Главная / Биология / образовательная программа кружка "Юный эколог"

образовательная программа кружка "Юный эколог"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32»

г. Подольск















Образовательная программа

кружка «Юный эколог»






для детей 10-11х классов

срок реализации: 1 год





Автор:

Найпак Елена Анатольевна,

учитель биологии

МОУ СОШ № 32 г.Подольск














2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД




Пояснительная записка.


Дополнительное образование призвано обеспечить необходимые условия для развития личности ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения, творчества, адаптации к жизни в обществе, формирование общей культуры школьников.

В настоящее время актуальна экологическая деятельность, так как она способствует всестороннему развитию личности ребенка; направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития; способствует переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру школьников.

Программа кружка «Юный эколог» ориентирована на учащихся 10-11-х классов (15-16 лет). В программе большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся.

В этой форме деятельности соединяются все способности – знания, полученные теоретическим путем, практические умения и навыки, способности самоорганизации и планирования, образное мышление, математические способности, трудолюбие. Именно исследовательская деятельность в природе помогает детям «познать природу изнутри», самому почувствовать ее «сущность».

Цель образовательной программы «Юный эколог» - создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, способствующих формированию жизненных ценностей в процессе экологической деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

  • усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатств; понимания многосторонней ценности природы для общества и человека;

  • изучение биоразнообразия родного края;

  • научить школьников оценивать состояние окружающей среды; формировать навыки исследовательской деятельности;

  • обучить приемам лекторского искусства.

Воспитывающие:

  • воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды;

  • воспитание стремления к конкретной практической деятельности по решению проблем окружающей среды;

  • воспитание патриотизма посредством занятия краеведением;

  • рефлексия поведения;

  • формирование восприятия красоты окружающего мира;

  • воспитание здорового детского коллектива.

Развивающие:

  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности;

  • развитие творческой и познавательной активности, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

  • умение владеть своей речью и выступать перед аудиторией.





Организация учебной деятельности:

  • программа рассчитана на 1 год обучения;

  • количество часов в неделю – 4 часа;

  • количество учащихся – 15 человек;

  • расписание занятий: среда – 15.00 – 17.00

суббота – 15.00 – 17.00

По программе – всего 144 ч; из них теоретических занятий – 44 ч; практических – 100 ч.

Основные формы деятельности:

  • лекционные и лабораторно-практические занятия;

  • изучение и описание природных объектов родного края;

  • экскурсии в природу;

  • семинары, диспуты, викторины, игры;

  • защита экологических проектов;

  • выпуск экологической газеты;

  • участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах);

  • научно-исследовательская работа;

  • экологический мониторинг.

Прогнозируемые результаты:

  • овладение школьниками навыками изучения и описания природных объектов, разработка предложений по их рациональному использованию и охране;

  • создание экологических проектов;

  • создание активной группы учащихся для пропаганды экологических занятий;

  • овладение умениями и навыками исследовательской деятельности.




























Тематический план кружка «Юный эколог»


п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практич.

зан.

1.

Вводное занятие. Введение в экологию. История природоохранительной работы.


12

4

8

2.

Организмы и среды их обитания.


16

4

12

3.

Экология популяций.


16

2

14

4.

Организация и функционирование сообществ.


12

6

6

5.

Экология Калужской области.


6

2

4

6.

Животный и растительный мир Калужской области.


18

8

10

7.

Водоемы области и их обитатели.


12

6

6

8.

Особо охраняемые природные территории.


4

4


9.

Радиоэкологическая обстановка.


2

2


10.

Антропогенное воздействие на биосферу.


20

6

14

11.

Экологический практикум.


26


26


Итого


144

44

100












Воспитательные мероприятия.


1. Экскурсии в природу:

  • «Биологическое разнообразие и необходимость его сохранения».

  • «Среды жизни и ее обитатели».

  • Операция «Зимняя подкормка».

  • «Видовое разнообразие обитателей леса и их приспособленность к совместной жизни зимой».

  • «Изменения природных сообществ под влиянием хозяйственной деятельности человека».

  • «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов».

2. Выпуск экологической газеты «Природа – наш родной дом».

3. Тест: «Мои интересы и природа».

4. Диспут: «Возникновение и развитие жизни на Земле».

5. Художественное оформление выставки «Золотая осень».

6. Семинар: «Видовое разнообразие и его связь с устойчивостью экосистем».

7. Защита экологических проектов.

8. Экологическая викторина «К тайнам природы».

