Образовательная
программа научного общества учащихся «Поиск»
Направление
деятельности: научно-познавательное
Автор-составитель
Смеречук Вера Брониславовна,
учитель
высшей квалификационной категории, заместитель директора школы по НМР
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования «НОУ «Поиск» разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта (далее — Стандарт), на основе Программы развития
МОУ Школа с. Аксарка, ООП, комплексно-целевой программы
«Одаренные дети» и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и
организацию образовательного процесса; направлена на формирование общей
исследовательской культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование
обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих и
исследовательских способностей, на формирование оргдеятельностных
(методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и
учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее
достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость
ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего
мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать
с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию,
выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Успешность в
овладении исследовательскими умениями способствует развитию и
совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность
самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения. Умения подобного
рода, как показывает практика, значимы и в дальнейшем вузовском обучении
учащегося. Исследовательская деятельность школьников
связана с решением познавательной задачи с заранее неизвестным результатом. В
отличие от научного, школьное исследование носит учебный характер, то есть
направлено на развитие личности, а не на получение новых научных знаний.
Школьник постепенно совершает собственные открытия, когда-то уже сделанные
учёными.
Человек по своей природе – исследователь. Особенно ярко поисковая активность
проявляется в юном возрасте, когда небольшой жизненный опыт не дает возможности
получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это
природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.
Место
данной программы является неотъемлемой частью общеинтеллектуального развития
школьников. Программа является документом, открытым для внесения
изменений и дополнений.
Цель программы – повышение качества и
эффективности образовательного процесса через создание условий для формирования
познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно –
исследовательской и творчески – проектной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных,
творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование
компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в
информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Педагогическое проблемное поле
программы, приоритеты и принципы: МОУ Школа с. Аксарка призвана выполнять социальный заказ
государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности,
способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный
выбор и в дальнейшим освоить профессиональные образовательные программы.
Актуальность
этой программы в том, что социальный опыт ребенка - это
не то, что он знает и помнит, потому что прочитал или выучил, а то, что он
пережил. И этот опыт определяет его действия и поступки. Большое влияние на
совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ
общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в
нестандартных условиях, гибко и самостоятельно, использовать приобретенные
знания в разнообразных жизненных ситуациях. Происходящие
изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования,
педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности,
творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в
информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и
решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной
деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Актуальность
программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,
необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в
вузах, колледжах и т.д. Наше развивающееся общество
имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих
элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает
необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими
формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В новых
условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные
знания, - нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь
работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной
образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и
работать в условиях информационного общества.
Программа
позволяет:
- формировать
ценность знания, ориентированного на идею педагогического сотрудничества;
- формировать у детей учебную мотивацию;
- диагностировать интеллектуальное развитие детей;
- реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы.
Педагогическая
значимость
·
Стимулирует творчество и самостоятельность
·
Сочетает коллективное и индивидуальное
творчество
·
Реализует принципы сотрудничества
·
Открывает возможность формирования
жизненного опыта
·
Развивает личность ребенка
Основные
задачи и направления деятельности НОУ:
1. формирование
школьного научного сообщества со своими
традициями;
2. раннее
раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
3.
содействие профессиональному самоопределению
учащихся;
4. углубленная подготовка общества к самостоятельной исследовательской
работе;
5. создание
условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность
учащихся разных
возрастов;
6.
