Программа
патриотического воспитания
учащихся
клуба «Истоки»
Для учащихся 10-11 классов
Программа разработана в 2014 году
г.Белгород
Автор: преподаватель истории БСК
Панченкова Ирина
Ивановна
г.Белгород,ул.Менделеева,д,4
8(4722)349392
г. Белгород
2014
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план клуба «Истоки»
3. Содержание изучаемого курса.
4. Методическое обеспечение.
5. Список литературы.
Пояснительная
записка
«Личная деятельность ученика и все искусство воспитателя должно сводиться к
тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».
Л.С. Выготский
В
условиях модернизации российского образования одной из главных задач стало
формирование социальной компетенции обучающихся, т. е. таких личностных
качеств, которые позволили бы им быть активными созидателями демократического
общества, реализующими себя в нем.
Поэтому воспитание настоящего Патриота своей Родины,
человека, знающего полную драматизма и великих свершений историю родного
Отечества, гордого за достижения известных соотечественников, за причастность к
богатейшей в мире культуре, способного адекватно оценить происшедшее и происходящее
в стране, готового служить своему народу, на его благо и процветание является
важнейшей задачей сегодняшнего дня. Поэтому развитие у учащихся чувства любви к Родине через осознание
основных ценностей — семья, родной город,
край, страна является целью этой программы.
К.Д.
Ушинский считал, что педагогика - не наука, искусство. Эту связь искусства и
педагогики сегодня развивает и выводит на новый уровень музей. Обладая
уникальной по своим воспитательным и обучающим возможностям средой, музей
воспитывает и совершенствует ребенка, идет передача культурного опыта через
педагогический процесс в условиях музея и непосредственного общения с
подлинными памятниками истории, культуры и искусства. Образовательная среда
музея активно влияет на формирование творческих начал личности ребенка.
Существующие музейно-педагогические
программы являются средством приобщения к духовным, гуманитарным достижениям
человечества. В этой программе особое место уделяется индивидуальной работе с
учащимися, формами которой являются: тематические сообщения, сочинения,
рецензии на выставки, участие в дискуссиях. Подготовка самостоятельных
экскурсий по предложенным выставкам, проводимая учащимися в своем музее, помогает
подростку творчески раскрыться и сосредоточиться на определенных задачах,
формирует умение грамотно излагать мысли, дает возможность развивать мышление
ребенка. В итоге эти дети будут максимально разнообразить свой досуг,
стремиться к общению с людьми интеллектуального круга.
В воспитании
детей роль музеев определяется их основной функцией, заключающейся в
документировании объективных процессов, происходящих в жизни природы и
общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной
экспозиции предметы приобретают значение символа конкретной эпохи или явления.
Отсюда цель программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить учащихся к традициям и культуре Малой
Родины, развить у учащихся лучшие качества
патриотов России.
В клубе «Истоки» участники получают
навыки музейной работы, что помогает учащимся активизировать деятельность в
организации работы своего музея учебного заведения и способствовать
постижению родной истории и культуры, воспитанию патриотизма, уважению к
прошлому. Не случайно Д.С.Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не
только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством,
литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки:
в сборе материалов могут принимать
участие и большие ученые, и школьники». Знания, полученные на данном курсе,
могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних
музеев.
Программа
содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.
Познавательный: включает в себя ознакомление
учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами, методами исследования
и описания предметов материальной культуры.
Развивающий:
предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с
различными видами исторических источников, развитие логического и креативного
мышления, привитие навыков самостоятельных исследований, развитие
коммуникативно-речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и
умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Воспитательный: создает условия для развития
интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения, интереса и
уважения к истории и культуре своей страны, воспитание патриотизма, бережного
отношения к культурному и историческому наследию, осознанного формирования
собственной культурной среды.
В основе
программы лежит идея учения без принуждения, основанная на
достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе
истории Малой Родины.
Применяемые методы:
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский,
поисковый.
Реализация программы позволит решить следующие задачи:
1. Изучить историю родного
города, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего,
посредством наблюдения, экскурсий.
