Главная / Другое / Образовательная программа дополнительного образования "Туризм"

Образовательная программа дополнительного образования "Туризм"






Принято на заседании Утверждаю

педагогического совета заведующая МДОУ Борисоглебского

протокол № ………….. детского сада № 1 комбинированного вида

от «…» ………………. ………………………… Т.П. Первушина







Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста МДОУ Борисоглебский детский сад № 1 комбинированного вида



по культурологическому направлению

«ТУРИЗМ»

со сроком реализации 1 год

ориентирована на детей от 6 - 7 лет





Воспитатель: Попова М.А.







г. Борисоглебск

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Формы работы с детьми:

Занятия:

  • по ознакомлению с окружающим

  • по ознакомлению с произведениями художественной  литературы

  • музыкальные

  • по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

  • конструирование и ручной труд

Игровая деятельность:

  • дидактическая игры

  • сюжетно-ролевые игры

  • подвижные игры

  • спортивные игры

  • эстафеты

Экскурсии.

Прогулки.

Походы.

Совместная деятельность.

Самостоятельная деятельность.




Основные направления реализации программы:
  1. Введение.

- Оздоровительная роль туризма.

- Правила поведения юных туристов.

  1. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста.

- Основы безопасности в природной среде.

- Основы безопасности дома и в детском саду.

- Личное снаряжение и уход за ним.

3. Азбука топографии.

- Мой дом, моя семья.

- План местности.

4. Экскурсионное ориентирование.

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь.

- Личная гигиена юного туриста.

- Походный травматизм и возможные заболевания.

- Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок.

6. Основы краеведения.

- Родословие.

- Моя малая Родина.

- Природа родного края.

7. Азбука спортивно- оздоровительного туризма.

- Пешеходный туризм.

- Полоса препятствий пешеходного туризма.

- Лыжный туризм.

8 . Общая спортивно – оздоровительная физическая подготовка.

Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование обучающихся

Входное тестирование и диагностика (проводится осенью)

Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Рисование детей на тему «Моя семья».

Выявление психолого-педагогического портрета окружения обучающихся. Режим дня, физическое развитие и подготовленность, самоконтроль учащихся.

Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.

Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью определения (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников.

Констатирующее тестирование и диагностика (проводится весной)

Организация самоконтроля за соблюдением режима дня, ведение (совместно с родителями воспитанников) дневника наблюдений за параметрами физического развития организма обучающихся.

Проведение в игровой (состязательной) форме контрольных тестов с целью констатации динамики общего физического и функционального развития воспитанников за год.
































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-КРАЕВЕДЫ»


МЕСЯЦ

ТЕМАТИКА

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

СЕНТЯБРЬ

  1. Беседа «Какую пользу приносят туристические походы и прогулки»

  2. Знакомство детей с помещением и сооружением, где будут проходить занятия и оздоровительные тренировки. Разучивание речевки и клятвы туристов.

  3. Занятие. «Правила поведения юных туристов». Дидактическая игра «Кто придет на помощь7»

  4. Прогулка в сквер с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности.

  5. Рисование. «»Мои впечатления о прогулке»

1



1







1




1
























1

ОКТЯБРЬ

  1. Занятие. «Основы безопасности в природной среде»

  2. Дидактическая игра «Что делать в случае… « (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов)

  3. Просмотр видеофильма «Личное снаряжение и уход за ним»

  4. Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке»

1







1




1







1

НОЯБРЬ

  1. Игра – состязание «Ремонт личного снаряжения» (пришивание пуговиц, заклеивание дыр).

  2. Занятие. «Знакомство с картой и планом».

  3. Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поис кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).

  4. Дидактическая игра «Узнай по части целое»

  5. Вывешивание кормушек для птиц в сквере.






1



1



1













1


1

ДЕКАБРЬ

  1. Занятие. «Экскурсия по улицам родного города».

  2. Рисование «Мой город»

  3. Дидактическая игра «Что за здание такое?»

  4. День спортивных подвижных игр.

1



1


1


1

ЯНВАРЬ

  1. Экскурсия с родителями в зимний лес.

  2. Сюжетно – ролевая игра «Туристский поход»

  3. Изготовление атрибутов к празднику.

