Главная / Другое / Образовательная программа по астрономии (7 - 12 лет)

Образовательная программа по астрономии (7 - 12 лет)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ













ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ



Возраст детей от 7 до 12 лет

Программа рассчитана на 2 года











Автор: педагог ДО

Заусаева О.Г.


















Самара – 2012



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Известно, что в начальной школе элементы естествознания присутствуют в таких учебных предметах, как «Окружающий мир» и «Природоведение». Но знаний, которые дают эти предметы в последнее время явно недостаточно, чтобы сформировать у детей правильное представление об окружающем нас мире, особенно это касается астрономии.

Каждый, кто следит за газетными публикациями, радио- и телепередачами, не может не заметить, что Космос, Вселенная упоминаются в них по самым разным поводам все чаще и чаще. Ученые сообщают о новых открытиях благодаря внедрению космических и наземных инструментов. Многочисленные целители и колдуны уверяют, что они особым образом связаны с Космосом и именно из него черпают энергию. Астрологи все заполнили своими гороскопами, предсказывая будущее нам всем и прогнозируя будущее различных предприятий, государств, экологической обстановки на планете. То есть к Космосу небезразличны и те, кто его исследует, и те, кто на нем спекулирует. Многое из сказанного привлекает внимание детей, которые буквально забрасывают старших «астрономическими» вопросами, но редко получают на них правильные и понятные ответы.

Между тем дети имеют право на получение достоверных ответов. В школе учащиеся должны были бы получать необходимый минимум знаний по астрономии, физике, что способствовало бы ликвидации бытующей повсюду астрономической безграмотности и формированию, некоторого иммунитета против повседневно внедряемых антинауки, оккультизма и элементарного невежества. Последнее не столь безобидно, так как ведет к. потере интереса к науке, культуре, просвещению, и, в конечном счете к потере духовности. А духовность личности неотделима от осознания своей неотъемлемости от Природы, Мира и Вселенной.

Для человека .21-го века "окружающий мир" - это не только его дом, город, страна или даже планета Земля. Постепенно понятие «окружающий мир» расширяется до пределов Солнечной системы, Галактики. С этим связаны ответы на такие вечные вопросы: «Каков мир, в котором мы живем? Какое место мы в нем занимаем? Какова наша миссия в этом мире и что нас связывает с ним? Одиноки ли мы во Вселенной?». Но если ряд подобных вопросов относится пока еще к числу дискуссионных, то таковыми перестали быть вопросы о том, почему Луна меняет свой вид, почему происходят затмения, наблюдаются полярные сияния, «падающие» звезды, радуга, и т.д. То есть, можно сказать, что обучение естествознанию можно начинать с младших классов и удобно это делать именно через призму астрономии.

К сожалению, перегруженность учебного плана основными предметами не позволяет выделить естествознание в отдельный предмет в школе, поэтому занятия детей в кружках УДО могли хотя бы отчасти заполнить этот пробел.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель – дать детям достаточно полное представление о Вселенной, сформировать предпосылки для более углубленного изучения естественных наук в школе. Повысить научную грамотность учащихся.

Задачи:

образовательная – получение основных знаний по астрономии, формирование у учащихся единого образа нашей планеты, как части Вселенной, стимулирование интереса к астрономии, физике, математике;

воспитательная – воспитание гармонически развитой, целеустремленной личности, обладающей широким кругозором;

развивающая – развитие интеллекта детей, формирование теоретического мышления, развитие у них наблюдательности и умения осмысливать результаты наблюдений.

Актуальность: политический и экономический кризис в России ведет к потере интереса к науке, культуре, просвещению. Необходимый минимум знаний по астрономии должен способствовать формированию иммунитета против оккультизма и антинауки.

Занятия в кружке способствуют развитию умения работать в коллективе. Дети учатся бережно относиться к природе, к друг другу, понимать красоту и богатство окружающего мира.

Критерии оценочной деятельности:

К концу 1-го года обучения учащийся должен знать: основные характеристики Солнца как звезды; характеристики движения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли; примеры зависимости жизни на Земле от Солнца; основные этапы освоения Луны, причину солнечных и лунных затмений;

должен уметь: пользоваться календарями, картами Луны, объяснять смену на Земле дня и ночи, времен года.