2.
На основе изучения истории семей учащихся
содействовать укреплению связи поколений в семьях, развитию чувства гордости, ответственности и долга за судьбу семьи, края, Родины.
3.
Развивать у учащихся стремление к
активному образу жизни посредством походов, экскурсий,
формировать основы здорового образа жизни.
4. На
основе создания микроколлективов продолжить развивать
коммуникативные навыки у подростков, умение брать
на себя решение и ответственность за них, умение создать
комфортный микроклимат в коллективе.
5. помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять её
символический язык, сохранить преемственность поколений на основе исторической памяти.
Программа представляет собой
комплекс подготовительных, исследовательских, творческих,
досуговых мероприятий (проходят в образовательном
учреждении, библиотеках, пеших походах, экскурсиях)
и состоит
из двух основных частей:
1 часть- «Город,
в котором я живу»- 40часов;2
часть- «Был фронтом город мой» -104 часа.
Программа рассчитана на
учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Руководит реализацией
программы педагог — руководитель клуба
в сотрудничестве с классными руководителями, в тесной связи с родителями,
активно привлекая узких специалистов
(преподавателей физвоспитания,
учителей истории, географии,
сотрудников краеведческого, литературного музеев, музея диорамы и т. д.).
Срок реализации программы —1год .
Главной нормативной базой данной программы является
государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2011—2015 годы» реализация которой поможет в решении стратегической проблемы
по «...формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшей
ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества»
(Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011-2015 годы» Утверждена Постановлением Правительства РФ от 05.10.
2010 № 795 и в редакции Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011 № 823.).
В программу патриотического
воспитания учащихся клуба «Истоки» включены аудиторные занятия и экскурсионные
поездки.
Программа
реализуется на занятиях клуба во внеурочное время и поэтому включена в систему
дополнительного образования. Программа
представляет собой комплекс проектов, акций,
творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в колледже.
Уровни:
программа предполагает 3 уровня реализации программы.
1.
Подготовительный - выявление источников,
архивных
документов, подбор материала.
2.
Изучающий - изучение материалов в библиотечных и
архивных фондах, подбор фотоматериалов,
оформление эскизов.
3.
Практический - реализация полученных знаний на
практике (создание экспозиций, стендов, организация
экскурсионной работы, проведение
тематических лекций, бесед).
Формы и методы проведения
занятий:
Беседа. Дискуссия
Проведение в музее колледжа тематических
бесед, музейных гостиных, экскурсий.
Знакомство с интересными людьми нашего
города.
Доклады
и сообщения о городе.
Встречи.
Поисково-исследовательская работа по группам (сбор, изучение и
инвентаризация материала)
Подготовка и проведение лекторской
группой тематических бесед и литературно- музыкальных композиций
Презентации.
Конференции. Участие в городских,
областных, всероссийских и международных конкурсах.
Формы проведения контроля:
Творческое домашнее задание –
рисунок, рассказ, сочинение.
Викторина, кроссворды.
Оформление творческих выставок
Работа с разнообразными
информационными источниками.
Создание
совета музея (инициативной группы).
Сбор и поиск реликвий воинской славы.
Создание экспозиций,
стендов.
Организация экскурсионной работы.
Проведение
тематических лекций, бесед, литературно-музыкальных композиций.
Отслеживание
результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования,
наблюдения учащихся
Прогноз реализации программы
Развитие у учащихся
чувства ответственности за будущее своей семьи, города,
края, страны. Формирование нравственного качества — патриотизма, любви к
родному краю, Родине. Выработка устойчивого
интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие
интеллектуальных способностей учащихся на основе проведения исследовательской деятельности.
Позитивные результаты по формированию гражданских,
нравственных и общекультурных качеств;
Увеличение количества учащихся, регулярно участвующих в
работе патриотических объединений, клубов, желающих сочетать общественные и
личные интересы;
снижение количества учащихся с девиантным поведением,
подготовка юных
экскурсоводов по музею и городу, следопытов-собирателей, которые участвуют в
экспедициях музея (историко-бытовых, военно-исторических и др.), организуют
самостоятельные сборы с последующей передачей материалов в музей.
