муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Краишевская
средняя общеобразовательная школа»
Еланского
муниципального района Волгоградской области.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
«ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»
Автор-составитель:
учитель
истории и обществознания высшей категории
МБОУ
«Краишевская СОШ»
Гречишкина
С.В.
2014-2015
учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.
1. Введение
Во
все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно
взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа
образовательного модуля «История становления и развития олимпийского движения»
имеет историко-спортивную направленность. Поэтому сочетает в себе не только
учебные занятия, но и внеклассную работу в данном направлении.
Воспитание активного, увлекающегося различными видами спорта
обучающегося не ограничивается только тренировочными сборами. Без теоретических
знаний об олимпийском движении невозможна полноценная пропаганда здорового
образа жизни у подрастающего поколения, невозможна реализация одного из основных
идеалов гуманистической педагогики – гармоничного развития личности,
восходящей к древнегреческому идеалу калакагатии: гармонии физических и
духовных способностей человека.
Помимо этого в рамках реализации программы образовательного
модуля предполагается изучение правил и тактики некоторых подвижных игр.
2. Актуальность
и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается
стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста.
Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный
рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического
развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния
здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Для
современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной
активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости,
ловкости, гибкости), а также пространственной ориентации и вестибулярной
устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, испытывая большие
зрительные и учебные нагрузки, негативно сказывается на качестве учебного
процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной
экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни
школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство
хронической тревоги и неуверенности.
В
сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку
справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым являются не только физкультурно-оздоровительные
занятия, но и изучение теоретических основ зарождения и развития олимпийского
движения для повышения заинтересованности учащихся. Исследования ученых-педагогов,
физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения
двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья, а
также увеличения общего количества детей, желающих заниматься спортом.
Программа
предполагает на ряду с учебными занятиями проведение полноценной внеклассной
работы с включением подвижных игр, туристических походов, а также спортивных
праздников.
Данный
образовательный модуль реализуется в условиях перехода и внедрения ФГОС в
основной школе (5-9 классы).
3. Место модуля
в образовательном процессе.
Программа
предметного образовательного модуля рассчитана на 10 учебных часов и 6
часов внеклассной работы и ориентирована на перспективу развития
заинтересованности учащихся ЗОЖ в основном звене школы. В процессе изучения
данного модуля учащиеся имеют возможность расширить свои знания по истории становления
и развития Олимпийского движения.
Модуль
«История становления и развития Олимпийского движения» является межпредметным:
наряду со сведениями по истории Олимпийского движения в его содержание входят
аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.
Направление
модуля – развиваюшее. Прежде всего, модуль ориентирован на создание у
школьников правильного представления об Олимпийском движении, его роли в мире,
а также на приобретение знаний по истории развития спортивного движения в
России.
4. Новизна.
Отличительной
особенностью программы является применение современных оздоровительных
технологий. Программа объединяет теоретическое и оздоровительное направление.
Предполагается получение знаний и навыков, способствующих общему оздоровлению
организма школьников и теоретической подготовки.
5. Цель программы:
– сохранение и
укрепление физического и психического здоровья учащихся, формирование общего
представления в некоторых областях теоретических знаний.
6. Задачи:
Программа
предполагает решение образовательных, развивающих, воспитательных и
оздоровительных задач:
Развивающие
задачи:
-развивать интерес
к физической культуре и спорту, истории олимпийских игр;
-развивать и
совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
Воспитательные
задачи:
- воспитание
морально-волевых качеств;
- воспитание
культуры здоровья, ответственности личности за свое здоровье и потребности
заботиться о нем.
Образовательные
задачи:
1. Формирование
знаний о истории становления и развития олимпийского движения.
2. Формирование
потребности в здоровом образе жизни.
Оздоровительные
задачи:
- Достижение
восстановления уровня общефизических возможностей организма.
- Создание условий
для дальнейшего оздоровления организма.
7. Методы
и формы обучения.
Для повышения
интереса обучающихся предусмотрено применение разнообразных форм и методов
проведения занятий.
Словесные
методы: рассказ, объяснение, указания – создают у учащихся предварительные
представления об изучаемом Олимпийском движении.
Наглядные
методы применяются, главным образом, в виде показа наглядных пособий,
видеофильмов, презентаций. Они помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Формы
обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
8.
Ожидаемые результаты изучения курса.
В
результате изучения предметного образовательного модуля «История становления и
развития Олимпийского движения» учащиеся должны знать:
-
историю возникновения и развития Олимпийского движения в мире;
-
историю участия российских спортсменов в Олимпийских играх;
-
биографию видных деятелей МОК и выдающихся российских спортсменов;
9. Осуществление контроля уровня достижений
учащихся. Критерии оценок.
