Главная / Русский язык и литература / Образование страдательных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Байталякова А.Б . Краткосрочное планирование



Предмет

Русский язык

7 класс

Тема урока:

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Общая цель:

Активизирование лексического материала по теме “Страдательное причастия прошедшего времени ”, различение причастия в потоке диалогической речи, нахождение сходства и различия причастии с прилагательными; Развитие логического мышления и речи, закрепление навыков анализа языков материала. Воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям, толерантности и трудолюбию. Обучение навыкам взаимопонимания, взаимопомощи, работы в коллективе.


Задачи:

Повторить тему «Причастие, действительные и страдательные причастия»;

научить различать причастия в потоке диалогической речи;

Активизировать употребление языков материала;

Совершенствовать навыки взаимопонимания, работы в коллективе


Результаты обучения:

Ученики научились излагать новый материал, демонстрируют умение делать выводы и обосновать свои выводы. Умеют работать в команде, в группах.

Ключевые идеи:

Работа по критическому мышлению, развитие диалогической беседы, использование ИКТ в обучении, работа по установлению лидерских качеств у учащихся, обучение навыкам групповой и парной работы и развитие коммуникативных навыков в группе.

Задания:

Задание 1.

По картине определить тему сегодняшнего дня. ПОПС

формула.


Просмотр презентации: Лингвистическая разминка.

Задание 2. Обсуждение допущенных ошибок в парах. Представитель группы озвучивает допущенные ошибки.

Определение темы и цели урока.

Задание 3. Заполнение таблица

Задание 4. в течении работы в группе

Взаимооценка участников группы .

Задание 5.10мин.

Работа в группе. Составление кластера

Задание 6. 15мин.


Задание 7. Работа в паре.

научение задавать вопросы,

Оценивание работы группы, заполнение оценочного листа.

Источники:

«Русский язык» Сулейменова Э.Д.






Орг. момент.

Для организации работы в группах учитель предлагает : Деление на группы, использование цветных звездочек

Задание «Выберите цвета по настроению» Ученики после того как взяли звездочки, должны найти свою группу. Учащиеся выбирают и показывают тот цвет, который максимально соответствует их эмоциональному состоянию.


Начало занятия Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Правила работы в группах висит на стене.


Правила работы в группах

- Форма обращения друг к другу по имени

- Уважение мнения другого

- Говорить коротко и по существу

- Не опаздывать

- Работать активно


Повторение ранее изученного материала.


Задание 1.

Учитель предлагает вспомнить, ранее изученную тему .Спрашиваю учеников: Что вы проходили на прошедших уроках? Посмотрите на схему.

Учащиеся по схеме должны определить тему сегодняшнего урока


- Рассказать об образовании страдательных причастии настоящего времени.


Мотивируйте свой ответ по ПОПС-формуле

П – позиция Я считаю, что ……………….


О – обоснование Потому что ………………….

П- пример Я могу доказать тем, что ………….

С- Суждение Я делаю вывод о том, что …….


Задание 1.2


Проверка домашнего задания Сигнальные карточки да\нет

Выполнение заданий к тексту стр.122


Учитель предлагает ученикам читать высказывания к тексту по очереди, остальные

дети поднимают сигнальные карточки, если они не согласны с каким либо высказыванием корректируют, и исправляют неверные высказывания:


1.Как называют человека работающего кистью?

2.Как называют произведения, которые создает живописец?

3.Где хранятся картины?

4.Как называется станок на котором закрепляется холст художника?


Учитель выводит на доску правильные ответы, предлагает обменяться в парах табличками, проверить и оценить работу друг друга по критериям оценки ,выведенным на доске (составленные ребятами на прошлых занятиях).





Критерии оценки

баллы

1. Задание выполнено полностью 5

2. В задании некоторые неточности 1ош. 4

3. В задании некоторые неточности 3ош. 3

4. Задание не полностью ,неточности 2

Задание 1.3.

Повторение лексики


Стимулирование критического мышления. Составление кластера.


-Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса-т-

-Почему глаголы на – еть- и –ить- образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса –енн-

-Активно отвечают: Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый.

-Возможно ли образование страдательных причастии Прошедшего времени от глаголов несовершенного вида?

С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени основ глаголов на –ать-(ять)?


В группах ученики приводят примеры, записывают их в тетрадь.

Упражнение 133: комментированное письмо.

Учитель предлагает ученикам, записать слова в рамке. И составить с ними предложения.

преобразить – преображенный. привести - приведенный; обидеть -обиженный; перевести - переведенный, а также добавление согласной «л»: углубить -углубленный; исправить - исправленный. Работая в группах ученики комментируют Страдательное причастие прошедшего времени не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить - награжденный; победить - побежденный; возвратить - возвращенный; бросить -брошенный; вырастить - выращенный; взвесить – взвешенный.


Задание 2.

Учитель направляет учеников и корректирует их деятельность.