Учебно-тематический план клуба «Истоки»
1 часть «Город,
в котором я живу» - 40 часов
Тематический план
№
|
Тема
|
Аудиторные занятия (час.)
|
Экс
-кур-
сии
(час.)
|
УРОВ
НИ
ОБУЧЕ
НИЯ
|
ТЕОРЕТИ-
ЧЕСКИЕ
|
ПРАКТИ
ЧЕСКИЕ
|
ИНДИВИ-
ДУАЛЬНЫЕ
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18
19
20
|
Введение.
Краеведение как составная часть обществознания.
Краеведение как
наука об обществе.
Раздел 1. Белгородский
край в древности.
Жизнь людей в
природных условиях нашего региона.
Древние жители
нашего края.
Основные занятия
первобытных людей. Археологические памятники на территории края.
Раздел 2.
История моего города
Вклад разных
поколений в развитие города.
Сохранение
культурного наследия в нашем городе.
Материальная
культура нашего города.
День рождения
моего города.
Раздел 3. Мой
город сегодня.
Вещи в моём доме:
история появления и судьба.
Культурные традиции
населения нашего города, изменения жизни людей в ходе исторического развития.
Человек и природа
на современном этапе.
Новые явления в
общественном развитии нашего города.
Раздел 4. Я –
частица своего города.
Традиции воспитания
в нашем городе.
Моя семья –
традиции воспитания. Семейные традиции.
Роль дружбы и
друзей в исторических событиях нашего края.
Роль личности в
истории нашего края.
Раздел 5. Мой
город в героической истории моей Родины.
Участие в неделе
боевой славы:
Урок мужества.
Литературно
музыкальная композиция «ЭХО ВОЙНЫ» ко Дню освобождения города Белгорода от
немецко-фашистских захватчиков.
Возложение цветов у
мемориала и памятников воинской славы.
|
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
|
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
|
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
2часа
|
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
|
1
1
1
2
3
2
2
3
2,3
2
2
2
2
2
1
2
3
3
3
|
Итого:40
часов
2 часть «Был фронтом город мой…» -104
часа
Тематический план
№
|
Тема
|
Аудиторные
занятия (час.)
|
Экс-кур-
сии
(час.)
|
УРОВНИ
ОБУЧЕ-
НИЯ
|
ТЕОРЕТИ-
ЧЕСКИЕ
|
ПРАКТИ-
ЧЕСКИЕ
|
ИНДИВИ-
ДУАЛЬНЫЕ
|
Раздел 6 Белгородская
земля в период немецко-фашистской оккупации (октябрь 1941-август 1943)
|
|
|
|
|
|
21.
|
Установление
«нового порядка» в Белгороде
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
22.
|
«Хозяева земли»
|
1
|
1
|
|
|
2
|
23.
|
Угон в рабство
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3
|
24.
|
Злодеяния
оккупантов
|
1
|
1
|
|
2
|
3
|
Раздел 7 Боевые
действия на Белгородской земле в 1941-1942 годах
|
|
|
|
|
|
25.
|
Возрождение
гвардейских полков
|
1
|
1
|
|
|
3
|
26.
|
«Война без правил».
Партизанское сопротивление.
|
1
|
1
|
2
|
4
|
3
|
27.
|
Прохоровский
партизанский отряд
|
1
|
1
|
2
|
|
3
|
28.
|
Белгородчина и «Харьковский
провал»
|
1
|
2
|
1
|
4
|
3
|
29.
|
Прохоровка. Тяжелая
зима 1942 года
|
2
|
1
|
1
|
4
|
3
|
Раздел 8 Малоизвестные
военные операции на Белгородской земле. (январь-февраль 1943 года)
|
|
|
|
|
|
30.
|
«Малый Сталинград»:
Острогожско-Россошанская операция.
|
2
|
1
|
1
|
|
3
|
31.
|
«Котел» под
Касторное (Воронежско-Касторненская операция)
|
1
|
2
|
1
|
|
3
|
32.