проведение исследований, имеющих практическое
значение;
7. разработка
и реализация исследовательских проектов;
8. пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства;
9. формирование представлений
о природном и социальном окружении человека, умений вести себя в ней в
соответствии с общечеловеческими нормами;
10. приобретение знаний о
структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска
необходимой для исследования информации, обработки результатов и их
презентации;
11. овладение способами
деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной,
рефлексивной;
12.освоение основных компетенций:
ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
13. выявление образовательного запроса обучающихся, с целью
определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;
14. разработка системы проектной и исследовательской деятельности в
рамках образовательного пространства школы и выстраивание целостной системы
работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой
деятельности;
15. разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
16. создание системы критериев оценки работ, премирования и
награждения победителей;
17. создание оптимальных условий для развития
и реализации способностей детей;
18. подготовка педагогических кадров для работы с детьми,
склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности;
19. совершенствование психолого-педагогических технологий
сопровождения учебного процесса, снимающих его напряжение и способствующих
эмоциональной разрядке обучающихся через реализацию проектов «Учись учиться»,
«Помоги себе сам»;
20. повышение мотивации в учении через построение образовательного
процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, а не
через логику предмета;
21. организация сотрудничества учителей, учащихся и
родителей в процессе ученического проектирования, включающего приоритетные
задачи воспитания и обучения;
22. вывод ученика на свой, личный, уровень развития через
индивидуальный темп работы над проектом;
23. сбалансированное развитие основных физиологических и
психических функций ученика через системный подход к разработке учебных
проектов;
24. глубокое осознанное усвоение базовых компетенций
учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
25. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и
навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной
литературой;
26. приобретение коммуникативных умений;
27. выявление наиболее одаренных учащихся в разных
областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их
самоопределения и самореализации.
Деятельность
НОУ по реализации поставленных задач осуществляется на основе следующих принципов:
- систематичность
и последовательность в освоении знаний и умений;
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной
деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении
исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют
повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего
образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов
и научных руководителей, указывающий
на необходимость преемственности с другими образовательными уровнями;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в
проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую
эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда;
- принцип вариативности и гибкости, предполагающий способность быстро
откликаться на изменения среды, на новые потребности, предугадывать
их;
-принцип
синтеза в образовательном процессе интеллектуальной, эмоциональной, духовной
деятельности на основе деятельности предметно-творческой, позволяющий
определить место разнообразных видов исследовательской деятельности в процессе
совершенствования и самосовершенствования
человека;
-принцип регионализации, обеспечивающий последовательную
ориентацию на региональную политику в области образования, учет особенностей
региона при организации деятельности;
-
принцип открытости, направленной на организацию взаимодействия всех субъектов
образовательного пространства;
-принцип
экологичности, указывающий, что деятельность и полученные результаты не должны
противоречить нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, не должны быть
направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни детей;
-
принцип индивидуализированного подхода, который позволит сочетать потребности
государства с потребностями личности, откроет перспективу реальной корректировки
образования каждого отдельно взятого учащегося в соответствии с его социальными
претензиями и реальными способностями;
-
принцип добровольности (зачисление ребёнка в НОУ возможно только по его
желанию);
-
принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим
формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников);
--принцип
доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию
ребёнка);
-принцип обратной
связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия);
-принцип
ориентации на успех;
-принцип
индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система
поощрений, опора на семью)
Технологии:
-Информационно-коммуникативные
технологии
-Проектная
деятельность
-Исследовательская
деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний
Формы контроля
-Проект и
исследовательская работа
-Буклет, рисунок,
реклама, видеоролик и др.
-Презентация
Методы обучения:
1.
Объяснительно-иллюстративный.
2.
Репродуктивный.
3.
Поисково-исследовательский.
4.
Метод интерактивного обучения.
Характеристика
методов исследования
Наблюдение
- активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на
работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
Сравнение
- позволяет установить сходство и различие предметов и явлений
действительности. В результате сравнения устанавливается общее, что
присуще двум или нескольким объектам.
Измерение
- определение численного значения некоторой величины, посредством
единицы измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об
окружающей действительности.
Эксперимент
- предполагает вмешательство в естественные условия существования
предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений
в специально созданных условиях с целью изучения, без осложняющих процесс
сопутствующих обстоятельств
Абстрагирование
- мыслительное отвлечение от несущественного, выделение и фиксация
одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета исследования.
Процесс
абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого
результата как абстракции.
Примерами
могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в
науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость…
Анализ
- изучение каждого элемента как части целого, расчленение изучаемого
предмета или явления на составные элементы.
Синтез
- соединение элементов изучаемого объекта в единое.
Моделирование
- исследование объектов при помощи моделей – аналогов определенного
фрагмента природной или социальной реальности.
Построение
и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых
объектов.
Моделирование
может быть предметным и знаковым.
В
предметном – исследование проводится на модели, воспроизводящей геометрические,
физические, динамические, либо функциональные характеристики объекта –
оригинала.
