Главная / Русский язык и литература / Образовательная программа дополнительного образования детей "Любители словесности"

Образовательная программа дополнительного образования детей "Любители словесности"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области





Утверждено

Решение педсовета протокол № 61/3 от 02.09.2014г.

Председатель педсовета


_________________ ________

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.


Образовательная программа дополнительного образования детей

«Любители словесности»

для обучающихся 6-8 классов

Павловой Галины Николаевны

Период реализации программы с 01.9.2014г. по 31.05.2015 г.









Допущено







Г.Кирсанов 2013 г

Пояснительная записка

Программа данной образовательной программы дополнительного образования детей рассчитана на тридцать три часа и является одним из возможных вариантов углубленного изучения произведений художественной литературы.

Данная программа опирается на примерную программу по литературе для основной общеобразовательной школы, является продолжением уроков стихосложения, ориентирована на индивидуальность, творческие способности ученика, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Программа соответствует возрастным особенностям подросткового перио­да, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Ориентирована не только на получение знаний, но в первую очередь на практическую деятельность, что позволяет повы­сить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать спо­собности, возможности, потребности и интересы ребенка.

Программа актуальна. Смена социальных и нравственных ориентиров в обществе сломала сознание подрастающего поколения. Идеологическая пустота заполнилась экранными идеалами, неспособными к подлинному чувству, ощущающими бесцельность существования, видящими смысл жизни в экстравагантности, зачастую агрессии. Дети перестали видеть красоту окружающего мира. Это наша аудитория, в которой надо говорить о добром и вечном. Перегруженность программы, сокращение часов на преподавание литературы убивают ее как предмет. Дети не читают. Но ведь изучение литературного произведения в школе – это, в первую очередь, «простое, ничем не замутненное, пускай «наивно реалистическое», взволнованное восприятие его учащимися» (Г.А.Гуковский «Изучение литературного произведения в школе»). На уроке должны звучать тексты, их отрывки, для того, чтобы ученик почувствовал вкус слова, заинтересовался произведением. Ведь поэты и писатели создавали свои стихи, романы не для того, чтобы их всего лишь «разбирали» на уроках на предмет художественного своеобразия и употребления тропов и стилистических фигур речи. Конечно, вначале надо прочитать произведение, первое восприятие может быть ошибочным, но для того и учитель в классе: он разъяснит, исправит «простоту» чтения, направит на объект изучения. И лишь после этого можно будет говорить об обстоятельствах создания, историческом месте произведения, его художественных особенностях. Только зная предмет изучения, можно стать исследователем. И тогда идея, мысль, эмоция, появившиеся при первом прочтении, станут содержанием образов, дети научатся видеть детали, тонкости в переходе ритма, смысловые оттенки слова.

Для города Кирсанова организация преподавания подобного курса проводится впервые. В моей практике повторно.

Содержание программы ориентировано на создание условий для самореализации личности.

От существующих программ отличается в первую очередь ярко выраженной творческой направленностью, причем при создании собственных текстов, литературоведческом разборе акцентируется внимание учащихся на содержании, а не на форме произведения. Форма же – техническое обеспечение творческой работы.

Цели:

- Воспитание художественного вкуса, внимания к авторскому слову.

-Воспитание духовно развитой личности, формирование гума­нистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-Развитие эмоционального восприятия художественного тек­ста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры.

-Формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

-Овладение умениями выразительного чтения и элементами анализа художественных про­изведений с привлечением базовых литературоведческих по­нятий.

Задачи

обучающие:

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

- расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с теорией литературы;

воспитательные:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русскому языку и литературе как явлению культуры, основному средству общения;

- воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;

- развитие воображения и фантазии, образного мышления;

- воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности;

развивающие:

- развитие творческих способностей;

- всестороннее развитие личности.

В центре занятий кружка находится лирическое или прозаическое произведение малой формы, и знакомство с ним побуждает к ответственному творчеству (выразительное чтение, эмоциональный отзыв на прочитанное, создание собственного сочинения…).

Проведение кружка предлагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя:

1.Работа в классе (изучение теории, выразительное чтение текстов, обсуждение прочитанного).

2.Внеклассная работа (создание творческих работ, самостоятельное чтение предложенных текстов).

Предполагаемые результаты:

Работа кружка направлена на выработку у учащихся следующих ЗУН:

1.Владение умениями выразительного чтения.

2.Умение видеть в произведении автора, его отношение к поднятой проблеме, читателю.

3.Умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения.

4.Умение самостоятельно анализировать произведения и их фрагменты.

5.Умение грамотно строить монологические высказывания различных форм.

6.Умение создавать творческие исследовательские работы, издавать их с целью расширения взаимодействия с родителями и общественностью.

Форма проверки результатов освоения программы:

- тесты по проверке теории литературы,

- литературоведческий анализ текста,

- создание творческих работ по заданным началам и представление своего видения данных тем.