|
«… И пришёл тот
светлый день освобождения»…
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
33.
|
Последний бой
героического экипажа
|
2
|
|
|
2
|
3
|
Раздел 9 Курская
битва и Белгородско-Харьковская операция (лето 1943 года)
|
|
|
|
|
|
34.
|
План Ватутина
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
35.
|
Огненная Дуга: Белгородское
направление.
|
2
|
2
|
2
|
4
|
3
|
36.
|
Прохоровка:
неизвестные сражения Великой войны.
|
2
|
1
|
1
|
4
|
3
|
37.
|
Город первого
салюта: второе освобождение Белгорода
|
2
|
1
|
1
|
2
|
3
|
Раздел 10 Возрождение
земли Белгородской
|
|
|
|
|
|
38.
|
Восстановление
хозяйства 1943-1945 гг.
|
2
|
2
|
2
|
|
3
|
39.
|
Белгородцы чтут память
своих героев
|
1
|
1
|
2
|
|
3
|
Итого: 144 часа
3. Содержание изучаемого курса.
1 часть «Город, в котором я живу»
Тема1. Введение. Краеведение как
составная часть обществознания. Беседа о целях и задачах данного курса.
Тема 2.Краеведение как наука об
обществе. Беседа о необходимости познания окружающего мира, общества и его
законах.
Раздел 1. Белгородский
край в древности.
Тема 3.Жизнь людей в природных
условиях нашего региона. Дискуссия. Изучение природно-климатических условий
нашего региона, города.
Тема 4. Древние жители нашего края.
Беседа. Белогородье в древности.
Тема 5. Основные занятия
первобытных людей. Археологические памятники на территории края. Доклады и
сообщения по истории родного края в историческом вечере в музее колледжа на
тему «Истоки Белогородья»
Раздел 2. История
моего города
Тема 6. Вклад разных поколений в развитие города. Экскурсия в музей колледжа на экспозицию «История
нашего города».
Тема 7. Сохранение культурного
наследия в нашем городе. Изучение основных принципов исследовательской работы в
школьном музее.
Тема 8. Материальная культура
нашего города. Сбор информации об экономической жизни города. Работа в
библиотеках города, экскурсии на предприятия города.
Тема 9. День рождения моего города.
Создание стенда «Город, в
котором я живу»
Раздел 3. Мой город
сегодня.
Тема 10. Вещи в моём доме: история
появления и судьба. Вещи как свидетели прошлого и показатели настоящего.
Исследовательская работа по сбору экспонатов в музей колледжа.
Тема 11. Культурные традиции населения нашего города,
изменения жизни людей в ходе исторического развития. Доклады и сообщения о
развитии культуры в городе. знакомство с
обрядами и народными традициями. Праздники: «Рождество», «Масленица», «Святая Пасха», «Приглашаем на ярмарку» и др.
Тема 12. Человек и природа на
современном этапе. Экологические проблемы в городе, пути их решения. Экскурсия.
Тема 13. Новые явления в общественном
развитии нашего города. НТП в нашем городе. Общественные организации,
перспективы развития. Экскурсия.
Сбор информации. Создание
летописи города и ее презентация.
Раздел 4. Я – частица
своего города.
Тема 14. Традиции воспитания в нашем
городе. Конференция.
Традиции трудового, духовного,
эстетического воспитания у разных этнических групп, проживающих в нашем городе.
Толерантность как одна из главных жизненных позиций и духовная ценность.
Тема 15. Моя семья – традиции воспитания. Семейные
традиции. Создание генеалогического древа
семьи. Исследовательские работы
«Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни»,
«Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную».
Конкурс «Наш фамильный герб».
Тема 16. Роль дружбы и друзей в
исторических событиях нашего края. Беседа. Доклады и сообщения о военных
подвигах «моих ровесников». Улицы, названные именами «моих ровесников».
Тема 17. Роль личности в истории
нашего края. Дискуссия.
Раздел 5. Мой город
в героической истории моей Родины.
Участие в неделе боевой славы:
Тема 18. Урок мужества. Проведение
экскурсии в музее колледжа.