При
знаковом – моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.п.
Обобщение -
позволяет обнаружить в многообразии предметов нечто общее, необходимое для
правильной ориентации в окружающем мире.
Прогнозирование
- вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем
Беседа
- организуется с целью выявления индивидуальных особенностей
личности, ее мотивов, позиции. Применяется на стадии подготовки массовых
анкетных опросов для определения области исследования, пополнения и уточнения
данных массовой статистики и как самостоятельный метод сбора информации.
Анкетирование –
метод опроса, заключающийся в самостоятельном заполнении респондентом
(опрашиваемом) опросного листа (анкеты) по указанным в нем правилам.
Интервьюирование
- метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по
заранее подготовленному плану с лицом или группой лиц, чьи ответы на
поставленные вопросы служат исходным источником информации.
Работа
с научной литературой.
Подходы обучения:
системно-деятельностный подход
2. Основные направления развития НОУ. Задача учителя –
направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а
на то, что дети могут открыть сами и исследовать
Содержание
и организация работы научного общества учащихся «Поиск». Создание проблемных ситуаций, активизация познавательной
деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих
актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода
обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. В результате
выполнения исследовательских работ совершенствуются все виды общеучебных умений
и навыков (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные,
учебно-информационные, учебно-коммуникативные); учащиеся получают новые и
личностно значимые знания, овладевают методами научного познания и приобретают
навык исследования как способа освоения действительности. Кроме того, у
школьников формируется интерес к определённому виду деятельности, роду занятий.
Всё это позволяет человеку в будущем получить профессиональное образование,
стать успешным и конкурентоспособным в жизни.
В
современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван
обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение
методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их.
В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых,
является условием формирования интереса, потребности в такого рода
деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и
потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё
данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные,
хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт
творческой деятельности. (И.И. Лернер).
1.Составление программ и разработка проектов и тем исследований.
2. Участие
в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, интеллектуальных играх,
выставках.
3.Проведение
семинаров, дискуссий, научно-практических конференций.
4.Выступление
с докладами, сообщениями, творческими отчетами.
5.Встречи
с учеными, изобретателями, сотрудниками музеев, архивов, библиотек.
6.Подготовка
исследовательских работ, публикаций в школьные научные сборники.
Каждая
исследовательская работа школьников должна содержать обобщения и выводы с приложением
списков использованной литературы, рисунков, чертежей, фотоснимков, карт,
графиков и рецензий научного руководителя, соответствовать требованиям к
оформлению научных работ.
Исследовательская
деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение
учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в
ходе которого реализуются следующие этапы:
1.
Изучение теоретического материала.
2.
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
3.
Формулировка рабочей гипотезы.
4.
Освоение методики исследования.
5.
Сбор собственного экспериментального материала
6.
Обработка материала.
7.
Обобщение, анализ, выводы.
8.
Представление исследовательской работы.
Содержательные линии программы:
Образовательные
линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над
проектом и исследованием темы.
Ценностные
линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого
мировоззрения.
Деятельностные
линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического
мышления.
Творческие линии - предусматривают
развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию
познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов,
требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение
исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом
школьном возрасте.
Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три
этапа.
Первый этап- формирование исследовательского поведения.
Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого
чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит
вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование
познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников.
Идет обучение проектным методам.
Второй - развивающий этап. На основе сформированного
исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и
общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное
расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе
играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению
научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной
исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и
индивидуальных проектов.
В
основе методов проекта и исследований положены:
·
Умение находить решение проблемы
творчески
·
Развитие познавательных умений и навыков
учащихся
·
Умение ориентироваться в информационном
пространстве
·
Умение самостоятельно конструировать свои
знания
·
Умение критически мыслить
Этапы работы над проектом
1.
Мобилизирующий этап ( пропедевтика,
подготовка)
2.
Основной этап (актуализация знаний,
планирование работы, исследовательская деятельность, результаты и выводы)
3.
Представление готового продукта (итоговое
занятие, буклет, презентация, рисунок)
4.
Оценка процессов и результат работы.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое
обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной,
доброжелательной атмосферы на занятиях;
-обсуждение творческого
воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
-применение
индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения;
-формирование знаний
учащихся на разных психологических уровнях.
