Главная / Информатика / Образовательная программа объединения "Информационные технологии"

Образовательная программа объединения "Информационные технологии"

Название документа образовательная программа Информационные технологии.doc


МОУ ДОД «Хомутовский Дом детского творчества»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МОУ ДОД «Хомутовский

Дом детского творчества»

__________/Н.А.Арбузова/

«___»___________2011 г.


Образовательная программа

объединения

«Информационные технологии»

для детей 11-18 лет




Составитель: Жукова Л.А.

педагог дополнительного

образования,

возраст обучающихся 11-18 лет,

срок реализации программы

3 года




2011-2012 уч.год





Содержание



  1. Пояснительная записка……………………………………………….………...3-5

  2. Организационные условия реализации программы…………………..……....6

  3. Прогноз результативности……………………………………………………7-10

  4. Методологические условия реализации программы …………………...... 11-12

  5. Ресурсное обеспечение …………………………………………………......12-14

  6. Учебно – тематический план………………………………………………..15-27

  1. 1 год обучения………………………………………………………………..15-18

  2. 2 год обучения………………………………………………………………..19-20

  3. 3 год обучения ……………………………………………………………….21-24

  1. Список учебно-методической литературы………………………………... 25-26

  2. Правила поведения и техника безопасности……………………………….27-28

  3. Примерный комплекс упражнений для глаз…………………………………...29
















Пояснительная записка.


Актуальность программы.

В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень обучающихся, но и стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.

Актуальность программы состоит в том, что она готовит школьников к программно-технической деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя при поступлении в высшие учебные заведения. Если некоторые вопросы интересуют воспитанников больше других, то по этим разделам проводятся дополнительные индивидуальные занятия.

Направленность программы: создание условий для развития личности, интеллектуального и духовного развития, овладения знаниями и умениями в области информационных технологий.

Программой предусмотрено индивидуальное творчество воспитанников в наиболее интересном для них направлении.

Данная программа актуальна для каждого, кто не имеет базовых навыков работы на ЭВМ. Программа может применяться не только для работы объединения , но и для факультативного (ускоренного) закрепления знаний последующих годов обучения, для элективных курсов.

Новизна программы заключается в том, что знания по теории ИТ воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, т.е. она дает возможность детям изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте. Уровень новизны данной программы наиболее высокий, т. к. развитие ЭВМ происходит безостановочно, а в программе могут быть  задействованы любые новые пакеты и версии ОС.

Практическая значимость: программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, где необходимо знание современных компьютеров, дает возможность ребенку определить в какой области он может применить свои знания, тем самым облегчает выбор его будущей профессии.

        

Цель программы – создание благоприятных условий для развития творческих способностей, математического и логического мышления, подготовка квалифицированного пользователя современного персонального компьютера.

        

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить воспитанников с основными типами и принципами работы ЭВМ;

  • обучить основным принципам работы на ЭВМ;

  • обучить основам алгоритмизации и программирования;

  • обучить работе в ОС MS Windows;

  • обучить работе в основных офисных пакетах;

  • обучить работе в базовых программах MS Windows;

  • обучить работе с растровым редактором Photoshop;

  • обучить работе с векторным редактором Color Draw;

  • обучить основам программирования в системе Turbo Pascal;

  • ознакомить с новинками IT индустрии.

Развивающие:

  • развивать у детей элементы технического мышления, изобретательность, творческой инициативы;

  • создать условия для саморазвития и самореализации детей.

Воспитательные:

  • формировать чувства коллективизма, взаимопомощи;

  • воспитывать волю, чувство самоконтроля.

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


При разработке программы основными нормативными документами являются:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

  3. Концепция модернизации российского образования

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин.

  5. Устав образовательного учреждения.















Организационные условия реализации программы

Оптимальным для начала освоения информационных технологий как науки с присущим ей понятиями и специфической терминологией является возраст 11-12 лет (6-7 классы общеобразовательной школы). В этом возрасте ребенок уже может освоить азы компьютерной грамотности, поэтому программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 18 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития.

