Главная / История / Образовательная программа «Мое село в истории страны»

Образовательная программа «Мое село в истории страны»


Образовательная программа «Мое село в истории страны»


1.Пояснительная записка:


Источники составления программы:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон об образовании РФ от 10.12.2001 г.,

  • Закон «О ветеранах» от 24.12.2002 г.

  • Закон «О днях воинской славы России» от 13.03.1995 г.

  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы”;

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации №13–51–28\13 от 02.04.2002. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

  • Устав МБОУ Погроминская средняя общеобразовательная школа Тоцкого района

Направленность программы:

  • Формирование патриотического сознания

  • Формирование гражданского поведения и правовой культуры

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности

  • Формирование опыта социально-значимой деятельности

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:


Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность.

С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

Ведущая идея программы - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.


Цели программы:

- совершенствование системы патриотического воспитания учащихся, формирование высокого патриотического сознания школьников, верности Отечеству как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Задачи программы:

- научить учащихся самостоятельно работать с источниками, добывать знания;

- воспитывать интерес к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями близких людей;

- учить навыкам общения, публичных выступлений, оформления творческих работ;

- формировать навыки оформления полученных материалов в экспозиции школьного музея; 

- воспитывать в детях понимание ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитывать уважение к традициям своего народа и чувство гордости за многовековую историю России, воспитание патриотизма

- проведение научно-обоснованной, управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;

- утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышения престижа военной службы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-18 лет

Принципы обучения детей в программе

  • Индивидуализация обучения

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

  • Принцип развивающего обучения.

Формы и режим занятий: система дополнительных занятий 2 раза в неделю

Программа реализуется на базе историко – краеведческого музея МБОУ Погроминская СОШ. Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Основными формами и методами работы в музее, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий, составление родословной своей семьи, проектная деятельность. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Тоцкого района. Посещение жителей села, встречи и беседы с ними дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин позволяют сделать школьный музей важным средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают ответственность, развивают организаторские навыки и самостоятельность, расширяют их кругозор. Составление летописи села и школы, родословной своей семьи воспитывают понимание того, что человек не одинок, у него глубокие и давние корни на этой земле. Эта работа также показывает важность описания происходящих сегодня событий, которые в скором времени станут нашей историей.


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Программа призвана помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.

Внешние результаты реализации программы:

достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и научно практических конференциях;
– устойчивый интерес к краеведению (в том числе увеличение посещений музея, проводимых в нем мероприятий);
– постоянное развитие музея (увеличение материалов, экспонатов, обновление экспозиций);
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
– отзывы о работе музея.

Внутренний результат: положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.

Диагностика реализации программы:

эссе “Музей в моей жизни”; – наблюдения;
– мониторинг администрации школы;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.

Формы подведения итогов реализации программы: увеличение количества участников кружка, занявших призовые места в конкурсах, конференциях и иных мероприятиях .

2.Учебно-тематический план:


Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

Дата проведения

1

Введение

1

1

2

Как написать реферат

1

1


Тема 1. Далекое прошлое нашего села

13

3

Наш край с древности до середины 18 века

1

1



4

Заселение Оренбургского края во второй половине 18-19 вв

1

1



5

Население и экономическое развитие Оренбургской земли во второй половине 18-19 вв.

1

1



6-7

История улиц села Погромного

2

1

1


8

Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.

1


1


9

Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.

1


1


10

Народное прикладное искусство нашего села

1


1


11

Русская изба

1


1


12

Старинные обряды и праздники нашего села. Зимний цикл

1


1


13

Старинные обряды и праздники нашего села. Весенний цикл

1


1


14

Старинные обряды и праздники нашего села. Летний цикл

1


1


15

Старинные обряды и праздники нашего села. Осенний цикл

1


1


16-17

Моя родословная

2

1

1



Тема 2. Духовное развитие нашего села

7




18

История религий в Погромном. Православие

1

1



19

Экскурсия в церковь Николая Чудотворца.

1


1


20

Жемчужина Погроминского края – Французский дол.

1

1



21

Погромное многонациональное.

1


1



Тема 2. Погромное в 1917 - конце 1930-х гг.

9




22

Отзвуки Октябрьской революции в Погромном

1

1



23

Гражданская война в Погромном

1

1



24

Герои гражданской войны нашего края

1


1


25

Памятники гражданской войны в Погромном

1


1


26

Коллективизация в Погромном

1

1



27

Имена погроминцев в истории колхозного движения

1


1


28-29

Далекий 1937-й г.

2

1

1


30

Моя семья в 1917-1930 гг.






Тема 3 Погромное в годы Великой Отечественной войны

15




31

Погромное в первые дни войны

1

1



32

Погроминцы – участники битвы за Москву

1


1


33

Он защищал Сталинград

1

1



34

На Курской огненной дуге

1


1


35

Они дошли до Берлина

1

1



36

Погроминцы – Герои Великой войны

1

1



37

Они учились в нашей школе

1

1



38

Учителя – участники Великой отечественной войны

1

1



39

Женщины Погромного – участницы Великой Отечественной войны

1

1



40

Юность, опаленная войной

1

1



41

Никто не забыт, ничто не забыто

1


1


42

Погромное – тыл в годы Великой Отечественной войны

1

1



43

Открытие памятника павшим героям в Погромном

1

1



44

Они ковали Победу!

