Главная / Русский язык и литература / Образовательный проект "РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ИНДИВИДА, ПРОЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЕГО АКТИВНОСТИ."

Образовательный проект "РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ИНДИВИДА, ПРОЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЕГО АКТИВНОСТИ."

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

Отдел образования Северного округа города Оренбурга











Образовательный проект

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ИНДИВИДА, ПРОЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЕГО АКТИВНОСТИ.











Выполнила работу

учитель русского языка и

литературы МОУ «СОШ № 10»

1 квалификационной категории

Арапова Татьяна Александровна.

Оренбург

СОДЕРЖАНИЕ. Стр.





1.Паспорт проекта: актуальность, цели 3-4

2. Теоретическое обоснование проекта: 5-11

  • Что значит быть творческой личностью.

  • Три типа людей.

  • Понятие «креативность». Концепции креативности.

  • Параметры креативности.

  • Характеристика возрастных особенностей учащихся. 12

3.Программа курса. 14

4. Методические рекомендации. 22

5. Заключение. 25

6. Литература. 26

7.Приложение.



































ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Данные материалы представляют собой обобщение опыта по реализации темы самообразования «Развитие творческого потенциала учащихся» на протяжении трех лет. В содержание курса входят материалы, которые рассчитаны на учащихся подросткового возраста.

Актуальность данной системы состоит в том, что условия современной жизни требуют действий креативных самоактуализированных людей, которые обладают оригинальностью, изобретательностью или творческой жилкой. Креативность – фундаментальнейшая характеристика человеческой природы, это потенциал, данный каждому человеку от рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивают способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, повзрослев, вновь обретают ее. Креативность проявляется не только в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это особый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью. Креативность помогает здоровой личности выразить себя вовне, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализированного человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества. Чем бы ни занимался творческий человек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества. В этом смысле звание творца может заслужить любой самоактуализированный сапожник, портной или кондитер. Креативные люди отличаются от остальных тем, что ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных.

Цель данного проекта – развитие творческих способностей индивида (креативности), характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Для реализации данной цели определим ряд задач:

  • Формирование навыков и умений, позволяющих создать новый продукт творческого характера,

  • Развитие способностей с упором на самовыражение творца,

  • Умение отвечать на раздражители нестандартно (оригинально),

  • Повышение мотивации достижений и адаптация к социуму.

















































А есть ли в жизни счастье выше, чем творческое состояние?

А.К. Толстой.



Удивительно, насколько творческое усилие может единым

разом навести порядок в целой вселенной.

В.Вульф.



Что это значит - быть творческой личностью? Удел ли это избранных или то, что доступно любому из нас? Какие качества помогают человеку быть настоящим, подлинным творцом? Как мы знаем, творческий подход к жизни отличается от обычного, рутинного, в первую очередь фантазией, воображением, непривычным взглядом на привычные вещи. Практически все гениальные открытия происходили тогда, когда человек позволял себе допустить недопустимое, забывал о том, чего не бывает, и признавал возможность невероятного.

А. Энштейн, к примеру, признавался, что идея теории относительности пришла к нему именно благодаря богатому воображению. Все творческие люди во многом наминают детей – своей свежестью, непосредственностью восприятия мира, свободой от стереотипов и шаблонов. Все мы были детьми и умели видеть мир интересно, просто многие из нас со временем утратили эту способность. Но никогда не поздно раскрыть то, что заложено в нас природой!

Известно, что все люди подразделяются на три типа: художественный, мыслительный и средний. Их выделил в своё время наш великий ученый И.П.Павлов. В основе этой классификации лежит учение о двух сигнальных системах – первой, отражающей сигналы из различных внутренних органов и внешней среды, и второй, являющейся чрезвычайной надбавкой и отражающей действительность опосредованно, с помощью слова, которое становится для человека «сигналом сигналов».

Для художественного типа свойственно преобладание первой сигнальной системы над второй, подкорковой деятельностью над корковой. Такие люди воспринимают мир непосредственно, сразу, не подвергая его анализу. «Художники» очень чувствительны эмоционально, обладают богатой фантазией, причем легко вживаются в воображаемый образ. Известно, что Бальзак плакал от волнения, когда работал над «Лилией в долине», а создавая «Отца Горио», пережил такое чувство ужаса, которое терзало его десять дней подряд. Флобер, описывая припадок Эммы Бовари, так переживал сам, что был вынужден открыть окно, чтобы успокоиться. Когда же он описывал сцену отравления своей героини, то ясно ощущал во рту вкус мышьяка, и ему стало плохо. Приведенные примеры ярко свидетельствуют о том, как сильно развита у людей этого типа сфера чувств. И действительно, в своей жизни они чаще поступают, повинуясь страстям, нежели разуму. Такие люди нередко выбирают себе творческую профессию: музыканта, писателя, актера, художника.