После выполнения задания ученики должны уметь охарактеризовать группы слов.


Задание 3.

Самостоятельная работа.


Учитель показывает ученикам картинку (на интерактивной доске) и задает вопрос.

Что вы видите на картине? Обучающиеся в группе обсуждают картинку и должны в группе вывести то что они видят на картинке.

Предполагается, что дети должны назвать предметы которые они видят на картинке, определить ситуацию в которой находятся люди, изображенные на картинке, а также то о чем они предположительно говорят.


Задание 4. 9 минут

Аудирование диалога

Перед прослушиванием учитель дает ученикам установку, что в процессе слушания они должны определить страдательные причастия прошедшего времени в диалоге, а так же понять ситуацию в которой происходит общение. Ученики слушают диалог два раза: После первого прослушивания они должны уловить и зафиксировать страдательные причастия.


После второго прослушивания учитель дает задание на понимание прослушанного текста. (Проверка с помощью сигнальных карточек)


Основная мысль- человек беспомощен перед природой, обладающей необычайной мощью.


Обучающиеся слушают высказывания и поднимают зеленую карточку если согласны, красную если не согласны. Комментируют, почему они подняли ту или иную сигнальную карточку.


hello_html_9f56aa6.jpgМузыкальная пауза. 3мин. Видео «Танец «Кара жорга»

Задание 5.

Учитель дает задание для работы в группах» Выписать страдательные причастия из диалога» и сделать морфологический разбор.


Подведение итога урока.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы сегодня узнали?

Какие мысли и чувства у вас возникли при изучении новой темы?

Какие возникли трудности при изучении новой темы?

Что необходимо предпринять, чтобы решить эти трудности?

Информация о домашнем задании.


Пар. № 14, стр. 50-55

Рефлексия.

Заполняют карточки. Взаимопроверка.








Размышления учителя

Комментарии тренера

В начале урока для организации работы в группах я разделила на группы: использовала цветные звездочки, попросила: «Выберите цвета по настроению» Ученики после того как взяли звездочки, должны найти свою группу. Учащиеся выбирали тот цвет, который максимально соответствует их эмоциональному состоянию. Это позволило поднять настроение детей , поднять их мотивацию и подготовить всех к дальнейшей работе. Во время выполнения первого задания я предложила учащимся вспомнить, ранее изученный материал, систематизация знаний двух прошлых уроков и предложила выполнить самостоятельную работу. Ребята, с учетом причинно - следственных связей, расставляют номера, понятий в ячейки таблицы, листа оценки. Затем в парах они проверяют друг друга. Детям очень понравилось выполнение этого задания. Они проявили огромную вовлеченность в процесс оценки, так как проводили ее по критериям. которые сами вывели на прошлом уроке. При выполнении второго задания, где дети работали в группах, для полной вовлеченности обучающихся в совместную работу, я предложила учащимся самостоятельно распределить роли в группе, оговорить задачи каждого. Это позволило каждому учащемуся активно работать при выполнении задания. Каждый старался не подвести свою группу, отнеслись к выполнению задания ответственно. В отличие от традиционного урока, где обычно работают только несколько учащихся, большая часть «отсиживается», в процессе исследовательской работы, в группе, принимают участие в деятельности практически все учащиеся. на новый уровень мышления по данной проблеме. Работа в группе позволила восполнить возможные пробелы в знаниях учащихся по заданной теме . Более сильные ученики помогали слабым. им нравилось работать сообща, помогать друг другу, высказывать свои идеи. Следует помнить, что развивающий эффект критического мышления находится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Очень важно для каждой возрастной группы подобрать такие виды деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Однако в случае, если при выполнении задания учащиеся испытывают затруднения, учитель может вмешаться в работу групп, задав им вопросы. Планирование, реализация и оценивание также должны в первую очередь оцениваться самими участниками . Итоги работы учащихся по постановке проблемы учитель подводит в процессе беседы, цель такого обсуждения – способствовать тому, чтобы деятельность учащихся была осознанной. Я думаю, что мне удалось объяснить урок ясно и лаконично. Хорошо поработали с слабоуспевающими учениками. У меня есть подтверждающие факты: фото, записи их работ, оценки. Мне удалось проанализировать урок в контексте с ключевыми идеями Программы. Для успешного проведения уроков, я буду применять на практике идеи 7 модулей Программы.





Литература :

1. Бизяева А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» Псков 2004

2. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта к педагогической рефлексии: Методические рекомендации поорганизации и проведению педагогических мастерских/Общ. ред. Т.А. Матохиной. – Б.: Maxprint, 2011.

3.«Руководство для учителя» 2012 г.


2. План урока, отражающий степень вовлеченности обучающегося в совместную работу.


Предмет

Русский язык

7 класс

Тема урока:

Краткие страдательные причастия

Общая цель:

Формирование умение работать с текстом по теме краткие причастия, анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного выступления, Воспитание нравственных норм.