Формы, методы и приёмы обучения:

- наглядные: работа с текстами, раздаточным материалом, репродукциями, фонограммами;

- словесные: изучение теоретических понятий литературы, биографических сведений, исторических справок;

- практические: беседы, диспуты по текстам, литературоведческий анализ предложенных текстов (на данном возрастном уровне), создание творческих работ

Так как работа кружка предполагает и сотворчество учащихся, некоторые занятия целесообразно проводить как индивидуальные

Массовая работа:

  1. Массовые мероприятия учебного характера (выпуск газет, участие в конкурсах, концертах).

  2. Мероприятия воспитательного характера (выразительное чтение стихов, клубные дни, участие в предметной неделе).

  3. Работа с родителями учащихся (дни открытых дверей).



Личный творческий план

Работа кружка отражает деятельность по повышению собственной профессиональной педагогической квалификации, так как работаю над темой «Личностно-ориентированные и развивающие технологии обучения и уроки русского языка и литературы». Считаю, что целью современного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике индивидуальности, состоит в создании психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на усредненного ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Это дает возможность развивать индивидуальные способности ученика, формировать всесторонне развитую личность, приобретать умения и навыки, основанные на сотрудничестве учителя и ученика, взаимопонимании; развитие творческих ЗУН, предполагающих интеграцию предметов (литература, русский язык, история, музыка, живопись).

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Основные тропы и стилистические фигуры речи:

метафора, олицетворение, овеществление, эпитет, литота, гипербола, сравнение, лексический повтор, ряды однородных членов, риторические вопрос и риторическое восклицание, антитеза, сопоставление.

Детская литература

Стихотворения С.Я.Маршака.

Пейзаж. Пейзажная лирика.

Стихотворения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, О.Э.Мандельштама, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой, Н.Клюева, К.Бальмонта, С. Клычкова.

Пейзаж в прозе.

Место пейзажа в прозаическом произведении, средства выразительности языка, используемые автором в психологическом и фоновом пейзаже (на примере текстов А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Астафьева)

Творческая лаборатория, посвященная пейзажу

Создание пейзажных стихотворений, прозаических зарисовок по заданному началу, предложенному плану, по интересам.

Гражданская лирика.

Стихи, посвященные родине, важным историческим событиям, политическим деятелям, нравственным проблемам современности.

Творческая лаборатория.

Создание стихотворений гражданской тематики Работа по интересам.

Открытые заседания поэтического кружка

 Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Название разделов и тем

Вид занятий

Всего

часов

Часы

на теорию

Часы

на практику

1.

Теория литературы: основные тропы и стилистические фигуры речи (олицетворение, овеществление, метафора, эпитет, литота, гипербола, сравнение, лексический повтор, ряды однородных членов предложения, риторические вопрос и восклицание, антитеза, сопоставление).



Практическая

отработка, лекция

4

2

2

2.

Детская литература, стихотворения С.Я.Маршака

Творческая лаборатория

1

0

1

3.

Пейзажная лирика. Стихотворения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, А.В.Кольцова, О.Э.Мандельштама, С.А.Есенина, М.И.Цветаевой, Н.Клюева, К.Бальмонта, С. Клычкова

Беседа

5

1

4

4.

Пейзажные зарисовки в прозаических текстах; их место в произведении, средства выразительности языка, используемые автором (на примере текстов А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Астафьева)

Беседа

5

1

4

5.

Творческая лаборатория, посвященная пейзажу (создание стихотворений по заданному началу, предложенному плану, по интересам).

Индивидуальная работа

6

0

6

6.

Гражданская лирика. (Стихи, посвященные родине, важным историческим событиям, политическим деятелям, нравственным проблемам современности)

Беседа

5

1

4

7.

Творческая лаборатория. Работа по интересам.

Индивидуальная работа

3

0

3

8.

Открытые заседания поэтического кружка

Уроки-концерты с элементами беседы

4

0

4



Учебно-тематический план (33 часа, 1 час в неделю)

1

Лекция по теории литературы: «Основные тропы и стилистические фигуры речи»

1

2

Практическое занятие по теме: «Основные тропы и стилистические фигуры речи»

1

3.

Детская литература. С.Я.Маршак.

1

4.

Открытое заседание поэтического кружка: «Детские стихи в моей жизни»

1

5

Творческая лаборатория: создание, чтение, обсуждение, написанных текстов

1

6.

Пейзажная лирика, ее художественные особенности (теория литературы)

1

7.

Практикум. Стихотворения, посвященные осени (А.Кольцов «Осень», Д.Мережковский «Ноябрь», С.Клычков «Осень», Н.Клюев «В златотканые дни сентября», В.Соловьев «Я озарен осеннею улыбкой»).

1

8

Творческая лаборатория. Создание пейзажных текстов в стихах и прозе, в том числе по заданным началам. Чтение уже написанных текстов.

1

9

Зима в стихотворениях С.Есенина, А.С.Пушкина, К.Бальмонта.

1

10.

Весна – прекрасная пора. Работа с текстами. (О.Мандельштам. «Мне холодно. Прозрачная весна…», С.Есенин «Сыплет черемуха снегом», Н.Клюев «Оттепель – баба – хозяйка»).