К концу 2-го года обучения учащийся должен знать: названия основных созвездий и ярких звезд , уметь находить их на небе и на карте; объекты, входящие в состав Солнечной Системы, их взаимное расположение; различие между планетой и звездой;

должен уметь: пользоваться подвижной картой звездного неба, владеть техникой наблюдений на школьном телескопе.

Иметь представление: о происхождении Солнечной системы, звезд, Галактики, теории происхождения Вселенной, иметь навыки исследовательской работы.


Образовательные технологии

Формы и методы работы. В качестве форм и методов выступают коллективно-творческие дела, игры, наблюдения за небесными объектами. Занятия проводятся в форме бесед на заданную тему с обязательным обсуждением вопросов, возникающих у любознательных ребят. Когда дискуссии проводятся часто, дети постепенно учатся четко формулировать и обосновывать свои позиции в споре. Обсуждаются учебные видеофильмы и кинофильмы, произведения «космической» литературы и живописи, посещаются музеи и планетарии. Используются на занятиях «космические» игры, отгадываются кроссворды. Важным элементом процесса обучения являются наблюдения Солнца, Луны, некоторых планет, простейшие наблюдения за погодой, необычными явлениями на небе. Одни наблюдения можно проводить во время экскурсий и прогулок, другие по заданию в летние каникулы. Большое значение имеет работа с книгой, журналами по астрономии, работа с компьютером. Основная форма обучения – групповое занятие. Используется компьютерная программа «Вперед к звездам», «Red Shift-3, 6», «Уроки открытого колледжа. Астрономия», «Увлекательный мир астрономии».



Особенности организации учебного процесса.

Данная программа рассчитана на пятилетний курс занятий, предназначена для детей 7 –12 лет и является частью единого непрерывного курса естествознания. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Первый год по 2 часа, второй – по 3 часа. Занятия, как правило, проводятся в виде беседы, в процессе которой проверяется усвоение предыдущего материала и происходит знакомство с новым. Теоретические занятия чередуются с практическими.

Условия реализации

Материально-техническое обеспечение программы.

1. Книги по астрономии;

2.Карты и атласы звездного неба: Михайлов А.А. Атлас звездного неба (до 6.5). Л: Наука, 1974; Засов А.В. Атлас для общеобразовательных учреждений. М: АСТ, 1996; Becvar A. Atlas eclipticalis 1950.0. Praha, Academie v, 1960; Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. Карта звездного неба, Луны, Марса. М: Наука, 1971; Ивлев О.А. Наблюдение звездного неба в телескоп. М: Космосинформ, 1994; Карта Луны, подвижная карта звездного неба.

3.Слайды: Порцевский К.А. Малые тела Солнечной Системы. М: Диафильм, 1987; Левитан Е.П. Солнце. М: Диафильм, 1987;

4. Видеофильмы: «Вселенная и Земля», «Откуда появился мир», «Аполлон -11», «Аполлон -13», «Планеты»;

5. Игра «Полет во Вселенной»;

6. Глобусы Земли и планет, солнечные часы, телевизор, видеомагнитофон.

7. Компьютер. Компьютерные программы «Вперед к звездам», «Red Shift – 3, 6», фильмы CD и DVD «Планеты», «Астероиды», «Машина времени», «Космос» и др.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения



Название темы

Всего

Теор

Практ


Вводное занятие.

  1. Что изучают астрономы? Что можно наблюдать на небе?

  2. Экскурсия по ОСЮН: знакомство со станцией.


4

2


2

2

2

2



2


I

Наше Солнце

Каким ты видишь Солнце?

1. Вид Солнца (форма, цвет, размеры).

2. Элементарное представление о горизонте. Движение Солнца по небу в разные времена года.

3. Понятие о календаре. История календаря.

4. Положение Солнца в Солнечной системе. Коперник. Кеплер.

5. Земля – небесное тело. Глобус – модель Земли.

6. Народные приметы, связанные с Солнцем. Загадки, пословицы, поговорки.

72

16

2

4


2

2


4

2


60

10

2

2



2


2

2


12

6


2


2



2

II

Какое оно, Солнце?

1. Что думали древние о природе Солнца? Мифы и легенды о Солнце.