Задачи:



  1. Повторить и обогатить лексику необходимую для выражения мыслей в рамках учебного материала.

  2. Активизировать грамматические явления кратких страдательных причастии в разговорной и письменной речи.

  3. Активизировать лексику через говорение, чтение.



Результаты обучения:

Умеют договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя),научились высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относятся доброжелательно к идеям других.


Ключевые идеи:

Использование критического мышления для активизации лексики и грамматики, обучение навыкам групповой работы, развитие лидерских качеств в группе, применение новых подходов в преподавании и обучении, обучение талантливых и одаренных учеников ,использование ИКТ в обучении для повышения интереса к предмету.


Задания:

Задание 1. 5мин

Самостоятельная работа. Заполнить табличку.

Задание 1.2. 2мин

По критериям оценки, выведенным на доске, проверить и оценить работу друг друга.

Задание 1.3 6мин

Обсуждение допущенных ошибок в парах, а затем в группах. Спикер группы озвучивает допущенные ошибки.

Определение темы и цели урока.

Задание 3. в течении работы в группе

Взаимооценка участников группы .

Задание 4. на протяжении всего урока

Практическая работа №2. Заполнение таблицы.

Задание 5. 10мин

Работа в группе. Составление кластера и презентации.

Задание 6. 15мин

Задание 7. во время защиты группы

Оценивание заполнение оценочного листа.

Источники:

1.Б. Ш. Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина «Естествознание»-Алматы:Атамура,2010.-173с.

2.Методическое руководство. Б. Ш. Абдиманапов, А.В. Прищепина «Естествознание»-Алматы:Атамура,2010.-173с.

3.Иванов В.Г., Конфликт ценностей и решение проблем экологии.- М.; Знание, 1991.-64с.













































































































































































Организационный момент

3мин

Проверка д\з. Тестирование.

Задание 1.

Деление на группы:

По фигурам карточек

Ученики после того как взяли карточки различные по фигуре, должны найти свою группу.

(Организационные вопросы по уроку)

Спрашиваю учеников : Все ли готовы к уроку.

Учащиеся отвечают: Да

Задание 2. 2 мин.

Лингвистическая разминка

Верите ли вы, что?

Все о правилах

Проверка домашнего задания

Узнайте причастия

Опустевшие поля

Заколдованный лес

Спящий лес изумлен

Отвечают

Действ.прич.прошед.времени

Страдат.прич.прошед.времени

Действ.прич.настоящ.времени

Краткое причастие

Повторение лексики

4 мин

Сигнальные карточки да/нет

Что такое причастие?

Что такое действительное и страдательное причастия?

Влияет ли глагол, от которых образуется причастие, на написание суффиксов?

Отвечают на вопросы и исправляют неверные ответы друг друга.

Задание 3. 8 мин.

Стимулирование критического мышления

Образуйте краткие страдательные причастия:

-Потерянный

-выполненный

-закрытый

Ответ:

-потеряна

-выполнено

-закрыты

Работа по картине «Осень»

Задание 4.

Придумайте с этими словами 7 предложения.

-Найдите причастия в тексте:

В прозрачном осиннике, освещенном пожаром вечерней зари, открылся сказочный воздушный карнавал.

Составьте синквейн о причастии:

1.Краткое причастие.

2.Описывает,показывает,действует.

В группах ученики приводят примеры, записывают их в тетрадь.

Далее проверяют правильность выполнения через критическое мышление отвечая на вопрос.



Задание 1. 5 мин.

Учебник стр. 133 упр. 235

Дифференцированное задание

Работа в парах

Учитель предлагает ученикам, дописать текст, придумать последнее предложение, в котором отразится ваша оценка представленной картины осеннего дня.

Работа в группах

Работая в группах ученики придумывают предложения и комментируют ответ.

Учитель направляет учеников и корректирует их деятельность После выполнения задания ученики должны уметь красочно описать картину используя краткие причастия.

Работают в парах



hello_html_6aef34ce.jpg

Причастие разобрать по составу, определить его синтаксическую роль : Я словно околдована красотой осеннего леса

Задание 2 2 мин.

По два слова диктуем в паре ,обучающие один читает ,другой записывает, меняются

Привлечен, помещен, созданы, продан. определите страдательные и действительные причастия .

Усеянный, увиденный, трепещущие, тающий, засыпанный, растаявший ,видимый, клеящий, заваленный, дышащий.

Задание 3.

На понимание прослушанного текста. (Проверка с помощью сигнальных карточек)

Дети слушают высказывания и поднимают зеленую карточку если согласны, красную если не согласны. Комментируют, почему они подняли ту или иную сигнальную карточку.

Опишите осенний день в лесу.

hello_html_79f7efc5.jpg

Используйте краткие причастия. Закончить предложения: «Я люблю осень, потому что…..»