9. Фотоконкурс «Зеркало природы», «Путешествие по лесной тропе».

10. Экологическая конференция «Состояние окружающей среды Калужской области».

11. Оформление календаря природы.

12. Операция «Зимняя подкормка».





















Содержание программы.


Тема 1. Вводное занятие. Введение в экологию. История природоохранительной работы. (12 ч.)

Знакомство с планом работы кружка, задачами, выбор актива. Инструктаж по технике безопасности при выполнении практических работ и поведении в природе.

Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки. Роль экологии в жизни современного общества. Экология – теоретическая основа деятельности человека в природе.

Знакомство с массовыми мероприятиями и общественно – полезным трудом в области охраны природы, рационального использования природных ресурсов. Роль общества в решении проблем охраны природы. История природоохранительной работы в России. Пропаганда идей по охране природы.

Практические занятия.(6 ч.)

  • Сбор растений, занесенных в Красную книгу РФ, произрастающих в Калужской области. Засушивание растений. (2 ч.)

  • Знакомство с литературой по охране природы.(1 ч.)

  • Тест «Мои интересы и природа». (1 ч.)

  • Экскурсия в природу: «Биологическое разнообразие и необходимость его сохранения». (1 ч.)

  • Художественное оформление выставки «Золотая осень». (1 ч.)


Тема 2. Организмы и среды их обитания. (16 ч.)

Ступени организации жизни, их характеристика и свойства. Биологические системы. Биосфера. Роль живых организмов в эволюции биосферы. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы. Воздействие среды на организм. Средообразующая деятельность организмов. Виды воздействия организмов на среду обитания.

Экологические факторы и их виды. Диапазон действия фактора.

Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Экологические ресурсы. Виды экологических ресурсов.

Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакции организмов на сезонные изменения условий жизни.

Экологическая ниша, мерность ниши.


Практические занятия. (12 ч.)

- Экскурсия в природу: «Среда жизни и её обитатели». (2 ч.)

- Диспут: «Возникновение и развитие жизни на Земле».(2 ч.)

- Лабораторная работа: «Овладение методикой геоботанических описаний.

Составление геоботанических описаний участков леса, берега, водоёма». (2 ч.)

- Имитационная игра: «Экологические факторы». (2 ч.)

- Подготовка материала к фотоконкурсу: «Зеркало природы». (2 ч.)

- Оформление календаря природы: «Осень». (2 ч.)

Тема 3. Экология популяций. (16 ч.)

Популяция и её основные характеристики. Популяционное обилие и его показатели. Абсолютная и относительная численность. Плотность. Индексы численности. Методы измерения обилия.

Рождаемость, её показатели. Удельная рождаемость, максимальная и экологическая рождаемость. Смертность и её показатели. Возрастная структура популяции Неравномерное распределение особей в пределах ареала.



Практические занятия. (14 ч.)

- Лабораторная работа: «Изучение возрастного спектра популяций». (2 ч.)

- Характеристика зимнего сезона года. Учёты зимующих птиц (экологический мониторинг). (2 ч.)

- Учёты животных по белой тропе (экскурсия в зимний лес). (2 ч.)

- Операция: «Зимняя подкормка».( 2 ч.)

- Экскурсия: «Видовое разнообразие обитателей леса и их приспособленность к совместной жизни зимой». (2 ч.)

- Оформление календаря природы: «Зима». (2 ч.)

- Подготовка материала к фотоконкурсу: «Путешествие по лесной тропе». (2 ч.)


Тема 4. Организация и функционирование сообществ. (12 ч.)

Сообщество, его основные свойства и показатели. Экосистема, биогеоценоз, биосфера.

Структура сообщества. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе.

Трофическая структура и её показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Круговорот веществ в экосистеме. Продуктивность сообщества. Общая и чистая продукция. Первичная и вторичная продукция

Экологическая сукцессия. Значение сукцессии в природе и хозяйственной деятельности человека. Сельскохозяйственные экосистемы. Учебно-опытный участок-как сельскохозяйственная экосистема.


Практические занятия. (6 ч.)

- Определение типов растительных сообществ нашей местности. (1 ч.)

- Семинар: «Видовое разнообразие и его связь с устойчивостью экосистем».(2 ч.)

- Экологическая викторина: «К тайнам природы».(1 ч.)

- Составление плана учебно-опытного участка.(1 ч.)

- Сочинение-отчёт «Значение работы на учебно-опытном участке для сохранения и улучшения окружающей среды». (1 ч.)



Тема 5. Экология Калужской области. (6 ч.)

