Главная / Директору-завучу / Образовательная программа научного общества учащихся "Поиск"

Образовательная программа научного общества учащихся "Поиск"

Образовательная программа научного общества учащихся «Поиск»

Направление деятельности: научно-познавательное

Автор-составитель Смеречук Вера Брониславовна,

учитель высшей квалификационной категории, заместитель директора школы по НМР

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «НОУ «Поиск» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт), на основе Программы развития МОУ Школа с. Аксарка, ООП, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса; направлена на формирование общей исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих и исследовательских способностей, на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося.        Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными.

Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Место данной программы является неотъемлемой частью общеинтеллектуального развития школьников. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.                                                                                         
Цель программы  повышение качества и эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности;    развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Педагогическое проблемное поле программы, приоритеты и принципы: МОУ  Школа с. Аксарка призвана выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшим освоить профессиональные образовательные программы.

Актуальность этой программы в том, что социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то, что он пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.      Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.  Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.  Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.

  Программа позволяет:

-  формировать ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;

-    формировать у детей учебную мотивацию;

-     диагностировать интеллектуальное развитие детей; 

- реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. 

Педагогическая значимость

  • Стимулирует творчество и самостоятельность

  • Сочетает коллективное и индивидуальное творчество

  • Реализует принципы сотрудничества

  • Открывает возможность формирования жизненного опыта

  • Развивает личность ребенка

Основные задачи и направления деятельности НОУ:

1. формирование школьного научного сообщества со своими традициями;        

2. раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;                                                                                          

 3. содействие профессиональному самоопределению учащихся;                        

  4. углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской работе;                                                                                                  

5. создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов;           

 6. проведение исследований, имеющих практическое значение;        

7. разработка и реализация исследовательских проектов;                                      

8. пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;  

 9.  формирование представлений о природном и социальном окружении человека, умений вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;   

10. приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, обработки результатов и их презентации; 

11. овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

12.освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

13. выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

14. разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы и выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

15. разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

16. создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

17. создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

18. подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;

19. совершенствование психолого-педагогических технологий сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться», «Помоги себе сам»;

20. повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не через логику предмета;

21. организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающего приоритетные задачи воспитания и обучения;

22.  вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

23.  сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

24.  глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

25. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

26.   приобретение коммуникативных умений;

27.   выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации.

         Деятельность НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:   

-  систематичность и последовательность в освоении знаний и умений;

- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей, указывающий на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;                                                        

- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда;

  - принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать их;        

  -принцип синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе совершенствования и самосовершенствования человека;                                                             -принцип регионализации, обеспечивающий последовательную ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей региона при организации деятельности;                                                       

  - принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов образовательного пространства;                                                 

 -принцип экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;

- принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными претензиями и реальными способностями;

- принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его желанию);

- принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников);

--принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка);

-принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);

-принцип ориентации на успех;

-принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью)

Технологии:

-Информационно-коммуникативные технологии

-Проектная деятельность

-Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний

Формы контроля

-Проект и исследовательская работа

-Буклет, рисунок, реклама, видеоролик и др.

-Презентация

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный.

  2. Репродуктивный.

  3. Поисково-исследовательский.

4. Метод интерактивного обучения.

Характеристика методов исследования

Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.

Сравнение - позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности.  В результате сравнения устанавливается общее, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение - определение численного значения некоторой величины, посредством единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент - предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств

Абстрагирование - мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.

Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата как абстракции.

Примерами могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…

Анализ - изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы.

Синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое.

Моделирование - исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности.

Построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов.

Моделирование может быть предметным и знаковым.

В предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта – оригинала.

При знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.

Обобщение - позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для правильной ориентации в окружающем мире.

Прогнозирование - вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем

Беседа - организуется с целью выявления индивидуальных особенностей личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.

Анкетирование – метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом (опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.

Интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на поставленные вопросы служат исходным источником информации.

Работа с научной литературой.


Подходы обучения: системно-деятельностный подход

2. Основные направления развития НОУ. Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут открыть сами и исследовать

Содержание и организация работы научного общества учащихся «Поиск». Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий. Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование, стать успешным и конкурентоспособным в жизни.

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности. (И.И. Лернер).
1.Составление программ и разработка проектов и тем исследований.

2. Участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх, выставках.

3.Проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций.

4.Выступление с докладами, сообщениями, творческими отчетами.

5.Встречи с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек.

6.Подготовка исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.

Каждая исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт, графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к оформлению научных работ.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы:

1. Изучение теоретического материала.

2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.

3. Формулировка рабочей гипотезы.

4. Освоение методики исследования.

5. Сбор собственного экспериментального материала

6. Обработка материала.

7. Обобщение, анализ, выводы.

8. Представление исследовательской работы.

 Содержательные линии программы:

Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.

Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.

Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.

Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся,   создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

 Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа.

 Первый этап- формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.

 Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.

Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных  проектов.

В основе методов проекта и исследований положены:

  • Умение находить решение проблемы творчески

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся

  • Умение ориентироваться в информационном пространстве

  • Умение самостоятельно конструировать свои знания

  • Умение критически мыслить

Этапы работы над проектом

  1. Мобилизирующий этап ( пропедевтика, подготовка)

  2. Основной этап (актуализация знаний, планирование работы, исследовательская деятельность, результаты и выводы)

  3. Представление готового продукта (итоговое занятие, буклет, презентация, рисунок)

  4. Оценка процессов и результат работы.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

-обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;

-применение индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения;

-формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Должны научиться:

  • применять полученные знания на практике;

  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

  • формировать собственную позицию, делать выводы;

уметь:

использовать основные исследовательские методы:

  1. поиск информации,

  2. сбор и обработка данных,

  3. научное объяснение полученных результатов,

  4. видение и выдвижение новых проблем,

  5. выдвижение гипотез,

  6. способов их решения.

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобретают следующие навыки:

  • видеть проблему;

  • самостоятельно ставить задачи;

  • работать с литературными источниками;

  • планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

  • овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Формы работы:

1. индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях:

1) отдельные задания; создание спецкурсов, системы творческих и практико-ориентированных заданий, спроектированных для различных возрастных групп учащихся.

2) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников);

2. групповая: подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим вечерам; обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности; разработка и реализация внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских проектов; организация выставок, проведение научных семинаров и конференций; изготовление пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и т.д.

3. массовая: встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах, посещение музеев, библиотек, театров, выставок; создание временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных исследовательских задач.

Целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки. По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.

Содержание мероприятий


п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

1.

Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей и способностей обучающихся

в течение всего периода

 Педагог-психолог

2.

Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими образовательными направлениями в рамках преемственности.

В течение учебного

года

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

3.

Разработка механизма оценки качества образования членов НОУ.

Сентябрь-декабрь

руководитель НОУ

4.

Участие в школьных, муниципальных, региональных, российских, международных олимпиадах, конкурсах, марафонах, предметных неделях т.д.


в течение всего периода

зам директора по НМР, руководитель НОУ, учителя-предметники

5.

Разработка модели Кодекса чести  члена НОУ

январь2014 года

руководитель НОУ, совет НОУ

6.

Участие в научно-практических конференциях

в течение всего периода

руководитель НОУ

7

Проведение научно-методических семинаров для руководителей научных секций.

учебный год

зам директора по НМР, руководитель НОУ

8

Организация работы психолого- педагогического  семинара-практикума (согласно решаемым проблемам)

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

9

Организация опытно-экспериментальной работы

в течение всего периода

руководитель НОУ

10

Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в определенной области знаний.

в течение всего периода

руководитель НОУ


Нормативно-правовая обеспеченность НОУ.

Задача: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного общества учащихся в системе  учебно-воспитательной работы учреждения.

Основные направления:

- формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности НОУ;

-разработка нормативных документов, определяющих функционал  сотрудников в данном направлении деятельности образовательного учреждения.

Перечень мероприятий:

п/п

мероприятия

сроки реализации

исполнители

1.

Совершенствование Положения о  НОУ

январь

руководитель НОУ

2.

Обновление нормативно-правовой базы:

- Положение о Совете НОУ;

-Положение о школьной научно-практической конференции;

-Положение о проведении Дней науки.

февраль

зам. директора по НМР,

руководитель НОУ

3.

Разработка должностных обязанностей руководителя НОУ

февраль

зам. директора по НМР

руководитель НОУ

4.

