Программа по работе с одаренными детьми
Выполнила:
Селезнева Ольга Николаевна педагог дополнительного образования МБОУ лицей1
Актуальность
программы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления,
развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и
талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но
и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал
любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать
современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными
и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
О важности данной проблемы говорил Президент РФ Владимир
Путин. Вот
один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации: «…Необходимо
завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых
детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны
иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и
места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при
внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив финансирования
на педагогическое сопровождение одаренных детей»
Предложенная
программа содержит основные требования ФГОС. Выявление
одарённых детей и детей с высокой мотивацией, организация системной работы –
одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях
модернизации российской системы образования.
Среди ключевых
направлений развития образования в рамках национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки
одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления
одарённых детей.
Программа по
работе с одаренными детьми учитывает основные задачи развития образования в
регионе. Одной из основных целей в области образования, в Программе
«Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020
годы», принятой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры от 26.09.2013г № 378-п. является «выявление и поддержка одаренных
детей и талантливой молодежи, включая эффективное сопровождение их на всех
этапах получения образования».
Пояснительная записка
Данная
программа предназначена для индивидуального обучения обучающихся с особыми
образовательными потребностями - одаренные дети в области хореографии. Предусматривает включение задач и заданий,
трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая
способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и
развитию сообразительности, любознательности.
Данная
программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
·
Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Указом Президента РФ от
01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 –
2017 годы»;
·
Законом ХМАО-Югры «Об
образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г.
№68-оз;
·
приказом Департамента
образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе
общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
·
Национальной доктриной
образования в Российской Федерации до 2025 года;
·
Стратегией развития
образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
·
Законом Российской
Федерации « Об образовании в Российской Федерации»;
·
Государственная программа
Российской Федерации «Развитие Образования» на 2013-2020 годы» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05. 2013 года №792-р).
Цель программы: создание благоприятных условий,
способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала
ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи:
- Формирование у обучающихся практических умений и навыков заданным
направлениям хореографического искусства, подготовка обучающихся к применению
полученных знаний в практической деятельности;
-
Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения
(«исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», «участник- ансамбль/коллектив”);
-
Развитие репродуктивного и продуктивного воображения, фантазии, творчества,
наглядно-образного, ассоциативного мышления, самостоятельного художественного
осмысления хореографического материала;
- Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей:
музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на
языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно;
Типология программы.
Художественно-эстетическое направление – по основному
содержанию деятельности, постановке целей и задач.
Модифицированная – учебная программа по хореографии составлена на основе
представленных примерных учебных программ по хореографии. Комплексная – комплексный
подход состоит в том, что обучение классическому танцу сочетается с обучением
современному, народному, бальному танцам, а также с ритмикой, партерной
гимнастикой и основами актерского мастерства.
Общая характеристика программы
Программа
организации индивидуального обучения с одаренными детьми создает условия
достижения требований образовательного стандарта обучающимися, находящимся на
индивидуальном обучении в области хореографии, условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка,
её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа
педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к
различным видам деятельности и желанию активно участвовать в ней, умению
самостоятельно организовать своё свободное время.
Основные принципы реализации.
Данная программа разработана в соответствие с требованиями
современной дидактики и предполагает особое содержание, кроме того
она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать
педагогическую идею формирования у школьников умения учиться -
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих
принципов:
принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде
всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и
творческого отношения к решению поставленных задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование
при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео -
и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее
изученные);
принцип систематичности, который предусматривает разучивание
элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых
элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и
отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности
обучающихся
принцип гуманистической направленности обучения, поддерживающий субъектно-субъектный характер
в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между
всеми участниками образовательной деятельности;
принцип личностной самоценности и опережающего
обучения, который
рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;
принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся в различных
формах учебной деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными
установками.
