Главная / Музыка / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «Раннее музыкальное развитие»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «Раннее музыкальное развитие»








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА


«Раннее музыкальное развитие»




СОСТАВИТЕЛЬ:

Педагог дополнительного образования

Бугинас Брониславас Казисович



D:\фото видео уроки 2014-2015\DSCN9129.JPG







Астана 2014 г.



СОДЕРЖАНИЕ





Пояснительная записка 3 стр

Цель и задачи программы 4 стр


Режим занятий. Форма контроля 5 стр



Учебно - тематический план 6 стр

Содержание программы 7-12 стр




Ресурсное обеспечение программы 13 стр


Система контроля и оценки результативности 14 стр

реализации программы


Ожидаемые результаты 14 стр


Список используемой литературы 15 стр








1. Пояснительная записка


«Элементарное музицирование» является музыкальной учебно – педагогической программой, направленной на решение вопроса общего музыкального воспитания детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Под названием «элементарное» Карл Орф имел ввиду исходные элементарные музыкальные средства и элементарные музыкальные инструменты, которые может освоить и на основе которых может музицировать любой ребёнок, даже с отклонением в развитии.

Программа обучения дошкольников и младших школьников музыке, рассчитанная на два года, предлагает свой путь решения задачи сохранения и развития музыкальных способностей, которые обнаруживаются ещё до школы.

Программа является содержанием «элементарного музицирования» и несёт в себе функции введения ученика в элементарные формы музыки, подготавливая его тем самым к последующему обучению.

Открытый в 2013 году центр раннего музыкального развития для детей 4-6 летнего возраста, рассматривает эстетическое воспитание как обязательный аспект развития каждого ребенка,  а не только отдельных одаренных детей. В программе обучения на отделении раннего музыкального развития ведется изучение основ музыкальной грамоты, дети занимаются вокально – хоровой деятельностью, развивают ритмические способности, расширяют музыкальный кругозор.

Обучение и воспитание ребёнка с рождения до 6 лет считается ранним развитием. Именно в этот отрезок времени ребёнок получает информации больше, чем за все последующие годы. Отделение раннего музыкального развития - это база, для выбора дальнейшей специфики обучения. Дети обучающиеся в нашем центре с успехом могут продолжить обучение в музыкальных кружках дворца, в музыкальных школах и детских школах искусств.

















Цель программы:

Музыкально – эстетическое воспитание детей.

Программа, включающая в себя открытые, показательные, тематические уроки для родителей, позволяет привлечь родителей к творческому совместному сотрудничеству, дает уникальную возможность родителям по-новому открыть для себя черты характера, способности своего ребенка.

Дети и родители ощущают притягательную силу искусства, попадая из будней повседневности в оазис прекрасного, в тот самый тонкий слой культуры, который наращивается тысячами поколений.

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества" - писал В. Сухомлинский и именно в этот мир входят малыши, переступая порог центра раннего музыкального развития.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующим целям:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

4. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, движений, комбинирование элементов танцев).

Задачи программы:

Основная задача заключается в организации совместных действий при решении музыкальных учебных задач.

  • дать детям простые сведения о музыке (расширение музыкального кругозора)

  • познакомить детей с музыкальными инструментами

  • развить элементарные навыки владения игрой на детских музыкальных инструментах

  • использовать в работе с детьми простые элементы вокально – хоровой деятельности, освоить песенный репертуар на казахском и русском языках.

  • развивать музыкально – ритмические способности у детей

  • Программа, включающая в себя открытые, показательные, тематические уроки для родителей, позволяет привлечь родителей к творческому совместному сотрудничеству, дает уникальную возможность родителям по-новому открыть для себя черты характера, способности своего ребенка.



Режим занятий:


Основной формой учебных занятий является урок, который проводится в форме коллективного занятия 2 раза в неделю по 45 минут.


Формы контроля:


Показателем работы учителя и учеников является, показательные уроки для родителей, педагогов отделения, проводимые в конце каждой квартала.


  1. Урок на тему «Здравствуй, Осень!»,

где освещается изученный материал, посвящённый осенней тематике.


  1. Урок на тему «Здравствуй, Новый год!», представленный в виде новогоднего утренника, с использованием материала на зимнюю, новогоднюю тематику.


  1. Урок на тему «Здравствуй, Наурыз!». Тематика урока содержит материал, посвященный весне, празднику мам т Наурызу.

  1. Урок на тему «Здравствуй, Лето!». Все песенки, игры посвящены летнему настроению.




Участие детей в концертах и конкурсах.





