  4. Развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»

1



1



1

1

ФЕВРАЛЬ

  1. Занятие. «Поговорим о личной гигиене юного туриста».

  2. Просмотр видеофильма «Походный травматизм и возможности заболевания».

  3. Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок)

  4. Эстафета «Спасатели».

1



1







1



1

МАРТ

  1. Занятие. «Моя семья». Рисование «Дом, в котором я живу».

  2. Составление древа жизни (исследовательская деятельность)

  3. Смотр – конкурс презентаций на тему «Моя семья» (совместно с родителями)

  4. Изготовление поделок «Моя любимая игрушка» (из природного материала, собранного детьми в ходе прогулок)

1






1


1


1

АПРЕЛЬ

  1. Экскурсия на разлив реки Ворона (с родителями).

  2. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев)

  3. Краеведческая викторина «Самый умный»

  4. Чтение рассказа «Иван Топорыжкин». Викторина Что за здание такое?»

1











1




1






1

МАЙ

  1. Занятие. «9 Мая». Рассказ участника ВОВ.

  2. Экскурсия к памятнику Матери Родины»

  3. Состязания: «Переправа через болото», «Через бурелом»

  4. Приглашение в поход.

1



1




1






1

ИЮНЬ – ИЮЛЬ - АВГУСТ

Движение группы по маршруту протяженностью до 4–5 км с использованием плана местности или спорткарты.

Организация лагеря туристской группы,.

Участие в заготовке дров и сборе хвороста.

Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями).

Сервировка дежурными туристского походного стола.

Соблюдение правил и требований гигиены.

Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.).

Конкурс знатоков растений на поляне привала.

Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.

Походы в кинотеатр, театр.

Экскурсии в галерею, музей.

Прогулки по улицам города, на луг, к водоему.

Проведение спортивных, народных игр.

Проведение спортивных праздников.





























СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.



1. Введение



1.1. Оздоровительная роль туризма

Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.

Практические занятия

Знакомство детей с помещениями и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.

1.2. Правила поведения юных туристов

Правила поведения в учебном классе, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Командир туристской группы, его права и обязанности, взаимоотношения с участниками туристских соревнований.

История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел. Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте).

Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле – здоровый дух», «Чистота – залог здоровья». Юные туристы – хорошие товарищи и коллективисты.

Подготовка к туристским прогулкам, экскурсиям; к спортивно-оздоровительным состязаниям, играм и соревнованиям.

Подготовка, организация и выполнение порученного объединению (звену, группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки.

Практические занятия

Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Оформление впечатления о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др.

2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста

2.1. Основы безопасности в природной среде

Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными).

Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.

2.2. Основы безопасности дома и в школе

Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами. Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях. Телефоны аварийных служб.

Практические занятия

Игры на темы: «Что делать в случае … (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Действия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке», «Правила перехода улицы».

2.3. Личное снаряжение и уход за ним

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.

Практические занятия

Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.

3. Азбука топографии

3.1. Мой дом

Планировка дома (квартиры), детского сада и участка.

Практические занятия

Экскурсия по зданию детского сада, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на участок детского сада.

3.2. План местности

История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.

Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.

Практические занятия

Рисовка плана стола, группы, своей комнаты. Знакомство с планом расположения детского сада, двора своего дома или своей улицы.

Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на участке детского сада, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану).

Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).

4.Экскурсионное ориентирование

Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов.

Практические занятия

Чтение легенды. Движение по легенде в микрорайоне детского сада, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.

5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь

5.1. Личная гигиена юного туриста

Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.

Практические занятия

Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы.

Обсуждение правилах личной гигиены с организацией чаепития.

5.2. Походный травматизм и возможные заболевания

Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.

Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки.

Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь.

Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений.

Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте.

Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь.

5.3. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок

Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран и наложения повязок.

Практические занятия

Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).

6. Основы краеведения

6.1. Родословие

Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники.

Практические занятия

Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: "Моя семья", «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка».



6.2. Моя школа

Изучение истории школы: «Моя школа», «Мой класс», «Мои учителя». Учителя и выпускники школы. Выдающиеся люди, ветераны войн.

Практические занятия

Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.

6.3. Природа родного края

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.

Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдений за погодой.

Практические занятия

Организация наблюдений за погодой, ведения календаря наблюдений. Экскурсии в парк (лес). Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.).

Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц.