Срок реализации программы – 3 года:

1 год обучения - возраст обучающихся 11-12 лет, на изучение программы отводится 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа);

2 год обучения – возраст обучающихся 12-13 лет, на изучение программы отводится 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа);

3 год обучения – возраст обучающихся 13-14 лет, на изучение программы отводится 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа)

Кабинет информатики, в котором проводятся занятия кружка, соответствует  требованиям материального и программного обеспечения. Кабинет информатики оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Прогноз результативности образовательной программы


После завершения курса первого года обучения обучающиеся должны:

Знать:

1. Основные правила работы на ПК;

2. Технологию обработки информации с помощью ПК;

3. Правила вставки рисунка, диаграммы, графика, звука...

4. Основные понятия Интернета


Уметь:

1. Решать поставленные задачи;

2. Выбирать оптимальное решение из множества возможных (обосновывая выбор);

3. Находить нужную информацию из большого ее потока;

4. Публично выступать с презентацией своей работы;

5. Объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

6. Создавать текстовые документы на основе программы Microsoft Word;

7. Создавать и редактировать изображения в графическом редакторе Paint;

8. Работать с электронными таблицами в программе Microsoft Excel.

9. Пользоваться электронной почтой, осуществлять поиск информации в Интернет.


После завершения курса второго года обучения обучающиеся должны

Знать:

  1. Смысл понятий «база данных», «система управления базой данных», «запись», «поле»; назначение и возможности систем управления базами данных; понятие о структуре базы данных, типы полей в базах данных.


  1. Назначение MS Access, основные компоненты и команды меню; содержание понятий “база данных” и “таблица”; типы полей в записях таблицы и их назначение.

  2. Смысл понятия «графическая информация»; назначение графического редактора и основы работы с ним; назначение основных операций редактирования изображения.

  3. Кодирование графической информации в компьютере. Растровая и векторная графика. Типовые задачи обработки графической информации.

  4. Программы обработки графической информации и их использование.

  5. Понятия «растровая графика», «пиксель», «векторная графика», «направленный отрезок–вектор»; типовые задачи обработки графической информации, кодирование графической информации.

  6. Назначение основных инструментов создания и редактирования изображений; понятие трансформа, возможности выделения изображения в растровой графике и его трансформирования; понятие «слой»; операции со слоями.

  7. Назначение основных инструментов рисования и редактирования изображений векторной графики, средства выделения объектов и изменения трансформ; понятия «служебные слои» и «слои-маски».


Уметь:

  1. Базы данных, системы управления базами данных. Типовые задачи обработки информации в базах данных. Информационно-поисковые системы.

  2. Структура базы данных. Поиск и сортировка. Вывод информации из базы данных. Загружать базу данных; осуществлять поиск и сортировку информации в базе данных, выводить базу данных.

  3. Кодирование графической информации в компьютере. Растровая и векторная графика. Типовые задачи обработки графической информации.

  4. Запускать графический редактор, создавать и редактировать изображения; выполнять операции над фрагментами; выполнять надписи на изображении; сохранять и загружать изображения решать типовые задачи обработки графической информации.

  5. Создавать, закрашивать и редактировать простейшие растровые графические изображения; выделять, перемещать и копировать графические изображения и трансформировать изображения; выполнять операции со слоями; применять к графическому изображению фильтры.

  6. Создавать, закрашивать и редактировать простейшие векторные графические изображения; создавать и редактировать символы; выделять, перемещать и копировать графические объекты; создавать трансформы, выполнять операции со слоями.


После завершения курса третьего года обучения обучающиеся должны

Знать:

  1. Принципы работы компилятора Turbo Pascal;

  2. Основные понятия алгоритмизации;

  3. Владеть основными терминами и понятиями программирования;

  4. Операторы и функции Turbo Pascal;

  5. Принципы построения циклов;

  6. Принципы работы компилятора Turbo Pascal;

  7. Основные компоненты Turbo Pascal

  8. Основные понятия объектно-ориентированного программирования;

  9. Владеть основными терминами и понятиями программирования в визуально-графической среде;

  10. Операторы и функции Turbo Pascal;


Уметь:

  1. Использовать и настраивать оболочку Turbo Pascal.