2. Как далеко расположено Солнце? Размеры Солнечной системы. Пр. занятие - рисуем Солнечную систему.

3. Солнце - большой и тяжелый шар. Сравнение размеров Солнца с Землей и другими планетами.

4. Почему Солнце светит и греет? Как оно образовалось?

5. Будущее Солнца и Земли.

6. Диафильм "Солнце". Видеофильм "Судьба Солнечной системы"

20

4


6



2


4


2

2


14

4


2



2


4


2



6



4








2

III

Как Солнце помогает людям?

1. Ориентирование по Солнцу. Солнечные часы.

2. Всегда ли существовало Солнце?

3. Возникновение жизни на Земле.

10

4

4

2

8

2

4

2

2

2

IV

Солнце необходимо всему живому на Земле.

1. Поклонение Солнцу в древности. 2. Можем ли мы обойтись без Солнца?

3.Как использовать Солнечную энергию? Видеофильм "За Солнцем вслед", "Парад энергий".

4. Как влияет Солнце на земную жизнь? Видеофильм "Жизнь".

5. Почему Солнце восходит и заходит? Как происходит смена времен года?

16

2

2

6


4


2

14

2

2

4


4


2

2



2

v

Наблюдения за Солнцем вчера и сегодня.

1. Что можно увидеть на Солнце с помощью телескопа?

2. Как устроено Солнце?

3. Как ученые наблюдают Солнце?

10

4


4

2

6

2


4

4

2



2


I

Луна

Какой ты видишь Луну?

1. Луна - любимое небесное светило. Что можно увидеть на Луне невооруженным глазом?

2. Изменение вида Луны.

3. Что видно на Луне в телескоп? Открытия Галилея.

4. Большое путешествие по Луне. Лунные горы и моря.

5. Изготовление лунной карты.

66

20

4


2

2

8


4

40

14

4


2

2

6

26

6





2


4

II

Какая она, Луна?

1. Что дальше от нас, Луна или Солнце?

2.Физические условия на Луне. Можно ли на Луне жить?

3. Почему мы видим только одну сторону Луны?

4. Как Луна движется?

5. Луна - небесное тело.

6. Лунные затмения.

20

2

6


4

4

2

2

16

2

6


2

2

2

2

4




2

2

III

Космические полеты к Луне.

1. Как увидели обратную сторону Луны?

2. Исследование Луны "Луноходами".

3. Путешествие "Аполлонов" к Луне.

4. "Аполлон-13". Возвращение на Землю.

5. Исследования Луны по страницам "Звездочета".

6. Луна - спутник Земли.

7. Фантастика - о Луне. Игра "Полет во Вселенной".

8. Показ видеофильма "Луна".

26

2

4

6

2

4

2

4

2

14

2

4

6



2

12




2

4


4

2


Заключение

Подготовка к летним каникулам.

2


2


Итого

144

102

42


2-ой год обучения


Название темы

Всего

Теор.

Практ.


Вводное занятие.

  1. Что астрономы наблюдают на небе? (Подведение итогов летних наблюдений).

  2. Экскурсия по ОСЮН: оранжерея, выставка, живой уголок, цветник.

6

3


3

3

3

3



3


I

Звездное небо

Страна тысячи солнц

  1. Почему звездное небо называют страной тысячи солнц? (Обобщение изученного по теме «Наше Солнце»)

  2. Что мы можем увидеть на небе в ясную ночь?

  3. Сколько звезд на небе? Знакомство с атласами и картами звездного неба.

4. Понятие о созвездиях.

90

15

6



3

3


3

54

9

3



3



3

36

6

3




3

II

Звезды, которые всегда над тобой.

1. Созвездие Большой Медведицы. Как называли это созвездие другие народы?

2. Как можно нарисовать медведицу на звездных картах?

3. Для чего нужно изображать созвездия? Сколько звезд в созвездиях?

4. Созвездие Большой Медведицы на звездных картах.

5. Звезды Большой Медведицы. Как можно проверить зрение?

6. Как можно определить стороны света по небесным светилам днем и ночью. Звезда – компас.

7. Созвездие Малой Медведицы. Рисуем созвездие Большой и Малой Медведиц с помощью трафарета.

8. Сказки и легенды о двух медведицах.