Должны научиться:
·
применять полученные знания на практике;
·
работать с дополнительной литературой,
наглядными пособиями;
·
формировать собственную позицию, делать
выводы;
уметь:
использовать основные исследовательские методы:
1.
поиск информации,
- сбор
и обработка данных,
- научное
объяснение полученных результатов,
- видение
и выдвижение новых проблем,
- выдвижение
гипотез,
- способов
их решения.
В ходе выполнения исследовательской работы школьники
приобретают следующие навыки:
§
видеть
проблему;
§
самостоятельно
ставить задачи;
§
работать
с литературными источниками;
§
планировать,
учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
§
овладевать
навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед
публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументировано
говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по
проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Формы работы:
1. индивидуальная
работа, предусматривающая деятельность в двух направлениях:
1)
отдельные задания; создание спецкурсов, системы творческих и
практико-ориентированных заданий, спроектированных для различных возрастных
групп учащихся.
2) работа с
учащимися по отдельной программе (помощь в подготовке авторских сборников);
2.
групповая:
подборка материала для исследовательской работы, к дискуссиям, к тематическим
вечерам; обучение кандидатов и членов НОУ основам научно-исследовательской
и опытно-экспериментальной деятельности; разработка и реализация
внутрисекционных, межсекционных, общешкольных, межшкольных научно-исследовательских
проектов; организация выставок, проведение научных семинаров и конференций; изготовление
пособий, наглядного, компьютерного учебного материала, видеопособий, приборов и
т.д.
3.
массовая:
встреча с известными людьми, с ветеранами, участие в конференциях, семинарах,
посещение музеев, библиотек, театров, выставок; создание
временных научно-исследовательских коллективов для решения конкретных
исследовательских задач.
Целесообразно
большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует
формированию навыков общения, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и
взаимовыручки. По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех
проектов и исследовательских работ, которые созданы обучающимися в течение
года. Защита подразумевает не просто публичное выступление школьников в форме
доклада или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с
выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.
Содержание мероприятий
№п/п
|
Мероприятия
|
Сроки реализации
|
Исполнители
|
1.
|
Диагностика и мониторинг познавательных, творческих возможностей
и способностей обучающихся
|
в течение всего периода
|
Педагог-психолог
|
2.
|
Разработка и корректировка плана работы, согласование с другими
образовательными направлениями в рамках преемственности.
|
В течение учебного
года
|
зам. директора по НМР, руководитель НОУ
|
3.
|
Разработка механизма оценки качества образования членов НОУ.
|
Сентябрь-декабрь
|
руководитель НОУ
|
4.
|
Участие в школьных, муниципальных, региональных, российских,
международных олимпиадах, конкурсах, марафонах,
предметных неделях т.д.
|
в течение всего периода
|
зам директора по НМР, руководитель НОУ, учителя-предметники
|
5.
|
Разработка модели Кодекса чести члена НОУ
|
январь2014 года
|
руководитель НОУ, совет НОУ
|
6.
|
Участие в научно-практических конференциях
|
в течение всего периода
|
руководитель НОУ
|
7
|
Проведение научно-методических семинаров для руководителей
научных секций.
|
учебный год
|
зам директора по НМР, руководитель НОУ
|
8
|
Организация работы психолого- педагогического
семинара-практикума (согласно решаемым проблемам)
|
в течение всего периода
|
зам. директора по НМР, руководитель НОУ
|
9
|
Организация опытно-экспериментальной работы
|
в течение всего периода
|
руководитель НОУ
|
10
|
Проведение смотров, конкурсов, направленных на выявление
одаренных учащихся в определенной области знаний.
|
в течение всего периода
|
руководитель НОУ
|
Нормативно-правовая обеспеченность НОУ.
Задача: создание
нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность научного
общества учащихся в системе учебно-воспитательной работы учреждения.
Основные направления:
- формирование целостной нормативно-правовой базы,
регламентирующей основные направления деятельности НОУ;
-разработка нормативных документов, определяющих функционал
сотрудников в данном направлении деятельности образовательного
учреждения.