2. Учебно – тематический план

1 – год обучения (144 ч)



Учебный материал


1 блок «Осень»

Кол час

1

Здравствуй, Осень!

6

2

Осень в гости к нам пришла

6

3

Урожай собирай

6

4

Осенние дорожки

6

5

Дождик, дождик поливай!

6

6

Открытое занятие для родителей

2




1


2 блок «Зима»


Здравствуй, Зима!




4

2

Музыкальные игры с Дедом Морозом

6

3

Мы у ёлочки попляшем

6

4

Здравствуй праздник Новый год!

6

5

Под Новый год!

6

6

Где ты, Дедушка Мороз?

4

7

Открытое занятие для родителей (новогодний утренник)

2




1


3 блок «Весна»


Музыка зимы




8

2

Зимние забавы

8

3

Здравствуй, Весна!

8

4

Весеннее настроение

8

5

Праздник бабушек и мам

8

6

Здравствуй, Наурыз!

8

7

Весенние забавы

8

8

Открытое занятие для родителей

2






1


4 блок «Лето»

Улыбнёмся солнышку



6

2

Музыка лета

6

3

Здравствуй, лето!

6















Содержание программы

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. На занятиях по раннему музыкальному развитию используются самые разные методы и формы работы, которые будут рассмотрены последовательно по мере их применения в работе.

Универсальный для любых дисциплин метод словесного обучения. Формы, используемые на занятия – объяснение, рассказ, диалог, беседа. Основной формой работы, конечно, является объяснение. Она является необходимой на любом этапе любого направления работы. Рассказ о том или ином музыкальном инструменте, музыкальном образе. А диалог и беседа позволяют не только поддерживать и развивать связи между учащимися внутри группы и педагогом, но и решать возникающие в процессе работы проблемы, приходить к пониманию друг друга.

Игровой метод применяется в работе с учащимися в любом виде деятельности. Формы игр, которые используются на уроках, способствуют развитию таких необходимых для детей качеств, как внимание, двигательная память, глазомер, ориентирование в пространстве, быстрая реакция, эмоциональный настрой.

Главный метод в обучении – метод практической работы, а главная форма – упражнение. Без использования этой составляющей не может осуществиться никакая работа.

Конечно, упражнения не сводятся к механическому повторению. Каждый педагог использует разные вариации этой формы работы, необходимые в каждом отдельном случае, и даже для каждого отдельного ученика. Это может быть исполнение в очень медленном или очень быстром темпе, работа в паре или малой группе, использование вспомогательных средств (игрушек).

Метод проблемного обучения используется на этапе отработки учебного материала. Часто для лучшего понимания учащимся того, что надо запомнить, необходимо не готовое объяснение педагога, а нахождение ответа самим учащимся. В этом случае педагог использует указание на ошибку, заблуждение, постановку проблемных вопросов.

Наглядный метод с помощью ТСО обучения также применяется в работе. Обычно это просмотр и обсуждение видеороликов, мультфильмов, презентаций на музыкальные темы.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в учреждениях дополнительного образования показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Это- второе условие успешной реализации воспитательных задач.

Программа построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, конкурсах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Формируются вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки - ансамбль.

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности проявляются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и переживание музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является песенное творчество.


ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает игра на синтезаторе. Дети играют простые песенки. Посредством этого они знакомятся с расположением нот на клавиатуре, знакомятся с их названием. Играя и пропевая песенки у них развивается чистота интонации.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.Подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого педагогом материала по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики музыкального развития.

Программа конкретно определяет, как педагог должен формировать эстетическое отношение детей к музыке.

Содержание программы 1 блока «Осень»

За осенний период дети знакомятся с друг другом посредством музыкальных игр. Знакомятся с семействами музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые).

Учатся различать музыкальные звуки от шумовых.

Знакомятся с понятием «Динамика» (форте и пиано).

Учат песенки на осеннюю тематику на казахском и русском языках, с использованием детских музыкальных инструментов (треугольники, бубны, маракасы, тамбурины).

Играют в ансамбле.

Инсценируют маленькие песенки.

Приобретают навыки пения с плюсовой и минусовой музыкальной фонограммой.

Учатся петь в микрофон.

Приобретают навыки игры на синтезаторе. Знакомятся с нотами.