Создание сборника нормативных документов, регламентирующих деятельность  НОУ

март

зам. директора поНМР,

руководитель НОУ

Управление  школьным НОУ.

Задача: создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.

Основные направления:

- развитие механизмов самоуправления школьным НОУ. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела – проекта.

Перечень мероприятий:

п/п

мероприятия

сроки реализации

исполнители

1.

Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной модели управления.

май

зам. директора по НМР,

руководитель НОУ

2.

Создание Совета НОУ

май

руководитель НОУ

3.

Развитие различных форм самоуправления в НОУ

В течение уч. года

руководитель НОУ

4.

Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета НОУ

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

5.

Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля.

в течение всего периода

руководитель НОУ

6.

Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных учреждений.

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

Научное сопровождение деятельности НОУ

Задача: создание условий для развития исследовательских умений и навыков членов  НОУ.

Основные направления:

- установление контактов с преподавательским составом вузов РФ;

- организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- участие в научно-практических конференциях, выставках научного творчества.

Перечень мероприятий:

п.п

Мероприятия

Сроки реализации

Исполнители

1.

Участие в научно-практических конференциях разного уровня

в течение всего периода

руководитель НОУ

2.

Проведение специальных семинаров по основам организации и проведения научного исследования.

в течение всего периода

зам. директора по НМР, руководитель НОУ

Создание развивающей образовательной среды

Задачасоздание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ, их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.

Основные направления:

- отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы личностного роста членов секций;

-проектирование и организация индивидуальной работы  с учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизиологических особенностях;

-разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной среды.

Перечень мероприятий:

п\п

Мероприятия

сроки реализации

ответственные

1.

Изучение физиологических и психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся.

в течение всего периода

Педагог-психолог, руководитель НОУ

2.

Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями учащихся.

В течение уч. года

руководитель НОУ

3.

Создание  образовательной развивающей среды

В течение уч. года

руководитель НОУ

4.

Мониторинг эффективности образовательной среды

в течение всего периода

руководитель НОУ

Взаимодействие с семьей. Социальное партнерство.

Задача: расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в целях развития личности обучающихся.

Основные направления:

развитие материально-технической базы НОУ;

- обеспечение научного руководства деятельностью секции;

- оценка деятельности руководителя НОУ;

- организация образовательного процесса НОУ;

- организация досуга детей;

- изучение и распространения педагогического опыта.

Перечень мероприятий:

п\п

Мероприятия

сроки реализации

ответственные

1.

Установление связи с управляющим советом школы

сентябрь

руководитель НОУ

2.

Установление связи с организациями поселка

В течение учебного года

руководитель НОУ

3.

Обеспечение научного руководства исследовательскими работами

В течение всего периода

руководитель НОУ, рук. секций

Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, экспедиции. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя. Итоги работы НОУ подводятся на ежегодной школьной конференции. Лучшие работы представляют на районные, окружные, российские и международные конференции и конкурсы.

Физико-математическая секция

Естественнонаучная

секция

Гуманитарная

секция

математика

биология

литературоведение

физика

экология

лингвистика

информатика

география

литературное краеведение

 


историческое краеведение

 

 

история.


Ожидаемые результаты программы

        Реализация Программы позволит сформировать целостную социально-педагогическую систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.

        Целенаправленно реализуя все  положения Программы, НОУ подготовит   выпускника, способного к:

- самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

- осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и способностей;

- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;

- продолжению образования, самообразованию, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;

- формированию ведущих интегративных качеств личности;

- самопознанию, самовыражению, самореализации, инициативности;

- формированию коллективизма;

- творческому подходу в решении проблем

- привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях ребят;

- формирование у учащихся проблемной компетенции;

- развитие информационной компетенции;

- развитие коммуникативной компетенции;

-развитие компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);

-формирование у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов, реферативных и исследовательских работ;

-участие детей в различных конференциях и конкурсах.


Календарно--тематический план

Тема

Вид деятельности

Планируемая презентация

Дата проведения


Цели и задачи НОУ. Права и обязанности его членов.

Основные направления работы.




Что такое научное исследование?

Подготовка к участию в конкурсе творческих работ

Общие требования к исследовательским работам. Этапы работы над научным исследованием.

Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.

Презентация, подготовленная руководителем НОУ



Виды исследовательских работ.


Составление памятки «Виды исследовательских работ».