Перечень мероприятий:
№п/п
|
мероприятия
|
сроки реализации
|
исполнители
|
1.
|
Совершенствование Положения о НОУ
|
январь
|
руководитель НОУ
|
2.
|
Обновление нормативно-правовой базы:
- Положение о Совете НОУ;
-Положение о школьной научно-практической конференции;
-Положение о проведении Дней науки.
|
февраль
|
зам. директора по НМР,
руководитель НОУ
|
3.
|
Разработка должностных обязанностей руководителя НОУ
|
февраль
|
зам. директора по НМР
руководитель НОУ
|
4.
|
Создание сборника нормативных документов, регламентирующих
деятельность НОУ
|
март
|
зам. директора поНМР,
руководитель НОУ
|
Управление школьным НОУ.
Задача: создание оптимальной
управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в
управлении и рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности.
Основные направления:
- развитие механизмов самоуправления школьным НОУ. Многие
школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и
довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям и
подросткам попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по
отношению к выполнению реального дела – проекта.
Перечень мероприятий:
№п/п
|
мероприятия
|
сроки реализации
|
исполнители
|
1.
|
Анализ структуры системы управления НОУ, определение эффективной
модели управления.
|
май
|
зам. директора по НМР,
руководитель НОУ
|
2.
|
Создание Совета НОУ
|
май
|
руководитель НОУ
|
3.
|
Развитие различных форм самоуправления в НОУ
|
В течение уч. года
|
руководитель НОУ
|
4.
|
Организационно-методическое обеспечение деятельности Совета НОУ
|
в течение всего периода
|
зам. директора по НМР, руководитель НОУ
|
5.
|
Компьютеризация учебного процесса, управления, контроля.
|
в течение всего периода
|
руководитель НОУ
|
6.
|
Изучение положительного опыта управления в НОУ образовательных
учреждений.
|
в течение всего периода
|
зам. директора по НМР, руководитель НОУ
|
Научное сопровождение деятельности НОУ
Задача: создание
условий для развития исследовательских умений и навыков членов НОУ.
Основные направления:
- установление контактов с преподавательским составом вузов РФ;
- организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности
учащихся;
- участие в научно-практических конференциях, выставках научного
творчества.
Перечень мероприятий:
№ п.п
|
Мероприятия
|
Сроки реализации
|
Исполнители
|
1.
|
Участие в научно-практических конференциях разного уровня
|
в течение всего периода
|
руководитель НОУ
|
2.
|
Проведение специальных семинаров по основам организации и
проведения научного исследования.
|
в течение всего периода
|
зам. директора по НМР, руководитель НОУ
|
Создание развивающей образовательной среды
Задача: создание
образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост членов НОУ,
их совершенствование в учебно-воспитательной деятельности.
Основные направления:
- отбор содержания предметно-деятельной сферы секций НОУ, сферы
личностного роста членов секций;
-проектирование и организация индивидуальной работы с
учащимися на основе диагностических данных об их интересах, склонностях,
физиологических и психофизиологических особенностях;
-разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при
необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в
организацию образовательной среды.
Перечень мероприятий:
№ п\п
|
Мероприятия
|
сроки реализации
|
ответственные
|
1.
|
Изучение физиологических и психофизиологических
особенностей, интересов, склонностей, возможностей учащихся.
|
в течение всего периода
|
Педагог-психолог, руководитель НОУ
|
2.
|
Проектирование образовательной развивающей среды в соответствии
с целью, задачами, основными направлениями деятельности НОУ, особенностями
учащихся.
|
В течение уч. года
|
руководитель НОУ
|
3.
|
Создание образовательной развивающей среды
|
В течение уч. года
|
руководитель НОУ
|
4.
|
Мониторинг эффективности образовательной среды
|
в течение всего периода
|
руководитель НОУ
|
Взаимодействие с семьей. Социальное
партнерство.
Задача: расширение
пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия
его субъектов в целях развития личности обучающихся.
Основные направления:
- развитие материально-технической базы НОУ;
- обеспечение научного руководства деятельностью секции;
- оценка деятельности руководителя НОУ;
- организация образовательного процесса НОУ;
- организация досуга детей;
- изучение и распространения педагогического опыта.