Песенный репертуар:

  1. «Дождик»

  2. «Кап, кап, тук, тук, тук» - песенка на двух языках

  3. «Тише, тише, тишина»

  4. «Отан Ана»

Музыкальные игры:

  1. «Барбос и птички»

  2. «Три весёлых зайчика»

  3. «Автобус»

  4. «Разминка»

  5. «Зарядка»

  6. «Не ленись»

  7. «Четверо лягушат»

  8. «Поссорились – помирились»

  9. «Лётчики»

  10. «Мяч другу»

Музыкально – дидактические игры:

  1. «Найди домик музыкального инструмента»

Игра в ансамбле:

  1. «Треугольники и бубны»

  2. «Мишки музыканты»

  3. «Оркестр для малышей-1»

  4. «Оркестр для малышей-2»

Репертуар игры на синтезаторе:

  1. «Дождик»

  2. «Доп»

  3. «Прозвенел звонок»

  4. «Дятел»

Содержание программы 2 блока «Зима»

В зимний период дети продолжают знакомиться с музыкальными инструментами.

Знакомятся с понятиями «Тембр», «Темп».

Идёт подготовка к музыкальному занятию, которое пройдёт в виде новогоднего праздника.

Разучивают музыкальные игры и песенки к Новому году.

Песенный репертуар:

  1. «Жана жыл»

  2. «Шырша»

  3. «В лесу родилась ёлочка»

  4. Динь-дон стучат часы»

  5. «Котёнок»

  6. Звери идут на праздник Ёлки»

Музыкальные игры-песни:

  1. «Четыре шага»

  2. «Мы пойдём сейчас…»

  3. «Дразним Дедушку Мороза»

  4. «Дед Мороз нас заморозь»

  5. «Дед Мороз – паровоз»

Репертуар игры на синтезаторе:

  1. «Ёлка»

  2. «Маленькая ёлочка»

  3. «Петушок»

4. «Матрёшки»


Содержание программы 3 блока «Весна»

Дети продолжают приобретать навыки пения в микрофон по фонограмму.

Разучивают песенки о бабушках и мамах.

Готовятся к празднику Наурыз.

Разучивают песенки на казахском языке под сопровождение домбры.

Знакомятся с казахскими музыкальными инструментами (домбра, кобыз, шанкобыз, сазсырнай).

Знакомятся с простыми танцевальными движениями казахского танца.

Знакомятся с казахским национальным орнаментом.


Песенный репертуар:

  1. «Туган жер»

  2. «Наурыз»

  3. «Ах, какая мама»

  4. «У всех мамы есть»

  5. «Весной – көктемде»

Музыкальные игры-песни:

  1. «Ку-ку» казакша

  2. «Ку-ку» русский вариант

  3. «Бір – оңға, бір солға»

  4. «Танец с мамочкой» казакша

  5. «Танец с мамочкой» русский вариант

  6. «Отгадай звучание казахского инструмента»

  7. «Тишина»

  8. «У оленя дом большой»

Игра в ансамбле:

1. «Оркестрик»

Музыкально – дидактические игры:

  1. «Музыкальный магазин»

  2. «Работа с карточками «Назови инструмент»

Репертуар игры на синтезаторе:

  1. Бим –бом»

  2. «Бәріміз біргеміз»

3.«Маймақ аю»

4. «Жук»




Содержание программы 4 блока «Лето»

В данный период дети разучивают песенки и музыкальные игры на летнюю тематику.

Продолжают приобретать навыки пения в микрофон под фонограмму.

Играют на детских музыкальных инструментах в ансамбле.


Песенный репертуар:

  1. «Весёлые нотки»

  2. «Гори-гори ясно»

  3. «Вежливая песня»

Музыкальные игры-песни:

  1. «Хвост Бабы Яги»

Игра в ансамбле:

  1. «Оркестр»

  2. «Весёлая кухня»

  3. «Весёлая детская комната»

Репертуар игры на синтезаторе:

  1. «Бычок»

  2. «В машине»

  3. «На лошадке»


























РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ ПРОГРАММЫ


Образовательная программа обучения раннему музыкальному развитию имеет все необходимое обеспечение.


1. Материально-техническое.

- Занятия проводятся в просторной аудитории, имеются специальное оборудование для безопасного проведения занятий и необходимые и технические средства – компьютер, звукоусиливающая аппаратура, микрофоны.

- обязательно соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- обязательно соблюдение температурного режима для занятий;

- детские музыкальные инструменты;

- в работе используются вспомогательные средства (детские игрушки);

-для занятий используется необходимое оборудование: аудиоматериалы и и видеотехника, электронные носители: диски и флэш-накопители; фотоаппарат, принтеры, ламинатор.

- призы и кубки для награждения победителей.


  1. Методическое и информационное.