1

11.

Творческая лаборатория. Работа с тропами, создание текстов по заданным началам

1

12.

Летние пейзажи (М.Ю.Лермонтов «Вечер после дождя», А.Кольцов «Цветок», М.Цветаева «Бузина», С.Есенин «Задымился вечер, дремлет кот на брусьях», Н.Клюев «Дремны плески вечернего звона…»)

1

13

Творческая лаборатория. Написание собственных стихотворений, в том числе по заданным началам. Индивидуальная работа

1

14

Представление творческих работ на тему «Пейзажная лирика».

1

15.

Пейзажные зарисовки в прозаических текстах. Их место в произведении, средства выразительности языка, используемые авторами

1

16

Пейзаж в «Повестях Белкина» А.С.Пушкина

1

17

Пейзаж в рассказах Л.Н.Толстого.

1

18.

Пейзаж в рассказах В. Астафьева.

1

19.

Пейзаж в рассказах М.Пришвина.

1

20.

Словесное рисование. Осенний пейзаж

1

21.

Словесное рисование. Зимний пейзаж.

1

22.

Открытое заседание кружка. Родительский день. «Я пришел к поэту в гости».

1

23.

Гражданская лирика. Обзор. Теория литературы.

1

24.

Поэты – декабристы

1

25.

Война 1812 года глазами М.Ю. Лермонтова и Д.Давыдова.

1

26.

Великая Отечественная война глазами поэтов - фронтовиков.

1

27.

Творческая лаборатория. Патриотические стихи

1

28

Нравственные проблемы современности в стихах Вознесенского и Евтушенко.

1

29-31.

Творческая лаборатория. Индивидуальная работа по интересам учащихся

3

32-33

Открытое заседание поэтического кружка «Мы – творческие люди»

2



Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1) обеспечение программы методическими видами продукции: игра, путешествие, беседа; конкурсы кроссвордов, текстов, подборок примеров тропов и стилистических фигур речи, выразительного чтения; диспут;

2) рекомендации по проведению занятий творческой направленности:

- необходимо подобрать тему, которая может заинтересовать всех обучающихся;

- дать начала стихотворений, задавая не только тему, но и ритм (не менее четырех – пяти вариантов);

- со способными и одаренными ребятами ведется индивидуальная работа: рассматривается сюжет, описательные элементы, лирический герой; рассматриваются теоретические элементы, применяемые в процессе создания текста;

- возможно сопоставление произведений слова, живописи, музыки;

3) тематика творческих работ:

- детские сюжеты, где лирическими героями являются животные;

- пейзажные зарисовки по временам года;

- сюжеты патриотической направленности;

4) дидактический материал (распечатанные стихотворения, отрывки текстов с ярко выраженными средствами выразительности языка).

Список литературы для учителя:

1. В.Афанасьев, П.Боголепов «Тропа к Лермонтову» Москва «Детская литература» 1982г

2. Т.Г.Браже «Искусство анализа художественного произведения» Москва «Просвещение» 1971г

3. М.М. Гиршмон «Анализ поэтических произведений АСПушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И. .Тютчева, Москва «Высшая школа» 1981 г

4. Н.Гордеев, В. Пешков «Тамбовская тропинка к Пушкину», Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж 1969г

5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985г

6. Литературные справочные материалы. Москва. «Просвещение» 1989 г

7. В.П. Медведев «Изучение лирики в школе» Москва «Просвещение» 1985г

8. И.Ревякин «История русской литературы 19 века» Москва «Просвещение» 1981 г

Список литературы для учащихся:

  1. Произведения К.Д.Бальмонта, С.А.Есенина, А.В.Кольцова, С.Клычкова, Н.Клюева, И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, С.Я.Маршака О.Э.Мандельштама, И.Северянина, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, А.А.Фета, М.И.Цветаевой

2. В.Г. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина» Москва «Советская Россия»1984г (отрывки)

3. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985г

4. Толковый словарь. Любое издание

Образовательная программа дополнительного образования детей "Любители словесности"
  • Русский язык и литература
Описание:

   Представленная Программа дополнительного образования детей является одним из возможных вариантов углубленного изучения произведений художественной литературы.

   Данная программа опирается на примерную программу по литературе для основной общеобразовательной школы, является продолжением уроков стихосложения, ориентирована на индивидуальность, творческие способности ученика, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

  

     Для города Кирсанова организация преподавания подобного курса проводится впервые. В моей практике повторно.

Содержание программы ориентировано на создание условий для самореализации личности.

 

    От существующих программ отличается в первую очередь ярко выраженной творческой направленностью, причем при создании собственных текстов, литературоведческом разборе акцентируется внимание учащихся на содержании, а не на форме произведения. Форма же – техническое обеспечение творческой работы.

Программа состоит из пояснительной записки, содержания, учебно-тематического планирования и списков литературы для обучающихся и учителя.

 

Автор Павлова Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 385
Номер материала 30412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