30

3


3


3


3


6


6


3


3

18

3




3


3


3


3




3

12



3






3


3


3



III

Другие созвездия, которые видны в нашей местности.

  1. Лебедь, Орел, Персей на звездных картах.

  2. Атлас Гевелия. Легенда о Персее и Андромеде.

  3. Летний треугольник. Работа с картами из журнала «Звездочет», виртуальный планетарий.

  4. Зимние созвездия – Орион, Телец.

  5. Подвижная карта звездного неба.

  6. Практическая работа с подвижной картой. Созвездия в разные времена года.

  7. Загадки о звездах по книге Левитана «Астрономия для малышей». Народные приметы.

  8. Посещение планетария.

30

3

3

3


3

3

6


3


6

15


3

3



3

3


3


15

3




3


3




6

IV

Звезды – далекие солнца.

1 .Можно ли жить на звездах?

2. Какие цвета имеют звезды? Практическая работа с атласом Бечвара.

3. Расстояния до звезд. Ближайшие звезды.

4. Размеры звезд. По страницам Оксфордской астрономии.

5. Показ слайдов «Солнце – звезда». Кроссворд «Созвездия».

15

3

3


3

3


3

12

3



3

3


3

3


3


I

Семья Солнца

Что входит в семью Солнца?

  1. Блуждающие светила – планеты. Чем планеты отличаются от звезд?

  2. Какие планеты наблюдали в древности и какие планеты были открыты потом?

  3. Обсерватории – места, где наблюдают небесные тела. Показ слайдов. Интернет о Европейской южной обсерватории.

4. Движение планет.

117

12

3


3


3


3

90

12

3


3


3


3

27

II

Большое путешествие по планетам. Спутники планет.

  1. Пылающий мир Меркурия.

  2. История космических полетов к Венере.

  3. Почему на Венере жарко? Могут ли космонавты посетить Венеру?

  4. По страницам журналов «Звездочет». Что сфотографировали космические аппараты на поверхности Венеры?

  5. Наша планета Земля. Глобус – модель земного шара.

  6. Практическая работа «Смена дня и ночи на Земле»

  7. Движение Земли вокруг Солнца. Год.

  8. Луна – спутник Земли.

  9. Вид Луны в телескоп. Изучаем карту Луны.

  10. Практическая работа «Изготовление карты Луны по трафарету»

  11. О космических полетах на Луну. Луноход.

  12. Показ фрагментов видеофильма о полете «Аполлонов» на Луну.

  13. Рисуем Луну Практическая работа.

  14. Как астрономы исследуют Марс.

  15. Что можно увидеть в телескоп на поверхности Марса?

  16. По страницам фантастических произведений.

  17. Космические полеты к Марсу. Как можно слетать на Марс? С чем столкнутся космонавты на Марсе?

  18. Путешествие к Большому Каньону и вулкану Олимп. Попробуем нарисовать Марс.

  19. Необычные спутники Марса. По страницам «Звездочета».

  20. Планеты-карлики и планеты-гиганты. Тайна их рождения. Фрагмент фильма «Планеты»».

  21. Самая большая планета – Юпитер.

  22. Есть ли у Юпитера поверхность? Большое Красное пятно. По страницам Оксфордской астрономии.

  23. Юпитер – собиратель малых планет. Семья Юпитера.

  24. Галилеевы луны. Космические полеты к Юпитеру.

  25. Сатурн и его кольца. История их открытия. Изучаем фотографии Сатурна.

  26. Планеты-гиганты Уран и Нептун. Чем планеты-гиганты похожи друг на друга? Плутон и Харон – двойная планета. Как светит Солнце на Плутоне?

  27. Хвостатые светила – кометы. Что такое комета? История кометы Галлея.

  28. Малые тела Солнечной Системы. Небесные камни. Тунгусский метеорит. Показ слайдов «Малые тела Солнечной Системы», фрагменты фильма «Астероиды».

  29. Астрономия и астрология. Что такое гороскоп? Созвездия Зодиака.