Обсуждение допущенных ошибок в парах .

Подведение итогов

Рефлексия.Домашние задание

Карточки для рефлексии. Взаимооценка.



Группы

Критерии оценки

1

2

3

Обоснование темы, актуальность и практическая значимость

+

+

+

Полнота и логика изложения материала Соответствие содержания теме

+

+

+

Громкая и четкая

ечь, соблюдение регламента

_

+

+

Доступность изложения, обоснованность выводов, четкость ответов на вопросы

+

+

+

Отсутствие фактических и речевых ошибок

+

_

+

Итого

4

4

5



Заполняют карточки. Взаимопроверка.

Домашние задание &16 Записывают домашние задания в дневники



Размышление учителя

Комментарии тренера

Самоанализ группы на основе анкеты участника , предварительное оценивание процесса и результатов собственной деятельности. Деятельность каждого участника группы оценивается индивидуально. Выступает один человек от группы, регламент – 2 минуты. Выступление представителя группы, выбранной (самостоятельно) в качестве эксперта: вопросы, комментарий к самоанализу и докладу, итоговое оценивание. Регламент – 1 минута. Оставшиеся в резерве 2 минут урока используются для подведения общих итогов и инструктажа по выполнению домашнего задания (подготовка к теоретическому зачету, исправление).Через критическое мышление, в рамках одного урока можно определить глубину понимания всей темы «Причастие» (а не отдельного раздела), выяснить уровень овладения коммуникативной, культурологической и языковедческой компетенциями каждого учащегося. Учащимся, в качестве дифференцированного задания в это время предлагается выполнить задание по теме «Причастие». Организация работы в парах, чтобы не отвлекать остальных учащихся излишним шумом, но иметь возможность обсуждения путей решения поставленной задачи. Для работы группам выдаются различные сборники-практикумы. Подводя итоги урока, можно сказать, что внедрение ИКТ, критическое мышление, работы в парах и группах, помогло повысить уровень информационной культуры и усилить мотивацию учащихся к процессу обучения.



Литература :

1. Бизяева А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» Псков 2004

2. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта к педагогической рефлексии: Методические рекомендации поорганизации и проведению педагогических мастерских/Общ. ред. Т.А. Матохиной. – Б.: Maxprint, 2011.

3.«Руководство для учителя» 2012 г.











3. План урока, отражающий степень вовлеченности обучающегося в совместную работу.



Предмет

Русский язык

7 класс

Тема урока:

Правописание НЕ с причастиями

Общая цель:

Формирование системы знаний учащихся по теме «Правописание НЕ с причастиями», обучение

навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала),

Развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через критическое мышление.

Воспитание положительного отношения к предмету, стремление к знаниям.


Задачи:

1.Повторить тему «Краткие страдательные причастия»;

2.Обучить навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала) ;

3.Развивать коммуникативные навыки, активность на уроке.

4.Совершенствовать положительного отношения к предмету, использовать различные способы контроля .


Результаты обучения:

Могут пояснить свои выполненные задания в заданной последовательности, пользоваться информационным материалом, используют различные способы контроля, активны на уроке

Ключевые идеи:

     Активизация навыков правописание  через критическое мышление,  применить новые подходы в преподавании и обучении ,развивать у обучающихся навыки управление и лидерства в обучении. развитие коммуникативных навыков через обсуждение в группах. Эффективное использование ИКТ в преподавании для извлечения, оценки, хранения и обмена информации. Использовать сущности формативного  оценивания.


Задания:

Задание 1. 5мин

Задание 1.2. 2мин

Задание 1.3 6мин

Обсуждение допущенных ошибок в парах, а затем в группах. Спикер группы озвучивает допущенные ошибки.

Задание 2. 5мин

Определение темы и цели урока.

Задание 3. в течении работы в группе

Взаимооценка участников группы .

Задание 4. на протяжении всего урока

Практическая работа3.

Задание 5. 10мин

Работа в группе. Составление и презентации.

Задание 6. 15мин

Защита презентаций.

Задание 7. во время защиты презентаций

Оценивание презентаций, заполнение оценочного листа.

Источники:

1.Б. Ш. Абдиманапов, А.В. Прищепина, Л.М. Фокина «Естествознание»-Алматы:Атамура,2010.-173с.

2.Методическое руководство. Б. Ш. Абдиманапов, А.В. Прищепина «Естествознание»-Алматы:Атамура,2010.-173с.

3.Иванов В.Г., Конфликт ценностей и решение проблем экологии.- М.; Знание, 1991.-64с.

Записи учителя по занятию: учитель консультирует в затруднительных ситуациях, проверяет выполненные задания друг друга, используя выведенные на доску правильные ответы и критерии оценки, учащиеся работают в группах, объясняют друг другу тему,

составляют кластер.

Организационный момент. Организационный момент

3 минуты Использование картинок с разным эмоциональным настроением.