Тема 19. Литературно- музыкальная
композиция «ЭХО ВОЙНЫ» ко Дню освобождения города Белгорода от
немецко-фашистских захватчиков. Подготовка и проведение лекторской группой
литературно- музыкальной композиции, посвященной Великой Отечественной войне.
Тема 20 Возложение цветов у
мемориала и памятников воинской славы.
2 часть «Был
фронтом город мой…»
Раздел 6 Белгородская
земля в период немецко-фашистской оккупации (октябрь 1941-август 1943)
Тема 21 Установление «нового
порядка» в Белгороде. Исследовательская работа кружковцев по выявлению главных
задач, стоявших перед немецкими властями в начале оккупации Белгородчины.
Встречи с белгородцами, бывшими в оккупации. Поиск памятников жертвам
фашисткого режима.
Тема 22 «Хозяева земли». Поиск
фактов оккупационной политики фашистских властей. Работа в архивах, в фондах
местных музеев.
Тема 23 Угон в рабство. Встреча в
музейной гостиной с малолетними узниками фашистских концлагерей- жителями
Белгородчины. Работа в библиотеках и фондах музеев Белгорода.
Тема 24 Злодеяния оккупантов.
Работа с историческими источниками, встреча с жителями оккупированного
Белгорода. Экскурсии по памятным местам Белгорода.
Раздел 7 Боевые действия на
Белгородской земле в 1941-1942 годах
Тема 25 Возрождение гвардейских полков. Изучение истории рождения российской
гвардии. Создание электронной презентации по теме. Поиск памятников
воинам-гвардейцам.
Тема 26 «Война без правил».
Партизанское сопротивление. Сбор краеведческого материала о действиях
партизанских отрядов на Белгородчине. Работа с фотодокументами. Экскурсия в
музей Мясоедовского молодежного подполья.
Тема 27 Прохоровский партизанский
отряд. Работа с архивными документами, фотодокументами. Встречи с местными
жителями-очевидцами действий прохоровских партизан. Экскурсия в краеведческий
музей.
Тема 28 Белгородчина и
«Харьковский провал». Работа с картами и схемами, сбор материала о событиях
осени 1941-весны 1942 на Белгородско-Харьковской земле. Поиск памятников
героям-землякам.
Тема 29 Прохоровка. Тяжелая зима
1942 года. Изучение Обояньской операции, ее героев, командующих и положения
местного населения. Сбор информации у жителей Прохоровки о событиях зимы 1942
года.
Раздел 8 Малоизвестные военные операции на Белгородской земле.
(январь-февраль 1943 года)
Тема 30 «Малый Сталинград»: Острогожско-Россошанская операция. Исследовательская
работа по теме, интервьюирование очевидцев военных событий. Составление
картосхемы операции. Фотодокументирование памятных мест
Острогожско-Россошанской операции. Оформление результатов работы на стенде.
Тема 31 «Котел» под Касторное (Воронежско-Касторненская операция). Изучение
основных целей Воронежско-Касторненской операции. Выявление роли и
полководческого таланта командующих, примеров героизма и мужества простых
солдат. Встреча с ветеранами войны в музеи колледжа.
Тема 32 «… И пришёл тот светлый день освобождения»… Анализ целей и направлений
Харьковской наступательной операции «Звезда». Работа с картами. Изучение
фотодокументов и биографических сведений героев операции.
Тема 33 Последний бой героического экипажа. Поисковая работа, связанная с
выявлением судеб экипажа танка М3-С командира Андрея Попова. Экскурсия к
памятнику А.И. Попову.
Раздел 9 Курская битва и Белгородско-Харьковская операция (лето
1943 года)
Тема 34 План Ватутина. Изучение
биографии великого земляка. Участие в торжественной церемонии « Вручение премии
Ватутина». Поисковая работа краеведческого материала о жизни и деятельности Н.Ф.
Ватутина. Составление электронной презентации по теме. Экскурсия к бюсту Героя
Советского Союза Н.Ф. Ватутина.