105

3

3

3


3



3


3


3

3

3

3


3

3


3

3

3


6

6


6


6


6



3

3

6


3


3

6


3



3


3



3

78

3

3

3





3





3




3

3



3

3


6

6


3


3


3



3

3

3


3


3

3


3



3


3



3

27





3





3




3

3





3







3


3


3










3


Заключение

Игра «Полет во Вселенной. Кроссворд «Семья Солнца», компьютерная программа «Удивительный мир астрономии»

3


3


Итого

216

147

69



ПРОГРАММА КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

1-ый год обучения

I. Вводное занятие. (4 ч.)

II. Наше Солнце (72 ч., 4 ч. в нед.)

1.Каким ты видишь Солнце? (16 ч.)

2. Какое оно, Солнце? (20 ч.) Что думали древние о природе Солнца. Мифы и легенды о Солнце. Солнце далеко от нас. Размеры Солнечной системы. Солнце – очень большой и тяжелый шар. Сравнение Солнца с Землей и планетами. Солнце – очень горячее Почему Солнце светит и греет?

3. Как Солнце помогает людям (10 ч.)

4. Солнце необходимо всему живому на Земле (16 ч.) Поклонение Солнцу в древности. Можем ли мы обходиться без Солнца? Как использовать солнечную энергию? Как влияет Солнце на земную жизнь? Магнитные бури. Радиационные пояса. Полярные сияния. Почему Солнце восходит и заходит? Как происходит смена дня и ночи? Солнечные затмения.

5.Наблюдения за Солнцем вчера и сегодня (10 ч.) Что можно увидеть на Солнце с помощью телескопа? Гранулы. Солнечные пятна. Солнечные факелы. Вращается ли Солнце вокруг своей оси? Внешние слои Солнца (хромосфера, солнечные вспышки, протуберанцы, корона) Как ученые наблюдают Солнце.


III. Луна (66 ч., 4 ч. в нед.)

1.Какой ты видишь Луну? (20 ч.) Что видно на Луне в телескоп? Физические условия на Луне. Фазы Луны. Путешествие по Луне. Лунные карты. Наблюдения Луны с помощью школьного телескопа.

2. Какая она, Луна? (20 ч.) Исследования Луны. Движение Луны. Лунные затмения. Прошлое Луны, гипотезы происхождения Луны.

3. Космические полеты к Луне (24 ч.) "Луноходы". Российская программа исследования Луны. Американская лунная программа. Удачи и неудачи. Современные исследования. Полеты "Клементины".

IV. Заключение (2ч.)


2-ой год обучения (216 ч.)

I. Вводное занятие. (6 ч.)

II. Звездное небо (90 ч., 6 ч. в нед.)

1.Страна тысячи солнц (15 ч.) Почему звездное небо называется «страной тысячи солнц»? Что мы видим на небе в ясную безлунную ночь? Звезды – это очень-очень далекие солнца. Сколько звезд на небе? Фигуры из ярких звезд – созвездия. Знакомство с атласами и картами звездного неба.

2. Звезды, которые всегда над тобой.(30 ч.) Созвездие Большой Медведицы. Как называли это созвездие другие народы? Как можно нарисовать Медведицу на звездных картах? Большой Ковш – это не все созвездие, он помогает нам найти тот участок неба, где находится созвездие Большой Медведицы. Названия самых ярких звезд Ковша. Как можно проверить зрение, наблюдая созвездие Большой Медведицы? Звезды Мицар и Алькор. Как можно определить север и юг по небесным светилам? Звезда – компас. Как найти на небе Полярную звезду? Малый Ковш – созвездие Малой Медведицы. Рисуем созвездия Большой и Малой Медведиц (с помощью трафарета). Сказки о двух медведицах.

3. Другие созвездия, которые видны в нашей местности.(30 ч.) Легенда о Персее и Андромеде. Изображения созвездий на старых картах Гевелия. Звездный треугольник: Денеб – Вега – Альтаир. Ищем летний треугольник на звездных картах. Зимние созвездия: Орион, Телец. Скопление Плеяды. Млечный Путь.

4. Звезды – далекие солнца.(15 ч.) Можно ли жить на звездах? Какие цвета имеют звезды? Какие звезды горячее – красные или голубые? Почему звездные лучи нас не греют? Как далеко находятся от нас звезды? Можно ли сейчас совершить путешествие на далекие звезды? Какие размеры имеют звезды?