  2. Самостоятельно составлять простейшие программы на языке Pascal.

  3. Использовать трассировку программ;

  4. Составлять блок-схемы алгоритмов.

  5. Использовать и настраивать оболочку.

  6. Использовать трассировку программ;

  7. Составлять блок-схемы алгоритмов.

  8. Составлять программы с применением графических и звуковых компонентов.
























Методологические условия реализации программы

Технологии и формы обучения и воспитания:

  • Теоретические занятия

  • Практические занятия

  • Экскурсии

  • Свободное творчество


Формы и методы отслеживания промежуточного результата:

  • Зачетные занятия

  • Тестирование

  • Доклады и рефераты

  • Выставка


Виды контроля и механизм оценки достижений обучающихся

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

  1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий.

  2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи.

  3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

  4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.


Формы контроля:

Тесты, викторины, кроссворды, зачеты, рефераты, практические работы собеседование, участие в конкурсах.


Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • Осмысленность работы;

  • Самостоятельность работы;

  • Разнообразие освоенных задач.


Ресурсное обеспечение:

Компьютерный класс, состоящий из 4 пк на базе процессоров не ниже Celeron-1800, оборудованных  устройствами чтения/записи на сменные носители FDD и CD-R(RW), НЖМД емкостью не менее 20 гигабайт, оперативной памятью не менее 128 мегабайт, монитором соответствующим требованиям ТСО97 или старше, клавиатурой, манипулятором типа «мышь», звуковой картой в комплекте с наушниками с микрофоном, видеокартой с объёмом памяти не менее 64 мегабайт (на один терминал

Сетевой принтером для обучающихся (любого типа);

Инсталляционные пакеты следующих программ: MS Windows XP,MS Oficce 2003, Kasperski Antivirus или Dr.Web, Turbo Pascal, Delphi 3, Delphi 5, The Bat, Aingun Outpost, Adobe Acrobat Reader, ACDSee, FAR, Total Comander или Windows Comander, Frigate, Norton Conander, Volcov Comander, DOS 6.0, RAR, 7Zip, Zip, Solo, BabyTyte, Opera 6.0, Mozilla Firefox.

Наличие доступа в Интернет, комплектов учебных пособий: Практическая информатика под редакцией Симонович С. В., Практические занятия Excel под редакцией Николаева Е. А., Практические занятия Word под редакцией Е. А. Николаева, Комплект учебных пособий под редакцией Семакина И.Г.

Кабинет, оборудованный согласно правилам пожарной безопасности.

 





Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц












Учебно-тематический план

1 год обучения

(144 часа)

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Примечания

теория

практика

Раздел1. Общее ознакомление


4

2

2


Раздел2. Базовые сведения о предмете


4

2

2


Раздел3. Основы работы на персональном компьютере


12

2

10


Раздел4. Настройка MS Windows

6

2

4


Раздел5. Проводник и файловые менеджеры

8

2

6


Раздел6. Ознакомление и обучение работе со стандартными программами MS Windows


Тема 1 «Microsoft Word»


Тема 2 «Microsoft Excel.»


