Инфоурок Другое Другие методич. материалыОбразовательно-игровая программа «НАШИ ИСТОКИ»

Образовательно-игровая программа «НАШИ ИСТОКИ»

Скачать материал

Образовательно-игровая программа «НАШИ ИСТОКИ»

 

     Справка из словаря: «Культура» – от латинского (cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание).

Каково смысловое значение этого слова сегодня? Культура – это все, что создано, возделано людьми, вся совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов. Культура – есть отражение прошлого, настоящего, будущего, своеобразная творческая система, создающая одно огромное и все отражающее поле.

              Что же отражает это поле, что возделывается на нем, что впитывается с его помощью обществом?

              Внимательный анализ культуры позволяет найти в ней все, что есть в природе. Как и в природе, в культуре работает принцип отбора, обеспечивающий изменчивость системы, и принцип сохранения разнообразия, без которого невозможна устойчивость системы.

               Народная культура – это гармоничное сочетание культуры как явления и ее проявлений в деятельности человека. В народной культуре начинаются корни экологической культуры, которая руководствуется естественными, природой заданными параметрами жизни. Природа не агрессивна, она созидательна. Человек, руководствуясь законами природы, обогащает себя, собственную природу, укрепляет свое физическое и духовное здоровье, тем самым создает вокруг себя благоприятную экологическую среду.

                Народная педагогика, апробированная и испытанная веками, способствует воспитанию экологически культурного человека.

                Педагогика народов России – это педагогика земледельческих народов, которая имеет общие для всех племен и народов цели воспитания и обучения:

-            воспитание человека – патриота, защитника земли;

-            воспитание доброты и любви к людям, скромности; -  воспитание миротворца; -  воспитание трудолюбия. принципы воспитания:

-            целенаправленность – воспитание идеала человека, главной чертой которого       является любовь к родине;

-            природоцелесообразность – человек часть природы;

общинный характер обучения и воспитания – дети – это забота не только семьи, но и всего общества; - уважение к старшим – носителям мудрости народа;

-            дифференцированное воспитание мальчиков и девочек: мальчик – воин, строитель, глава семьи; девочка – будущая мать, хранительница очага;

-            раннее начало обучения и воспитания в семье;

-            воспитание в обучение в деятельности, передача опыта младшим через включение их в жизненно необходимую деятельность.

методы обучения и воспитания:

-            показ;                - упражнение;  - назидание;        - благопожелание;  - приучение;

-            разъяснение;    - поручение;     -убеждение;        - одобрение;            - поощрение;

-            объяснение;     -намек;              - принуждение;  - упрек;                     - порицание; - запрет;             

-            родительское благословение…

             Экология души начинается со знания своих корней, с умения ответить на вопрос: кто я?, откуда?, куда иду?, что беру из прошлого?, во имя чего живу?, что передам потомкам?

             Обращение к народным корням, через изучение Отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет детям понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных поколений, социальных и этнических групп, отдельных людей и поможет избежать некоторых ошибок.

             Изучение народной культуры – это одно из направлений эколого-эстетического воспитания в нашей школе. Программа «Наши истоки» - это начало эколого-эстетического направления в воспитании, программа, построенная на принципах народной педагогики.

 

             Форма реализации:

             Для 1-6 классов – игра – путешествие к истокам культуры (театрализованное представление).

             Для 7-11 классов – тематические вечера, интеллектуальные игры, конкурсы, встречи (формы предполагающие самостоятельную подготовку).

             Игра протекает в несколько этапов (в течении года):

-         первый этап – подготовительный. Знакомство с темой игры, работа в библиотеке, выполнение заочного задания, подбор команды, распределение поручений, обязанностей…

второй этап – сама игра, получение новых заданий, «проживание» отдельных праздников. На этом этапе учащиеся встречаются по параллелям. Площадкой для встречи может стать актовый зал, класс, оформленный под русскую избу, или на улице у школы, на лесной поляне. Атмосфера праздника создается через переодевание в народный костюм или элементы народного костюма, народные песни, национальную кухню, которая соответствует празднику («Осенины» - хлеб, «Святки» – печенье - колядки, «Масленица» - блины, «Праздник птиц» – печенье – жаворонки).

              В ходе праздника ученики делятся знаниями, полученными в ходе подготовки, узнают новое от старших ребят, которые готовят театрализованное представление. Вместе со старшими ребятами и родителями разучивают хороводы, игры, песни, танцы характерные этому празднику.

              От встречи к встречи ребята получают задания, которые их направляют и подсказывают дальнейшие действия.

-         третий этап – итоговая игра «Солнцеворот». На этом этапе ребята проверяют свои знания по нескольким направлениям. Путешествуя от станции к станции, ребята выбирают один из четырех пакетов: Весна, Лето, Осень, Зима. И, выполняя задания, стараются набрать наибольшее количество баллов для команды и своего класса. Станции могут быть всевозможными:

-         «Скоморошья» (задания на знание песен, пословиц…)

-         «Домовитая» (задания на умение вести домашнее хозяйство)

-         «Домик Знахаря» (задания на знание флоры и фауны, использование трав)

-         «Марья Искусница» (задания на изготовление простых прикладных вещей)

-         «Богатырская» (спортивные и народные игры и состязания)

-         «Народных мудрецов» (задания на знание народного календаря)

-         «У русской печки» (задания на знание народной кухни)

               Главное, чтобы задания не расходились с темой года, так как эта заключительная игра года, в ней выявляются победители.

