Главная / Начальные классы / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО «Подготовка к чтению и письму»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО «Подготовка к чтению и письму»

hello_html_mc2f2db.gif



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1987



«УТВЕРЖДЕННО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор

ГБОУ СОШ №1987

«__»_________20__ Т.Н. МАЙ _____________



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Подготовке к чтению и письму»





Возраст: 5,5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор исходной программы:

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова

Реализует программу:

Коваленко Алла Ивановна



МОСКВА 2014







Содержание




  1. Титульный лист



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Учебно-тематический план

  4. Список литературы

  5. Приложение

























Пояснительная записка.


Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте для дошкольников 4-6 лет является начальным звеном непрерывного курса «обучение грамоте – русский язык – чтение и литература» для 1-11-го классов, который создаётся в рамках Образовательной система «Школа 2100». Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально – грамотную и школьную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию, которая понимается как «…система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определённого возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему». Одним из способов достижения этой цели видится создание непрерывных курсов. Одна из целей настоящей программы – описание первого, начального звена непрерывного курса языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы. Дошкольный курс развития речи и подготовку детей к обучению в начальной школе. Цель курса- всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Задачи обучения:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

  • Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

  • Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

  • Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;

  • Развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

  • Развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

  • Развитие умений говорений и слушания (4-5 лет), говорения, слушания и чтения (5-6 лет);

  • Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

  • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;

  • Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

  • Развитие звуковой культуры речи;

  • Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.

Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи с детьми 4-5 лет (первый год обучения) и по подготовке к обучению грамоте с детьми 5 – 6 лет (второй год обучения).

В течение первого и второго годов обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

- выделение лишнего предмета;

-объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе…

Занятия строятся в занимательной, игровой форме (групповой, индивидуальной, парной) с использованием речевых игр, что позволяет успешно овладеть звуковым анализом, и интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.



































Содержание программы.


Работа с детьми обеспечивается пособиями «По дороге к Азбуке» ч. 3-4 под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой и «Наши прописи», ч. 1 и 2 авторы Т.Р. Кислова, О.В. Пронина. Данное пособие направлено на развитие устной речи детей, умения говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи и подготовку к курсу обучение грамоте в начальной школе по учебнику «Моя любимая Азбука». Дети, прошедшие данный подготовительный курс, смогу успешно заниматься в 1-ом классе и по другим азбукам и букварям. Занятия по курсу проводятся два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут.


Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса. Основной акцент в работе по данному курсу ставиться на развитии у детей фонематического слуха и фонетического восприятия. Большая роль отводится заданиям на развитие умений звукового и слогового анализа, сопоставления звуков по их артикуляторным и акустическим признакам. Дети практически знакомятся с понятиями: звук, буква, слог, слово, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Дети легко запоминают предлагаемый материал, так как он дан в занимательной форме. С первых страниц учебника ребята вместе с героями Лисенком, Ежиком и Совой попадают в город Невидимых звуков. В этом городе две улицы: улица Гласных звуков и улица Согласных звуков. Каждый звук живет в отдельном домике. Звуки обозначены схематически в виде «буквы-человечка». Буквы-человечки, обозначающие гласные звуки, в красных башмачках и без шляпок. Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, имеют на голове колпачки-звоночки, а глухие согласные звуки- темные соломенные шляпки. У мягких согласных звуков ботиночки зеленого цвета, а у твердых – синего. Дети заходят в каждый домик и знакомятся со звуком, который там живет. В конце занятия дети знакомятся с буквой, раскрашивают ее в соответствующий цвет и читают слоги с этой буквой. На каждом занятии предлагается дополнительный материал для развития логического мышления, памяти, внимания (ребусы, головоломки).


Поэтапная работа над каждым звуком строится следующим образом:


выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

выделение звука в звуковом ряду, в слогах и словах, установление количества повторяющихся звуков;

определение положения звука в слове (в начале, в середине, в конце);

подбор слов на заданный звук или к готовой схеме;

сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ними звуками;

сравнение слогов, а затем слов по звуковому (и слоговому) составу;

изменение слов путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;

образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;

знакомство с буквой;

чтение слогов.