7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма

7.1. Пешеходный туризм

Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы в лесу; по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).

Практические занятия

Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения).

Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).

7.2. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)

Естественные и искусственные препятствия. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствий. Правила безопасного преодоления препятствий. Личное и командное прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие и взаимопомощь членов спортивной туристской команды. Права и обязанности юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.

Практические занятия

Соревнования по преодолению полосы препятствий.

Переправа через болото по кочкам; переправа по гати по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; установка и снятие палатки; спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.

7.3. Лыжный туризм

Правильный подбор лыж и лыжных палок для занятий на местности. Стойка лыжника на различном рельефе. Передвижение ступающим и скользящим шагом (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Правила движения в строю на лыжном маршруте. Одежда для лыжной прогулки или занятий. Предохранение обуви от намокания (бахилы).

Практические занятия

Подбор лыж и снаряжения юными туристами и их родителями. Управление лыжами на месте: поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков лыж.

Ходьба на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками и без палок; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 600–700 м; игры на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом до 1–2 кг в рюкзачке; передвижение в среднем темпе.

Лыжные прогулки.

Наблюдение окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и неживая природа).

8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка

8.1. Общая физическая подготовка и оздоровление организма

Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности. Комплекс утренней физической зарядки. Гигиена при занятиях физическими упражнениями.

Практические занятия

Освоение основ техники бега. Бег в колонне по одному по пересеченной местности, бег по лестнице, бег «серпантином», бег с препятствиями.

Прыжки в длину и высоту.

Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Гимнастические упражнения.

Спортивные (в том числе народные) игры.

Зачетный летний поход (вне сетки часов)

Движение группы по маршруту протяженностью до 4–5 км с использованием плана местности (легенды) или спорткарты. Организация лагеря туристской группы, бивака совместно с родителями. Участие в заготовке дров и сборе хвороста. Посильное участие в приготовлении пищи на костре (совместно с родителями). Сервировка дежурными туристского походного стола. Соблюдение правил и требований гигиены. Туристские и другие игры и состязания («Спортивная семья» и пр.). Конкурс знатоков растений на поляне привала. Операции «Помоги братьям меньшим» и «Помоги природе» (очистка ближайших окрестностей от бытового мусора) и др.










































Рекомендуемый перечень

учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря



п/п

Наименование

Кол-во единиц

Палатки туристские

Компл.

Тенты для палаток (нижние)

Компл.

Тенты для палаток (верхние)

Компл.

Колышки для палаток

Компл.

Стойки для палаток

Компл.

Веревка основная (40 м)

2 шт.

Веревка основная (30 м)

1 шт.

Веревка вспомогательная (60 м)

2 шт.

Репшнуры (длина 2–3 м, диаметр 6–8 мм)

Компл.

Петли пруссика (веревка 8 мм)

Компл.

Система страховочная

Компл.

Карабин туристский

Компл.

Альпеншток

Компл.

Компас жидкостный для ориентирования

Компл.

Курвиметр

2 шт.

Планшеты для зимнего ориентирования

Компл.

Призмы для ориентирования на местности

Компл.

Компостеры для отметки прохождения КП

Компл.

Секундомер электронный

2 шт.

Аптечка медицинская в упаковке

Компл.

Тонометр

2 шт.

Пила двуручная в чехле

1 шт.

Топор в чехле

2 шт.

Таганок костровой

2 шт.

Тросик костровой

1 шт.

Рукавицы костровые (брезентовые)

Компл.

Тент хозяйственный

1 шт.

Клеенка кухонная

2 шт.

Посуда для приготовления пищи (ножи, терка, консервный нож и т. п.)

Компл.

Каны (котлы) туристские

2 компл.

Ремонтный набор в упаковке

Компл.

Лопата саперная в чехле

1 шт.

Слайдфильмопроектор

1 шт.

Экран демонстрационный

1 шт.

Рулетка 15–20 м

1 шт.

Лента мерная

1

Термометр наружный

2 шт.

Термометр водный

2 шт.

Планшет для глазомерной съемки местности

4 шт.

Дальномер простейший

4 шт.

Школьный атлас - определитель бабочек

1 экз.

Определитель птиц фауны СССР

1 экз.

Полевой определитель «Птицы открытых и околоводных пространств»

1 экз.