Контроль уровня достижений
учащихся при изучении модуля осуществляется в следующих формах:
-
текущий контроль: беседа с учащимися по изученным темам;
-
тематический контроль: выполнение тестовых заданий.
Итогом
работы по данному модулю может быть написание реферата, создание презентации, а
также в рамках внеклассной работы – спортивный праздник.
10. Механизм
реализации программы.
Программа
предметного образовательного модуля реализуется в основной школе (5-9 классы) и
рассчитана на 16 часов. Из них – 10 часов (по 2 часа в
каждом классе) – учебные занятия по получению теоретических знаний об истории
становления и развития олимпийского движения и 6 часов внеклассной
работы, направленной на оздоровление подросткового организма школьников.
Занятия
проводятся в соответствии с тематическим планированием предметного
образовательного модуля и тематическим планированием по истории в 5-9 классах.
Продолжительность
одного теоретического занятия – 45 минут и одного внеклассного занятия –
60 минут.
Тематическое планирование.
Класс
|
Раздел
|
Тема
урока
|
Форма
занятия
|
Основные
элементы содержания образования.
|
5
|
Древняя
Греция
|
История
возникновения Олимпийских игр.
1
час
|
Беседа
|
Легенды и достоверные сведения об
Олимпийских играх Древней Греции.
|
|
|
Основные
традиции древних олимпийских игр.
1
час
|
Комбин.
|
Программа соревнований древних Олимпийских
игр. Чемпионы древних Олимпийских игр.
|
|
|
Подвижные
игры на свежем воздухе.
1
час.
|
Внеклассное
занятие
|
Подвижные игры Древней Греции и современные
подвижные игры.
|
6
|
Раннее
Средневековье
|
Рыцарские
турниры и Олимпийские игры в древности.
1
час.
|
Презентация
|
Сравнение программы рыцарских турниров
средневековья и Олимпийских игр Древней Греции.
|
|
|
Возрождение Олимпийских Игр
1 час.
|
Беседа
|
История возрождения
Олимпийских игр: от гуманистов до Пьера де Кубертена. Жизнь и деятельность
Пьера де Кубертена – основателя современного олимпийского движения.
|
|
|
Туристический
поход
1
час.
|
Внеклассное
занятие
|
Изучение туристического снаряжения и
основных правил начинающего туриста.
|
7
|
Раннее
Новое время
|
Великие
географические открытия.
1
час.
|
Комбин.
|
Мореплавание в эпоху Нового времени как
прообраз современных олимпийских состязаний.
|
|
|
Повседневная
жизнь.
1
час.
|
Презентация
|
Повседневная жизнь в эпоху раннего Нового
времени. Спортивные состязания в XVI-XVII веках.
|
|
|
Весёлые
старты
1
час.
|
Внеклассное
занятие.
|
Соревновательные состязания между сборными
командами 5-9 классов.
|
8
|
Вторая
половина XIX века.
|
Создание
Олимпийской хартии.
1
час.
|
Видеофильм
|
Создание, структура и
функции МОК. Принятие Олимпийской хартии, её содержание.
|
|
|
Спортсмены
дореволюционной России на Олимпийских играх.
1
час.
|
Викторина
|
Становление и развитие
современного олимпийского движения и Олимпийских игр до I мировой войны (1896
– 1914).
Участие первых (в дореволюционной России)
российских олимпийцев и их спортивные достижения. Первый олимпийский чемпион
Панин-Коломенкин.
|
|
|
Подвижные
игры на свежем воздухе.
1
час.
|
Внеклассное
занятие.
|
Изучение новых подвижных игр с элементами
олимпийских состязаний.
|
9
|
Россия
в советский и постсоветский периоды.
|
Этапы развития современного олимпийского движения.
1 час.
|
Лекция.
|
Олимпийские игры в
период между первой и второй мировыми войнами. Учреждение и развитие зимних
Олимпийских игр.
Олимпийское движение и Олимпийские игры после II мировой войны (1945 – 1992
гг.).
Олимпийское движение и Олимпийские игры в период с 1992
г. и по настоящее время.
|
|
|
Структура и функции современного олимпийского движения.
1 час.
|
Видеофильм.
|
Система управления
современным олимпийским движением. Деятельность НОК, МСФ, Международной
олимпийской академии и других международных организаций и объединений.
|
|
|
Туристический
поход.
1
час.
|
Внеклассное
занятие.
|
Отработка навыков поведения в туристическом
походе. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.
|
|
|
Заключительное
занятие «Олимпийские состязания» (как вариант проведения заключительного
занятия – День Здоровья).
1
час.
|
Внеклассное
занятие.
|
Включение в школьные «олимпийские
состязания» изученных подвижных игр, элементов туризма, а также элементов
современных олимпийских состязаний.
|
|
Итого:
|
16
часов.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.