Главная / ИЗО, МХК / Образовательная экскурсия как метод освоения культурного наследия студентами педагогического колледжа на занятиях дисциплин культурологического цикла.

Образовательная экскурсия как метод освоения культурного наследия студентами педагогического колледжа на занятиях дисциплин культурологического цикла.

Угринова О.И.,

преподаватель дисциплин культурологического цикла

ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж».

Магистр педагогики.



Образовательная экскурсия как метод освоения культурного наследия студентами педагогического колледжа на занятиях дисциплин культурологического цикла.

Профессия педагога искусства, относящаяся к профессиям социономического типа «человек-человек», требует от специалиста сформированной системы профессиональных знаний, умений и навыков в области художественно-эстетического познания. В ряду необходимых будущему педагогу знаний находится система ценностных представлений, поскольку ценности, в том числе эстетические, являются действующими регуляторами деятельности и поведения человека.

Культурное наследие  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. К этой категории относятся произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки.

Возможность вступать в диалог с объектами культурного наследия формируется у обучающихся разными путями: используя репродукции, иллюстрации, интернет-ресурсы и т.д.

Одной их эффективных форм

Образовательная экскурсия – это педагогический метод, позволяющий преобразовать действительность в среду развития личности студента посредством актуализации объектов окружающего мира – выявление их культурных смыслов, значений, образов. Одной из задач этого метода является научить студента-будущего педагога ориентироваться в культурном наследии прошлого и настоящего, понять значение и смысл объектов культурной среды.

Цель образовательной экскурсии – дать новые впечатления, сообщить за короткое время значительно большее количество фактических данных, исторических сведений и наглядно проиллюстрировать их, привлекая разнообразные объекты культурного наследия. Образовательная экскурсия созвучна темам обозначенным в процессе изучения мировой художественной культуры, эстетики, художественной культуры Урала и др. Образовательная экскурсия способна преобразовать прогулку в целенаправленный процесс познания окружающей действительности, результатом которого является самоопределение личности в культурном пространстве.

Специфика метода образовательной экскурсии заключается в следующем:

Прежде всего она ориентирована на освоение историко- культурного наследия человечества в ходе которой объектом экскурсионного изучения являются конкретные здания и памятники, социальный и культурный опыт людей.

Немаловажным аспектом в ходе образовательной экскурсии является идея – содержание, явление культуры, которое освоит и выявит студент. Идея формулируется в виде задачи или проблемы, которые помогут студенту определиться в информационном поле изучаемого объекта. Например, при изучении темы «Памятники древнерусского зодчества» уместно будет посетить собор Александра Невского в городе Красноуфимске с целью анализа основных архитектурных элементов храма, внутреннего убранства, иконописных ликов и образов. Важное направление содержания образовательной экскурсии заключается еще и в том, что студент осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, как научные, так и «инонаучные».

Образовательная экскурсия строится в реальном пространстве, используя в качестве культурных ориентиров разнообразные объекты окружающего мира, что предполагает непосредственное участие студента в рассматривании, анализе и выработке личностной позиции в отношении увиденного.

Таким образом, образовательная экскурсия позволяет решать следующие задачи:

  • Целенаправленное изучение студентами разнообразных объектов культурного наследия.

  • Приобретение студентами опыта исследования памятников культуры.

  • Формирование представлений о процессах и явлениях, нашедших отражение в объектах культуры.

Метод образовательной экскурсии направлен на формирование общих и профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов. Поэтому процесс приобретения знания является не менее важным, чем результат – освоение специфических понятий, символов, знаков. Процесс познания строится особым образом:

  • «Живое» взаимодействие студента с культурными объектами.

  • Строится не от теории к иллюстрации или репродукции, а от личных наблюдений к формированию новых представлений.

  • Позволяет не только исследовать, но и выработать личное мнение, впечатление.

  • Важно, что студент может выступить в роли экскурсовода, организатора исследовательской деятельности сокурсников.

Используя культурные, исторические, географические возможности Свердловской области, г. Красноуфимска и прилегающих районов образовательные экскурсии можно проводить по следующим направлениям:

-«Крепость- Красный Яр»- исследует особенности архитектурной застройки города, учит читать городскую среду как художественно-эстетический документ.

-«Центры художественной жизни города Красноуфимска»- знакомит с видами социокультурной практики, знакомит с центрами культуры города.

-«Творческие люди Красноуфимска»- показывает разнообразие и богатство форм художественно-эстетической деятельности людей.

Выбор образовательной экскурсии определяется теми компетенциями, которые должны сформироваться у студента в процессе изучения той или иной дисциплины, для чего отбирается соответствующее содержание- объекты городской среды.