Перечень мероприятий:
№ п\п
|
Мероприятия
|
сроки реализации
|
ответственные
|
1.
|
Установление связи с управляющим советом школы
|
сентябрь
|
руководитель НОУ
|
2.
|
Установление связи с организациями поселка
|
В течение учебного года
|
руководитель НОУ
|
3.
|
Обеспечение научного руководства исследовательскими работами
|
В течение всего периода
|
руководитель НОУ, рук. секций
|
Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары,
консультации с научными руководителями, экспедиции. Учащиеся избирают
индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор
исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой
форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и
склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы
обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного
руководителя. Итоги работы НОУ подводятся на ежегодной школьной конференции.
Лучшие работы представляют на районные, окружные, российские и международные
конференции и конкурсы.
Физико-математическая секция
|
Естественнонаучная
секция
|
Гуманитарная
секция
|
математика
|
биология
|
литературоведение
|
физика
|
экология
|
лингвистика
|
информатика
|
география
|
литературное краеведение
|
|
|
историческое краеведение
|
|
|
история.
|
Ожидаемые результаты программы
Реализация
Программы позволит сформировать целостную социально-педагогическую систему,
способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно
стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения,
творчества, традиций, здорового образа жизни.
Целенаправленно
реализуя все положения Программы, НОУ подготовит выпускника,
способного к:
- самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных
условиях;
- осознанному профессиональному выбору с учетом своих интересов и
способностей;
- творческому решению задач взаимосвязи традиций и инноваций в
жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
- продолжению образования, самообразованию, устойчивому
саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности;
- формированию
ведущих интегративных качеств личности;
- самопознанию,
самовыражению, самореализации, инициативности;
- формированию
коллективизма;
- творческому
подходу в решении проблем
-
привлечение к занятиям в научном обществе заинтересованных в исследованиях
ребят;
-
формирование у учащихся проблемной компетенции;
-
развитие информационной компетенции;
-
развитие коммуникативной компетенции;
-развитие
компетенции по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция);
-формирование
у ребят умения оформлять проделанную работу в форме мини-проектов, проектов,
реферативных и исследовательских работ;
-участие
детей в различных конференциях и конкурсах.
Календарно--тематический план
№
|
Тема
|
Вид деятельности
|
Планируемая презентация
|
Дата проведения
|
|
Цели и задачи НОУ. Права и обязанности его членов.
|
Основные
направления работы.
|
|
|
|
Что такое научное исследование?
Подготовка к участию в конкурсе творческих работ
|
Общие требования
к исследовательским работам. Этапы работы над научным исследованием.
Исследовательские
умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы.
|
Презентация, подготовленная руководителем НОУ
|
|
|
Виды исследовательских работ.
|
Составление
памятки «Виды исследовательских работ».
|
|
|
Тема и вид исследования.
|
Выбор темы
исследования и вида исследовательской работы.
Выбор методов
сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление
личного плана исследования.
|
Обсуждение выбранных для исследования тем.
|
|
|
Структура исследовательской работы. Общее
представление.
|
Знакомство с
памяткой «Требования к содержанию научной работы».
|
Сбор и представление информации по избранной теме
|
|
|
Введение.
Элементы введения.
|
Ознакомление с
элементами введения по предложенным учителем образцам. Собеседование,
написание введения по теме своего исследования.
|
Анализ готовых работ (образцов).
|
|
|
Введение.
Элементы введения. Актуальность, цель, задачи.
|
|
|
Введение. Объект, предмет исследования. Подготовка к
участию в международном конкурсе «Русский медвежонок»
|
Выделение
объекта и предмета применительно к теме своего исследования.
|
|
|
|
Введение. Гипотеза исследования. Подготовка к
участию в краеведческой конференции
|
Способ
выдвижения гипотезы. Словесное оформление.
|
|
|
|
Понятие о методах исследования.
Подготовка к участию в краеведческой конференции
|
Выявление
методов в теме индивидуального исследования.
Составление
библиографического списка по теме исследования. Составление личного каталога
исследователя.
Применение
методов исследования на практике целесообразно выбранной теме.
Посещение
библиотеки и музея с целью выявления материалов по теме исследования.
|
Представление написанного введения и его последующая
коррекция.
