Главная / Начальные классы / Образовательная программа "Удивительный мир растений" (3 класс)

Образовательная программа "Удивительный мир растений" (3 класс)

Название документа программа Удивительный мир растений.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского и юношеского творчества






Утверждаю

Директор МКОУ ДОД ЦДЮТ

Е.Ю. Кобзарь

___________________

Протокол заседания

методического совета

от ______________ №_____







Образовательная программа

дополнительного образования детей

эколого-биологической направленности

«Удивительный мир растений»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 8-9 лет







Автор программы

педагог дополнительного образования

Светлова Елена Александровна.














Приволжск 2013

Пояснительная записка

Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе внеурочной деятельности, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к биологии и экологии, расширить знания учащихся в этой сфере.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия предполагают не только изучение теоретического материала, они также ориентированы на развитие практических умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся. Ребята научатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. Отдельные темы занятий могут использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня.

На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении Дней Экологии, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы.

Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники, он очень вариабельный. Задача курса состоит в том, чтобы научить ученика добывать знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность.

Педагогическая целесообразность программы и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 9-10 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Интересно в работе еще и то, что каждый педагог сможет подстроить программу под свою деятельность, возможности учеников, их запросы, так как в программе дана технология разработки тем, которая выверена мной опытным путем на протяжении нескольких лет работы. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: учащиеся учатся говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы и задавать их. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями, проводить классные часы, организовывать и проводить спортивные соревнования. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Перспектива программы данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем. В летнее время ученикам предоставляется возможность продолжить занятия по биологии в летнем профильном экологическом лагере, где собирают материал для исследовательских работ, ближе знакомятся с природой, много занимаются практической деятельностью. Далее учащиеся, заинтересованные в изучении биологии и экологии могут заниматься на занятиях кружка «Юный эколог», организованного для учащихся 5-9 классов. Ученики которые овладели навыками самостоятельной деятельности, участвуют в областной научно-исследовательской экспедиции и занятиях областной очно-заочной школы «Юный эколог», где также продолжают формировать более глубокие знания по разным разделам экологии и биологии. Таким образом, на протяжении всего обучения в нашей основной школе, у ребят есть возможность к совершенствованию своих знаний и умений. Даже потом, когда они уходят в другую школу учиться в 10 – 11 классе, я предоставляю им возможность заниматься и далее, приглашая в кружок, организованный при ЦДЮТ.

Все занятия внеурочной деятельности, летние лагеря, экспедиции, занятия в очно-заочной школе, провожу я сама, поэтому очень хорошо вижу интеллектуальный и деятельностный рост учащихся, их достижения, удачи и неудачи. У нас формируется очень сплоченный коллектив учеников разного возраста. Ребята учатся дружбе, взаимопомощи, поддержке, учатся сопереживать неудачам своих друзей, радоваться их достижениям.

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Цель: углубление знаний, умений и навыков учащихся в области биологии и экологии растений

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся по основным вопросам биологии растений

  • Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт

  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки

  • Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации

  • Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе

  • Воспитывать бережное отношение к растениям

  • Совершенствовать навыки коллективной работы

  • Воспитывать потребности поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, внимания

  • Развивать умение учащихся оценивать состояние растений

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

  • Способствовать развитию творческих способностей

  • Способствовать развитию эстетической сферы учащихся.

  • Привить убеждение в возможности решения экологических проблем и стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

  • Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).


Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

  • Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

  • Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

  • Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.

  • Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

  • Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

  • Принцип результативности.



Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 3 класса, родители (лица, их заменяющие), руководитель.

Количество обучающихся в коллективе: 28 человек (по 14 человек в каждой группе)

Возраст детей, участвующих в программе – 9-10 лет. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Ребята активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой группе

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.


