа русского богатыря – защитника Руси.

5.

Викторина

«Пословицы и поговорки»

Цель: обобщение знаний о пословицах и поговорках как о народной мудрости.

6.

Окружающий мир

Доклад обучающегося

«Город, в котором мы живём».

Цель: знакомство с историей возникновения г. Липецка, его культурными памятниками.


7.

Технология


Практическая работа

«Изготовление кокошника».

Цель: знакомство с головными уборами женщин на Руси и их изготовление.

8.

Беседа

«И возник театр!»

Цель: знакомство с видами театров, с первыми театральными представлениями и народными куклами на Руси.

9.


Проектная задача

«Как изготавливают народные игрушки».

Цель: знакомство с материалами и технологиями изготовления игрушек народных промыслов.


10.

Изобразительное

искусство

Сравнительно-сопоставительный анализ

«Разные люди – разная культура».

Цель: сравнение культур разных народов с акцентом на культурное наследие русского народа.

11.

Иллюстрирование

«Рисуем по пословицам».

Цель: знакомство с пословицами, как формой обобщения народной мудрости, и их иллюстрирование с передачей народного колорита.

12.

Беседа.

Роспись макета.

«Орнаменты Гжели, Федоскино, Павловского Посада, Жостово».

Цель: знакомство с народными промыслами и историей их создания, особенностями орнаментов.

13.

Роспись

«Расписываем маски»

Цель: знакомство с русскими ярмарочными масками и их роспись.

14.

Беседа. Роспись макета

«Городецкая роспись»

Цель: знакомство с историей возникновения промысла и творчеством мастеров городецкой росписи, составление орнаментов из элементов росписи.

15.

Проектная задача

«Народная игрушка».

Цель: знакомство с народными промыслами, изготавливающими игрушки.





Внеурочная, внешкольная деятельность


п/п


Место проведения

Вид деятельности

Тема и цель

1

Музей народного и декоративно-прикладного искусства

Экскурсия

«Народный костюм»

Цель: знакомство с особенностями костюма жителей Липецкой области 14- 18 веков.

2

Экскурсия

«Мир кукол».

Цель: знакомство с видами кукол и их назначением.

3

Экскурсия

«Игры с тряпочками»

Цель: познакомить с творчеством липецких мастериц в стиле лоскутной мозайки.

4

Игровая программа

«Чудо – кони»

Цель: знакомство с видами кукол-коней и их назначением

5

Прогимназия, класс

(представители музея народного и декоративно- прикладного искусства).

Мастер - класс

«Обереги».

Цель: знакомство с назначением оберегов и обучение изготовлению.

6

Мастер- класс

«Набивной платок».

Цель: знакомство технологией набивания платка и историей появления на Руси набивных платков.

7

Мастер - класс

«Игрушки – на – пальчик».

Цель: знакомство с историей игрушек для крестьянских детей и с технологией их изготовления.

8

Мастер - класс

«Солнечный коник».

Цель: изготовления коника из бумаги по технологии наших предков.

9

Мастер - класс

«Роспись романовской игрушки».

Цель: роспись собственного образца романовской игрушки.

10

Прогимназия, класс.

Проектная деятельность

Проект « Игрушки для детей и взрослых»

Цель: подбор материала и создание коллективного проекта.



11

Прогимназия.

Проектная деятельность

Проект « Народная игрушка – коник».

Цель: знакомство с народными промыслами и технологиями изготовления игрушки – коника.

12

Проектная деятельность

Проект « Сказочные кони»

Цель: выяснение роли образа коня в русских народных сказках.

13

Проектная деятельность

Проект «Ах, вы кони, кони, кони!

Цель: знакомство с появлением лошадей на Земле, с породами и ролью лошадей в жизни людей, с известными в России конезаводами, с лошадями- победителями выставок.

14

Проектная деятельность

Проект «Солнечные коники».

Цель: обобщение опыта совместной работы с музеем и школой верховой езды по данной теме.

15

Выставка

Цель: выставка работ учащихся по итогам мастер – классов для родителей и учащихся прогимназии.

16

Участие в городской акции « Мой город – моя гордость»

Цель: воспитание патриотических чувств, расширение знаний о городе, известных людях города.

17

Интерактивное родительское собрание

«Мы родом из детства»

Цель: определение понятий «Родина»,«малая родина», влияние семьи на становление личности.

18

Интерактивное

родительское собрание

«Семейный альбом»

Цель: воспитание гордости за членов своей семьи.

19

Обл.бюджетное учреждение культуры "Обл. Центр романовской игрушки» Липецкой области.

Экскурсия. Мастер - класс

«Романовский конёк»

Цель: знакомство с народным промыслом «Романовская игрушка» и изготовление игрушки из глины.

20

«Фаворит» детская школа верховой езды

(город Липецк)

Экскурсия

Цель: знакомство с организацией работы школы верховой езды для создания проекта.


Конкретные результаты:


Результатами проекта являются:

выставка работ обучающихся 2А класса;

создан «Семейный альбом» класса;

создание коллективного проекта с Музеем народного и декоративно-прикладного искусства г. Липецка « Игрушки для детей и взрослых»;

создание групповых проектов по народным промыслам « Дымковская игрушка», « Романовская игрушка» и произведениям устного народного творчества « Сказочные кони»

привлечение обучающихся параллели вторых классов к сотрудничеству с Музеем народного и декоративно – прикладного искусства (2Г, 2Д классы);

участие родителей в школьной жизни ребенка.

представление опыта работы на региональных курсах повышения квалификации учителей начальных классов липецкой области в 2011 году:

педагоги Головченко Л.Ю. и Чеботарёва Н.А. за тесное и плодотворное сотрудничество с Музеем отмечены Благодарственным письмом.


Механизм оценки результатов:


Критериями оценки служат:

  • усвоение детьми ценностных понятий и их применение в жизни;

  • практические работы обучающихся по изготовлению предметов народных промыслов;

  • умение детей выполнять проектную задачу по теме;

  • поиск и выделение необходимой информации, формирование универсальных учебных действий;

  • отзывы родителей о необходимости продолжения проекта по патриотическому воспитанию на базе народных традиций.


Перспективы дальнейшего развития проекта:


накопление, систематизация и обобщение материала и опыта работы в

данном направлении;

распространение и обмен опытом среди школ г. Липецка;

публикация в СМИ о реализации и актуальности данного проекта;

предполагается вовлечь в совместную плодотворную творческую деятельность детскую библиотеку библиотечно-информационного центра национальных культур, которая находится на территории микрорайона;

разработать сценарий фольклорного праздника, который будет являться финальным завершением проекта « Солнечные коники».

укреплять сотрудничество с Музеем народного и декоративно – прикладного искусства и другими учреждениями культуры города и области.



Образовательный проект "Земля отцов" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Образовательный проект "Земля отцов" позволяет уже в начальных классах начать формирование основ гражданской идентичности. Он создает условия для развития ребенка как Личности, усвоившей духовные ценности и традиции русской  истории и культуры, побуждая ее к саморазвитию, творчеству, самореализации. К участию в проекте привлекаются родители, воспитатель группы продлённого дня,  сотрудники учреждений культуры. Работа над проектом ведётся как в учебное, так и внеурочное время. Участие в данном проекте помогло учащимся лучше узнать историю своей малой родины, стать более коммуникабельными, самостоятельными.

Автор Головченко Лариса Юрьевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 424
Номер материала 12316
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