70





30


40

24





10


14

46





20


26


Раздел 7. Изучение работы с файлами

Тема 1. «Управление файловой системой»

12

4

8


Раздел 8. Изучение работы с графикой и звуком

Тема1. «Теоретические и практические основы компьютерной графики»


Тема2. «Работа со звуком»

22



14



10

4



2



2

18



12



8


Раздел 9. Работа в Интернете. Требования безопасности работы на ЭВМ (антивирусы)

6

2

4


Всего

144

44

100


Учебная программа разбита на следующие этапы:

  1. Общее ознакомление;

  2. Базовые сведения о предмете;

  3. Основы работы с MS Windows;

  4. Настройка MS Windows;

  5. Проводник и файловые менеджеры;

  6. Ознакомление и обучение работе со стандартными программами MS Windows;

  7. Изучение работы с файлами;

  8. Изучение работы с графикой и звуком

  9. Работа в Интернете. Требования безопасности работы на ЭВМ (антивирусы )

Содержание программы:

Общее ознакомление

Базовые сведения о предмете

История вычислительной техники, поколения ЭВМ, тематика данного года обучения

Основы работы на персональном компьютере

Составные части ПК и их назначение, содержание экрана, контекстное меню, окно, составные части окна и их назначение, операции с окном, заставка, ее назначение и установка.

Настройка MS Windows

Проводник и файловые менеджеры

Ознакомление и обучение работе со стандартными программами MS Windows


Тема 1 «Microsoft Word»

Работа с пакетом MS Office. Текстовый процессор Microsoft Word. Структура окна Word и его элементы. Управление документами. Набор, редактирование и оформление документов. Использование шрифтов. Работа с блоками. Форматирование абзацев. Создание таблиц, списков и их оформление. Сортировка записей. Вставка объектов в документ. Работа с редактором формул. Подготовка документов к печати. Орфография. Слияние документов. Операции отмечания и нумерации. Стиль, колонтитулы. Формирование страницы. Многоколонная верстка. Печать документов.


Тема 2 «Microsoft Excel.»

Работа с пакетом MS Office. Электронные таблицы Microsoft Excel. Назначение и возможности Excel. Рабочий лист Excel и его элементы. Панели инструментов. Выделение фрагментов в таблице. Ввод текста, чисел и формул в таблицу и их редактирование. Изменение размеров ячеек. Операции с фрагментами таблицы. Обработка данных и расчеты в таблицах. Абсолютная, относительная и комбинированная адресация. Операции и функции, выполняемые над данными при работе с Excel. Оформление таблиц. Вывод таблиц на экран и принтер. Построение диаграмм и графиков по данным в таблицах и их редактирование. Моделирование с использованием табличных процессоров.


Изучение работы с файлами

Тема 1. «Управление файловой системой»


Изучение работы с графикой и звуком

Тема1. «Теоретические и практические основы компьютерной графики»

Графические редакторы, редактор Paint, панель инструментов, меню, палитра, окно выбранных цветов, инструменты рисования.



Тема2. «Работа со звуком»

Программа звукозапись, запись с микрофона, воспроизведение, сохранение работы.


Работа в Интернете. Требования безопасности работы на ЭВМ (антивирусы)

Интернет.Организация Интернета.Адреса Интернета.Подключение к Интернету.

Службы Интернета.Почта Интернета.Поиск информации в Интернете.

Просмотр информации в WWW.Сетевой этикет и сетевая безопасность.

Отправка сообщений электронной почты

Прием сообщений электронной почты.

Антивирусные программы.


















2 год обучения

(216 часов)

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Примечания

теория

практика

Раздел1. Общее ознакомление


3

1

2


Раздел2 Система управления базами данных MS Access.

Тема 1 История создания и назначение СУБД MS Access..

Тема 2 Создание базы данных.

51


21


30

12


6


6

39


15


24


Раздел3 Составление презентаций в Microsoft PowerPoint.

Тема 1 Интерфейс, меню, панели инструментов.

Тема 2 Показ презентаций.

54



33


21

15



9


6

39



24


15


Раздел4 Растровый редактор Photoshop.

Тема 1 Знакомство с редактором. Тема 2 Спецэффекты..

54


24

30

15


9

6

39


15

24


Раздел5. Векторный редактор Color Draw.


Тема 1 Знакомство с редактором.

Тема 2 Панель инструментов.


54



21

33

15



6

9

39



15

24


Всего

216

58

158


Учебная программа второго года обучения разбита на следующие этапы:

  • Введение и общее представление о предметах второго года обучения.