- Наличие программы деятельности, план ее реализации;

- учебная, методическая, познавательная литература:

а) музыкально – дидактические игры

б) обучающие карточки «Музыкальные инструменты»

в) фонохрестоматия

г) Нотный материал для игры на синтезаторе

д) Поиск литературы и аудиоматериала в интернете, сотрудничество с музыкальными руководителями на форуме http://mp3sort.biz


- должностные инструкции;

- разнообразные формы повышения квалификации педагогов;

- видеоматериалы, информационное поле интернета;


3. Педагогические условия.

- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

- организация различных видов деятельности.

- создание ситуации успеха.

- поощрение и стимулирование.

4. Психологическое сопровождение.

- проведение воспитательной работы с детьми;

- беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


- Постановка реальных целей и планирование результатов программы.


- Заинтересованность педага и детей в реализации программы.


- Благоприятный психологический климат.

- Удовлетворенность детей и родителей предложенными формами работы.

- Творческое сотрудничество педагога и детей и родителей

- Публикации разработок мероприятий центра в республиканском справочнике

музыкального руководителя.


Ожидаемые результаты:


  1. Выявление у детей музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на музыкальный материал.


  1. Обучить способам и навыкам пения под фонограмму соло и в ансамбле, с использованием микрофона.


  1. Научить музыкально - ритмическим движениям, игре на простейших детских музыкальных инструментах соло и в ансамбле.


  1. Расширить детский кругозор в области элементарной теории музыки (динамика, темп, название нот, знание музыкальных инструментов)


  1. Пополнить репертуар детей песенками на казахском и русском языках.


  1. Участие в концертах, проводимых во дворце


  1. Участие в конкурсах городского, республиканского и международного масштабов












Список рекомендуемых материалов


- Л. Виноградов –«Музыкальные занятия»

- Сергей и Екатерина Железновы «Пальчиковые игры»

- Екатерина Железнова «Музыкальные обучалочки»

- Фонохрестоматия «Казахская музыка»

- Мультимедиа – продукт «Шедевры музыки»

- Фонохрестоматия «Музыка» 1 сынып «Алматыкітап баспасы»

- Фонохрестоматия «Музыка» 1 – 2 – 3 класс «Алматыкітап баспасы»

- Учебник «Музыка» 1 класс «Алматыкітап баспасы»

- Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты» В.Ткаченко

- Демонстрационный материал «Музыкалық аспаптар» Б.Хамзин

- Т. Жаубасова «Казахские музыкальные инструменты»

- Т. Жаубасова «Казахские композиторы»

- О. Радынова «Слушаем музыку»

- Т. Байтасов «Сборник популярных детских песен на казахском языке»

- М. Балтабаев; Б.Өтемұратова «Елим – ай» методическое пособие

- М. Балтабаев; Б.Өтемұратова «Әсем саз» Музыкальный букварь

- Справочник музыкального руководителя (2013, 2014 гг)




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «Раннее музыкальное развитие»
  • Музыка
Описание:

«Элементарное музицирование» является музыкальной учебно – педагогической программой, направленной на решение вопроса общего музыкального воспитания детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Под названием «элементарное» Карл Орф имел ввиду исходные элементарные музыкальные средства и элементарные музыкальные инструменты, которые может освоить и на основе которых может музицировать любой ребёнок, даже с отклонением в развитии.

Программа обучения дошкольников и младших школьников музыке, рассчитанная на два года, предлагает свой путь решения задачи сохранения и развития музыкальных способностей, которые обнаруживаются ещё до школы.

Программа является содержанием «элементарного музицирования» и несёт в себе функции введения ученика в элементарные  формы музыки, подготавливая его тем самым к последующему обучению.

Открытый в 2013 году центр раннего музыкального  развития для детей 4-6 летнего возраста, рассматривает эстетическое воспитание как обязательный аспект развития каждого ребенка,  а не только отдельных одаренных детей. В программе обучения на отделении раннего музыкального развития ведется  изучение основ музыкальной грамоты, дети занимаются вокально – хоровой деятельностью, развивают ритмические способности, расширяют музыкальный кругозор.

      Обучение и воспитание ребёнка с рождения до 6 лет считается ранним развитием. Именно в этот отрезок времени ребёнок получает информации больше, чем за все последующие годы. Отделение раннего музыкального развития - это база, для выбора дальнейшей специфики обучения. Дети обучающиеся в нашем центре с успехом могут продолжить обучение в музыкальных кружках дворца, в музыкальных школах и детских школах искусств.

 

Автор Бугинас Брониславас Казисович
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 790
Номер материала 17650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