1


1


45

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

1


1



Тема 4. Погромное во второй половине 20 – начале 21 вв.

27




46

Погромное в послевоенное время

1




47

История предприятий Погромного

1


1


48

История предприятий Погромного

1


1


49

История нашей школы

1

1



50

Учителя нашей школы.

1


1


51

Наши медалисты

1


1


52

История пионерского движения в нашей школе

1




53-54

История улиц села Погромное

2

1

1


55

Почетные граждане Тоцкого района

2

1

1


56

Наши знаменитые земляки

1


1


57

Погроминцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.

1

1



58

Погроминцы – участники Чеченской войны

1


1


59-60

Время выбрало нас

2

1

1


61

Социально - экономическое развитие современной Погромного

1

1



62

Политическое развитие современного Погромного

1

1



63

Символы Оренбургского края и Погромного

1


1


64

Культурное развитие современного Погромного

1


1


65-66

Достопримечательности нашего села

2


2


67

Моя семья во второй половине 20 – начале 21 вв.

1


1


68-72

Итоговая конференция

5


5



3. Содержание изучаемого курса:


Тема

Содержание

1

Введение

Что изучает историческое краеведение? Сведения об истории Погромного. Роль Погромного в истории страны, Оренбургского края.

2

Как написать реферат

Изучение памятки – алгоритма для написания реферата

Тема 1. Далекое прошлое нашего села

3

Наш край с древности до середины 18 века

Наш край в древности. Наш край в средние века. Наш край в 16 - сер.18 вв.

4

Заселение оренбургского края во второй половине 18-19 вв

Основание Погромного и сел Тоцкого района.

5

Население и экономическое развитие погроминской земли во второй половине 18-19 вв.

Население Погромного во вт.п.18-19 вв. Основные занятия жителей Погромного и сел района

6

История улиц села Погромного

История моей улицы. Презентации учащихся

7

Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.

Орудия труда жителей нашего села в 18-н.20 вв.

8

Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.

Предметы быта жителей нашего села в 18-н.20 вв.

9

Народное прикладное искусство нашего села

Народное прикладное искусство нашего села.

10

Русская изба

Русская изба: облик, мебель, утварь, убранство. Внеклассное мероприятие

11

Старинные обряды и праздники нашего села. Зимний цикл

Празднование Нового года, Рождества, Крещения и Святок в Погромном. Презентации учащихся

12

Старинные обряды и праздники нашего села. Весенний цикл

Празднование Масленицы, Пасхи в Погромном. Презентации учащихся

13

Старинные обряды и праздники нашего села. Летний цикл

Празднование Ивана Купалы, Троицы в Погромном. Презентации учащихся

14

Старинные обряды и праздники нашего села. Осенний цикл

Свадебный обряд . Внеклассное мероприятие

15

Моя родословная

Моя родословная. Защита проекта

Тема 2. Духовное развитие нашего села

16

История религий в Погромном. Православие

История православия в Погромном и районе. Старообрядцы в нашем крае. Православные храмы в Погромном и их судьба. Православие в Погромном сегодня. Экскурсия в церковь

17

18

19

Экскурсия в церкви села Погромное

Беседа со священником

20

Погромное многонациональное

Защита проекта «Национальные ценности моей семьи»

Тема 3. Погромное в 1917 - конце 1930-х гг.

21

Отзвуки Октябрьской революции в Погромном

Февральская и октябрьская революции в России и их отзвуки в оренбургской губернии и в Погромном. Образование волисполкома и комбеда в селе.

22-23

Гражданская война в Погромном

События гражданской войны в селе. Боевые действия в Погромном и селах района. Экскурсия в музей

24

Герои гражданской войны нашего края

Силин А.Ф.

25

Памятники гражданской войны в Погромном

Экскурсия к памятникам гражданской войны в селе

26

Коллективизация в Погромном

Образование колхозов в Погромном и районе. Первые годы колхозного движения: успехи и трудности. Образование совхоза «Свободная жизнь». Жизнь и быт колхозников. Экскурсия в музей

27

Имена погроминцев в истории колхозного движения

Доклады – презентации учащихся о погроминцах – деятелях колхозного движения.

28

29

Далекий 1937-й г.

Погромное накануне Великой Отечественной войны. Сталинские репрессии в оренбургском крае. Погроминцы, репрессированные в 1930-е гг.

3031

Моя семья в 1917-1930 гг.

Защита проекта «Моя семья в 1917-1930 гг.»

Тема 4. Погромное в годы Великой Отечественной войны

32

Погромное в первые дни войны

Анализ статей из СМИ о Погромном в дни войны.

33

Погроминцы – участники битвы за Москву

Погроминцы – участники битвы за Москву.