Противоположность художественному представляет собой мыслительный тип, который отличается преобладанием второй сигнальной системы над первой, корковой деятельности над подкорковой. Для его представителей характерны эмоциональная скупость, сдержанность, суховатость в обращении. Ключевым качеством «мыслителей» является склонность к отвлеченным, абстрактным построениям, детальный анализ изучаемых явлений. Действуют они обычно после тщательного продумывания, взвешивания и размышления. При выборе рода деятельности отмечается склонность к точным наукам, философии.

Существуют также люди со средним типом нервной системы, которым присущи равномерное развитие сигнальных систем, одинаковое соотношение корки и подкорки. Для их мыслительного процесса в равной степени характерны аналитическая и синтетическая деятельность. Такая же гармоничность видна и в характере этих натур: они общительны, деятельны, энергичны и достигают равных успехов как в работе, требующей «выразительных» качеств, так и в умственной деятельности.

Способность творить, привносить что-то новое в этот мир получило название «креативность».

Понятие «креативность» стало психологической категорией только к началу 50-х годов 20 в. Пионером в области креативности является Дж.Гилфорд . С этого времени под креативностью понимается общая способность человека к творчеству, проявляясь в различных сферах его активности . Она рассматривается как относительно независимый фактор одаренности и характеризует личность в целом.



Концепция креативности Дж. Гилфорда .



За основу в создании концепции креативности, как универсальной познавательной творческой способности, Дж.Гилфорд взял свою кубообразную модель структуры интеллекта и выявленные им различия между конвергентным и дивергентным мышлением. Именно дивергентное мышление он связал с творческими способностями.

Дж.Гилфорд, как и его последователь Э.П.Торренс, являются главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности, то есть ими были разработаны тесты креативности; процедура исследования креативности подобна процедуре тестирования интеллекта.



Концепция М.Воллаха и Н.Когана.



М.Воллах и Н.Коган считают, что для получения достоверных данных о креативности нужно кардинально изменить процедуру исследования. Они выказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия «правильного ответа», в противном случае все тесты креативности по сути своей вновь окажутся тестами диагностики IQ .

Многие исследования показали, что наличие у испытуемого мотивации достижений, соревновательной мотивации, а также мотивации социального одобрения затрудняют проявления творческих способностей личности, в целом блокируют ее самоактуализацию. Учитывая это, М.Воллах и Н.Коган проводили свое тестирование детей и подростков в виде игры, при этом соревнование между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого.

Очень часто с высоким уровнем креативности связывают слабую приспособляемость человека к социальному окружению. М.Воллах и Н.Коган, изучая связь между креативностью и интеллектом, пытались проверит это. Они выявили четыре группы детей, которые отличались способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем.

Наиболее адаптивными являются дети с высоким уровнем интеллекта и креативности, далее идут дети также с высоким уровнем интеллекта, но с низкой креативностью. Наименее социально адаптивными становятся дети с высокой креативностью, но при низком уровне интеллекта. Демонстрируют хорошую адаптацию (по крайней мере, внешне) дети с низким уровнем, как интеллекта, так и креативности.



«Теория инвестирования» Р.Стернберга.



Теория, предложенная Р.Стернбергом и Д.Лавертом, является одной из последних по времени возникновения. Авторы дают свое определение креативного человека. Он умеет заниматься неизвестными или мало популярными идеями; вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». Главное — верно оценить потенциал развития первоначальных идей и возможный спрос. Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, наличие толерантности к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Обязательным фактором проявления креативности является наличие творческой среды.



Подход В.Н.Дружинина и Н.В.Хазратовой.



Довольно часто при исследовании креативности авторы различных концепций необоснованно смещают понятия: креативность отождествляют с нестандартность, нестандартность — с оригинальность, а оригинальность, в свою очередь, — с редко встречающимся ответом в данной выборке испытуемых. Возникает проблема: всегда ли редко встречающийся в данной выборке ответ является креативным? При положительном ответе мы вправе отнести к проявлениям креативности любое отклонения (девиацию): от акцентуации характера до аутичного мышления.