Памятка «Работа с литературными источниками. Этапы
работы».
|
|
|
Понятие о методах исследования.
|
|
|
Понятие о методах исследования.
|
|
|
Введение. Анализ источников, используемых при
написании исследовательской работы.
|
Знакомство с
видами литературных источников. Правильное оформление ссылок на источник в исследовательской
работе.
|
|
|
Основная
часть исследовательской работы.
|
Написание
теоретического обоснования работы, использование теоретических выводов для
проведения исследования.
Написание
исследовательской части работы.
|
Представление основной части исследовательской
работы членам кружка с последующей коррекцией.
Индивидуальные консультации по содержанию
исследования.
|
|
|
Основная
часть исследовательской работы.
|
|
|
Основная
часть исследовательской работы.
|
|
|
Основная
часть исследовательской работы.
|
|
|
Основная
часть исследовательской работы.
|
|
|
Заключение. Правила написания.
|
Ознакомление с
написанными заключениями, написание заключения. Написание заключения по
индивидуальной теме работы. Оформление результатов исследования общепринятым
языком. Соответствие собранного материала теме и целям исследования. Научная
речь.
|
Представление написанного заключения к своей
работе, анализ сделанных выводов с последующей коррекцией.
|
|
|
Заключение. Правила написания.
Подготовка к научно-практической конференции
|
|
|
Оформление литературы и приложений.
|
Соотнесение
текста исследовательской работы с приложением, ссылки на литературный
источник.
|
Представление приложений к исследовательской работе.
Анализ оформления ссылок на литературные источники.
|
|
|
Оформление литературы и приложений
|
|
|
Как подготовить компьютерную презентацию.
|
Требования к
компьютерной презентации.
Правила оформления
презентаций.
|
Представление презентаций по теме исследовательской
работы с последующей коррекцией.
|
|
|
Как подготовить компьютерную презентацию.
|
|
|
Защита исследовательской работы.
|
Выделение
ключевых элементов исследовательской работы при написании тезисов на защиту.
Пробная защита
исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии. Роль речевых умений в
представлении научной работы.
|
Выступление перед участниками кружка.
Практическая часть: Защита
своей исследовательской работы.
|
|
|
Защита исследовательской работы.
|
|
|
Защита исследовательской работы.
|
|
|
Подготовка тезисов выступления
|
Правила
оформления тезисов.
|
Представление тезисов работы.
|
|
|
Основные требования к представляемым для участия в
конференции работам.
|
Формы представления
проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного
характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и
аудиоматериалы.
|
Выступление перед участниками НОУ.
Защита работы на научно-практической конференции
учащихся.
Отбор исследовательских работ
|
|
|
Основные требования к представляемым для участия в
конференции работам.
|
|
|
Подготовка к научно-практической конференции
учащихся.
|
Культура
выступления. Критерии оценки работ. Анализ подготовленных исследовательских
работ. Написание рецензий на работы.
|
|
|
Проведение научно-практической конференции
школьников.
Анализ итогов конференции.
Подведение итогов работы НОУ
|
Результаты
гимназической научно-практической конференции и подготовка к районной и
городской конференции.
|
|
Учебно-методическое
обеспечение программы
Литература
1. Абрамова С.В. Организация учебно- исследовательской работы по
русскому языку/ С.В.Абрамова // Русский язык (ПС). -2006. - №17-24.
2.
Баринова
Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную
работу: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных
заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3.
Дереклеева
Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум М», 2001.
4.
Обухов
А. «Развитие исследовательской деятельности учащихся'». –«Народное образование»
№ 2 2004 год, стр. 146-148
5. Сергеев
Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской
деятельности. – М., 1993.
6. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы. - // «Воспитание школьников»,
1993.
Рекомендуемая
литература по исследовательской деятельности для учащихся..
1. Арцев
М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для
учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.
2. Варежникова
О. Научно-исследовательская деятельность – шанс изменить судьбу./ О.Варежникова
// УГ. -2006. -№22.
Информационно - методическое
обеспечение
Для занятий по программе
необходимы следующие средства и материалы:
аудио- и видеозаписи, тексты
художественных произведений, специальные тетради, альбомы, таблицы, плакаты, видеофильмы, компьютерные программы по предметам.
1.Мультимедийные
энциклопедии
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.