Сачок для насекомых

1 шт.

Карандаши цветные, чертежные

Компл.

Транспортир

Компл.

Карты топографические учебные

Компл.

Учебные плакаты по лыжному туризму (спорту)

Компл.

Условные знаки спортивных карт

Компл.

Условные знаки топографических карт

Компл.

Учебные плакаты «Туристские узлы»

Компл.

Диафильм «Туристский поход» (Ч. 1. Ориентирование на местности по карте и компасу. Пешеходные походы)

1 экз.

Диафильм «Туристский поход» (Ч. 2. Лыжные походы. Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях. Организация соревнований по ориентированию на местности)

1 экз.

Диафильм «Туризм» (Ч. 1. Организация туризма. Подготовка к путешествию. Привалы и питание)

1 экз.

Диафильм «Туризм» (Ч. 3. Пешеходный туризм)

1 экз.

Диафильм «Туризм» (Ч. 4. Лыжный туризм)

1 экз.

Диафильм «Формы поверхности суши»

1 экз.

Слайдфильм «Техника лыжного туризма»

1 экз.

Слайдфильм «Туристско-бытовые навыки»

1 экз.

Слайдфильм «Топографическая подготовка туриста»

1 экз.

Слайдфильм «Техника пешеходного туризма»

1 экз.

Маршрутные документы (маршрутные листы)

Компл.

Карты спортивные, планы местности, планы микрорайона школы, карты своей местности

Компл.

Весы напольные

1 шт.

Видеомагнитофон

1 шт.

Учебные видеокассеты

Компл.

























Рекомендуемый перечень личного туристского снаряжения дошкольника



  1. Рюкзачок для туристских прогулок

  2. Спальный мешок.

  3. Туристские ботинки или обувь на твердой подошве.

  4. Обувь спортивная (типа шиповки).

  5. Сапоги резиновые.

  6. Фляжка или емкость для питьевой воды (1–1,5 л).

  7. Головной убор.

  8. Штормовка и брюки (ветрозащитный костюм).

  9. Спортивный тренировочный костюм.

  10. Свитер шерстяной.

  11. Брюки ветрозащитные.

  12. Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож складной).

  13. Блокнот и ручка.

  14. Мазь от кровососущих насекомых.

  15. Варежки (для лыжных походов).

  16. Коврик туристский.

  17. Лыжи с креплениями и ботинками.

  18. Лыжные палки.

  19. Лыжная шапочка.

  20. Перчатки рабочие.

  21. Носки шерстяные.

  22. Сидушка походная.











Литература



  1. Аппенянский А.И. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. – М.: ЦРИБ «Турист», 1990.

  2. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М.: ЦРИБ «Турист», 1988.

  3. Бабенко Т.И., Каминский И.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод. рекомендации. – Ростов-н/Д, 1995.

  4. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. – М., 1992.

  5. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М., ЦДЮТиК, 2002.

  6. Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

  7. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе. – М., 1997.

  8. Велитченко В.К. Физкультура без травм: Библиотека учителя физ. культуры.– М.: Просвещение, 1993.

  9. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. – Ярославль, 1996.

  10. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей – основа жизненного успеха. – М., 1989.

  11. Воронов Ю.С., Николин М. В., Малахова Г. Ю. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.

  12. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. – М., 1998.

  13. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Изд. дом «Вокруг света», 1994.

  14. Голицина Н.С. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников. – М., 1992.

  15. Дихтярев В.Я. Вся жизнь–поход. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.

  16. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В.Кенеман; Под ред. Т.И.Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.

  17. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  18. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

  19. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  20. Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. – М.: Профиздат, 1984.

  21. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Полевой туристский лагерь школьников: Для организаторов школьного туризма и краеведения. – М.: Издат-Школа, 1997.

  22. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.

  23. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТК МО РФ, 2002.

  24. Крайман М.И. У туристского костра: Сб. песен. – М., 1997.

  25. Краеведческая работа в начальных классах / Сост. И.В.Соколов. – М.: Просвещение, 1977.

  26. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и классных руководителей. – М.: Просвещение, 1976.

  27. Куликов В.М. Походная туристская игротека. – Сб. 2. – М., 1994.

  28. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.: Владос, 1999.

  29. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2001.