Тема 35 Огненная Дуга:
Белгородское направление. Историческая реконструкция событий, связанных с
Курской битвой. Экскурсия на мемориал Курской битвы. Возложение цветов к
памятным местам.
Тема 36 Прохоровка: неизвестные
сражения Великой войны. Встреча в музее с ветеранами Прохоровского танкового
сражения. Исследовательская работа оперативных донесений и сводок данного
периода. Фотодокументирование памятных мест на Прохоровской земле.
Тема 37 Город первого
салюта: второе освобождение Белгорода. Музейная гостиная «Дети войны: кто
они?», оформление выставки рисунков, посвященной 70-летию Курской битвы.
Возложение цветов в ходе пеших экскурсий к памятным местам освободителям г.
Белгорода. Оформление электронной презентации.
Раздел 10 Возрождение земли Белгородской
Тема 38 Восстановление хозяйства
1943-1945 гг. Работа с архивными материалами. Интервьюирование детей войны и
ветеранов войны. Оформление фотостенда памятников и памятных мест труженикам
тыла.
Тема 39 Белгородцы чтут память
своих героев. Встречи с воинами интернационалистами, миротворцами, ветеранами
локальных воин и действующими военнослужащими. Участие в музейных мероприятиях
учреждений культуры г. Белгорода и советов ветеранов.
Проекты
«Память
навсегда » — акции, мероприятия, направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к
ветеранам всех войн, к истории России, мужеству
ее народа. Особое внимание — истории и событиям Великой Отечественной
войны (1941—1945 гг.).
«Ордена Великой Победы» — акции,
мероприятия направлены на празднование Дня
Победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех
жертв фашистского террора.
«Моя семья, моя земля, моя
Россия» —мероприятия, акции отвечают
задачам изучения, сохранения народных
традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание в этом блоке
уделяется укреплению связи разных
поколений, семейных традиций,
воспитанию уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих
«корней», истории семьи, рода.
«Защитники Отечества» — содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников.
Акции
Акция
«Милосердие»:
Помощь ветеранам,
инвалидам и пожилым людям ГОРОДА
Акция
«Поздравление»
Поздравление ветеранов всех войн
Акция «Георгиевская
ленточка»
Акция «Самый длинный день в году»
Мероприятия
№ п/п
|
мероприятия
|
Сроки
|
|
подготовка и проведение лекторской в
группой тематических бесед, викторин течение года
по военно-патриотической тематике
|
|
1.1
|
Традиционный урок «Я — гражданин
России»
|
1 сентября
|
|
1.2
|
Беседы о Великой
Отечественной войне, тематические классные часы «России славные сыны», «Моя
семья в Великой Отечественной войне»
|
Февраль,
май
|
|
1.3
|
Традиционные
уроки мужества
|
13.02
8.05
|
|
|
Оформление и постоянное обновление стенда по патриотическому воспитанию учащихся
|
В течение года
|
|
1.4
|
Участие
в конкурсе «Я — гражданин России»
|
Октябрь
|
|
1.5
|
Встреча
с ветеранами Великой Отечественной войны
|
Февраль,
май
|
|
1.6
|
Неделя
боевой славы:
|
• конкурс
чтецов (патриотическая тематика)
|
•
конкурс боевых листков «Виват, Россия!»
|
•
уроки
истории: «Памяти воинов-интернационалистов»
|
• проведение
экскурсий по музею
|
• конкурс
военно-патриотической инсценированной песни
|
•
литературно-музыкальная композиция «Эхо войны»
|
• возложение цветов у мемориала и памятников воинской славы
|
• участие в шествии ветеранов
|
• конкурс плакатов «День
Победы»
|
|
Февраль
|
|
Коллективные творческие дела
1. «Наш край в прошлом и настоящем».
Создание «Красного календаря» родного города. Посещение исторических, краеведческих музеев,
археологических раскопок, археологических заповедников. Экскурсии с целью ознакомления с основными промышленными объектами города. Экскурсии к памятникам героического прошлого города: мемориалу славы, захоронениям воинов, посещение военно-исторических музеев.