Деление на группы: использование разрезанных картинок

hello_html_m5054a8d3.gif





Сегодня мы с вами будем закреплять сложное правило «н-нн в ^ прилагательных и причастий». Урок наш не совсем обычный, приготовьтесь к неожиданностям. Итак, урок-сюрприз с гостями. Прежде всего мы пригласим на урок отыменные прилагательные (выходят две-три девочки с надписями -ан-; -ян-; -ин-; -онн-; -енн-

Начало занятия. 2мин

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Фонетическая зарядка 2 минуты

Закрепим это правило вставив Н и НН в ^ прилагательных:

слайд № 2

hello_html_m7ec2562c.gif



Рум...ое яблоко, клюкве...ый сироп, кури...ое мясо, смет...ый соус, крыжове...ое варенье, лимо...ые дольки, зеле...ый горошек, полотня...ая скатерть, перепели...ые яйца. На какую тему у нас словосочетания?

Повторяют за учителем, произносят звуки хором и индивидуально.

О какой еще части речи мы будем говорить? «Страдательное причастие»

Проверка домашнего задания 4 минуты Сигнальные карточки

– Ну что, ребята, успокоим Страдательное причастие и покажем ему, что мы знаем, когда писать Н и НН? А для этого вспомним правило: когда мы пишем Н и НН в ^ причастий и отглагольных прилагательных.

Слайд № 3hello_html_2921ec83.gif



-НН-

1. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида

2. Имеющих суффиксы -ова-, -ева-

3. Имеющих приставки (кроме не)

4. Имеющих зависимое слово.

-Н-

1. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида

2. В кратких причастиях

Повторение лексики 8 минут

Когда страдательное причастие не обижается, если теряет Н? Чтобы запомнить это сложное правило, воспользуемся советом великого мага Грамматики. Вставим пропущенные буквы в предложение-совет: Ученики вставляют и читают слова по цепочке, обращая внимание на правильность произношения



hello_html_5d1885d2.gif



Мы справились с этим заданием. Я вас уже предупреждала, что у нас урок-сюрприз. Он у нас с кулинарным уклоном. Гостей надо угощать. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары, вы объясните написание ^, и общими усилиями мы составим уникальный рецепт:

Возьмите купленный банан, лишенный шкуры баклажан.

Добавьте резаный батон

И киньте в вареный бульон

На масле жаренный бекон

Обмажьте вы со всех сторон протушенный бифштекс

Готов в духовке пропеченный кекс

В кастрюльку брошенный чеснок

Приправа для куриных ног

А пара вяленых лещей

Вкусней тарелки кислых щей

Вы в свеклу дробленый орех

Бросайте быстро, без помех

Ваш маринованный салат

Отведать каждый будет рад.

.

hello_html_m906d613.gif





1. Купленный банан

2. Лишенный шкурки баклажан

3. Резаный батон

4. Вареный бульон

5. На масле жаренный бекон

7. В духовке пропеченный кекс

6. Протушенный бифштекс

8. В кастрюльку брошенный чеснок

9. Куриные ноги

10. Вяленые лещи

11. Дробленый орех

12. Маринованный салат

Физминутка 2 минута Видео «Танцы»









Расставим ударение:



hello_html_m5799e324.gif

Попутно вставим НН и Н.

слайд hello_html_f7f3dc6.gif

Поработали, зачитаем ваши шедевры. Оценим.

Теперь займемся мы столом.

Он полирова...ый притом.

Крахмале...ая скатерть есть,

А вяза...ых салфеток шесть.

Покраше...ы еще вчера

Все ножки кресел и стола.

Вилки золоче...ые.

И вот уче...ый попугай



Работа в группах с перфокартами 9 минут Выполнение задании с перфокартами

А в заключение проведем перфокарту, выразив свою любовь к орфограмме правильными ответами:

1. газированная вода, решенный вопрос, истинный, смышленый, соловьиный

2. стриженный коротко,

3.незваный, невиданный, рискованный

4. овсяная каша, оловянный, качественный

5. румяный, гусиный, взволнованный

6. пустынный, балованный, нескошенный

7. безветренный, сгущенное, серебряный

8. раскаленный, огненный, дорога длинная

9. высушенный, равный, рисованный

Проверим и оценим себя сами

hello_html_19af88c3.gif

1. нн нн нн

2. нн н н

3. н нн нн

4. н нн нн

5. н н нн

6. нн нн нн

7. нн нн н

8. нн нн нн

9. нн н нн



Подведение итога урока. 5 мин

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы сегодня узнали?

Рефлексия

Домашние задание 4 минуты Карточки для рефлексии

Предлагает заполнить карточки для рефлексии

«5» - 1

«4» - 5

«3» - 1

«2» - 0

Обсуждение оценок с учителем, анализ ошибок, выявление затруднений учеников.