Физико-географическое положение области. Природные комплексы, состояние и использование природных (минерально-сырьевых, водных, лесных) ресурсов, деятельность органов государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды Калужской области.


Практические занятия. (4 ч.)

- Экскурсия на очистные сооружения.(2 ч.)

- Встречи с работниками Красноборского лесничества, беседа об использовании лесных ресурсов. (2 ч.)


Тема 6. Животный и растительный мир Калужской области. (18 ч.)

Многообразие животных и их роль в природе и жизни человека. Опылители растений. Создатели почвы. Животные лесов, полей, лугов, водоёмов, их охрана. Значение сохранения животных для генофонда фауны. Акклиматизация животных.

Типичные растительные сообщества. Леса: сосновые боры, еловые леса, широколиственные леса, липовые леса, ольховые леса, мелколиственные леса – березняки и осинники. Луга: пойменные луга, суходольные луга. Растительность болот: низинные и верховые болота. Растительность водоёмов. Охраняемые виды растений и животных. Практически-значимые виды растений: технические виды, пищевые виды. Лекарственные растения. Медоносные растения. Кормовые растения. Декоративные виды. Сорные виды. Ядовитые растения и грибы.

Воздействие человека на растительный и животный мир. Природоохранительная деятельность. Оценка биологических ресурсов. Естественные кормовые угодья, их значение для развития животноводства.

Промыслы (охотничьи и др.); их роль в прошлом и настоящем.


Практические занятия. (10 ч.)

- Лабораторные работы:

а) «Экологические группы птиц». (1 ч.)

б) «Определение поражённой ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды». (1 ч.)

в) «Влияние рекреационной нагрузки на структуру почвы».(2 ч.)

      • Изучение материалов газет «Знамя» и «Знамя труда» о сроках охоты и рыболовства на территории области и района; о браконьерстве и мерах наказания за браконьерство. (2 ч.)

      • Экскурсия в природу: «Изменения природных сообществ под влиянием хозяйственной деятельности человека». (2 ч.)

      • Сбор наблюдений по выяснению влияния отдельных типов загрязнений на растения, животных и природные компоненты в целом. (2 ч.)


Тема 7. Водоёмы области и их обитатели. (12 ч.)

Поверхностные воды, формирование и общая характеристика гидрографической сети. Реки, общая характеристика бассейнов рек. Озёра и водохранилища. Водоёмы – памятники природы. Болота.

Подземные воды и их природные выходы на поверхность. Родники, использование родниковых вод.

Рыбные запасы области, их использование и охрана. Прудовое хозяйство. Акклиматизация и реакклиматизация рыб.

Источники загрязнения местных вод; меры по сохранению и восстановлению чистоты вод. Работа «голубого патруля».


Практические занятия (6 ч.)

  • Выявление источников загрязнения вод. Изучение ведущих компонентов в загрязнении местных водных источников и их влияние на экологию области, растительный и животный мир, здоровье человека (по материалам печати; данным экологического отдела). (2 ч.)

  • Исследование местных родников. (4 ч.)


Тема 8. Особо охраняемые природные территории. (4 ч.)

Памятники природы: ботанические, зоологические, водные, геологические, комплексные (ландшафтные). Национальный парк «Угра». Государственный заповедник «Калужские засеки». Федеральные и региональные ООПТ. Просмотр видеозаписей «Национальные парки мира».


Тема 9. Радиологическая обстановка. (2 ч.)

Изменения естественного радиационного фона до и после аварии ЧАЭС на сопредельных территориях с Калужской областью. Естественная и искусственная радиация на территории области до аварии на ЧАЭС. Радиоэкологическая обстановка после аварии на ЧАЭС.



Тема 10. Антропогенное воздействие на биосферу. (20 ч.)

Современное состояние природной среды.

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы.

Загрязнение атмосферы. Почва – биокосная система. Развитие и формирование почв.

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнения природных вод, его виды и последствия. Радиоактивность в биосфере. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Количественные характеристики воздействия на человека.

Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).

Нарастание глобальной экологической нестабильности. Необходимость разумного регулирования потребностей людей.

Ноосфера: ожидание и реальность. Всемирная экологическая программа на ХХI век. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения. Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.


Практические занятия. (14 ч.)

  • Моделирование природных явлений с оценкой их экологических последствий. (2 ч.)

  • Экологические проекты: их защита. (6 ч.)

  • Экскурсия на водоём: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов». (2 ч.)

  • Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа – наш родной дом».(2 ч.)

  • Лабораторная работа: «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни».(2 ч.)