Данный курс подготовки детей к обучению грамоте в школе включает в себя элементы логопедической методики, которая ориентирована на предупреждение ошибок в чтении и письме. Учебный материал занятий вводится последовательно: от развития белее простых умений детей к развитию более сложных умений. В пособии представлен богатый иллюстративный материал. Сюжетные картинки на левых страницах разворотов используются для работы над связной речью. Детям предлагается пересказать прослушанную историю или составить свой рассказ по картинке. Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.


Параллельно с курсом «По дороге к Азбуке» используется пособие по подготовке к обучению письму «Наши прописи» в 2-х частях. Учебные тетради «Наши прописи» предназначены прежде всего для подготовки кисти руки ребенка к письму. На занятиях создаются условия для формирования правильного навыка письма:

- положение пальцев при письме

- положение кисти при письме

- нажим при письме

- положение тела при письме


Это, пожалуй, лучшее пособие для развития навыков рисования и письма печатными буквами. Каждая тетрадь разделена на занятия (около 30-ти в каждой), каждое занятие занимает один разворот. Сказочные персонажи Ежик и Лисенок в игровой форме предлагают ребенку выполнить то или иное задание- обвести буквы, рисунки, добавить к буквам недостающие элементы, прочитать слоги, ответить на вопросы к заданиям. Все картинки довольно качественное прорисованы, хороши для восприятия. Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения-обведение по контуру и штриховка в разных направлениях, пальчиковые игры. Подобная работа позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память,


К концу обучения по программе «По дороге к азбуке» и «Письмо» у детей формируются следующие знания и умения:


1. Звуки:

- знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

- уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове;

- уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов;

- уметь читать и составлять слоги


2. Слоги:

- знать понятие «слог»;

- уметь проводить слоговой анализ слов;

- уметь подбирать слова на заданное количество слогов;

- уметь выделять в словах первый и последний слог;

- уметь подбирать слова на заданный слог;

- уметь составлять прямые и обратные слоги;

- уметь печатать слоги.


3. Слова:

- уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам;

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова;

- уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

- уметь печатать слова.


4. Буквы:

- знать буквы;

- знать дифференсацию понятий «звук» и «буква»;

- знать согласные и гласные буквы;

- уметь соотносить букву и звук.


5. Связная устная речь.

- уметь отвечать на вопросы, диалогической речи;

- уметь составлять предложения;

- уметь пересказывать текст;

- уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.


Основным содержанием второго года обучения является развитие звуковой культуры речи, звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетаний с работой по развитию речи, которая ведётся по всем направлениям, описанным выше.

Работа ведётся по следующим направлениям:

1. Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слова;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов;

- чтение слогов.

3. Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

- выявление в словах повторяющихся слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократногог изменения его звукового и слогового состава.

4. Речь:

-составление из заданных слов предложения, распространение предложения, добавление недостающих слов;

-подбор слов- признаков к предмету;

-подбор слов-действий к предмету;

-употребление «нужных» предлогов в словосочетаниях;

-выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

-выделение одинаковых предметов из группы предметов;

-объединение различных предметов в группы;

-выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе;

-составление рассказа по заданным картинкам;

-обучение составлению устной загадки –описания, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам;

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

Ожидаемые результаты.

Форма контроля - визуальный (метод наблюдения), диагностика речевой готовности.

В результате деятельности дети могут успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи, рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, обосновывать их, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Повышение уровня речевого развития.

Форма контроля - визуальный (метод наблюдения), диагностика речевой готовности, итоговый праздник «Путешествие в Букволандию».


Учебно-тематический план





Раздел, тема урока

Количество час

Компетенции

УУД

Дата

Звуки. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Изучение понятия звук, длительные по звучанию слова и короткие.