  • Система управления базами данных MS Access.

  • Составление презентаций в Microsoft PowerPoint.

  • Растровый редактор Photoshop.

  • Векторный редактор Color Draw.


Содержание программы:

Система управления базами данных MS Access.

История создания и назначение СУБД MS Access. Основные компоненты и команды меню СУБД Access. База данных MS Access как совокупность средств обработки информации. Создание базы данных. Создание реляционных таблиц в режимах конструктора, мастера и таблиц. Ввод данных в таблицу и их редактирование. Модификация структуры таблицы. Поиск и замена данных в таблице. Сортировка данных и использование фильтров. Создание форм и отчетов с использованием мастера и конструктора.

Составление презентаций в Microsoft PowerPoint

Интерфейс, меню, панели инструментов. Шаблоны и разметка слайдов. Маркированный список. Диаграмма. Навигация по презентации. Создание текстовых слайдов. Добавление и форматирование диаграмм. Круговые диаграммы. Схемы. Таблицы. Графические объекты. Импорт и работа с графическими объектами. Сортировщик слайдов. Показ слайдов. Анимация. Использование аудио и видео эффектов. Показ презентаций. Печать презентаций.

Растровый редактор Photoshop.

Знакомство с редактором. Инструменты выделения. Работа со слоями. Маски и каналы. Компоновка изображения. Градиент. Работа с текстом. Техника работы со слоями. Рисование и редактирование. Спецэффекты. Фильтры. Работа с контурами. Коллаж.Коррекция тона и цвета. Ретуширование фотографий.

Векторный редактор Color Draw.

Введение. Знакомство с редактором. Состав изображений. Линии. Текст. Объекты. Заливки. Обводка контуров. Отображение рисунка на экране. Упорядочение объектов. Совокупности объектов. Огибающие и деформации. Перспектива, тени и экструзия. Клоны, символы, пошаговые переходы и ореолы. Линзы. Прозрачность и фигурная обрезка. Размещение текста на траектории. Точечные изображения и коллажи. Вывод иллюстрации.





3 год обучения

(216 часов)

Название разделов и тем

Всего часов

В том числе

Примечания

теория

практика

Раздел1.  Основы программирования в системе Turbo Pascal.


21

6

15


Раздел2 Интегрированная среда системы Turbo Pascal.


Тема 1 Работа с экранным редактором

Тема 2 Базовые элементы языка Pascal

24



9


15

6



3


3



18



6


12




Раздел3

Простые операторы. Структурные операторы


21

6



15




Раздел4 Понятие процедур и функций пользователя.


21

6



15




Раздел5. Порядок организации пользовательских процедур и функций.


Тема 1 Глобальные и локальные, фактические и формальные параметры

Тема 2 Построение алгоритмов методом последовательной детализации..



24




12



12

6




3



3



18




9



9




Раздел 6. Обработка символьной и строковой информации.



24

6

18


Раздел 7. Запись как структурированный тип данных.


Тема 1 Способы описания записей. использованием записей.


Тема 2 Модуль System. Текстовые и типизированные файлы.

27



15



12

6



3



3

21



12



9


Раздел 8. Графика в системе Turbo Pascal.


Тема 1 Модуль Graph.

Тема 2 Мультипликация.

30



15

15

9



6

3

21



9

12


Раздел 9. Составление программ на языке Turbo Pascal.

24

3

21


Всего

216

54

162



Учебная программа третьего года обучения разбита на следующие этапы:

  • Основы программирования в системе Turbo Pascal.

  • Интегрированная среда системы Turbo Pascal.

  • Простые операторы. Структурные операторы.

  • Понятие процедур и функций пользователя.

  • Порядок организации пользовательских процедур и функций.

  • Обработка символьной и строковой информации.

  • Запись как структурированный тип данных.

  • Графика в системе Тurbo Рascal.

  • Составление программ на языке Turbo Pascal.