Существует мнение, что критерием креативности может стать наличие осмысленности, которая воспринимается окружающими. Смысловой критерий, в отличие от частотного, позволяет разграничивать продуктивные (творческие) и непродуктивные (девиантные) проявления человеческой активности. В.Н.Дружинин подчеркивает, что «смысловой критерий позволяет при тестировании разделить поведенческие проявления испытуемого при тестировании на воспроизводящие (стереотипные), оригинальные (творческие) и неосмысленные (девиантные)» (В.Н.Дружинин). Оригинальные ответы человек дает при выделении одних свойств предметов и отвлечении от других свойств. Выделение неочевидных, скрытых признаков изменяет смысловую иерархию их значимости, и предмет предстает в новом свете, что порождает эффект неожиданности, оригинальности. Однако оригинальными являются те ассоциации, которые не слишком удалены от очевидных признаков. Таким образом, оригинальные ответы занимают промежуточное положение между воспроизводящими (стереотипными) и неосмысленными ответами. Именно оригинальные ответы являются признаком креативности, однако, по мнению В.Д.Дружинина, современные тесты креативности скорее позволяют выявить креативов, но не позволяют точно определить некреативов. Причину он видит в том, что проявление креативности спонтанно и не подвластно внешней и внутренней регуляции.

Итак, как уже говорилось, концепция креативности как универсальной творческой способности была введена в науку Дж.Гилфордом. Им же было указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривалось им в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению.

Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности:

способность к обнаружению и постановке проблем;

способность к генерированию большого числа идей;

гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно (но не надо путать оригинальность мышления с оригинальничанием);

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу (решать проблемы можно также интуитивно, выше отмечалось, что интуицию я также отношу к интеллекту).

Креативность более, чем интеллект, определяется факторами среды. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями (общение же с низкоинтеллектуальными людьми, не обладающими такими талантами, приводит к противоположному результату).

Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы - к примеру, разлад семейных отношений. Необходимость общаться с родителями, не ладящими между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и в области креативности. Разумеется, этот фактор нельзя использовать как рецепт - если подходить к воспитанию более разумно, то результаты получатся лучше. Однако это объясняет, почему в неблагополучных семьях бывают на удивление развитые дети. При этом не стоит забывать, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Любопытно, что инерция человеческого мышления приводит к казусам, которые бывают зафиксированы и в научных и т.д. источниках. Как говорится: дурак опаснее всего остатками ума. К примеру, выдвигался тезис, что развитию креативности способствует "подражание творческому идеалу" Весьма абсурдное заявление - каким образом креативности, творчеству, может способствовать подражание? Это верно лишь на самом раннем этапе развития, когда ребенок еще не имеет интеллектуальной базы для развития собственного творчества. Скажем, если ему нравится петь, то он будет петь песни, которые ему нравятся. Но называть в этом случае объект подражания "творческим идеалом" необоснованно, поскольку само понятие идеала требует гораздо большего уровня абстрагированности, и речь может идти лишь об обучении через подражание. Дополнительно можно отметить, что, к примеру, художественно одаренный ребенок отнюдь не имеет "творческого идеала" в виде любимого живописца и может его приобрести только впоследствии, в более сознательном возрасте.

Есть тенденции делить креативность на малую и большую , относя к первой проявление нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях, а ко второй существенное влияние на культуру и общество в целом (Бах, Эйнштейн). Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления.

Здесь та же ситуация, что и с "практическим интеллектом": обратите внимание, что "большой" названа креативность, важная для общества, а "малой" - для индивидуума. Точно также показана попытка отделить креативность мышления, т.е. оригинальность, нестандартность, независимость такового, от «креативности личности» человека как части социума.

Итак, ознакомившись с определениями креативности, нужно стремиться быть таковым. Чтобы знать, к чему стремиться, неплохо выяснить, что же на самом деле называется креативностью. На текущий момент существует несколько сотен определений креативности. Как признают сами авторы, «процесс понимания, что же такое креативность, сам по себе требует креативного действия». По большому счету, все эти определения можно разделить на несколько групп: инновационные (креативность – свойство, позволяющее создать новый продукт), экспрессивные (с упором на самовыражение творца), проблемные (описывают креативность как инструмент решения задач), психоаналитические и все остальные (то есть, мутные и расплывчатые). Другими словами, каждый исследователь ставит во главу угла то, что ему кажется важным, или то, чего не хватает ему самому.



ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ, НА ОБУЧЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕН ЭТОТ ПРОЕКТ.

Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Поэтому часто подростковый возраст называют кризисным, переходным от детского к взрослому.

Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане. Впервые появляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой является нежелание все принимать за веру.

Подросток во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо самому удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине.

Он любознателен, стремится заслужить высокую оценку окружающих, отрицательно реагирует на предложение решать простые задачи.

Крайне важно развивать в этом возрасте практический интеллект, в структуру которого входят следующие качества: расчетливость, предприимчивость, умение оперативно решать поставленные задачи.

Начиная с подросткового возраста, активно развивается произвольная и логическая память, которая вскоре достигает такого уровня, что используется практически повсеместно. В этом возрасте падает продуктивность непроизвольного запоминания и возрастает эффективность опосредованного.