Познавательные, регулятивные.


Звуки. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Особенности звуков русского языка, протяжённость слов. Развитие мелкой моторики руки.

Познавательные, коммуникативные.


Звуки. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Особенности звуков русского языка, протяжённость слов. Развитие мелкой моторики руки.

Познавательные, регулятивные.


Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Звук [а ]. Развитие речи. Штриховка и печатание.

Знакомство со звуком, артикуляция, написание буквы, которой этот звук обозначается.

Познавательные.


Сравнение гласных звуков а, у. Штриховка и печатание.

Знакомство со звуком, артикуляция, написание буквы, которой этот звук обозначается. Сравнение изученных звуков.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


Звук[ у]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.


Знакомство со звуком, артикуляция, написание буквы, которой этот звук обозначается.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.


Звук [ о]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Определение звука о – гласный. Особенности артикуляции. Знакомство с буквой, штриховка – как основа правильного письма.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.


Звук [ ы]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Звук ы и его особое место в словах. Начертание новой буквы. Сравнение изученных звуков. Штриховка и печатание буквы.

Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные.


Звук [ и]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Особенность буквы «и» и звука, который она обозначает. Начертание буквы. Поиск звука в словах, придумывание слов с изученным звуком.

Познавательные, регулятивные.


Сравнение звуков ы, и. Печатание буквы.

Особенности артикуляции при произношении «и» и «ы». Печатание , штриховка – как основа правильного письма.

Познавательные, регулятивные.


Гласные звуки и буквы. Печатание буквы.

Особенность гласных звуков. Печатание изученных букв, поиск их в рисунках, придумывание слов с данным гласным. Поиск гласного в словах.

Познавательные, коммуникативные.


Звуки[м ] , [ м ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[м ] , [ м ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные.


Звуки[н ] , [ н ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.



Звуки [п ], [ п ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

. Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные, регулятивные.


Звуки [п ], [ п ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[ т] , [ т ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[ т] , [ т ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[ к], [к , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Регулятивные.


Звуки[ к], [к , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Регулятивные.


Звуки[х ] , [ х ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные.


Звуки[х ] , [ х ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.



Звуки[ ф], [ ф ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.



Звуки[ ф], [ ф ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


. Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные.


Звуки[й о ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.



Звуки[й о ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[ йу]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.

. Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[ йу]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

. Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[йа ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

. Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные, коммуникативные.


Звуки[йа ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


. Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные.


Звуки[йэ ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.


. Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные.


Звуки[йэ ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные.


Звуки[л ] , [л , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[л ] , [л , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[в ] , [ в ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка

Познавательная, коммуникативная.


Звуки[в ] , [ в ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные, регулятивные.


Звуки [щ , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.


Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка

Познавательные.


Звуки [щ , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.


Знакомство с новым звуком и буквой для его обозначения. Развитие мелкой моторики руки, аналитического мышления для решения различных речевых задач.

Познавательные.


Звуки[ б] , [б, ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Отработка умения читать с ориентацией на гласный звук. Печатание и штриховка

Познавательные.


Звуки[ б] , [б, ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Знакомство с новым согласным звуком и буквой его обозначающей.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[д ] , [д , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Повторение изученных букв при чтении слоговых таблиц.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[д ] , [д , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Печатание буквы.

Контролируют правильность и полноту выполнения изученных способов действий при позиционном чтении. Развитие мелкой моторики руки.

Познавательные.


Звуки[с ] , [с , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

Решение логических задач. Отработка позиционного чтения при введении новой буквы.

Познавательные.


Звуки[с ] , [с , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Печатание буквы.

Повторение изученных букв при чтении слоговых таблиц.

Познавательные, коммуникативные.


Звук[ ц]. Дифференциация звуков [ ц-с].

Штриховка и печатание.

Знакомство с новым согласным звуком и буквой его обозначающей.

Познавательные.