               В заключении игры проводится большое представление с лучшими выступлениями детей, показанными в течении года или спортивные состязания, в которых участвуют учащиеся, родители и педагоги.

 

               Предполагаемый результат: Учащийся должен уметь:

-         работать с литературой;

-         вести и пропагандировать здоровый образ жизни;

организовывать коллектив сверстников и получить навыки организатора коллектива детей любой возрастной группы; - сотрудничать с детьми и взрослыми, участвовать в самоуправлении; - заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Позволит учащимся:

-         стать культурным человеком с планетарным мышлением, осознающим себя частью природы, стремящимся к сохранению планеты, как части вселенной;

-         стать личностью, исповедующей общечеловеческие ценности (человек, семья, труд, культура, знание, Земля, Отечество); - развить интеллектуальные способности;

-         применить на практике полученные знания;

-         воспитать в себе инициативу, творческое отношение к делу; - научиться любить людей, быть другом;

-         выработать толерантность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1 

Краткое содержание и основные мероприятия

                                                                         Тема: «ОТ ОСЕНИ ДО ОСЕНИ» / год первый/

                                                   Задача: Знакомство с традиционными праздниками народного календаря.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть 

4 четверть

Финал

Подготовительный этап:

-формирование команд -выполнение заочного задания №1

-подготовить поделки из природ. Матер. «Чудо осени» - Подготовить  рассказ монтаж о крестьян. Заботах и приметах сентября, октября, ноября - -подготовиться  к викторине «История хлеба»

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №2 -подготовить костюмы, маски героев русских народных сказок -открыть в классе мастерскую Деда

Мороза

-разучить народные песни, колядки, танцы -приготовить подарок Деду Морозу (сценка

из сказки) -подготовиться к выставке рисунков «Герои народных сказок»

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №3

-подготовить команду из 6 человек в спортивной форме

-найти материал о

Масленице

-разучить хоровод -найти кричалки, дразнилки о

Масленице -подготовиться к конкурсу «Самый вкусный блин» -реклама Масленицы

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №4 -познакомиться с книгами о птицах -конкурс рисунков

«Птицы России» -подготовить стихи и песни

-с родителями подготовить домики для птиц

-познакомиться с традициями встречи птиц в России.

Финальная игра – путешествие

«СОЛНЦЕВОРОТ»

Театрализован. Представление «Осенины»

Театрализованное музыкальное представление «Новогодний перепляс»

Театрализованное представление «Масленичные посиделки»

Театрализованное представление «Праздник птиц»

 

Подготовительный этап:

-выполнение заданий пакет №1

Подготовительный этап:

-выполнение заданий пакет №2

Подготовительный этап:

-выполнение заданий пакет №3

Подготовительный этап:

-выполнение заданий пакет №4

Финальная игра

«СОЛНЦЕВОРОТ»

«Осенние посиделки»

«Зимние посиделки»

«Широкая Масленица»

«Богатырские потешки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

                                                  Тема: ОТ ИГРУШКИ ДО ИГРУШКИ (год второй)                                                    Задача: Знакомство с народными промыслами России.

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Финал

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №1

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №2

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №3

Подготовительный этап:

-выполнение заочного задания №4

Финальная игра – путешествие «Солнцеворот»

Театрализованное представление «От игрушки до игрушки»

Театрализованное представление «В гостях у игрушки»

Театрализованное представление «У самовара» (в рамках

«Масленицы»)

Театрализованное представление «Праздник птиц»(символ птицы в народном промысле)

 

Подготовительный этап: выполнение заочного задания №1

Подготовительный этап: выполнение заочного задания №2

Подготовительный этап: выполнение заочного задания №3

Подготовительный этап: выполнение заочного задания №4

Финальная игра «Солнцеворот»

«Осенины»

«Зимние посиделки»

«Масленица»

«Богатырские потешки»

 

 

 

                                

 

 

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: «Народная педагогика» / год третий/.

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Финал

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №1.

 

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №2.

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №3.

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №4.

Финальная играпутешествие

«Солнцеворот».

Театрализованное представление «Приходите в гости к нам»

Театрализованное представление «В гостях у ёлки»

Театрализованное представление «В гости к бабушке Варварушке»/ в рамках масленицы/

Театрализованное представление

«Весенние игрища».

 

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №1.

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №2.

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №3.

Подготовительный этап: - выполнение заочного задания №4.

Финальная игра «Солнцеворот».

«Осенние посиделки».

«Зимние посиделки».

«Масленица».

«Богатырские потешки».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Образовательно-игровая программа «НАШИ ИСТОКИ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

               Народная культура – это гармоничное сочетание культуры как явления и ее проявлений в деятельности человека. В народной культуре начинаются корни экологической культуры, которая руководствуется естественными, природой заданными параметрами жизни. Природа не агрессивна, она созидательна. Человек, руководствуясь законами природы, обогащает себя, собственную природу, укрепляет свое физическое и духовное здоровье, тем самым создает вокруг себя благоприятную экологическую среду.

 

                Народная педагогика, апробированная и испытанная веками, способствует воспитанию экологически культурного человека.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 036 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 355
    • PDF 632.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алёшена Нурия Ахметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алёшена Нурия Ахметовна
    Алёшена Нурия Ахметовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 2519
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой