Главная / ИЗО, МХК / Образовательная программа по теме «Изобразительное искусство»

Образовательная программа по теме «Изобразительное искусство»


Северо-западный учебный округ.

Школа № 644



Программа

Образовательная область

« Изобразительное искусство».


5 -7 классы.



Учитель ИЗО школы № 644

Сизова Людмила Евгеньевна






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Изобразительное искусство. 5—7 классы» для основной школы создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

Программа «Изобразительное искусство. 5-7 классы» составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени, отведенным на изучение предмета «Изобразительное искусство» по базисному учебному плану, а также с учетом связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1—4 классы.

Цели программы:

- формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и; искусства;

- развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Задачи программы:

- воспитывать осознанное чувство собственной причастности к судьбе отечественной культуры;

- прививать уважительное и бережное отношение к художественному наследию России на основе осмысления учащимися процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур русского и других народов в рамках единого исторического и экономического пространства нашего многонационального государства;

- воспитывать интерес к искусству народов мира;

- формировать художественную компетентность на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, приобретения умения анализировать произведения различных видов и жанров искусства, опыта собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать творческий потенциал личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных материалах и техниках;

- развивать умение создавать художественные проекты-импровизации с сохранением образного языка традиционных народных промыслов при соблюдении принципов современного декоративно-прикладного искусства и приемов
художественного конструирования;

- развивать коммуникативные качества и активную жизненную позицию через участие учащихся в эстетическом преобразовании среды в рамках культурной жизни семьи, школы, города (села), района, региона при опоре на уважительное отношение к традициям, культуре разных народов России и установке на межнациональное согласие и культурное взаимодействие.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как, целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.




Содержание программы «Изобразительное искусство. 5—7 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

- содержательно-деятельностный подход;

- системно-комплексный подход;

- личностно ориентированный подход.

- региональный подход.

- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

- изобразительная деятельность;

- декоративно-прикладная деятельность;

- художественно-конструкторская деятельность;

- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Тематический план. 5 класс.

Тема года:

Природа и человек в искусстве.


п\п

Тема занятий

Часы

1

Поэтический образ русской природы в изобрази­тельном искусстве.

3

2

Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве.

5

3

Живая старина. Осенние посиделки как завершение
природного и трудового цикла.

4

4

Образ времени года в искусстве как отражение

в нем народных представлений о проявлении различных
состояний природы и жизни человека.

2

5

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

2

6

Польза и красота в образах деревянного русского зодчества.

5

7

Образ народной жизни в опере-сказке "Снегурочка".

2

8

Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры.

3

9

Изображение в искусстве животного как объекта покло­нения, изучения и опоэтизированного художественного образа.

2

10

Тема защиты природы в искусстве.

2

11

Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.

4





































Тематический план. 6 класс.

Тема года:

Художественные народные традиции

в пространстве культуры.


п\п

Тема занятий

Часы

1

Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта.

3

2

Сияние цветущей природы на лаковых подносах.

2

3

Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

3

4

Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира.

5

5

Праздник встречи Нового года в культуре разных наро­дов.

3

6

Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве.

4

7

Прославление женщины в искусстве народов мира.

2

8

Народный костюм в зеркале истории.

2

9

Международный фольклорный фестиваль – проявление народных традиций в пространстве культуры.

2

10

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.

4

11

Пасха - праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христова.

2

12

Весеннее многообразие природных форм в искусстве.

2































Тематический план. 7 класс.

Тема года:

Человек и рукотворный мир в искусстве.

п\п

Тема занятий

Часы

1

Гармония природы и архитектуры в пейзаже.

2

2

Предметная среда человека в натюрморте.

3

3

Образ взаимоотношений человека и пространства

жилого помещения.

3

4

Русская усадьба как архитектурный ансамбль.

3

5

Одежда и быт русских дворян в искусстве.

5

6

Народное искусство как часть художественной
культуры. Виды народного искусства, их образный

строй, художественные традиции.

8

7

Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства.

2

8

Творческая активность человека, способность проявле­
ния твердости духа в жизни и отражение их в изобрази­
тельном искусстве.

5

9

Сила и ловкость человека в поединке и образ спортив­
ного праздника в искусстве.

3

















Поурочный план



5 класс


Тема года

Природа и человек в искусстве.


п\п

Тема урока

Часы

1

Красота осеннего пейзажа.

1

2

Осенние мотивы.

1

3

Осеннее настроение.

1

4

Дары осени.

1

5

Богатый урожай.

1

6

Осень в твоём натюрморте.

2

7

Чудо-дерево.

1

8

Человек и земля кормилица.

1

9

Делу - время, потехе - час.

1

10

Осенние посиделки.

2

11

Зимняя пора.

2

12

Портрет героев сказок и былин.

2

1

Крестьянский дом, как отражение уклада крестьянской жизни.

1

2

Изба, как модель мироздания.

1

3

Фасад - лицо избы, окна - её глаза.

2

4

Декорации к опере - сказке "Снегурочка".

1

5

Герои сказки в оперной постановке.

1

6

Масленица - праздник конца зимы и начала весны.

1

7

Гулянье на широкую Масленицу.

2

8

Братья наши меньшие в твоей жизни.

1

9

Животное и его повадки.

1

10

Экологическая тема в плакате.