Звук[ ц]. Дифференциация звуков [ ц-с]. Печатание буквы.


Различие твёрдости-мягкости звуков, артикуляция, штриховка в рисунке, разработка мелкой моторики руки.Позиционное чтение, развитие мышления.

Коммуникативные, регулятивные.


Звуки[г ] , [ г ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Знакомство с новым звуком, сравнение звуков различных по мягкости-твёрдости.

Познавательные.


Звуки[г ] , [ г ,]. Печатание буквы. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.


Печатание буквы г, отработка позиционного чтения, развитие речи и мышления при выполнении логических заданий.

Познавательные.


Звуки[з ] , [з , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.


Применяют изученные способы позиционного чтения на основе изучения новой буквы.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[з ] , [з , ] Печатание буквы.. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.


Отработка навыка начертания буквы З. Развитие мелкой моторики руки.

Регулятивные.


Звук[ ш]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.

Отработка изученных букв при чтении слогов и букв, знакомство с особенностями буквы Ш.

Познавательные.


Звук[ ш]. Печатание буквы. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Различие твёрдости-мягкости звуков, артикуляция, штриховка в рисунке, разработка мелкой моторики руки.Позиционное чтение, развитие мышления.

Познавательные, коммуникативные.


Звук[ж ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Читают слоговые таблицы, слова, предложения. Отработка навыка различной штриховки.

Познавательные.


Звук[ж ]. Печатание буквы. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.


Различие твёрдости-мягкости звуков, артикуляция, штриховка в рисунке, разработка мелкой моторики руки.Позиционное чтение, развитие мышления.

Познавательные.


Звуки[ ч ,]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.

Штриховка и печатание.

Читают слоговые таблицы, слова, предложения. Отработка навыка различной штриховки.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[ ч ,]. Печатание буквы. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.


Различие твёрдости-мягкости звуков, артикуляция, штриховка в рисунке, разработка мелкой моторики руки.

Познавательные, регулятивные.


Звуки[р ] , [р , ]. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи. Штриховка и печатание.

Позиционное чтение, развитие мышления.

Познавательные.



Звуки[р ] , [р , ]. Печатание буквы. Выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове. Развитие речи.


Позиционное чтение слогов, слов, предложений. Печатание буквы Р.

Познавательные, коммуникативные.


Повторение изученного. Штриховка и печатание.

Чтение слоговых таблиц, слов, предложений.

Познавательные, регулятивные.


Страна Азбука.

Проверка приобретённого навыка чтения у детей.

Регулятивные.



Список литературы:

1. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям /Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Изд.2-е, испр.- М.: Баласс, издательский Дом ОАО, 2003.

2. Программа «Школа 2100»

3. Пособие «По дороге к Азбуке» ч. 3-4 под редакцией Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой

4. Пособие «Наши прописи», ч. 1 и 2 авторы Т.Р. Кислова, Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.

-Благинина Е. Научусь –ка я читать. М., 1987

-Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1985

-Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М., 1987

-Ивакова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М., 2006

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Размышляйка 5-7 лет. Нижний Новгород, 2005

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Грамотейка. Нижний Новгород, 2005


Приложение

В нашем учреждении курс "По дороге Азбуке" 3,4ч. ведут учителя-нач.школы, что позволяет грамотно справляться со многими проблемами, возникшими при внедрении курса "По дороге к Азбуке" (обучение грамоте). В подготовительной группе работаю с буквами, собственно звуко-буквенный анализ дает лучший результат. Не использую задания, связанные со "звуковым" чтением слов (на данный момент авторы так же отказались от таких заданий). Детям предлагаю работать на выбор буквами или звуковыми карточками. Использую деятельностный подход (Леонтьев А.Н.) при характеристике звука, т.е ребёнок в ходе деятельности, опытным путём, самостоятельно по предложенной схеме (алгоритму) деятельности может дать характеристику любого звука. Звук гласный, если нет преграды во рту. Звук согласный, если есть преграда во рту. Звук звонкий, если работают голосовые складки. Звук твёрдый, если произносим твёрдо. В своей работе использую схему, характеристики звуков