принцип индивидуальности – учет возрастных
особенностей, , учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
принцип постепенного повышения требований – постепенная постановка и выполнение
ребенком более трудных заданий, в постепенном увеличении объема и
интенсивности нагрузки. Последовательность, регулярность, чередование нагрузок
с отдыхом.
принцип креативности предполагает развитие
и активизацию творческих способностей - каждого ребенка;
принцип
вариативности и свободы выбора
необходим для самореализации личности.
принцип
эмоциональной насыщенности.
Занятия искусством дают основу для создания среды, богатой ценностным
общением, стимулируют положительные эмоции, благоприятно влияющие на
физическое и душеное здоровье обучающихся и побуждающие ребенка к
дальнейшему развитию.
принцип индивидуализации имеет значение для осуществления
личностно-ориентированного подхода в процессе эстетического воспитания и
творческого развития личности обучающихся.
принцип диалогичности предусматривает овладение детьми языком искусств,
не просто усвоение предлагаемого материала, а познание мира через
активный диалог с ним.
Принцип интеграции основан на взаимопроникновении специфического языка
одного искусства в другой.
Методы обучения, используемые в реализации данной
программы:
Словесный: рассказ,
объяснение, пояснение о характере танца и средствах передачи выразительности
его образов; объяснение, напоминание – в тренинге; оценка исполнения.
Наглядный: показ, демонстрация видео, фото
материалов.
Практический: упражнения воспроизводящие,
тренировочные и т.д.
Эвристический: творческие задания
импровизационного характера, этюды, самостоятельные постановки.
Метод индивидуальный подход к
каждому ребенку, при
котором, поощряется самобытность, проявление индивидуальности, свобода
самовыражения, приветствуется нестандартные подходы к решению творческих задач.
Возрастные особенности воспитанников. Ведущие формы и
виды деятельности.
Программа ориентирована на детей 8-10 лет, проявляющих интерес и
способности к хореографии, искусству танца, рассчитана на 2 года обучения.
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Используются
такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок,
экскурсия, викторина,
коллективное посещение концертов, спектаклей,
массовых мероприятий. На занятиях наряду с фронтальными методами используются
работа в парах, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Психологические
особенности возрастной группы 8 – 10 лет:
·
Смена ведущего вида
деятельности с игровой на учебную.
·
Освоение новых видов деятельности
при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых
ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…»)
·
Несформированность
эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного
поведения.
·
Незрелость личностных
структур (совесть, приличия, эстетические представления).
·
Тревожность, страх оценки.
·
Ориентация на общение со
значимым взрослым (педагогом).
·
Формирование навыков
учебной рефлексии.
·
Развитие когнитивных
функций.
·
Различия в развитии
мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков,
эмоционально-чувственной у девочек)
·
Ориентация в поведении на
оправдание ожидания и одобрения значимых взрослым
Выбор методов и форм проведения занятий
на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это
игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки,
формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и
осознание искусства, воплощение своих чувств и мыслей в образах; на развитие
эмоционально-чувственной сферы, погружение в заданную ситуацию
Программа предусматривает развитие образовательной среды
лицея.
Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:
- создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам
школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;
- публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки,
молнии-объявления, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);
- вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании
одаренных детей на родительских собраниях, линейках, выпускных вечерах.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения программы.
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
целей.
метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий,
отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов
собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты
движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и
передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение
двигательных действий.
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций, развитие
музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных
средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное
произведение, согласовывать музыку и движение.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
В основу построения занятий заложены следующие принципы
хореографии, отражающие творческую направленность:
- Продуктивное развитие
способности эстетического постижения искусства, как умение вступать в особую
форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным
миром человеческих чувств и эмоций.
- Направленность на формирование
образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения. Именно
образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности
окружающей действительности.
- Развитие навыков художественного
общения как основы целостного восприятия искусства.
- Создание
нравственно-эстетических ситуаций как важнейшее условие для возникновения
эмоционально-творческого переживания.
- Воспитание навыков импровизации
как основа для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему
миру.