Форма обучения

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экологический десант

Коллективная

Беседы

Просмотр кинофильма

Экскурсии в природу

Выставки работ

Общешкольные компании: «День Земли», «Экологический десант»

Издание листовок, плакатов

Индивидуальная

Исследовательская работа в природе

Творческие проекты


Программа кружка «Природа вокруг нас» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени из них: 11,5 часов теоретических, 22,5 часов практикумов. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях школьного кабинета и природы.


Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации программы учащиеся

Должны знать/понимать:

  • Основные понятия курса.

  • Основные виды растений Ивановской области

  • Устройство микроскопа и механизм его работы

  • Строение семени, типы семян и виды их распространения

  • Условия прорастания семян, правила их высадки и ухода за рассадой

  • Основные лекарственные и сельскохозяйственные растения своей местности

  • Виды редких растений и правила их охраны

  • Основные методики проведения опытов.

Должны уметь:

  • Определять виды растений

  • Пользоваться микроскопом и изготавливать микропрепараты

  • Работать с гербарием

  • Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении его биоразнообразия.

  • Применять знания для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

  • Изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

  • Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация).

  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.





Критерии оценки знаний, умений и навыков.

  • Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

  • Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

  • Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Формы контроля

Тема

Форма контроля

Введение

Беседа, игра, выставки поделок из природного материала

Строение растения

Беседа, решение кроссворда, правильность настройки микроскопа, качество приготовленного микропрепарата, результаты работы над проектами

Тайна семени

Беседа, результаты творческих и исследовательских работ

Удивительный мир растений

Беседа. Сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы. Викторина

Зеленый город

Беседа, сообщения, конкурс плакатов «Берегите природу», результаты проектов «Зеленый город», «Моя любимая клумба», рассада однолетних цветов

Подведение итогов

Игра «Удивительный мир растений»



Формы подведения итогов реализации программы.

  • Диагностическое исследование ЗУНов;

  • Итоговые выставки творческих работ;

  • Организация и участие в общешкольных мероприятиях;

  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности на заседании школьного научного общества;

  • Участие в заседании городского экологического объединения «Чистый город»

  • Участие в конкурсах различного уровня












Учебно – тематический план



Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

3

0,5

2,5

2

Строение растения

5

2

3

3

Тайна семени

5

1,5

3,5

4

Удивительный мир растений

11

4,5

6,5

5

Зеленый город

9

3

6

6

Подведем итоги

1

0

1

Всего

34

11,5

22,5


Содержание программы

Удивительный мир растений

Введение (3 часа)

Теоретические знания:

Живая и неживая природа. Отличительные признаки живой природы. Биология. Методы исследования. Что изучает ботаника.

Практикумы.

  • Знакомство со справочной литературой, просмотр видеофрагментов.

  • Игра «Живое – неживое»

  • Изготовление поделок из природного материала

Экскурсия.

В Василевский парк «Удивительный мир растений»


Строение растения (5 часов)

Теоретические знания.

Мир растений. Многообразие растений. Жизненные формы растений. Основные органы цветкового растения. Корень побег (стебель, лист, цветок, плод). Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом и приготовления микропрепарата

Практикумы.

Просмотр видеофрагментов. Проведение наблюдений и практических работ. Решение биозаданий.

Практические работы:

  • Настройка микроскопа

  • Рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом

  • Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука.

Темы работ:

Реферативные:

  • История изобретения микроскопа

  • Роберт Гук и Антонио Левенгук

  • Строение растения

  • Загадки растения

Творческие

  • Оформление выставки рисунков «Прибор, открывающий тайны»


Тайна семени (5 часов)

Теоретические знания

Строение семени фасоли. Двудольные и однодольные растения. Типы семян. Их распространение. Приспособления к переносу ветром, водой, животными. Условия прорастания семян

Практикумы.

Выполнение практических работ. Сбор материала для работы над темой. Закладка опытов. Просмотр видеофрагментов и презентаций.

Практические работы

  • Рассматривание семени фасоли

  • Сбор коллекции семян

Темы работ

Исследовательские

  • Влияние температуры на проращивание гороха

  • Выращивание семян фасоли в различных условиях

Реферативные

  • Тайны семени

  • Растения, распространяемые ветром

  • Растения, распространяемые животными

  • Бешеный огурец. Почему его так назвали?

