Главная / Начальные классы / образовательная программа "Хочу быть отличником"

образовательная программа "Хочу быть отличником"


Образовательная программа

«Хочу быть отличником!»


Пояснительная записка.



«Концепция модернизации школьного образования» определяет необходимость создания условий для развития личности ребёнка, независимо от уровня его исходной подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребёнка и охраны его здоровья.

Разделяя концепцию М.Монтессори, что каждый ребёнок наделён ему одному свойственным потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в собственной деятельности ребёнка, а путь развития и совершенствования у каждого свой, предлагаю вашему вниманию программу «Хочу быть отличником!», которая достаточно эффективно может быть использована как при подготовке ребёнка к школе, так и в коррекционных целях.

В последние годы идёт усложнение школьных программ. И ребёнок, по тем или иным причинам не готовый к условиям «массового» общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. У большого числа детей трудности связаны с недостаточной сформированностью уровней доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

В данной программе сделан особый акцент на слогоритмику, с которой связана структура слова и речи в целом. Работа по предлагаемой программе может осущёствляться как педагогом, так и родителями детей.

Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.


Целью образовательной программы «Хочу быть отличником!», является стимуляция интеллектуального развития каждого ребёнка.


Основные задачи курса:

* формирование фонематического слуха, зрительного анализа, мелкой моторики, памяти, внимания, образного восприятия;

* выработка факторов самоорганизации и самоконтроля.


Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает проведение блоков упражнений разной направленности (ритмокоррекция и коррекция межполушарного взаимодействия).


Проблема разностороннего индивидуального развития ребёнка, а также проблема преодоления возникшей школьной неуспеваемости слишком серьёзна, чтобы решить её, используя только несколько упражнений. Занятия с ребёнком должны носить комплексный характер, то есть каждый урок составляется из игр, упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития памяти, произвольного внимания, межполушарной синхронизации. Занятия должны быть насыщены весёлыми музыкальными ритмами, речёвками и стихами.


Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся как в группах по 7-10 человек, так и индивидуально с ребёнком (по мере необходимости) 4 раза в неделю по 1 часу, общее количество часов – 128 ч.


Для успешного проведения занятий, необходимы следующие условия:

* соблюдение санитарно-гигиенических норм:

- проветривание;

- динамическая пауза между занятиями.

* ковёр;

* музыкальное сопровождение;

* набор стихов, считалочек, двигательных упражнений.




















Содержание программы


1. Слогоритмика (25ч)

Отстукивание заданного ритма. Придумывание своего ритма. Словесная ритмика. Логоритмика.


2. Память (25ч)

Цепочка звуков. Цепочка слогов (учим китайский язык). Цепочка слов. Цепочка цифрового ряда. Словесное «рисование». Подражание.


3. Движение (25ч)

4. Моторика (25ч)

Зеркальное рисование. Колечко. Кулак-ребро-ладонь. Пальчики. Весёлые карандаши.


5. Гимнастика мозга (25ч)

Перекрёстные движения руками, ногами.


6. Резервные занятия (3ч)

























Содержание занятий по программе

«Хочу быть отличником!»


Раздел I. Слогоритмика


Перед проведением очередного упражнения учитель должен дать инструкцию, чтобы акцентировать ребёнка на необходимости внимательно слушать и на начале ответа только после команды ведущего. В процессе игры или учебного задания детям часто бывает трудно управлять своим поведением, эмоциями, телом. Им свойственно торопиться, перебивать, недослушивать. Чёткая инструкция и многократное её повторение связано с тем, что в процессе развивающей работы необходимо параллельно с ритмом, памятью, вниманием развить и произвольность психических процессов ребёнка. Без этого невозможны регуляция и контроль деятельности, зрелость эмоционально-волевой сферы, выработка самоорганизации и самоконтроля.

Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются.


Инструкция: «Послушайте, как я постучу. Слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же».


На данных занятиях предлагаются игры:

* «Похлопаем. Потопаем. Постучим»

Ребёнок отхлопывает заданный ведущим ритм ладонями, ногами или отстукивает карандашом.

* «Придумай сам»

Ребёнку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему. Если игра проводится в группе детей, то им предлагается передавать придуманные ритмы по кругу.

* «Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу»

Ребёнок пытается выразить своё состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Остальные дети должны отгадать, что чувствует ребёнок.

* «Словесные ритмы»

Стихотворная фраза делится на слова и произносится ребёнком и одновременно оттопывается. Затем фразу можно поделить на слоги и так же отхлопывается. Желательно отхлопывать и оттопывать в орфографическом варианте. Выглядит это так:

1.Самолёт – построим – сами

2.Самолёт – построим – хлопок

3.Самолёт – хлопок – хлопок

4.Хлопок – хлопок – хлопок

Возвращаемся к исходной фразе:

1.Хлопок – хлопок – хлопок

2. Самолёт – хлопок – хлопок

3. Самолёт – построим – хлопок

4.Самолёт – построим – сами

Стихотворные фразы усложняются от урока к уроку. Можно менять темп, произносить фразу по слогам.

* «Логоритмика»

Проводятся упражнения, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. (физминутки)




С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память.




Раздел II. Память


Параллельно с развитием памяти весь этот блок программы развивает ещё и внимание ребёнка. Игры, в которых нужно внимательно послушать, внимательно посмотреть, точно скопировать рукой, мимикой, двигаться всем телом, направлены на развитие произвольного полимодального внимания, которое необходимо ребёнку, чтобы «научиться быть отличником».