Технологии, методы и формы организации деятельности
Для развития творческой одаренности применяются следующие инновационные
педагогические технологии:
- диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал
творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет
выявления их двигательной активности, пластической выразительности,
музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
-технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной
технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
-технологии формирования психофизического состояния. В данной
технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и
релаксации;
-технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия.
Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам
художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход
исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных
движений;
-технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы
упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для
свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
-технологии развития психического аппарата. Специфическое направление
тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности
участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается
эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
-технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной
реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние
ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая
пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного
произведения, его атмосферу.
Особенности построения хореографического занятия.
Занятия по программе проводятся в форме коллективных,
групповых, индивидуальных занятий или репетиций.
Программа состоит из разделов, соответствующих возрастным
особенностям школьников, учитывающих динамику развития ребенка.
Построение хореографического занятия, как и любого учебного занятия,
подчиняется таким условиям, как:
- сохранение структуры занятия в целом;
- соотношение соразмерной длительности его отдельных частей;
- правильное составление заданий;
- выдерживание динамичного темпа;
- создание деловой атмосферы;
Специфические правила построения хореографического
занятия:
1. Хореографическое занятие начинается с чёткой организации –
приветствия педагогу и концертмейстеру в форме поклона. Такое начало занятия не
дань традиции, не простая формальность, а ввод в учебное действие, концентрация
внимания.
2.Все учебные задания предлагаются обучающимся без повторного
объяснения, кроме новых изучаемых движений, что однозначно способствует лучшей
работе внимания. Следовательно, надо позаботиться о том, чтобы предлагаемое
задание было составлено грамотно и не перегружало внимание обучающихся с учётом
их возраста и подготовленности.
3.Все упражнения начинаются с préparation, который вводит в ритм и
характер музыки и дает исходное положение для начала упражнения, а также
фиксирует окончание каждого упражнения, т.е. ставить исполнительскую точку.
4.Равномерно распределяется физическая нагрузка в течение всего
занятия, соотносятся статические и динамические нагрузки.
5. Чередуется работа различных групп мышц и соотносится темп выполнения
отдельных заданий.
Программа по хореографии с одаренными детьми
предусматривает использование оценочных средств.
Оценка результативности.
Данная программа подчиняется
закономерностям образовательного процесса: имеет цели и задачи, определяемое
ими содержание взаимодействия педагога с детьми, результат обучения, воспитания
и развития ребенка. Важным элементом в обучении детей является контроль и
мониторинг.
Основными видами
контроля являются: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая
аттестация.
Основными
принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:
систематичность, учет индивидуальных особенностей обучаемого, коллегиальность.
Текущий контроль успеваемости
обучающихся направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление
отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения
программных требований.
Текущий контроль имеет
воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности
обучающегося, является частью внутришкольного контроля.
Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки
обучающегося и усвоение им образовательной программы объединения на
определенном этапе обучения.
Показателями
качества обучения образования являются:
- уровень познавательной мотивации
образовательной деятельности обучающихся (измеряется результатами промежуточной
и итоговой аттестации);
- активность участия в конкурсах,
фестивалях различного уровня;
- активность участия обучающихся в
концертах, внешкольных мероприятиях учреждения;
- положительная динамика достижений
обучающегося в соответствии с его способностями и познавательными интересами:
положительная динамика показателей количества победителей и призёров в
различных конкурсах, фестивалях в объединениях.
В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на
раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат
социальные мотивы, которые порождают различные виды деятельности,
направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить
признание и уважение со стороны окружающих (публичные выступления), и духовные
мотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека (разучивание
новых танцев, композиций).
Основное содержание программы
Темы 1-2. Теория хореографического искусства «Мой коллектив – мой второй дом»
(просмотр видеоматериалов).
Темы 3-4. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения русского танца.