Творческие

  • Рисунки, аппликации семян и растений


Удивительный мир растений (11 часов)

Теоретические знания

Растения Ивановской области: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения. Комнатные растения. Редкие растения. Сельскохозяйственные растения. Растения – хищники. Кактусы.

Практикумы:

Работа с определительными таблицами, гербариями, рисунками, справочниками. Подготовка проекта - сборника «Природные лекари нашего края». Зарисовка растений. Просмотр презентации. Решение биозаданий.

Практические работы

  • Определение основных пород древесных растений

  • Определение лекарственных растений

Темы работ

Исследовательские

  • Комнатные растения

  • Лекарственные растения в жизни человека

Реферативные

  • Деревья Ивановской области

  • Растения – хищники

  • Растения – приборы и индикаторы

  • Колючее чудо

  • Редкие растения Ивановской области

Творческие

  • Сборник загадок о растениях

  • Сборник рецептов по использованию лекарственных растений

  • Выставка рисунков


Зеленый город (9 часов)

Теоретические знания

Зеленый город. Роль растений в жизни человека. Запыленность. Шумовое загрязнение. Правила оформления клумбы с однолетними растениями. Правила посадки семян и ухода за рассадой. Охрана растений. Редкие и исчезающие виды растений. Мероприятия по сохранению растительного биоразнообразия

Практикумы:

Работа со справочниками. Просмотр презентации. Оформление рисунков и плакатов. Наблюдение за рассадой. Составление памятки по сбору растений.

Экскурсии:

  • Весна в жизни растений

Практические работы

  • Подготовка земли к высадке однолетних растений.

  • Высадка семян

  • Уход за рассадой

  • Определение пылевого загрязнения территории города и микрорайона школы;

  • Определение шумового загрязнения территории города и микрорайона школы;

  • Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).

Темы работ

Исследовательские

  • Наблюдения за прорастание семян и ростом рассады

Реферативные

  • Роль растений в жизни человека

  • Влияние пыли на организм человека

Творческие

  • Оформление выставки рисунков и фотографий «Берегите природу»

  • Оформление клумбы около школы

  • Проект «Моя любимая клумба»


Подведем итоги (1 час)

Проведение игры «Удивительный мир растений»


Методические рекомендации

Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с помощью кроссвордов, биозаданий, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.

Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это сообщения, рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.


Примерное планирование тем

Введение (3 часа)


Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Природа вокруг нас. Природа живая и неживая. Общие признаки живой природы. Объекты живой природы

Игра «Живое – неживое»

Результаты беседы и игры

2 неделя

Удивительный мир растений

Экскурсия.

Сбор материалов для поделок

Коллекция природного материала для поделок

3 неделя

Творческая мастерская

Поделки из природного материала

Выставка поделок


Строение растения (5 часов)


Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Мир растений. Многообразие растений. Жизненные формы растений.

Просмотр видеофрагментов «Жизнь растений»

Конспект.

2 неделя

Как устроено растение. Основные органы цветкового растения. Корень побег (стебель, лист, цветок, плод)

Биозадания. Кроссворд

Конспект. Решенный кроссворд

3 - 4 неделя

Прибор, открывающий тайны. Устройство микроскопа. Правила работы. Правила приготовления микропрепарата

Настройка микроскопа

Рассматривание готовых микропрепаратов под микроскопом

Изготовление препарата кожицы лука

Результаты практических работ

5 неделя

Подведение итогов работы над темой

Викторина «Строение растения»

Презентация результатов работы над сообщениями

Результаты викторины и презентаций




Тайна семени (5 часов)


Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Строение семени

Рассматривание семени фасоли

Результаты практической работы - рисунок

2 неделя

Типы семян. Их распространение. Приспособления к переносу ветром, водой, животными