В подростковом возрасте кардинально меняется взаимоотношение между памятью и мышлением. Активно развивается монологическая и письменная речь.

Умение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения), общение – совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт), в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа курса «Развитие креативности как творческой способности индивида, проявляющейся в различных сферах его активности» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов с ориентацией на социально-трудовую и коммуникативную компетенцию. Данный курс является надпрофильным, так как может быть использован и в гуманитарном, и в социально-экономическом профиле.

Содержание учебного материала программы позволяет сформировать коммуникативную компетентность в сферах активности индивида, позволяет решать проблемы социализации личности.

Целью данного курса является развитие творческих способностей индивида (креативности), характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри систем.

Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • формирование навыков и умений, позволяющих создать новый продукт творческого характера,

  • развитие способностей с упором на самовыражение творца,

  • умение отвечать на раздражители нестандартно (оригинально),

  • повышение мотивации достижений и адаптация к социуму.

Программа рассчитана на 16 часов, состоит из 4 частей.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования, тренинговых упражнений, собеседований, написания творческих работ в процессе работы.

Программа курса выделяет следующие разделы:

  1. Ваш творческий потенциал.

  2. Азы стихосложения.

  3. Как стать креативным человеком.

  4. Творчество и одаренность.



Внутренняя логика курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих методик, тематика которых связана с основной идеей занятия. Необходимо создание сложных вопросов, использование метода мозгового штурма, или брейнсторминга, и в группе, и в индивидуальном порядке. В реализации вопроса активно используется тестирование, позволяющее способствовать становлению позиции учащегося в ответе на триаду вопросов: «кем?-каким?-зачем?»(тесты « Умеете ли вы мыслить нестандартно», «Насколько вы изобретательны», «Сколь велики ваши творческие способности» и другие). Задания и упражнения помогут развить ваш творческий потенциал, выражать поэтически свои мысли и чувства, находить выход из любых ситуаций, стать интересным собеседником.

Формы проведения занятий: мини-лекции и семинары с элементами дискуссии, создание эвристических ситуации, мозговой штурм, самостоятельное выполнение отдельных заданий, итоговая работа (создание собственного стихотворения), итоговая диагностика.

Периодичность занятий может варьироваться (например, 1раз в неделю в течение 1 и 2 четвертей; 2раза в неделю в течение 1 четверти).

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

  • овладение нормами стихотворчества,

  • креативное восприятие мира,

  • познание собственных способностей,

  • решение сложных задач в любых сферах деятельности,

  • создание собственного продукта.





КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Ученик получает зачет при условии выполнения не менее трех обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением требований. Возможно оценивание качественно выполненного по собственной инициативе задания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

П/П

Тема

Количество часов

Виды контроля

всего

теория

практика

1.

Ваши творческие способности.

5

2

3

Тесты, защита рефератов.

2 .

Азы стихотворчества.

4

2

2

Написание собственного стихотворения.

3.

Как стать креативным человеком.

4

2

2

Тесты.

4.

Творчество и одаренность.

3

1

2

Итоговая творческая работа.


итого

16

7

9








СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.

Часть 1. Ваши творческие способности.

Что значит - быть творческой личностью? Три типа творческих людей.

Тесты «Умеете ли вы мыслить творчески», «Ваши сильные стороны», «Мечтатель или реалист», «Какое полушарие вас контролирует», «Насколько вы изобретательны», «Сколь велики ваши творческие способности», «Ваши «сверхъестественные» способности».

Ваши личностные особенности. «Я – величайшее из чудес, сотворенных природой»(О.Мандино).

Качества, которыми вы обладаете. Тест « Ваш характер и модель поведения в социуме». Штрихи к портрету вашей личности.

Реферативная работа «Мой портрет в социуме».



Часть 2. Азы стихотворчества.

В Стране стихов. Рифма. Каламбур. Стихотворный размер.

Веселая теория (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, фразеологизмы и другие). Живые вещи.

Играем в рифмы. Рифмы-загадки. «Живые» рифмы. Перевертыши. Многозначность слова.

Синонимы, антонимы, омонимы. Играем в КВН.

Создание тематических стихотворений.

Часть 3. Как стать креативным человеком.

Понятие креативности. Теории креативности .

Креативные возможности — это:



1. Знание 2. Точка контроля 3. Уверенность 4. Открытость мышления 5. Опыт 6. Модели поведения 7. Поддержка лидеров 8. Открытость лидеров 9. Награды 10. Подготовка 11. Эмоциональная сила 12. Разнообразие входных данных 13. Независимость 14. Отсутствие связанности 15. Способность к игре 16. Упорство 17. Способность к сопереживанию 18. Отношение к себе 19. Изобретательность 20. Способность нарушать границы 21. Понимание креативности 22. Самоанализ 23. Сбалансированность чувств и мышления 24. Смелость 25. Способность пойти на риск 26. Приоритет креативности 27. Ответственность 28. Дисциплина 29. Здоровье 30. Самообучение

. Как стать креативным человеком. Тесты. Тренинги.

Послесловие для тех, кто еще не отчаялся развить собственную креативность

1. Сделать креативность самоцелью. Креативность, так же как и лопата, — всего лишь подручное средство, инструмент для скорейшего и более эффективного решения жизненных задач. Поэтому стремление «стать творческой личностью» — все равно, что сделать целью жизни умение в уме возводить любые числа в куб. Более того, наличие креативности не является гарантией особых творческих достижений. Различают малую и большую креативность: малая позволяет находить нестандартные решения обычных бытовых ситуаций. И только большая креативность (она же историческая) позволяет оставить след в истории.



2. Ознакомиться с определениями креативности. Чтобы знать, к чему стремиться, неплохо выяснить, что же на самом деле называется креативностью, верно? Не совсем. На текущий момент существует несколько сотен определений креативности. Как признают сами авторы, «процесс понимания, что же такое креативность, сам по себе требует креативного действия». По большому счету, все эти определения можно разделить на несколько групп: инновационные (креативность – свойство, позволяющее создать новый продукт), эксперссивные (с упором на самовыражение творца), проблемные (описывают креативность как инструмент решения задач), психоаналитические и все остальные (то есть, мутные и расплывчатые). Другими словами, каждый исследователь ставит во главу угла то, что ему кажется важным, или то, чего не хватает ему самому.



3. Регулярно проходить тесты на креативность. Тесты, конечно, милое дело – особенно, когда они сообщают о нас нечто приятное. При этом хорошо бы помнить, что такой шкалы, как «креативность», в природе не существует. Тесты креативности замеряют совокупность показателей, которые, очень вероятно, могут свидетельствовать о степени развития ваших творческих способностей (например, о гибкости мышления, оригинальности суждений, открытости новому опыту и т.д.). Самые почтенные методики проверки на креативность созданы Гилфордом, Торренсом и Медником.



4. Считать, что если ваши творческие способности не проявились в детстве, то уже не проявятся никогда. Высокие креативные способности у детей не являются гарантией творческих достижений в будущем. Конечно, серьезная роль в развитии креативности принадлежит культуре, в которой воспитывается ребенок. И, тем не менее, любая способность – это не только задатки в чистом виде, но и усилия по их развитию, которые могут быть предприняты в любом возрасте.



5. Считать, что наблюдения за работой авторитетных для вас людей добавят креативности вам. Преклонение перед авторитетами влияет негативно на развитие креативности, равно как и сильная зависимость от мнения окружающих. Зато если вы заручитесь поддержкой авторитетных людей, от этого ваши творческие способности только выиграют.



6. Много и долго фантазировать. Что бы мы ни подразумевали под креативностью, она, тем не менее, направлена на решение задач – больших и малых, общечеловеческих или личных. Пустое фантазирование, зависание на сладких грезах (например, о том, как будет все здорово, когда вы решите конкретную задачу), только уводит в сторону от решения. К тому же чтобы применять собственную креативность, нужно суметь увидеть проблему – а пребывание в фантазиях этому никак не способствует.



7. Считать, что креативность закалится в авральных условиях. Многие сознательно загоняют себя (как вариант – своих подчиненных) в рамки ограничений по времени, считая, что авральный режим должен взывать к развитию творческих способностей. Такой подход можно сравнить с регулярным использованием стимуляторов.



Стивен Крамер с коллегами провели эксперимент, в течение которого 180 работников умственного труда крупных американских компаний должны были вести дневники и ежедневно фиксировать, чем запомнился рабочий день, какие эмоции были пережиты, какие впечатления испытали и какие задачи перед ними стояли. Исследователи сравнивали ощущения людей во время цейтнота и в дни затишья. Выяснилось, что подавляющее большинство работников после аврального перенапряжения испытывает своего рода «похмелье»: люди становятся способны только на тупую рутинную работу, без всяких инноваций. Исследователи пришли к выводу, что существует всего два фактора, влияние которых на человека в условиях ограниченного времени позволит проявить ему креативность. Во-первых, работник должен быть сфокусирован только на выполнении одной задачи (он не должен отвлекаться, переключаться на много мелких дел, и т.д.). Во-вторых, для нахождения творческого решения задачи в условиях аврала человек должен четко видеть применение своей работе – для чего он это делает, что конкретно зависит от результата его деятельности. Поэтому работодатели, которые надеются путем временного прессинга постоянно выдаивать из сотрудников ценные идеи, чаще всего сталкиваются с непродуктивностью «тупых» сотрудников и их выгоранием.



8. Считать, что креативность – удел слишком умных. Первоначально считалось, что креативность – одно из проявлений высокого интеллекта. Но впоследствии выяснилось совершенно другое. Во-первых, проявления креативности возможны и у людей с очень низким интеллектом, особенно если они не ограничены во времени и не участвуют в соревновании. Во-вторых, если у человека слишком высокий интеллект, то часто он может оказаться лишен всякой креативности. С чем это связано – неизвестно.

Часть 4. Творчество и одаренность.

Одаренность: проклятие или преимущество? Творчество и одаренность. Одаренность и счастье: конфликтные отношения. Одаренные люди – обожаемые и непонятые. Одаренность идет на пользу здоровью. Итоговая творческая работа по прослушанному курсу.











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.



Поскольку предлагаемый курс внеурочный, работа учителя во многом будет определяться способностями учащихся, их заинтересованностью обсуждаемыми вопросами. Курс предполагает обобщение имеющихся знаний, прирост новых для обучающихся знаний и выход на более высокий уровень понимания затрагиваемых проблем. В связи с этим возможны следующие виды деятельности:

  • практические работы, проведение самодиагностики,

  • дискуссии, тесты,

  • мозговые штурмы,

  • диспуты,

  • защита рефератов,

  • творческие работы.

Работа учащихся над курсом помимо изучения лекций имеет следующие формы:

  • ответы на конкретные вопросы как результат самостоятельного осмысления знаний в связи с заданной целью. Например, как построить публичное выступление, стать интересным собеседником,

  • беседы с учащимися на заданные темы,

  • создание собственных текстов (написание стихотворений, рассказов, сказок и т.д.),

  • участие в конкурсах различного уровня,

  • проводимые самими учащимися мини-исследования, связанные с восприятием и употреблением тех или иных слов и выражений.



Кроме того, учащимся предлагаются задачи повышенной трудности, требующей особой сообразительности.



Первая часть курса посвящена изучению индивидуальных творческих способностей (1-5 занятия). Возможно использование разнообразных форм проведения занятий: мозговых штурмов, диспутов, тестирования.

Контроль может осуществляться с помощью тестов и защиты рефератов.

Вторая часть курса затрагивает азы стихосложения. С 6 по 9 занятия носят теоретический и практический характер. Цель теории – напомнить основные правила стихосложения, научить чувствовать слог, рифму. На практических занятиях уместно провести игры «Сочини рифму», буриме, проанализировать произведения известных авторов. Можно использовать самостоятельную работу, работу в парах сменного состава, групповую работу.



Следующий раздел «Как стать креативным человеком» (10-13 занятия)

Данное понятие для учащихся является новым. Поэтому уроки будут строиться на лекционном материале. Главная цель этих занятий – раскрыть сущность понятия, развить креативное мышление учащихся.

Итогом этой работы станет тестирование, позволяющее выявить уровень креативности учеников, помочь им изменить свое отношение к социуму.

Четвертый раздел этого курса является итоговым и посвящен проблеме творчества и одаренности. Цель этого раздела в разграничении этих понятий, понимании своей исключительности и неординарности. Опыт одаренных детей необходим школе для участия в различных конференциях, конкурсах, выступлениях. Здесь целесообразно применять практикумы.

На первом и последнем занятии проводится «Резюме». Целью этого опроса является выявление отношения учащихся к занятиям, элективному курсу, учителю.



  • Что нравится в занятиях?

  • Что не нравится?

  • Какие вопросы остались после занятий?

  • Поставь отметку учителю по десятибалльной системе. Обоснуй.

  • Поставь себе оценку. Обоснуй.



В качестве итоговой может быть предложена любая творческая работа. Лучше, если это будет поэтическое произведение. Это задание для сильных. Слабым достаточно подготовить реферат на одну из предложенных тем.

Дополнительные баллы зарабатывают учащиеся, которые выступят на конференциях, примут участие в конкурсах в школе и вне ее.

В приложении собран дидактический материал к занятиям, лист результативности учителя за трехлетнюю работу по данной теме самообразования, план творческой группы.

Результатами трехлетней работы стало участие ребят нашей школы в конкурсах различных уровней (см. Приложение № 1 «Лист результативности учителя»). Особенно значимо для нас стало 3 место в областном конкурсе «Моя река – Урал» памяти Поляничко. В этом конкурсе принимал участие Подкидешов Михаил, ученик 11 класса со своим стихотворением «Седой Урал», которое вызвало живые отклики. Миша неоднократно потом выступал с этим стихотворением на мероприятиях в Доме творчества.