Тема и вид исследования.


Выбор темы исследования и вида исследовательской работы.

Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление личного плана исследования.

Обсуждение выбранных для исследования тем.




Структура исследовательской работы. Общее представление.


Знакомство с памяткой «Требования к содержанию научной работы».

Сбор и представление информации по избранной теме



Введение. Элементы введения.


Ознакомление с элементами введения по предложенным учителем образцам. Собеседование, написание введения по теме своего исследования.

Анализ готовых работ (образцов).



Введение. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи.




Введение. Объект, предмет исследования. Подготовка к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок»

Выделение объекта и предмета применительно к теме своего исследования.




Введение. Гипотеза исследования. Подготовка к участию в краеведческой конференции

Способ выдвижения гипотезы. Словесное оформление.



Понятие о методах исследования.

Подготовка к участию в краеведческой конференции

Выявление методов в теме индивидуального исследования.

Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога исследователя.

Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме.

Посещение библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования.

Представление написанного введения и его последующая коррекция.











Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы работы».



Понятие о методах исследования.



Понятие о методах исследования.



Введение. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы.

Знакомство с видами литературных источников. Правильное оформление ссылок на источник в исследовательской работе.



Основная часть исследовательской работы.

Написание теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для проведения исследования.

Написание исследовательской части работы.

Представление основной части исследовательской работы членам кружка с последующей коррекцией.

Индивидуальные консультации по содержанию исследования.



Основная часть исследовательской работы.



Основная часть исследовательской работы.



Основная часть исследовательской работы.



Основная часть исследовательской работы.



Заключение. Правила написания.

Ознакомление с написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная речь.

Представление написанного заключения к своей работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией.



Заключение. Правила написания.

Подготовка к научно-практической конференции



Оформление литературы и приложений.

Соотнесение текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный источник.

Представление приложений к исследовательской работе.

Анализ оформления ссылок на литературные источники.



Оформление литературы и приложений



Как подготовить компьютерную презентацию.

Требования к компьютерной презентации.

Правила оформления презентаций.

Представление презентаций по теме исследовательской работы с последующей коррекцией.



Как подготовить компьютерную презентацию.



Защита исследовательской работы.

Выделение ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту.

Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в представлении научной работы.

Выступление перед участниками кружка.

Практическая часть: Защита своей исследовательской работы.



Защита исследовательской работы.



Защита исследовательской работы.



Подготовка тезисов выступления

Правила оформления тезисов.

Представление тезисов работы.



Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.

Выступление перед участниками НОУ.

Защита работы на научно-практической конференции учащихся.

Отбор исследовательских работ




Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.



Подготовка к научно-практической конференции учащихся.

Культура выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских работ. Написание рецензий на работы.



Проведение научно-практической конференции школьников.

Анализ итогов конференции.

Подведение итогов работы НОУ

Результаты гимназической научно-практической конференции и подготовка к районной и городской конференции.



Учебно-методическое обеспечение программы

Литература

  1. Абрамова С.В. Организация учебно- исследовательской работы по русскому языку/ С.В.Абрамова // Русский язык (ПС). -2006. - №17-24.

  2. Баринова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум М», 2001.

  4. Обухов А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся'». –«Народное образование» № 2 2004 год, стр. 146-148

  5. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.

6. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников», 1993.

Рекомендуемая литература по исследовательской деятельности для учащихся..

  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.

  2. Варежникова О. Научно-исследовательская деятельность – шанс изменить судьбу./ О.Варежникова // УГ. -2006. -№22. 

Информационно - методическое обеспечение

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы, компьютерные программы по предметам.

1.Мультимедийные энциклопедии



Образовательная программа научного общества учащихся "Поиск"
  • Директору-завучу
Описание:

      Образовательная программа дополнительного образования  «НОУ «Поиск» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт), на основе Программы развития  МОУ Школа с. Аксарка, ООП, комплексно-целевой программы «Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса; направлена на формирование общей исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих  и исследовательских способностей, на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Успешность в овладении исследовательскими умениями  способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении учащегося.        Исследовательская деятельность школьников связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний. Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные учёными.

   Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Место данной программы является неотъемлемой частью общеинтеллектуального развития школьников. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.                                                                                         

Автор Смеречук Вера Брониславовна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Планирования
Просмотров 1841
Номер материала 7114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