Инструкция: «Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно её послушайте, а затем по моей команде повторите»


* «Цепочки звуков»

Самое главное – постепенное увеличение объёма после того, как вы убедитесь, что все дети легко справляются с предыдущим упражнением.

* «Говорим и пишем»

Одновременно с проговариванием звуковой цепочки, можно предложить детям прописывать их буквы в пространстве перед собой (письмо в воздухе)

* «Цепочка слогов»

Упражнение можно проводить в виде игры на изучение китайского языка.

* «Цепочка слов»

Здесь возможны два этапа работы. Первый – слова связаны между собой по смыслу. Даются пары слов, затем после паузы в 10-15 секунд, ведущий произносит первое слово пары и просит ребёнка назвать второе слово с орфографическим произношением. Например: постель – подушка, груша – компот, праздник – радость, стол – стул и т.д.

Второй вариант работы – даётся цепочка слов, которые ребёнок должен повторить (6-7 слов)

* «Цепочка цифрового ряда»

Последовательный числовой ряд. Только чётные. Только нечётные. Повторение цепочки наоборот.

* «Словесное рисование»

Учитель показывает картинку на короткое время и убрав её, просит рассказать, что на ней изображено.( от предметной картинки к сюжетной)

* «Подражание»

Подвигаемся как… Побегаем как… Походим как… Покажем радость, печаль, огорчение, ужас и т.д.






Раздел III. Движение


Полный анализ и синтез любой информации , построение любого ответа или вывода осуществляется при тесном сотрудничестве правого и левого полушарий головного мозга. Практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого , так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности.


Занятие проводится как индивидуально, так и малой группой. Желательно использование специального зала или хорошо проветренного класса с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная форма для детей.


1. Упражнение на дыхание

Ребёнок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счёт от 1 до 6 идёт медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счёт от 1 до 6 идёт медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху (повтор 3 раза)


2. «Потягушки»

Ребёнок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счёт от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги ползёт по полу вперёд, а левая вытянутая рука тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка и правая рука (повтор 5-7 раз).


3. «Брёвнышко»

Ребёнок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Учитель предлагает ребёнку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счёт от 1 до 6 тело ребёнка начинает перекатываться по полу справа налево. На счёт от 6 до 1, ребёнок возвращается в исходное положение (повтор 5-7 раз).

4. «Лодочка»

Ребёнок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счёт от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги, голову, делая «лодочку». Держит эту позицию на счёт от 1до 4 и медленно возвращается в исходное положение на счёт от 1 до 4. Далее следует расслабление и затем всё повторяется снова (3-5 раз)

5. «Лодочка» (лёжа на животе)

6. «Раненый зайчик»

Ребёнок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребёнок начинает ползти до указанного места.

7. «Раненый медвежонок»

И.п. то же, но ноги соединены. Ребёнок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползёт до указанного места.

8. «Четвереньки»

Ребёнок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий задаёт чёткий ритм. Можно выполнять под музыку.

9. «Канатоходец»

И.п. – стоя, руки опущены, перед ребёнком кладётся длинная верёвка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу ( в руках могут быть флажки).

10. Упражнения на дыхание.




Раздел IV. Моторика


1. «Зеркальное рисование»

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, учитель предлагает ребёнку рисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Можно использовать музыку.

2. «Колечко»

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках. Сначала выполняется правой рукой, затем левой, а затем обеими руками вместе. Можно менять темп выполнения.

3. «Кулак – ребро – ладонь»

Ведущий показывает ребёнку три положения ладони на столе. Упражнение выполняется вместе с ведущим: правой рукой, левой рукой, обеими руками. При этом меняется темп. Затем ребёнок выполняет упражнение сам.

4. «Пальчики шалят»

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу: на правой руке, на левой руке, на обеих одновременно. Данное упражнение хорошо для леворуких детей.

5. «Моторчик»

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью в сопровождении весёлыми стихами:

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

6. «Весёлые карандаши»

На стол выкладывается 5-10 карандашей. Собираем карандаши в кулак: правой рукой, левой рукой, обеими руками. Затем по одному выкладываем карандаши на стол.






Раздел V. Гимнастика мозга


1. «Перекрёстные шаги»

В такт движения руки одновременно движется противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.

Правая нога при ходьбе влево, а левая рука поворачивается вправо, и т.д.

2. «Перекрёстные прыжки»

Всё выполняется так же, но ребёнок прыгает.

3. «Шаги сидя»

Ребёнок сидит на полу, представляя, что он заводит мотоцикл и едет: локти рук касаются противоположных колен.

4. «Вращение шеи»

Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз, вращаем головой в разные стороны, снимая напряжение на выдохах.






Список литературы:


1. А.Л.Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии»

2. И.Дубачевская «Избавимся от двоек»

3. Н.К.Корсакова «Неуспевающие дети»

4. Г.Панина «Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности»

образовательная программа "Хочу быть отличником"
  • Начальные классы
Описание:

В последние годы идёт усложнение школьных программ. И ребёнок, по тем или иным причинам не готовый к условиям «массового» общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. У большого числа детей трудности связаны с недостаточной сформированностью уровней доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

        В данной программе сделан особый акцент на слогоритмику, с которой связана структура слова и речи в целом. Работа по предлагаемой программе может осущёствляться как педагогом, так и родителями детей.

 

        Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Автор Голодова Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 279
Номер материала 33912
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