Таким образом, образовательная экскурсия может рассматриваться как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на занятиях дисциплин культурологического цикла, как одна из важнейших форм освоения обучающимися мира культуры.



Образовательная экскурсия как метод освоения культурного наследия студентами педагогического колледжа на занятиях дисциплин культурологического цикла.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Профессия педагога искусства, относящаяся к профессиям социономического типа «человек-человек», требует от специалиста сформированной системы профессиональных знаний, умений и навыков в области художественно-эстетического познания.  В ряду необходимых будущему педагогу знаний находится система ценностных представлений, поскольку ценности, в том числе эстетические, являются действующими  регуляторами деятельности и поведения человека.

Культурное наследие  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. К этой категории относятся  произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки.

Возможность вступать в диалог с объектами культурного наследия формируется у обучающихся разными путями: используя репродукции, иллюстрации, интернет-ресурсы и т.д.

Одной их эффективных форм

Образовательная экскурсия – это педагогический метод, позволяющий преобразовать действительность в среду развития личности студента посредством актуализации объектов окружающего мира – выявление их культурных смыслов, значений, образов. Одной из задач этого метода является научить студента-будущего педагога ориентироваться в культурном наследии прошлого и настоящего, понять значение и смысл объектов культурной среды.

Цель образовательной экскурсии – дать новые впечатления, сообщить за короткое время значительно большее количество фактических данных, исторических сведений и наглядно проиллюстрировать их, привлекая разнообразные объекты культурного наследия. Образовательная экскурсия созвучна темам обозначенным в процессе изучения мировой художественной культуры, эстетики, художественной культуры Урала и др. Образовательная экскурсия способна преобразовать прогулку в целенаправленный процесс познания окружающей действительности, результатом которого является самоопределение личности в культурном пространстве.

Специфика метода образовательной экскурсии заключается в следующем:

Прежде всего она ориентирована на освоение историко- культурного наследия человечества в ходе которой объектом экскурсионного изучения являются конкретные здания и памятники, социальный и культурный опыт людей.

Немаловажным аспектом в ходе образовательной экскурсии является идея – содержание, явление культуры, которое освоит и выявит студент. Идея формулируется в виде задачи или проблемы, которые помогут студенту определиться в информационном поле изучаемого объекта. Например, при изучении темы «Памятники древнерусского зодчества» уместно будет посетить собор Александра Невского в городе Красноуфимске с целью анализа  основных архитектурных элементов храма, внутреннего убранства, иконописных ликов и образов. Важное направление содержания образовательной экскурсии заключается еще и в том, что студент осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, как научные, так и «инонаучные».

Образовательная экскурсия строится в реальном пространстве, используя в качестве культурных ориентиров разнообразные объекты окружающего мира, что предполагает непосредственное участие студента в рассматривании, анализе и выработке личностной позиции в отношении увиденного.

Таким образом, образовательная экскурсия позволяет решать следующие задачи:

·         Целенаправленное изучение студентами разнообразных объектов культурного наследия.

·         Приобретение студентами опыта исследования памятников культуры.

·         Формирование представлений о процессах и явлениях, нашедших отражение в объектах культуры.

Метод образовательной экскурсии направлен на формирование общих и профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов. Поэтому процесс приобретения знания является не менее важным, чем результат – освоение специфических  понятий, символов, знаков. Процесс познания строится особым образом:

·         «Живое» взаимодействие студента с культурными объектами.

·         Строится не от теории к иллюстрации или репродукции, а от личных наблюдений к формированию новых представлений.

·         Позволяет не только исследовать, но и выработать личное мнение, впечатление.

·         Важно, что студент может выступить в роли экскурсовода, организатора исследовательской деятельности сокурсников.

 Используя культурные, исторические, географические возможности Свердловской области, г. Красноуфимска и прилегающих районов образовательные экскурсии можно проводить по следующим направлениям:

-«Крепость- Красный Яр»- исследует особенности архитектурной застройки  города, учит читать городскую среду как художественно-эстетический документ.

-«Центры художественной жизни города Красноуфимска»- знакомит с видами социокультурной практики, знакомит с центрами культуры города.

-«Творческие люди Красноуфимска»- показывает разнообразие и богатство форм художественно-эстетической деятельности людей.

Выбор образовательной экскурсии определяется теми компетенциями, которые должны сформироваться у студента в процессе изучения той или иной дисциплины, для чего отбирается соответствующее содержание- объекты городской среды.

Таким образом, образовательная экскурсия может рассматриваться как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на занятиях дисциплин культурологического цикла, как одна из важнейших форм освоения обучающимися мира культуры.

 

 

Автор Угринова Ольга Иосифовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 40332
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