Своими стихотворными опытами делились Набокина Анастасия (стихотворение «Родине»), Копылова Катя (стихотворение «Читая Гоголя»), Деревягина Соня, Халиуллина Ирина (стихотворение к юбилею А.С.Пушкина).

Стихотворные опыты детей собраны в отдельную папку «Творческие работы учащихся». Я надеюсь, что она будет постоянно пополняться, так как заниматься творчеством, создавать собственные произведения могут и хотят многие ребята. (см. Приложение.)









ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Итак, говоря о занятиях творчеством учащихся школ, мы затрагиваем и помогаем решить проблему креативного подхода к жизни будущих строителей государства. Ведь креативность – универсальная характеристика всех самоактуализированных людей. Ее еще называют оригинальностью, изобретательностью или творческой жилкой.

Занимаясь стихосложением (может быть, до настоящей поэзии им еще далеко), ребята учатся особому мировосприятию, особому способу взаимодействия с реальностью, которая помогает здоровой личности выразить себя вовне.

И если стихотворный опыт не пригодится в их жизни, они выберут другие, более престижные профессии, следы креативности можно обнаружить и применить свои умения в любой деятельности, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого слова.

Чем бы ни занимался творческий человек, что бы он ни делал, во все он привнесет присущее только ему отношение к происходящему, каждый его акт будет актом творчества. Ведь самоактуализированные люди отличаются более точным и правдивым видением мира и именно потому они креативны.

Самоактуализированный человек искренен и естествен, и возможно, отчасти в этом причина того, что обычные люди часто склонны считать его одаренным, талантливым человеком.











ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.



1.Богачкина Н.А. Психология. Издательство «Эксмо». М. 2009.

2. Диас-Алонсо М. Измерьте мощь своего интеллекта: Большой сборник тестов. М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

3.Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита- Пресс, 2003.

4. Литературные игры 1-2. Издательство гимназии «Открытый мир», М., 1995.

5. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

6. Ниренберг Дж. Читать человека как книгу. М.,1990.

7. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности. Екатеринбург, У-Фактория, 2007.

8. http://www.biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7457





















Приложение.

***



Закружился в воздухе

Желтый лист осенний.

И куда-то делось

Шумное веселье.

Тишина накрыла

Парки и сады.

И печаль мне слышится

В шорохе листвы.

Загрустило небо,

Тучками укрылось

И , дождем заплакав,

В лужах отразилось.

Но зато поспели яблоки в саду.

Я рябины ветку для себя сорву.

Накрывает осень яствами столы,

Ждет она прихода бабушки зимы.



***

По осени листва

Ложится на пруду.

И голы дерева,

Не слышно птиц в саду.



К зиме повалит снег,

Замерзнет речка синяя.

Оденутся кусты

Пушистым белым инеем.

***

Искрятся снежинки, шумит ветерок,

И ласково шепчет на ушко

Счастливую сказку древнейших времен

Седая родная старушка.



Про глупых принцесс и счастливых графинь,

Про доблесть, про честь и отвагу,

Как страшный дракон устремляется ввысь,

Не ведая боли и страха…



И пляшет в камине веселый огонь,

И ждет меня в снах мой оседланный конь.



Читая Гоголя.

Снова открою я Гоголя томик,

Радуюсь: будет мой вечер наполнен

Словом простым, дорогим, человечьим,

Песенным складом украинской речи.



Я представляю беленые хаты,

Парубков, ходят гурьбою девчата,

Пляски, и хохот, и песни рекой,

И над водою рассвет золотой.



За черевичками гордой Оксаны

Черт и кузнец пролетят небесами,

Ведь для любимой своей и без слов

С жизнью расстаться Вакула готов…



Снова открою я Гоголя томик,

Радуюсь: будет мой вечер наполнен

Словом простым, дорогим ,человечьим,

Песенным складом украинской речи.

Деревягина Софья.











Областной конкурс эссе «Мы горды Отечеством своим»





Оренбуржье – мой край родной

Выполнила Мережникова Анна,

ученица 7м класса МОУ «СОШ №10»

Руководитель Арапова Т.А.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №10»,

Пр. Дзержинского, 26/4,

телефон: 36-25-32



Оренбург -2010.

Не объять глазами просторов полей, не пройти всех лесов, не дотронуться рукой до сверкающей глади всех озер и рек. И горы здесь высоки – не дотянуться, и небо лазурно – не описать. Травы, деревья, горы, цветы … Словно талантливый художник яркими красками расписал мир. Не таково ли ощущение, когда смотришь на свою Родину? Не хочется ли дотронуться, объять руками необъятное, свою Мать?