  30. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

  31. Лукоянов П.И. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайных ситуациях зимних условий. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

  32. Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися начальных классов и групп продленного дня общеобразовательной школы / Авт.-сост. В.Н.Теплов. – Днепропетровск, 1985.

  33. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  34. Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.

  35. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности».– М.: ВЛАДОС, 2000.

  36. Михайлов Б.А., Федотова А.А., Федотов Ю.Н. Физическая подготовка туристов: Метод. рекомендации. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985.

  37. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование / Сокр. пер. с фин. Р.И.Сюкияйнена. – М., 1997.

  38. Остапец-Свешников А.А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы. – М., 1991.

  39. Остапец-Свешников А.А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы: Метод. рекомендации. – М., 1987.

  40. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6 класс. А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И.Кузнецов. - М.: Дрофа, 1999.

  41. Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции: Вопросы безопасности. – М., 1997.

  42. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии / Пер. с чеш. С.Д.Баранниковой. – М.: Профиздат, 1990.

  43. Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / Пер. с чеш. С.Д.Баранниковой, К.И.Паровой, О.А.Суворовой. – М.: Культура и традиции, 1995.

  44. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1997.

  45. Психология личности: Тесты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

  46. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии: (Из опыта работы) / Под ред. И.И.Бариновой и Т.П.Герасимовой. – М.: Просвещение, 1983.

  47. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.

  48. Русский турист: Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998–2000 гг. – Вып. 2. – М., 1998.

  49. Садакова Л. Г. Руководство развитием самодеятельности школьников в клубных объединениях. – Киров, 1993.

  50. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей /Сост. Ю.С.Константинов. – М., 1995.

  51. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 1974.

  52. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию: Метод. рекомендации / Сост. А.М.Магамедов, М.В.Сафронова. – М., 1978.

  53. Скрягин Л.Н. Морские узлы. – 3-е изд., доп. – М.: Транспорт, 1994.

  54. Соловьев А.В. Обеспечение безопасности в туристских походах: Метод. рекомендации. – Челябинск, 1983.

  55. Таланга Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

  56. Тесты для взрослых и детей: Сб. / Сост. Л.Джонсон, М.Дефер. – М.: ГИТИС, 1994.

  57. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В.И.Гонопольский. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  58. Туристская игротека / Сост. Л.М.Ротштейн. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.

  59. Фесенко Т.Е. Книга молодого ориентировщика. – М., 1997.

  60. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста: Туризм для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  61. Шапкин Г.В. Организация и проведение соревнований по лыжному туризму. – М.: ЦРИБ «Турист», 1988.

  62. Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма: Метод. рекомендации: «Как не стать жертвой несчастного случая». – М., 1992.

  63. Хассард Дж. Уроки естествознания: (Из опыта работы педагогов США) / Пер. с англ. – М.: Изд-во Центра «Экология и образование», 1993.

  64. Энциклопедия психологических тестов / Сост. С.А.Касьянов. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

  65. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.













Образовательная программа дополнительного образования "Туризм"
  • Другое
Описание:

Основные  направления  реализации  программы:

1.    Введение.

- Оздоровительная  роль  туризма.

- Правила  поведения  юных  туристов.

2.    Азбука  туристско-бытовых  навыков  юного  туриста.

- Основы  безопасности  в  природной  среде.

- Основы  безопасности  дома  и  в  детском  саду.

- Личное  снаряжение  и  уход  за  ним.

                3. Азбука  топографии.

                    - Мой  дом, моя  семья.

                    - План  местности.

                 4. Экскурсионное  ориентирование.

                 5. Личная  гигиена  и  первая  доврачебная  помощь.

                     - Личная  гигиена  юного  туриста.

                     - Походный  травматизм  и  возможные  заболевания.

                     - Обработка  ран, ссадин  и  наложение  простейших  повязок.

                  6. Основы  краеведения.

                      - Родословие.

                      - Моя  малая  Родина.

                      - Природа  родного  края.

                   7. Азбука  спортивно- оздоровительного туризма.

                       - Пешеходный  туризм.

                       - Полоса  препятствий  пешеходного  туризма.

                       - Лыжный  туризм.

                    8 . Общая  спортивно – оздоровительная  физическая  подготовка.

Автор Попова Марина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 548
Номер материала 30504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