Темы 5-6. Теория хореографического искусства «Музыка – основа танца». Практика
- связь музыка и движения. Отражение в движениях построения музыкального
произведения. Понятие о трех музыкальных жанрах – марш - танец – песня.
Темы 7-8. Историко-бытовой, бальный современный танец.
Методика бального танца. Движения мазурки.
Темы 9-10. Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 11-12. Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для
подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 13-14. Темп музыкального произведения в танцевальных
движениях. Выполнение движений в различных темпах, переход из одного темпа в
другой, ускорение и замедление заданного темпа, сохранение заданного темпа
после прекращения звучания музыки.
Темы 15-16. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения молдавского танца
Темы 17-18. Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки).
Темы 19-20 Теория хореографического искусства «Вокал и танец» (просмотр
видеоматериалов) .Практика - Динамика и характер музыкального произведения в
танцевальных движениях. Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического
рисунка.
Темы 21-22. Историко-бытовой, бальный современный танец
Методика бального танца. Движения вальса.
Темы 23-24. Основы актерского мастерства Упражнения на внимание Упражнения на воображение
Упражнения на освобождение мышц.
Темы 25-26. Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для
подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 27-28. Народный танец
Методика народного характерного танца. Движения латышского танца
Темы 29-30.Постановочная работа. Этюды на предлагаемую музыку
Темы 31-32 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 33-34 Историко-бытовой, бальный современный танец
Методика бального танца. Движения Полонеза.
Темы 35-36 Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для
подвижности суставов, гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 37-38 Работа на сцене.
Темы 39-40 Теория хореографического искусства
История танца (просмотр видеоматериалов). Разучивание танцевальной
композиции.
Темы 41-42 Основы актерского мастерства Упражнения на внимание Упражнения на
воображение Упражнения на освобождение мышц.
Темы 43-44 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки)
Темы 45-46 Постановочная работа. Этюды на предлагаемую музыку.
Темы 47-48 Народный танец
Методика народного характерного танца .Движения хантыйского танца
Темы 49-50. Разучивание танцевальной композиции.
Темы 51-52 Теория хореографического искусства. Сценический макияж и культура
сцены Страна волшебная – балет (просмотр видеоматериалов).
Темы 53-54 Работа на сцене.
Темы 55-56 Историко-бытовой танец. Методика бального танца. Бранль.
Темы 57-58 Классический танец. Методика классического танца
Экзерсис у станка. Экзерсис на середине зала. Аллегро (прыжки).
Темы 59-60 Партерная гимнастика. Выполнение упражнений для подвижности суставов,
гибкости спины, вывортности, растяжки.
Темы 61-62. Танцевальные композиции.
Темы 63-64 Теория хореографического искусства «Сценический костюм»
(просмотр видеоматериалов).Работа на сцене.
Темы 65 -66. Концертная деятельность. Работа на сцене
Темы 65-66 Отчетный концерт.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы:
1.Развитие любознательности, сообразительности при
выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
2.Развитие внимательности, настойчивости,
целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
3.Воспитание чувства справедливости, ответственности.
4.Развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
5. Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
6. Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Литература для учителя
1. Возрастная и
педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г.
– 624с.
2.
Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев
– Дубна, 1997г. – 206с.
3. Прибылое Г.Н.
Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных
хореографических коллективов. М., 1984.
4. Пуляева Л.Е.
Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе:
Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
5. Пуртурова Т.В.,
Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для
студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. -
2003. - 256 с.: ил.
6. Психология
детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. –
224с.
7. Развитие творческой активности школьников /
Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
8. Рутберг И. Пантомима. Движение и образ.
М., 1981. .
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория
и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г.
– 336с. .
10. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.:
Издательство «Лань». - 2005. - 496 с.: ил.
11. Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. – М.:
Наука. 2000. – 230 с.
12. Хореографическое искусство. Справочник. – М.:
Искусство. – 2005. с ил.
12. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо
// Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
13. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для
начальной хореографической школы. – М.: Релиз. - 2004. – 340 с.
Педагог
дополнительного образования О.Н. Селезнева
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.