Для каждого Родина своя, у каждого она нечто особенное, отличное от представления других. Для кого-то это родной хутор, деревня, для кого-то, может, целый мир. И все же… Что это? Родина…

Родина. Теперь мне часто снится

Дом с рябиной под моим окном,

И березок белых вереница

Кроной утопает в голубом.

Я люблю простор ее широкий,

На заре привычный птичий гам

Уезжаю часто я порою -

Сердцем навсегда теперь я там.

Одно это слово говорит о многом. Все эти поля, леса просторы… Даже все мы кусочки единого целого - нашей Родины.

Во все времена страну хотели захватить и разграбить. Ведь Россия богата нефтью, газом, полезными ископаемыми. Сколько раз нашу страну отстаивали и защищали от врагов верные сыны Отечества. И не смогли победить русских людей враги, забрать себе ее сокровища, хранимые в недрах земли. Везде побеждали русские люди, ведь они такие же могучие, как их мать – Великая Россия.

А какая русская природа! Сколько ни пройдешь, все тянется наша родная земля. Сколько в ней рек, сколько озер! А леса! Все эти сосны, кедры, ели. Все прекрасные деревья собраны на нашей земле. А какие русские зимы! Таких морозов и такого снега нет нигде, кроме России. Бывает, идешь по зимнему лесу, снег скрипит под ногами, а сквозь ветви проглядывает солнце. Золотыми кажутся снег и деревья. Красиво! Только тут ,в России, сугробы по пояс и сплошным белым полотном застелены луга. Без лыж здесь не пробраться.

Вот такая она – наша Россия. И если спросят, откуда мы, то можно с гордостью отвечать: «Мы – дети России!»

А это работа Халиуллиной Иры.



Урал – это сокровищница России. Это

природная крепость, жемчужина будущего.

Мамин-Сибиряк.



Я родилась в Оренбуржье и считаю его своей родиной. Как может человек, живущий в этой области , не гордиться своим прекрасным краем. Я считаю себя коренным жителем Оренбурга.

Родной край – это понятие широкое. Для меня – это красавец город, раскинувшийся на берегу могучей реки Урал. По указу великой императрицы был заложен он как крепость, и веками служил остановкой в караванном пути в Азию. Возможно, есть города красивее и больше нашего, но для меня это лучший город Земли.

Мой прадед приехал сюда в 1914 году. Тогда Урал был большой полноводной рекой. Это сейчас он обмелел, подернулся тиной. Ждет старик своего хозяина ,верит в заботливые руки, которые освободят его от цепей водорослей и мусора, и побежит он могучей и чистой волной по прибрежным степям, орошая плодородные земли.

Природа Оренбуржья была богатой и прекрасной. Бабушка рассказывала, что ребятишками они с головой терялись в высоких травах, а зимой домики заносило под крышу, так что горки делались от печных труб. Окружали город благодатные земли, дающие высокие урожаи.

Но со временем все это исчезло. К великому сожалению, не растут уже такие травы и снежок – редкий гость в наших краях в декабре, но еще остались нетронутыми поляны, которые, когда весной просыпается земля, становятся разноцветным ковром из тюльпанов, где человек отдыхает душой, любуясь красотой бескрайних просторов лугов и пашен.

Я горжусь своим городом еще и потому, что, хотя край наш и многонационален, мы живем дружной семьей. Не случайно, именно в нашем городе существует Национальная деревня, где собраны подворья, всех народов, населяющих наш край. Это любимое место отдыха и празднования горожан. Именно сюда приезжают гости из разных стран, чтобы воотчую увидеть и поклониться традициям великих народов.

Не зря говорят, что Оренбуржье – это край смелых и умелых людей. Какие бы невзгоды и испытания не выпали на долю оренбуржцев, все переносили и переживали люди вместе – горе и радость.

Пройдут годы, мы закончим школу, вступим в самостоятельную жизнь. Может, судьба нас разбросает по стране, но где бы ни была я, никогда не забуду и буду с нежностью вспоминать тот уголок земли, где родилась, где прошло мое детство, где я буду работать и отдавать свои знания и умения родному краю. Здесь, на Урале, мое будущее.



32


Образовательный проект "РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ КАК ТВОРЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ИНДИВИДА, ПРОЯВЛЯЮЩЕЙСЯ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЕГО АКТИВНОСТИ."
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель данного проекта – развитие творческих способностей индивида (креативности), характеризующихся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

          Для реализации данной цели определим ряд задач:

·        Формирование навыков и умений, позволяющих создать новый продукт  творческого характера,

·        Развитие способностей с упором на самовыражение творца,

·        Умение отвечать на раздражители нестандартно (оригинально),

·        Повышение мотивации достижений и адаптация к социуму.

 

                                                      

 

 

Автор Арапова Татьяна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 674
Номер материала 33157
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