Оформление коллекции семян различных растений

Коллекция семян

3 неделя

4 неделя

Условия прорастания семян

Выбор темы для исследования по проращиванию семян гороха

Закладка опытов

Наблюдение

Оформление результатов работы

Конспект

Результаты исследований

5 неделя

Защита проектов по изучению семян растений

Презентация результатов работы

Результаты: коллекции, сообщения, результаты исследований



Удивительный мир растений (11 часов)


Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Растения Ивановской области: деревья, кустарники, травы

Работа с определительными таблицами, гербариями, рисунками, справочниками

Рисунки

Материал по теме исследования

2 неделя

3 неделя

Природные лекари нашего края

Выбор темы для самостоятельной работы

Подготовка проекта – составление сборника «Природные лекари нашего края»

Защита проекта

Материал для сборника

Оформление выставки рисунков лекарственных растений, сборника рецептов

4 неделя

5 неделя

6 неделя

Комнатные растения

Правила ухода за комнатными растениями


7 неделя

Редкие растения Ивановской области

Выбор темы для самостоятельной работы

Зарисовка растений

Просмотр презентации

Конкурс загадок

Материал по выбранной теме

8 неделя

Сельскохозяйственные растения

9 неделя

Растения – хищники

10 неделя

Колючее чудо

11 неделя

Подведение итогов работы над темой

Представление результатов работы над проектами

Рисунки, сборник загадок, сообщения, кроссворды


Зеленый город (9 часов)


Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Зеленый город. Роль растений в жизни человека. Запыленность. Шумовое загрязнение.

Подготовка рисунков

«Мой зеленый город»

Проекты клумб

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Моя любимая клумба. Правила оформления клумбы с однолетними растениями. Правила посадки семян и ухода за рассадой.

Работа над проектом

«Моя любимая клумба»

Подготовка земли к высадке однолетних растений.

Высадка семян

Уход за рассадой

Наблюдения за прорастание семян и ростом рассады

Рассада для школьной клумбы

6 неделя

Охрана растений. Редкие и исчезающие виды растений. Мероприятия по сохранению растительного биоразнообразия

Просмотр презентации

Разработка правил сбора растений для букета

Правила

7 неделя

Творческая мастерская.

Работа над плакатом «Берегите природу!»

Эскиз

8 неделя

Защита работы

Конкурс

Выставка плакатов

9 неделя

Весна в жизни растений

Экскурсия

Результаты экскурсии


Подведем итоги (1 час)


Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

Подведем итоги

Игра «Удивительный мир растений»

Результаты игры


Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.


Педагогические технологии, используемые в обучении.

  • Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

  • Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

  • Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

  • Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

  • Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.


Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.


Перечень методического обеспечения программы:

  1. Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

  2. Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

  3. Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  4. Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

  5. Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

  6. Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)









Технические средства обучения учебного кабинета

Название технического средства обучения

1

Монитор

2

Системный блок

3

Клавиатура

4

Мышь

5

Колонки

6

Мультимедийный проектор

7

Сканер

8

Экран



Оборудование

Название

Количество

1

Гербарии

  • по ботанике

  • по общей биологии


14

6

2

Коллекции:

  • по ботанике

  • по зоологии

  • по общей биологии

  • «Почва»

  • «Удобрения»


14

26

31

2

4

3

Муляжи:

  • по ботанике

  • по анатомии

  • по общей биологии


13

69

9

4

Глобус (физический)

1

5

Чучела птиц

7

6

Раздаточный материал (коробки):

  • по ботанике

  • по зоологии

  • по анатомии


3

22

7

7

Рельефные таблицы:

  • по зоологии

  • по анатомии


18

22

8

Микропрепараты (коробки):

  • по ботанике

  • по зоологии

  • по анатомии


2

1

1

9

Альбом по географии «Полезные ископаемые»

1

10

Динамические модели по биологии

23

11

Скелеты по зоологии

9

12

Микроскопы

8

13

Приборы для опытов

10

14

Термоскоп

4

15

Весы ученические

1

16

Лампа осветительная к микроскопам

1

17

Лабораторное оборудование:

  • лупа штативная

  • пинцеты

  • воронка химическая

  • стаканчик химический

  • пробирки

  • иглы препаровальные

  • стекла предметные

  • горелка

  • стеклянные трубки


7

17

1

2

14

21

4 коробки

1

42

18

Пресс – сетки

Гербарные папки

7

5


Учебно–методическая и справочная литература

Название методической литературы

Количество

1

Атлас по описательной морфологии высших растений

13

2

Мичурин «Сочинения»

2

3

Сельскохозяйственная энциклопедия

2

4

Рабочие тетради:

  • по ботанике


14

5

Самостоятельные работы учащихся:

  • по биологии, Л.А.Луцкая

  • по общей биологии, Л.П.Анастасова

  • по биологии. Растения, А.М.Розенштейн


5

3

2

6

Наблюдения и опыты по зоологии, Г.С.Нога

1

7

Гигиена и здоровье, А.Г.Хрипкова

2

8

Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии

1

9

Книга для чтения по анатомии. И.Д.Зверев

1

10

Атласы по географии:

  • 6 класс

  • 7 класс

  • 8-9 класс

  • 10 класс

  • Ивановская область


21

24

24

2

28

11

Таблицы:

по биологии


30

12

Портреты

биологов


1 комплект













Список литературы


Для учащихся


  1. «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

  2. Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.

  3. Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.

  4. Буянов М.И. «Размышления о наркомании», Москва, Просвещение, 1990

  5. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2005

  6. Журналы «Юный натуралист».

  7. Заяц Р.Г. и др «Биология для абитуриента», Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004

  8. Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

  9. Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 1995.

  10. Куреннов И, «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, «Мартин», 2011

  11. Лаптев Ю. П. «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 1992.

  12. Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

  13. Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 1990

  14. Новикова В.С., Губанов И.А, «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 1991.

  15. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 1975

  16. Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.

  17. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2003

  18. Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»

  19. Юдин А.В., «Большой определитель грибов», Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.

Для преподавателя

  1. «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008

  2. «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005

  3. Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

  4. Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988

  5. Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989

  6. Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

  7. Елизарова Е.М.. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, «Панорама», 2006 г.

  8. Еременко Н.И. «Профилактика вредных привычек» издательство «Панорама», Москва 2007.

  9. Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 1984.

  10. Клепинина.А.. Тайны окружающего мира. Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

  11. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.

  12. Кучменко В.С., Анастасова Л.П. «Формирование здорового образа жизни подростков», Москва, Вентана – Граф, 2004

  13. Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.

  14. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

  15. Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 1989

  16. Плешаков А.А.. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

  17. Полосин В.С. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» «Просвещение», Москва, 1996

  18. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.

  19. Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2005

  20. Степанчук Н.А. «Модели экологического образования», Волгоград, Издательство «Учитель», 2011

  21. Сухова Т.С. Строганова В.И. Пономарква И.Н. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы: программы» Москва, Вентана – Граф, 2010

  22. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.















Образовательная программа "Удивительный мир растений" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Программа кружка «Удивительный мир растений» поможет привить интерес и любовь учащихся  к биологии и экологии, расширить знания в этой сфере. 

Программа кружка рассчитана на учащихся 3 класса, срок реализации - 1 год

На занятиях кружка учащиеся получают теоретические знания о растениях, развивают и формируют практические умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности.   Ребята учатся ставить простейшие опыты, работать с микроскопом, планировать самостоятельную работу над выбранной темой, оформлять творческие работы. В рамках природоохранной деятельности привлекаются к пропаганде охраны окружающей среды, участвуют в организации и проведении Дней Экологии, конкурсов рисунков, листовок, плакатов, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин, социологических опросов и анкетировании учащихся школы. Работа учащихся не ограничивается рамками занятий, она продолжается дома и во внеурочное время.

Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

 

Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Автор Светлова Елена Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 758
Номер материала 43727
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