Наблюдение и изучение звездного неба – огромное удовольствие, источник взлета фантазии, желания узнать, что представляют собой светящиеся точки – звезды, как далеки они от нас, какое имеют к нам отношение. Знакомство с созвездиями и их изучение дают возможность научиться читать Великую Книгу Природы – звездное небо.

Сначала дети получают представление о том, что представляют собой звезды и созвездия («Страна тысячи солнц»). Затем они знакомятся с теми звездами и созвездиями, которые в любое время года видны на вечернем небе в данной местности («Звезды, которые всегда над тобой»). Следующий этап – изучение созвездий нашего неба в разные времена года («Другие созвездия, которые видны в нашей местности»). Тему заключает раздел «Звезды – далекие солнца», в котором дети знакомятся с расстояниями до звезд и природой далеких светил.

Занятия в помещении должны готовить детей к наблюдениям звездного неба. Успех дела зависит от доступности использования различных средств обучения и учебных пособий (схемы взаимного расположения созвездий; карт звездного неба, включая подвижную карту; применение компьютерных программ, позволяющих демонстрировать на экране компьютера различные участки звездного неба, узнавать знакомые созвездия; посещение планетария)

III. Семья Солнца (117 ч., 6 ч. в нед.)

1. Что входит в семью Солнца? (12 ч.) «Блуждающие светила» - планеты. Чем планеты отличаются от звезды? Какие планеты наблюдались в древности и какие были открыты потом? Обсерватории – места, где наблюдают небесные тела Как планеты движутся по небу? Как действительно они движутся в Солнечной Системе?

2. Большое путешествие по планетам. Спутники планет. (114 ч., 6 ч в нед.) Пылающий мир Меркурия. Почему на Меркурии жарко? Что мы видим на фотографиях его поверхности? Почему мы редко его видим на небе?

Красавица Венера. Почему в телескоп на ее поверхности ничего не видно? Как исследуют Венеру? История космических полетов к этой планете. Удушливая и коварная атмосфера Венеры. Смогут ли космонавты будущего походить по ее поверхности? Что сфотографировали космические корабли на Венере?

Наша планета Земля. Как она выглядит из космоса? Глобус – модель земного шара. Как вращается земной шар? Что такое сутки? Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Вид Луны в телескоп. Как Земля выглядит с Луны?

Красная планета. Как астрономы исследуют Марс? Почему его поверхность красноватая? Что могут космонавты увидеть на его поверхности ( гора Олимп, Великое марсианское ущелье, полярные шапки и т.д.) «Каналы» Марса. Пылевые бури. Можно ли на Марсе жить людям? Спутники Марса – Фобос и Деймос.

Планеты-карлики и планеты-гиганты. Тайна их рождения. Самая большая планета – Юпитер. Есть ли у Юпитера поверхность? Большое Красное Пятно. Галерея спутников Юпитера. Галилеевы луны. Пролет «Вояджеров» мимо Юпитера и его спутников.

Сатурн и его кольцо. Из чего состоят кольца Сатурна? Как они видны в телескоп? Планеты-гиганты Уран и Нептун. Чем планеты-гиганты похожи друг на друга? Далекий Плутон. Плутон и Харон – «двойная планета. Как далеко расположен Плутон от Солнца? Освещает ли Солнце поверхность Плутона? Чему равен год на Плутоне?

Хвостатые светила – кометы. История прошлых заблуждений. Комета Галлея. Что такое комета? Почему за кометой движется хвост? Путешествие к комете Галлея космического аппарата «Вега». Чем нам «грозит» появление кометы на небе?

Малые планеты – астероиды. Куда исчезла планета между Марсом и Юпитером? Что такое «небесные камни»? Какие следы от их падения остались на Земле? Тунгусский метеорит – погибшая комета. Что такое «падающая» звезда? Путешествие в Аризонский кратер.

Астрономия и астрология. Что такое гороскоп? Созвездия Зодиака. О предсказаниях и гаданиях по звездам.