Тема 11. Экологический практикум. (26 ч.)

  1. Практическая работа на школьной территории: обрезка кустов, обработка почвы в газонах.

  2. Экологический мониторинг:

- мониторинг качества окружающей среды методом биоиндикации по березе повислой;

- мониторинг популяций рыжих лесных муравьев и оценка состояния их гнездовых комплексов;

- определение степени загрязнения помещения школы методом активной лихеноиндикации;

- мониторинг зеленых насаждений и их роль в экологическом состоянии города.

  1. Подготовка и проведение конференции: «Состояние окружающей среды Калужской области».






Основные требования к знаниям и умениям


Уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

  • использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

  • определять источники загрязнения окружающей среды;

  • охарактеризовать экологическую обстановку в своей местности;

  • проводить экологический мониторинг;

  • осуществлять природоохранные мероприятия.

Знать:

  • что изучает экология и как происходило ее становление;

  • определения основных экологических понятий (факторы среды, имитирующие факторы, экологический оптимизм, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др);

  • о соответствии между организмами и средой их обитания;

  • о значении факторов среды;

  • о популяции и ее основных свойствах (типы популяций, их структура, динамика численности популяций и ее регуляция в природе);

  • о составе и основных свойствах экосистем;

  • о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;

  • о направлениях и темпах изменений природных экосистем;

  • об основах рационального управления природными ресурсами;

  • о современном состоянии природной среды;

  • об основных источниках загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека;

  • эколого-гигиеническую обстановку Калужской области;

  • растения и животных, занесенных в Красную книгу РФ, встречающихся на территории Калужской области;

  • памятники природы Калужской области;

  • особо охраняемые природные территории Калужской области.

















Список используемой литературы


  1. Экологический словарь. М.: Дрофа, 1999.

  2. Современные проблемы экологии: их изучение в школе. Под. Ред. А.А. Касьяна. – М.: Просвещение, 1999.

  3. Барбара Корк «Жизнь растений»: М. Просвещение, 1999.

  4. А.В. Ершов, Н.Ф. Бочкарева Экология Калужской области и здоровье населения. – Золотая аллея, Калуга, 1996.

  5. Журналы «Экология и жизнь», экологические газеты, периодическая печать.

  6. Ю.В. Новиков Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.

  7. И.Д. Зверев Практические занятия по экологии. – М.: Просвещение, 1998.

  8. В.А. Ушаков Экологический лагерь школьников. – Н. Новгород, 1996.

  9. Красная книга РСФСР «Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений». М., 1978.

  10. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 9 кл. – М., Дрофа, 1999.

  11. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб.для 10 (11) кл. общеобр.учрежд. – М., Дрофа, 2002

  12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России: Учеб. для 9 – 11 кл. общеобр. Школы. – М.: АОМДС, 1996.

  13. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9 – 11. общеобразоват. Школы. – М.: Школа – Пресс, 1996.

  14. Жигарев И.А. и др. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ 10 (11) кл. – М.: Дрофа, 2002.

  15. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Просвещение, 1990.

  16. Чистякова Е.К. Анализ стабильности развития в природных популяциях растений на примере березы повислой. – Москва, 1997.

  17. Биологические экскурсии: Кн. Для учителя / И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э.В. Шашков, Л.С. Шубкина. – М., 1983.

  18. Длусский Г.М., Бухин А.П. Знакомьтесь: муравьи. – М.: «Агропромиздат», 1986.

  19. Стрельцов А.Б. Региональная система биологического мониторинга. Калуга: Издательство Калужского ЦНТИ, 2003.

  20. Александровская З.И., Медведев Я.В., Богачев А.Г. Чтобы город был чистым. – М.: Стройиздат, 1989. С. 3 – 39.
















образовательная программа кружка "Юный эколог"
  • Биология
Описание:

Программа кружка "Юный эколог"  ориентирована на учащихся 10-11 классов.содержание программы рассчитано на 144 часа в течение одного года обучения.  Формат использования - элективный курс, кружковая деятельность.  Программа направлена на достижение следующей цели: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, способствующих формированию жизненных ценностей в процессе экологической деятельности.В программе большое внимание уделяется исследовательской деятельности учащихся,  включены лекционные и лабораторно-практические занятия, изучение и описание природных объектов родного края, экскурсии в природу, семинары, диспуты, викторины, игры, защита экологических проектов, выпуск экологической газеты;   экологический мониторинг.

 

 

Автор Найпак Елена Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Планирования
Просмотров 892
Номер материала 44582
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