Домашние задание стр. 140 упр251. Записывают домашние задания в дневники



















Размышления учителя

Комментарии тренера

их мотивацию и подготовить всех к дальнейшей работе. Во время выполнения первого задания я предложила учащимся вспомнить, ранее изученный материал, систематизация знаний двух прошлых уроков и предложила выполнить самостоятельную работу. Ребята, с учетом причинно - следственных связей, расставляют номера, понятий в ячейки таблицы, листа оценки. Затем в парах они проверяют друг друга в парах. Детям очень понравилось выполнение этого задания. Они проявили огромную вовлеченность в процесс оценки, так как проводили ее по критериям. которые сами вывели на прошлом уроке. При выполнении второго задания, где дети работали в группах, для полной вовлеченности обучающихся в совместную работу, я предложила учащимся самостоятельно распределить роли в группе, оговорить задачи каждого. Это позволило каждому учащемуся активно работать при выполнении задания. Каждый старался не подвести свою группу, отнеслись к выполнению задания ответственно. В отличие от традиционного урока, где обычно работают только несколько учащихся, большая часть «отсиживается», в процессе исследовательской работы, в группе, принимают участие в деятельности практически все учащиеся. На втором задании, я детям предложила посмотреть интернет ресурс - видео письмо «Тигр просит защиты!». И проявив критическое мышление, в ходе исследовательской беседы, определить тему и цели урока. После просмотра видеоролика никто из учащихся не остался равнодушным к этой проблеме, что позволило вывести детей на новый уровень мышления по данной проблеме. Работа в группе позволила восполнить возможные пробелы в знаниях учащихся по теме «Причастия». Более сильные ученики помогали слабым. На этом уроке трудностей с вовлечением учащихся в совместную работу не возникло, потому что этот урок являлся третим в серии уроков по разделу «Причастия» и учащиеся не первый раз работали в группах, им нравилось работать сообща, помогать друг другу, высказывать свои идеи.



Литература :

1. Бизяева А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» Псков 2004

2. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта к педагогической рефлексии: Методические рекомендации поорганизации и проведению педагогических мастерских/Общ. ред. Т.А. Матохиной. – Б.: Maxprint, 2011.

3.«Руководство для учителя» 2012 г.

4. План урока, отражающий степень вовлеченности обучающегося в совместную работу.

Предмет

Русский язык

7 класс

Тема урока:

Русский язык.

Общая цель:

Формирование умений, развитие самостоятельного мотивации к учебе воспитание личности, способной к самореализации в современной социокультурной ситуации;


Задачи:

1.ввести ребенка в культурную среду, созданную человечеством, овладение языком культуры;

2.воспитать ценностно-ориентированную личность, обладающей нравственными качествами. Способной к самореализации в современной социокультурной ситуации;

3.формировать мотивацию школьника к саморазвитию;

4.развивать у учащихся мотивацию к чтению через творческую и исследовательскую


Результаты обучения:

Ученики научились излагать материал, понимать, умеют объяснить. Также делать выводы и обосновать свои выводы. Дружно работают в команде, самоорганизация.

Ключевые идеи:

Применение преподавания и обучения в соответствии с возрастными особенностями учеников, развитие у обучающихся навыки групповой работы, коммуникативных навыков. Использование ИКТ в обучении по изучению кратких страдательных причастии. Применение в группах лидерских качеств, критическое мышление, использование оценивание для обучения и оценивание обучения.




Задания:

Задание 1. 5мин

Заполнить табличку.

Задание 1.2. 2мин

По картине определить тему сегодняшнего урока.

Задание 1.3 6мин

Обсуждение допущенных ошибок в парах, а затем в группах. Спикер группы озвучивает допущенные ошибки.

Задание 2. 5мин

Совместное расследование.

Задание 3. в течении работы в группе

Взаимооценка участников группы .

Задание 4. на протяжении всего урока

Практическая работа №3.

Задание 5. 10мин

Работа в группе. Составление кластера .

Задание 6. 15мин

Час творчества определительный вердикт.

Задание 7. Вывести ,что они видят на картине.

Оценивание презентаций, заполнение оценочного листа.

Источники:

Учебник «Русский язык» Сулейменова Э.Д.

Записи учителя по занятию: учитель консультирует в затруднительных ситуациях, проверяет выполненные задания друг друга, используя выведенные на доску правильные ответы и критерии оценки, учащиеся работают в группах, объясняют друг другу тему,

Деление на группы: в какое время годы родились.

Ученики после того как озвучили в какое время родились, должны найти свою группу.





hello_html_m4ebbad9a.jpghello_html_m4f900db3.jpghello_html_m577ca6cf.jpghello_html_675775e.jpg

Сегодня вас, знаменитых сыщиков всего земного шара, собрали, чтобы распутать одно громкое дело. А дело в том, что некий гражданин, выдающий себя за частицу, за приставку и за часть корня, подверг не одно поколение учащихся бесконечным мучениям, по его вине в дневниках многих школьников выставлены наихудшие отметки. Нам надо выяснить, кто он?