Эта тема очень большая и, пожалуй, самая интересная и доступная. Она рассказывает о строении Солнечной системы, о некоторых закономерностях, наблюдаемых в ней. Здесь говорится о том, что входит в семью Солнца, как она была открыта. Изучение раздела дает возможность совершить большое путешествие по планетам, узнать, как они выглядят, какие корабли посещали их поверхности. Об истории появления «хвостатых» светил, о древних заблуждениях, сопровождавших эти появления в прошлом, о физической природе комет говорится в следующем разделе. Все эти темы связаны с наблюдениями. И, хотя организовать вечерние наблюдения сложно, иногда, может быть, детям удастся полюбоваться вечерней Венерой или Луной. Все сведения о небесных явлениях могут быть почерпнуты из астрономических календарей, журналов «Звездочет», или соответствующих разделов компьютерных программ. Очень важно при изучении этой темы активно пользоваться книгами, в которых много фотографий планет, комет и других небесных тел, схемами, иллюстрирующими вид Солнечной Системы в космосе. В этом разделе впервые затрагивается вопрос о действительных движениях, происходящих в Солнечной Системе.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Беляев Н.А. и др. Комета Галлея и ее наблюдение. М: Наука, 1985.

  2. Бетковский Г., Зонн В. Мир Коперника. Варшава: Аркады, 1973.

  3. Витинский Ю.Н. Солнечная активность. М: Наука, 1983.

  4. Гадомский Ян. Шеренга великих астрономов. Торунь: Наша ксенгарня, 1969.

  5. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. М: Просвещение, 1980.

  6. Зигель Ф.Ю. Астрономия в ее развитии. М: Просвещение, 1988.

  7. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. М: Наука, 1976.

  8. Кочнев С.А. 300 вопросов и ответов о Земле и Вселенной. Ярославль: Академия развития, 1997.

  9. Левитан Е.П. Вселенная школьника. Земля и Вселенная. М: Наука, 1992, № 6.

  10. Левитан Е.П. Гуманизация школьной астрономии. Земля и Вселенная. М: Наука, 1983, № 5.

  11. Ляшко Л. Ступени дополнительного образования. Внешкольник. М: 1996, № 1.

  12. Попова А.П. Занимательная астрономия. М: КомКнига, 2005.

  13. Сурдин В.Г. Астрономическое образование: традиции и новые технологии. Земля и Вселенная. М: Наука, 1997, № 1.

  14. Уипл Ф.Л. Семья Солнца. М: Мир, 1984.

  15. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе? М: Наука, 1985.

  16. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М: Наука, 1980.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


1. Волков А. Земля и небо. М: Просвещение, 1972.

2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. М: Наука, 1976.

3. Гурштейн А.А. Люди и звезды. М: Просвещение, 1980.

4. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. М: Наука, 1979.

5. Данлоп С. Азбука звездного неба. М: Мир, 1998.

6. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. М: Наука, 1976.

7. Кащенко В. Найди созвездие. М: Знание, 1974.

8. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М: Дет. Лит., 1967.

9. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. М: Педагогика, 1986.

10. Левитан Е.П. Астрофизика школьникам. М: Просвещение, 1977.

11. Моше Д. Астрономия. М: Просвещение, 1985.

1213. Сухорукова А. Пароль – БТА. М: Дет. Лит., 1990.

14. Уипл Ф.Л. Семья Солнца. М: Мир, 1984.

15. Цесевич В.П. Что и как наблюдать на небе. М: Наука, 1984.

16. Энц. «Звезды». М: Слово, 1995.

17. Энц «Солнце». М: Слово, 1996.

18. Энц. Словарь юного астронома. М: Просвещение, 1989.

Образовательная программа по астрономии (7 - 12 лет)
  • Другое
Описание:

Для человека 21-го века "окружающий мир" - это не только его дом, город, страна или даже планета Земля. Постепенно понятие «окружающий мир» расширяется до пределов Солнечной системы, Галактики. С этим связаны ответы на такие вечные вопросы: «Каков мир, в котором мы живем? Какое место мы в нем занимаем? Какова наша миссия в этом мире и что нас связывает с ним? Одиноки ли мы во Вселенной?». Но если ряд подобных вопросов относится пока еще к числу дискуссионных, то таковыми перестали быть вопросы о том, почему Луна меняет свой вид, почему происходят затмения, наблюдаются полярные сияния, «падающие» звезды, радуга, и т.д. То есть, можно сказать, что обучение естествознанию можно начинать с младших классов и удобно это делать именно через призму астрономии.

Автор Заусаева Ольга Георгиевна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 397
Номер материала 13073
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