34

Они защищали Сталинград

Погроминцы – участники Сталинградской битвы.

35

На Курской огненной дуге

Погроминцы – участники битвы на Курской дуге.

36

Они дошли до Берлина

Погроминцы, закончившие войну в Берлине. Доклады учащихся

Тема 5. Погроминцы – Герои Великой войны

37

Они учились в нашей школе

Учащиеся нашей школы, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны.

38

Учителя – участники Великой отечественной войны

Зайцев Ф.Г., Хардин Ф.М., Барсуков В.И. и др.

39

Женщины Погромного – участницы Великой Отечественной войны

Дунилина М.К., Выленок Е.М.

40

Юность, опаленная войной

Погроминцы, в юном возрасте ушедшие на фронт. Дети войны.

41

Никто не забыт, ничто не забыто

Погроминцы – участники Великой Отечественной войны. Узники концлагерей.

42

Погромное – тыл в годы Великой Отечественной войны

Сельское хозяйство Погромного в годы Великой Отечественной войны. Строительство железной дороги. Вклад погроминцев – тружеников тыла в достижение победы в Великой Отечественной войне.

43

Памятник павшим героям в Погромном

Памятник павшим героям в Погромном. Фоторепортаж.

44

Они ковали Победу!

Встреча с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла

45

Моя семья в годы Великой Отечественной войны

Защита проекта «Вклад моей семьи в достижение Победы в Великой Отечественной войне»

Тема 6. Погромное во второй половине 20 – начале 21 вв.

46

Погромное в послевоенное время

Сельское хозяйство Погромного после войны. Строительство железной дороги.

47

История предприятий Погромного

Предприятия Погромного после войны и до наших дней

48

История предприятий Погромного

Экскурсия на предприятие Погромного (по выбору учащихся)

49

История нашей школы

Образование школ в 19 веке. Открытие средней школы. Наша школа сегодня.

50

Учителя нашей школы.

Заслуженные учителя, Отличники просвещения, Почетные работники, победители профессиональных конкурсов. Встреча с ветеранами педагогического труда и выпускниками нашей школы

51

Наши медалисты

Учащиеся нашей школы, окончившие ее с золотой и серебряной медалью в разные годы. Презентации учащихся

52

История пионерского движения в нашей школе

Кто такие пионеры. Законы пионеров. Атрибуты пионеров. Жизнь пионерского отряда и дружины. Экскурсия в музей

53-54

История улиц села Погромное

Защита проекта «История моей улицы»

55

Почетные граждане Тоцкого района

Писаренко М.И., Дорожкин И.Ф., Иванцов Н.И., Мясникова М.Ф. и др.

56

Наши знаменитые земляки

Колесов Ф.И., Емельянов В.А., Щугорев А.В. и др. Презентации, буклеты учащихся

57

Погроминцы – участники Афганской войны 1979-1989 гг.

Терентьев В.Н., Семыкин С.И., Гадыльшин Л.И.

58

Погроминцы – участники Чеченской войны

Спирин А.В.

59

60

Время выбрало нас

Встреча с воинами – участниками афганской и чеченской войн

61

Социально - экономическое развитие современного Погромного

Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Сфера услуг. Финансовая сфера.

62

Политическое развитие современного Погромного

Органы областной, районной и сельской власти. Представители политических партий.

64

Символы оренбургского края, Тоцкого района и Погромного

Герб, гимн, флаг Оренбургской области, Тоцкого района и Погромного. Устав Оренбургской области, Тоцкого района. Анализ источников, презентации учащихся

65

Культурное развитие современного Погромного

Центр культуры. Мероприятия и достижения наших земляков в области культуры. Презентации учащихся

66-67

Достопримечательности нашего села

Защита проекта «Заочная экскурсия по Погромному»

68

Моя семья во второй половине 20 – начале 21 вв.»

Статья «Вклад моей семьи в развитие нашего села»

69-70

Итоговая конференция

Защита рефератов, проектов, презентаций

71-72

Итоговая конференция

Защита рефератов, проектов, презентаций


4. Список литературы:


1. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М. 2001г.

2. Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.А. Луканенкова; Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987

3. Кружковая работа по истории и обществоведению: Сборник статей. Книга для учителя / Сост. М.П. Простов. – М.: Просвещение, 1984

4. Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей / И.А. Верба, Я.Б. Галкин. А.П. Радищев и др.4 Под ред. В.В. Титова. – М.: Просвещение, 1988

5. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

6. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

7. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

9. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

10. В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.: Дрофа, 2001. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.



Образовательная программа «Мое село в истории страны»
  • История
Описание:

Программа направлена на воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село и желающего принять активное участие в его развитии через овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально - ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; создание собственных произведений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; владение основными видами публичного выступления. Для преподавания и организации учебной деятельности используются: личностно – ориентированная технология, технология предметного обучения.

Программа является призером регионального конкурса образовательных программ по патриотическому воспитанию «Родное Оренбуржье»


Автор Говоров Сергей Васильевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 39997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