(Вывешивается фотография преступника) hello_html_m4363341b.jpg

Изучают фоторобот преступника

Вот его фотография, так он выглядит. Мы надеемся на вашу добросовестность в расследовании этого сложного дела

НЕ I

Начало занятия. 2мин

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих.

Предлагает вспомнить правила работы в группах.

Задание 1. 5мин

Учитель предлагает записать .

Словарный диктант 2 минуты Использование схемы

Подготовьтесь к работе, запишите дату и название дела: «НЕ с причастиями».

Нам свои услуги предоставил Интерпол. Им сделаны уникальные снимки прямо с космоса. В кадре – разыскиваемый.

1.Не законченная вовремя работа.

2.Не законченное, а только что начатое собрание.

3.Собрание не закончено.

4.Незаконченная работа.

5. Негодующий, ненавидящий взгляд преследовал меня.

Объясняют значение слов.

Задание 1.2. 2мин









Задание 1.3 6мин Совместное «расследование».

4 минуты Сигнальные карточки

Уважаемые коллеги, ищем преступника.

Понаблюдайте за его поведением. Как он ведет себя с причастиями?

Надо бы выяснить, именно в каких случаях или ситуациях он «держится на расстоянии, боится подойти близко»?

Есть. Одна правдоподобная версия есть. Запишите в протокол. Сравните первый и четвертый снимки.

Правильно. Это слово мы назовем условно «зависимым» словом, зависимым от причастиязаконченная. Введите в протокол.

Хорошо, это тоже надо записать. Значит, во всех случаях кем он представляется?

Теперь посмотрите, с кем он «дружит», кого не боится?

Вот так открытие! Блестяще! А кем он представляется?

Хорошо. Обозначьте, пожалуйста.

Прекрасно! Если слово без НЕ не пишется, то чем же является здесь НЕ?

Мы разобрались в его действиях. А теперь откройте дело № 13 «НЕ с причастиями», сравните с описанием (учебник).

Значит, он и частица, и приставка, и часть корня?

То есть вы его полностью оправдываете?

В этом случае напишите, пожалуйста, оправдательный вердикт – правдивую историю о жизни НЕ.

Преступник обнаружен. Во всех снимках видим его.

НЕ написано слитно и раздельно – c одними причастиями он держится на расстоянии, а с некоторыми в совсем близких отношениях.

Боится союза А. Боится, когда есть противопоставление.

В первом снимке НЕ «держится на расстоянии», а еще есть слово «вовремя». Может, все дело в этом слове? В четвертом снимке НЕ стоит рядом с причастием законченная.

НЕ «осторожничает» с краткими причастиями.

Раздельно пишется частица, он – отрицательная частица.

В снимке № 4. Здесь нет противопоставления с союзом А, нет также зависимого слова. И, вроде, причастие полное.

Слитно написано. Значит, приставка.

Слитно написано там, где причастие образовано от глаголов, не употребляющихся без НЕ.

Частью корня!

Все его «действия» совпадают с правилами.

Да, так и есть. Он не врал. То есть он не преступник.

Да, в этом нет его вины.

Учитель предлагает обсудить найденные ошибки в парах, а затем в группах. Спикер группы озвучивает допущенные ошибки.

Переход к новой теме.

Задание 2. 5мин

Час творчества оправдательный вердикт. 8 минут

- Дает задание ученикам: подобрать слова к картинкам (работа в группах).

Этот этап урока выполняет мотивационную функцию (стимулирование интереса к теме) и информационную (вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме).

Задание “Найди пару”.

Даны слова:

стари…ый

глин…ый

ржа…ой

Из предложенных ниже слов учащиеся должны выбрать пару к словам, записанным в столбик, обосновать свой ответ, делая необходимые условные обозначения.

Полотня…ый, были…ый, вкопа…ый, кожа…ый.

Чтение готовых работ.

В группах ученики подбирают слова к картинкам (упражнение на стр. 162).

Старинный – былинный.

Глиняный – полотняный.

Ржаной - кожаный.

Ученики объясняют вслух написание слов, обосновывают свой выбор.

- Какое слово оказалось лишним? (Вкопанный)

- Назовите фразеологизм с этим словом. (Стоит как вкопанный)

Задание 3. в течении работы в группе

Учитель предлагает ребятам, на протяжении урока, вести взаимную оценку работы в группах. Критерии такого оценивания представлены в табличке. Учитель инструктирует учащихся о правилах заполнения таблицы. Слайд с таблицей выводится на доску:

hello_html_m7c058c6.gif

Задание 4.

Постановка проблемы.

5 минуты Учебник

Постановка проблемы.

- Итак, у нас осталось лишним слово вкопанный. Какой у вас возникает вопрос? Что нам предстоит сегодня выяснить? Каковы ваши предположения: почему в этом слове пишется две буквы н?