При обучении чтению слогов использую букварь Жуковой Н.С.. Обратный слог, когда согласный звук мешает гласному петь песенку, и она получается короткой. Прямой слог, когда гласный учит согласный петь длинную песенку. Звуки неразрывны и они сливаются в одну мелодию

Твёрдые согласные поют твёрдые песенки только с гласными А, Э, О, У, Ы (улица Певцов), мягкие согласные поют мягкие песенки только с гласными И, Я, Ё, Е, Ю (улица Улыбчивых певцов). В работе над звуками использую, разработанное мной пособие Звукоград по методическому пособию Выготской И.Г., Берковской Н.В. "Звукоград, Буквоград и Златоустия" . Выделение звука в слове даем постепенно: сначала выделение гласного звука под ударением вначале слова, затем согласного звука в конце слова, и лишь потом выделение гласного звука в середине слова в словах типа МАК, СОК. Для определения позиции звука в слове, звукового анализа, выкладывания схемы предложения использую разработанное мной пособие "Звуковые коробочки"

Это позволяет основной массе дошкольников успешно усваивать материал.

Для повышения интереса детей к занятиям использую различные игры и учебные задания, сочетая их с курсом "По дороге к Азбуке". занятия курса "По дороге к Азбуке" (3, 4, 5ч.) образовательной программы проводятся с использованием интерактивной доски, создан электронный банк занятий по подготовке к обучению грамоте. Это позволило повысить качество демонстрационных материалов, дало возможность использовать видеофрагменты, повысило мотивацию детей на занятиях, а также в игровой форме отрабатывать необходимые навыки с наименьшими временными затратами .

Первое занятие курса "По дороге к Азбуке"3,4ч. проводим как праздничное: приглашаем детей в путешествие по стране Звуков

На занятии дети получают карту - схему "Звукограда", которую будут заполнять в течение всего курса

По окончании курса проводим Праздник правильной речи совместно с музыкальными руководителями детского сада. Праздник речи - это не столько проверка знаний детей, это ещё одна возможность сопереживать и радоваться успехам друг друга, быть командой и вообще весело проводить время

На празднике дети получают грамоты, медали . А любая награда для ребёнка - это подтверждение его значимости, поэтому он будет стремиться, чтобы его выделяли и в дальнейшем.

Методические разработки:

  • Диагностические карты

  • Стимульный материал и методические рекомендации к диагностическим картам.

  • Перспективное планирование по развитию связной речи и риторике

  • Перспективное планирование по подготовке к обучению грамоте , куда включены дополнительные занятия по темам: предложение, ударение, родственные слова, предлоги, буквы мягкий знак и твёрдый знак.

  • Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте

  • Электронный банк занятий по подготовке к обучению грамоте

  • Сценарии праздников правильной речи.



\



Пример проведения занятия по программе:

Занятие «Изучаем звук и букву Ц».

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей со звуком и буквой Ц.

  • Продолжать учить определять позицию звука в слове.

  • Формировать навык чтения и письма.

  • Упражнять в словообразовании существительных с помощью суффикса -ИЦ-.

Развивающие

  • Развивать мышление, зрительное внимание, общую моторику и координацию речи с движением.

Воспитательные

  • Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, зеркала, Звукоград, тетради, простые карандаши, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Зрительная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

- Расскажите о звуках [З] и [ЗЬ].

- Чем они отличаются?

- Что пообещал Лисёнок доктору-зебре?

2. Сообщение темы занятия.

Убедившись, что с зубами и Лисёнка всё в порядке, игрушки отправились дальше путешествовать. Они не заметили когда к ним подошла лошадка. "А вы почему не в цирке?" - спросила она их. От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить. "Сегодня в цирке большое представление, - продолжила лошадка. - Садись на меня, Я вас отвезу".