Содержание программы:

 Основы программирования в системе Turbo Pascal

Структура программы на языке Pascal: заголовок; раздел описания модулей; разделы описания меток, констант, типов данных, переменных; раздел описания процедур и функций; раздел операторов; комментарии.

Интегрированная среда системы Turbo Pascal.

Работа с экранным редактором, отладка и компиляция программы, запуск программы на выполнение. Базовые элементы языка Pascal: буквы, цифры, специальные символы, идентификаторы; константы и переменные; целый и вещественный типы данных; символьный, булевый, интервальный и структурированный типы данных; арифметические и булевые выражения и операции; операции отношений. Процедуры ввода и вывода. Арифметические функции.

Простые операторы. Структурные операторы

Составной оператор, условные операторы if, case; операторы повторения for, repeat, while. Программирование алгоритмов с ветвлениями и повторениями.

Понятие процедур и функций пользователя

Правила записи процедур и функций. Вызов процедур и функций. Программирование с использованием процедур и функций.

Порядок организации пользовательских процедур и функций

Раздел описания таких процедур и функций в программе. Глобальные и локальные, фактические и формальные параметры. Метод накапливающего параметра. Построение алгоритмов методом последовательной детализации. Основные принципы структурного программирования. Прямая и косвенная рекурсия. Рекурсивные подпрограммы.

Обработка символьной и строковой информации.

Строковый и символьный типы данных. Процедуры и функции обработки строк и символов. Моделирование процессов обработки текстовой информации: поиск, удаление, преобразование и замена.

Запись как структурированный тип данных

Способы описания записей. Оператор присоединения with. Предопределенные записи. Программирование алгоритмов с использованием записей. Модуль System. Текстовые и типизированные файлы. Процедуры и функции работы с текстовыми и типизированными файлами: порядок организации связи с файлом, открытие и закрытие файла, чтение и запись информации. Прямой и последовательный доступ к записям файла. Программирование алгоритмов с использованием данных из файлов.

Графика в системе Turbo Pascal

Модуль Graph. Инициализация графического режима. Основные процедуры вывода графической информации: процедуры очистки экрана, построения точки и отрезка; построение графиков функций. Процедуры построения прямоугольника, дуги и окружности, эллипса. Вывод текста. Работа с цветом: процедуры установки и изменения цвета, закраска области, построение гистограмм. Мультипликация. Структура программ, осуществляющих движение рисунков. Построение рисунков, имеющих движущиеся элементы.

Составление программ на языке Turbo Pascal.
























Список учебно-методической литературы.


1. Литература для педагога:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  2. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н /Д: Феникс, 2007.

  3. Денисов А. Интернет: самоучитель. – СПб: Питер, 2000.

  4. Новейший самоучитель по работе в Интернете/Под.ред.С.Симоновича.-М.:Десс; Инфорком-Пресс, 2000.

  5. Основные современные концепции творчества и одаренности/Под ред.Д.Б.Богоявленской, М.: Молодая гвардия, 1997.

  6. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие.- 2-е изд. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2007.

  7. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

  8. Тихонов А.И. Публикация данных в Internet./Под.ред. В.А. Филикова. М.: Изд-во МЭИ, 2000.

  9. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на СD-ROM. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 

  10. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  11. www.informatika.ru

  12. www.relcom.ru/computerlow

  13. www.1septembre.ru


  1. Литература для обучающихся:

  1. Семакин И.Г. Задачник-практикум в двух томах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Угринович Н.Д., Босова Л,Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

  3. Хорошева И, Вигерчук А., Ефимова О. Microsoft Office 2003: учебное пособие - М.: Общество «Знание» России, 2004.

  4. Хорошева И., Сапожников А. Основы работы в Интернет: учебное пособие - М.: Общество «Знание» России, 2002.

  5. Хорошева И., Сапожников А. Основы работы на ПК/Windows XP/: Практический курс для начинающего пользователя - М.: Общество «Знание» России, 2003.




















ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ


К работе в кабинете информатики допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности, соблюдающие указания преподавателя, расписавшиеся в журнале регистрации инструктажа.
Необходимо неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.

Требования безопасности перед началом работы.

Не входить в кабинет в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами. Передвигаться в кабинете спокойно, не торопясь.
Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данное занятие.
Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других обучающихся.
Перед началом работы обучающийся должен убедиться в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем месте.
Напряжение в сети кабинета включается и выключается только преподавателем.


Требования безопасности во время работы.

С техникой нужно обращаться бережно, на клавиатуре работать не спеша, клавиши нажимать нежно. При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.


Запрещается.

Эксплуатировать неисправную технику. При включенном напряжении сети отключать, подключать кабели, соединяющие различные устройства компьютера.

Работать с открытыми кожухами устройств компьютера. Касаться экрана дисплея, тыльной стороны дисплея, разъемов. соединительных кабелей, токоведущих частей аппаратуры. Касаться автоматов защиты, пускателей, устройств сигнализации. Во время работы касаться труб, батарей. Самостоятельно устранять неисправность работы клавиатуры. Нажимать на клавиши с усилием или допускать резкие удары. Пользоваться каким-либо предметом при нажатии на клавиши. Передвигать системный блок и дисплей. Загромождать проходы в кабинете сумками, портфелями, стульями. Брать сумки, портфели за рабочее место у компьютера. Быстро передвигаться по кабинету. Класть какие-либо предметы на системный блок, дисплей, клавиатуру. Работать грязными, влажными руками, во влажной одежде. Работать при недостаточном освещении. Работать за дисплеем дольше положенного времени. Запрещается без разрешения преподавателя. Включать и выключать компьютер, дисплей. Подключать кабели, разъемы и другую аппаратуру к компьютеру. Брать со стола преподавателя дискеты, аппаратуру, документацию. Пользоваться преподавательским компьютером.


Требования безопасности по окончанию работы.

По окончании работы выполнить действия строго по указанию преподавателя.











Примерный комплекс упражнений для глаз:


1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи. Продолжительность одного занятия — не более 45 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз. Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для воспитанников младшего возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.

30


Образовательная программа объединения "Информационные технологии"
  • Информатика
Описание:

Актуальность программы.

В настоящее время всё большее распространение получает компьютерная техника. Знания в этой области необходимы практически каждому. Знание основных принципов работы на ЭВМ не только повышает интеллектуальный уровень обучающихся, но и стимулирует их к дальнейшему самостоятельному изучению не только информатики, но и физико-математических дисциплин.

Актуальность программы состоит в том, что она готовит школьников к программно-технической деятельности и позволяет более уверенно чувствовать себя при поступлении в высшие учебные заведения. Если некоторые вопросы интересуют воспитанников больше других, то по этим разделам проводятся дополнительные индивидуальные занятия.

Направленность программы: создание условий для развития личности, интеллектуального и духовного развития, овладения знаниями и умениями в области информационных технологий.

Программой предусмотрено индивидуальное творчество воспитанников в наиболее интересном для них направлении.

Данная программа актуальна для каждого, кто не имеет базовых навыков работы на ЭВМ. Программа может применяться не только для работы объединения , но и для факультативного (ускоренного) закрепления знаний последующих годов обучения, для элективных курсов.

Новизна программы заключается в том, что знания по теории ИТ воспитанник получает в контексте практического применения данного понятия, т.е. она дает возможность детям изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте. Уровень новизны данной программы наиболее высокий, т. к. развитие ЭВМ происходит безостановочно, а в программе могут быть  задействованы любые новые пакеты и версии ОС.

Практическая значимость: программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, где необходимо знание современных компьютеров, дает возможность ребенку определить в какой области он может применить свои знания, тем самым облегчает выбор его будущей профессии.

        

 Цель программы – создание благоприятных условий для развития творческих способностей, математического и логического мышления, подготовка квалифицированного пользователя современного персонального компьютера.

        

Автор Жукова Людмила Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 312
Номер материала 44394
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