Проведение праздников «День
рождения города», театрализованное воссоздание исторических
событий «Исторические картинки».
Создание летописи города. Создание Книги Памяти Героев.
2. «Культурное наследие народа».
Посещение культурных
памятников, театров, изучение истории их создания.
Проведение народных праздников с соблюдением местных традиций
Конкурс чтецов «Мой город». Фольклорные праздники.
День творчества «Город
мастеров». Выставка декоративно-прикладного творчества
«Народные мотивы» с использованием традиционных для местности ремесел, материалов для поделок.
Викторины, брейн-ринги «Знатоки культуры родного края».
Посещение храмов,
знакомство с обрядами и народными традициями. Праздники: «Рождество»,
«Масленица», «Святая Пасха», «Приглашаем на
ярмарку» и др.
3. «На тропе этнографии».
Проведение этнографических походов. Сбор материалов
«Традиции нашей глубинки». Изучение особенностей традиционных для местности
быта, занятий, жилища, народного костюма,
пищи, обрядов.
Фестиваль
народного костюма. День народной кухни.
Викторина «Знатоки народных обрядов, обычаев, традиций».
Изучение особенностей
культуры, быта других народов родного края.
4. «Родина начинается с колыбели».
Создание генеалогического
древа семьи. Исследовательские работы «Листая фотоальбом моей
семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в
Великую Отечественную».
Конкурс «Наш фамильный герб».
Формы и методы
проведения занятий:
Беседа.
Проведение в музее тематических
бесед, экскурсий.
Знакомство с интересными людьми нашего
города.
Доклады
и сообщения о городе.
Встречи.
Формирование экскурсионных групп в музее
колледжа
Поисково-исследовательская работа по группам (сбор, изучение и
инвентаризация материала)
Презентации.
Конференции.
Формы проведения
контроля:
Творческое домашнее задание – рисунок, тематическое
сообщение, сочинение.
Рецензии на выставки, участие в дискуссиях
Викторина, олимпиада,
кроссворды.
Оформление творческих выставок
Работа с разнообразными
информационными источниками.
Создание совета
музея (инициативной группы).
Отслеживание результатов
воспитания проводиться с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения
учащихся.
4. Методическое обеспечение.
Основные требования к
построению курса:
Воссоздание наиболее ярких страниц истории и культуры
города
Широкое использование наглядного
материала.
Связь с уроками истории
России, экологии, географии,
проведение интегрированных занятий.
Постепенное погружение учащихся в историческую и
духовно-эмоциональную
атмосферу родного края.
Развитие эмоциональной
сферы личности учащегося на основе впечатлений об истории и культуре города.
Совместная работа с
музеем колледжа.
Основные этапы подготовки экскурсии:
1.
Определение
темы экскурсии.
2.
Составление
плана.
3.
Изучение
литературы и источников по теме.
4.
Разработка
структуры экскурсии, определение методов ее проведения
5.
Выбор
объектов показа для каждой части экскурсии.
6.
Составление
методической разработки экскурсии.
Кружки музееведческого профиля
готовят юных экскурсоводов по музею и городу, районному центру;
следопытов-собирателей, которые участвуют в экспедициях музея
(историко-бытовых, военно-исторических и др.) или организуют самостоятельные
сборы с последующей передачей материалов в музей.
Практические работы 2014-2015
учебного года:
Проведение тематических лекций по военно-патриотической тематике:
«Участие белгородцев в Полтавской баталии» (ноябрь);
«Белгородский край в годы
Великой Отечественной войны» (февраль)
литературно-музыкальной
композиции «Эхо войны» (май);
Создание генеалогического древа семьи,
проведение исследовательских работ «Листая фотоальбом моей
семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в
Великую Отечественную», участие в конкурсе «Наш фамильный герб».
Ведется работа над созданием
летописи края, сбором материалов
«Традиции нашей глубинки».
Участие: в «Вахте памяти»
Участие в акциях: «Милосердие» (Помощь ветеранам, инвалидам и пожилым людям);
«Поздравление» (поздравление ветеранов)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.