По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут её Царицей. "Ты разве жена царя?" - поинтересовался Лисёнок. "Совсем нет, - засмеялась лошадка. - Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны". Ещё Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детёныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они ещё маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.

"Ой! Что-то я совсем заболталась, - воскликнула Царица. - Мы с вами можем не успеть к концу представления!" Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.

"Цок - цок - цок - цок!" - застучали по дорожке её копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку - сказочному дворцу чудес.

- Какой звук слышится в начале слов: царица, царь, цирк?

- Сегодня мы поговорим о звуке [Ц].

hello_html_m1c533477.jpg

3. Характеристика звука.

- Произнесите [Ц] перед зеркалом. Посмотрите и скажите, какой это звук.

(Согласный- преграда язык, глухой - голосовые складки не работают, всегда твёрдый)

4. Выделение звука в слове.

а) - Назовите детёнышей циркового детского сада и их мам. Пометьте кружком тех, чьи имена произносятся со звуком [Ц].

б) - Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинках? (Продукты).

hello_html_m4cfb70b0.jpg

- Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды есть звука [Ц], обведите этот продукт.

- Сахар подают в :(сахарнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Масло подают в : (маслёнке). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Суп подают в : (супнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Перец подают в : (перечнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Соль подают в : (солонке). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Хлеб подают в : (хлебнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

- Конфеты подают в : (конфетнице). В этом слове есть звук [Ц]? Надо ли обвести эту картинку?

Определение позиции звуков в слове.

- Определите, в какой части названия картинок слышится звук [Ц], и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.

- Я поменяю в словах местами слоги, а вы назовите слова, в которых я поменяла слоги.

hello_html_m7af6aa7c.jpg

5. Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок,
Я - лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь - прокачу.

Дети поочерёдно топают ногами, руки на поясе.

Мы поскачем по дорогам
То аллюром, то галопом,

Бегут по кругу приставными шагами.

Попасёмся на лугу,
Отдохнём на берегу.

Останавливаются, делают наклоны вперёд, как бы пасутся, в конце садятся на корточки, отдыхая.

Игра с мячом "Измени слово".

а) учитель (учительница), воспитатель, художник, мастер, танцор, ученик, дрессировщик, проводник, читатель, писатель, именинник;

б) плавает (пловец), поёт, куёт, хитрый, мудрый, умелый, удалой, глупый, молодой.

Знакомство с буквой Ц.

Вот какая буква Ц 
С коготочком на конце
Коготок - царапка 
Как кошачья лапка.

Чтение слогов.

- Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.

  • ЦЫ - птицы, пуговицы;

  • ЦЕ - полотенце, блюдце;

  • ЦА - овца, мельница;

  • ЦО - кольцо, яйцо.

hello_html_m6cf3756d.jpg

7. Пальчиковая гимнастика "Дружба".

8. Печатание буквы в тетради.

hello_html_m2b2d6b25.jpg

9. Ребусы.

hello_html_538cc4ce.jpg

10. Составление предложений по картинке.

- Составь предложение по картинке. (Ласточка свила гнездо под крышей дома. Цапля свила гнездо на болоте. Аист свил гнездо на крыше. Сова свила гнездо в дупле. Скворец свил гнездо в скворечнике. Ворона свила гнездо на берёзе.) Назови маленькие слова, выложи схему одного предложения.

hello_html_3b93ac38.jpg

11. Итог занятия.

- Что вы узнали о звуке [Ц]?


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДО «Подготовка к чтению и письму»
  • Начальные классы
Описание:
Общая цель программы – подготовить в ходе дошкольного и школьного развивающего обучения функционально – грамотную и школьную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию. В течение первого и второго годов обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: - выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; - выделение лишнего предмета; -объединение различных предметов в группы; - выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе… Занятия строятся в занимательной, игровой форме (групповой, индивидуальной, парной) с использованием речевых игр, что позволяет успешно овладеть звуковым анализом, и интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.
Автор Коваленко Алла Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 46985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