Осмысление нового материала.

- Давайте проверим ваши предположения. Откройте параграф 21, прочитайте статью учебника, маркируя текст значками по мере его чтения (используем приём “Инсерт”):

V” - уже знал;

+” - новое;

?” - не понял, есть вопросы.

После выполнения задания ученики должны ответить на поставленные вопросы.

Затем идёт диалог, обсуждение прочитанного.

Диалог

Развитие речи 6 минут

Учитель показывает ученикам картинку (на интерактивной доске) и задает вопрос.

hello_html_475c89dd.jpg

Обучающиеся в группе обсуждают картинку и должны в группе вывести то что они видят на картинке.

hello_html_9f56aa6.jpgМузыкальная пауза. 3мин

Задание 5. 10мин

Обратимся к слайду



9 минут

- Оформим новый материал графически (используем приём “Кластер”), чтобы привести наши мысли в порядок. Работаем в малых группах, затем обсуждаем выполненную работу.

Составление кластера

Первичное закрепление.

Рассуждаем вместе:

Вовремя посеянное вовремя и всходит.

Рождённый ползать – летать не может.

Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещённую сторону, которую он никому не показывает.



Самостоятельная работа с последующей проверкой в классе.

Выполняем упр. 247. Выписать надо только причастия и отглагольные прилагательные.

Ученики в группах составляют диаграмму Венна

Подведение итогов

4 минуты Карточки для рефлексии

Предлагает заполнить карточки для рефлексии

Учащиеся анализируют, чему они научились на уроке. Всем раздаются листы с утверждениями. Напротив каждого пункта ученик должен поставить + (плюс) или - (минус) в зависимости от того, как он усвоил материал урока.



Заполняют карточки

1. Умею определять вид причастия.

2. Нахожу пояснительные слова.

3. Выделяю в причастии приставку.

4. Вижу в слове суффикс -ова-(-ёва).

5. Отличаю отглагольные прилагательные.



Домашние задание стр. 165 Записывают домашние задания в дневники




















Размышления учителя

Комментарии тренера

В начале урока для организации работы в группах я предложила детям разделиться на группы по годам рождения. Это позволило поднять настроение детей , поднять их мотивацию и подготовить всех к дальнейшей работе. Во время выполнения первого задания я предложила учащимся по картине определить тему сегодняшнего урока. Затем записали словарный диктант чтобы вспомнить, ранее изученный материал. Для того ,чтобы заинтересовать детей использовала игру.» Найти преступника». Детям очень понравилось выполнение этого задания. Они проявили огромную вовлеченность в процесс оценки, так как было очень интересно быть сыщиком и совместное расследование. При выполнении второго задания, где дети работали в группах, для полной вовлеченности обучающихся в совместную работу, я предложила учащимся самостоятельно распределить роли в группе, оговорить задачи каждого. Это позволило каждому учащемуся активно работать при выполнении задания. Каждый старался не подвести свою группу, отнеслись к выполнению задания ответственно. Составляли кластер, здесь и выявился лидер группы. И проявив критическое мышление, в ходе «исследования» то есть при удачном постановке проблемы, быстро удалось добиться результата. После просмотра видеоролика никто из учащихся не остался равнодушным к этой проблеме, что позволило вывести детей на новый уровень мышления по данной проблеме. Работа в группе позволила восполнить возможные пробелы в знаниях учащихся по русскому языку.Более сильные ученики помогали слабым. На этом уроке трудностей с вовлечением учащихся в совместную работу не возникло, потому что этот урок являлся четвертым в серии уроков по разделу «Причастия» и учащиеся не первый раз работали в группах, им нравилось работать сообща, помогать друг другу, высказывать свои идеи.



Литература :

1. Бизяева А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия» Псков 2004

2. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта к педагогической рефлексии: Методические рекомендации поорганизации и проведению педагогических мастерских/Общ. ред. Т.А. Матохиной. – Б.: Maxprint, 2011.

3.«Руководство для учителя» 2012 г.





Образование страдательных причастий прошедшего времени
  • Русский язык и литература
Описание:

Активизирование лексического материала по теме “Страдательное причастия прошедшего времени ”,   различение  причастия в потоке диалогической речи, нахождение сходства и различия причастии с прилагательными; Развитие логического мышления и речи, закрепление  навыков анализа языков материала. Воспитание интереса  к предмету, стремление к знаниям, толерантности и трудолюбию. Обучение  навыкам взаимопонимания, взаимопомощи, работы в коллективе.

 

Повторить тему  «Причастие, действительные и страдательные причастия»;

научить различать  причастия в потоке диалогической речи;

Активизировать употребление языков материала;

Совершенствовать навыки  взаимопонимания, работы в коллективе

 

Автор Байталякова Айгуль Бакриденовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 931
Номер материала 30167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