2

11

Обрядовая кукла Троицыной недели.

2

12

В Троицын день.

2

13

Итоговое занятие.

1














.




6 класс


Тема года

Художественные народные традиции в пространстве культуры.


п\п

Тема урока

Часы

1

Осенний букет.

2

2

Многоцветие цветов в декоративной росписи.

1

3

Искусство Жостова и Нижнего Тагила.

1

4

Твои любимые осенние цветы в росписи подноса.

1

5

Тема крестьянского труда и праздника в искусстве.

1

6

Жатва.

1

7

Растительный орнамент Древнего Египта.

1

8

Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта.

1

9

Формы сосудов Древней Греции.

1

10

Современный сосуд в твоём исполнении.

2

11

Традиции встречи Нового года в культуре разных народов.

1

12

Новый год шагает по планете.

1

1

Каменные стражи Русской земли.

1

2

Рыцарский замок в средневековой Европе.

1

3

Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря.

1

4

Батальная композиция.

1

5

Тема прекрасной девы и женщины - матери в искусстве.

1

6

Личность женщины в портретно – исторической композиции.

1

7

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

2

8

Разноликий хоровод.

2

9

Прилёт птиц.

2

10

Живая зыбь.

2

11

Как мир хорош в своей красе нежданной.

2

12

Поле зыблется цветами.

1

13

Радость моя, земля!

1

14

Итоговое занятие.

2
















7 класс


Тема года

Человек и рукотворный мир в искусстве.



п\п

Тема урока

Часы

1

Городской (сельский) пейзаж.

2

2

Ожившие вещи.

1

3

Атрибуты искусства в твоём натюрморте.

2

4

Интерьер.

2

5

Интерьер твоего дома.

1

6

Внешний облик дворянского особняка.

1

7

Интерьер дворянского особняка.

2

8

Светский костюм дворян.

1

9

Скульптурный портрет в интерьере дворянского дома.

2

10

Светские и традиционные увеселения в дворянском обществе.

2

11

Вышивка.

2

12

Роспись по дереву.

2

1

Глиняная игрушка.

2

2

Ювелирное искусство.

2

3

Ярмарочный торг.

2

4

Галактическая птица.

1

5

Проект твоей космической станции.

2

6

Защитник Отечества в портретной живописи.

2

7

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.

1

8

Спортивный праздник в твоей композиции.

1

9

Итоговое занятие.

1
































Рекомендуемая литература

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. - М., 1997.

Артановский С. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов. Мировые культурные контакты. Мно­гонациональное государство. — СПб., 1994.

Барская К Сюжеты и образы древнерусской живописи. — М., 1993. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. — JL, 1984.

Василенко В. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве XXX вв. — М., Г974.

Вздорное Г. Искусство книги Древней Руси. — М., 1978.

Герчук Г. История графики и книги. — М.1998.

Гомбрих Э. История искусства. — М., 1998.

Дробницкий О. Мир оживших предметов. — М., 1987.

Народное искусство России в современной культуре / Автор-сост., научн. ред. М. А. Некрасова. — М., 2003.

Некрасова м. А. Народное искусство России. — М., 1983.

Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. - Л., 1984.

Памятники мирового искусства / Под ред. Ю. Колпинского. — М., 1978; 1985..

Русская изба: Внутреннее пространство избы, мебель и убранство избы, домашняя и хозяйственная утварь: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Д. Баранов, О. Баранова, Е. Мадлевская и др - СПб.; 1999.

Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельче­ского календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О. Баранова, Т. Зимина и др.— СПб., 2001.

Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. — СПб.. 1998.

Рыбаков Б. Язычество древних славян. — ML, 1981.

Рыбаков Б. Русское прикладное искусство XXIII вв. — Л., 1971. Современный словарь / Научн. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. — м., 1999.

Заключение.

Российский школьник должен быть всесторонне развитым человеком, а это значит, что наряду с умственным развитием и физическим совершенством он должен обладать развитым эстетическим вкусом.

Эстетическому воспитанию в школе принадлежит важная роль.

Мы должны научить детей понимать литературу, музыку, живопись, кино, привить им вкус к самостоятельному творчеству, поддержать и развить их стремление учиться музыке, писать стихи, рисовать.

«Человек по натуре своей художник», — говорил А. М. Горький. Он всюду так или иначе старается вносить в свою жизнь красоту.

Большая ответственность в деле эстетического воспитания школьников возложена на учителя рисования, но количество учебных часов, которое отводится по программе, недостаточно для осуществления этой многогранной задачи. На помощь приходят кружки рисования, вечера встречи с художниками, картинные галереи и т. д.

Члены кружка учатся рисовать и лепить, создавать различные изделия,

тем самым совершенствуя навыки и умения, приобретённые ими на уроках.

Образовательная программа по теме «Изобразительное искусство»
  • ИЗО, МХК
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но ко­рень один. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство ~ для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что от краси­вых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни - к Абсолютной Красоте.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякае­мые возможности для всестороннего развития детей младшего возрас­та. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каж­дого ребенка, радость от осознания красоты - всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Рисование помогает ребенку познать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развива­ет зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать кра­соту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувства доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

 

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрас­ном, беспредельном мире.

Автор Сизова Людмила Евгеньевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 615
Номер материала 39066
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