Главная / Русский язык и литература / «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕРУССКИХ ШКОЛАХ»

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕРУССКИХ ШКОЛАХ»

hello_html_m395c18a4.gif


«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕРУССКИХ ШКОЛАХ»

Жаукешева Айнур Багинтаевна, КГУ «Казахская СОШ №1», учитель русского языка и литературы, Республика Казахстан.

Аннотация

Словарный состав русского языка очень велик. Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Говорящие используют лишь часть словарного состава языка в зависимости от степени образованности и степени овладения культурой. Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни человека. Тем более эта задача недостижима в школе. В месте с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче , тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.


Слова - основной элемент речи, поэтому, обучая неродному языку, учитель заботится о систематическом накоплении словарного запаса учащихся. Активное овладение русским языком немыслимо без усвоения довольно большого количества русских слов. При обучении русскому языку, как всякому неродному, в первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя построить и понять предложения, необходимые для общения. Знакомясь с новыми словами, учащиеся одновременно упражняются в построении с ними предложений, словосочетаний и связных высказываний.

Организуя работу над новыми словами, надо стремиться к тому, чтобы ученики запомнили как можно больше словосочетаний с изучаемым словом, научились их употреблять в необходимых и близких им ситуациях. Потому словарную работу в нерусских школах следует проводить одновременно с работой над словосочетанием и предложением, так как слова только тогда войдут в активный речевой запас, когда учащиеся овладеют грамматическим строем русского языка. Начиная с первого года изучения русского языка дети одновременно с усвоением слов приобретают навыки сочетания их с другими словами в предложении.

Успешная словарная работа возможна при выполнении системы специальных упражнений. На школьных уроках, как известно, используются различные приемы толкования новой лексики: 1) перевод на родной язык; 2) объяснение слова с помощью синонимов или антонимов; 3) с помощью словообразовательного анализа; 4) опираясь на контекст; 5) описание значения слова с помощью словаря. Учителю самому важно определить, когда и как (какой выбрать прием) объяснения нового слова.

Основным средством обогащения словаря учащихся является чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти, ранее встречавшиеся слова. На уроках чтения уточняется и расширяется значение знакомых детям слов; изучаются новые слова и закономерности их употребления в речи. В нерусской школе работе над текстом уделяется большое внимание и отводится на нее много времени. Если в тексте встретится слово в новом значении, надо объяснить это значение и предложить детям вспомнить, в каком значении это слово встречалось раньше. Неизвестные детям слова или значения слов выявляются заранее и берутся на учет.

Эффективным средством обогащения словаря учащихся является заучивание наизусть песен, стихотворений, прозаических отрывков. При разучивании песен учащиеся запоминают не только отдельные слова, но и конструкции фраз, что важно для практического овладения уроком. Песни хорошо запоминаются, навсегда остаются в сознании.

Накапливать слова можно и работая над загадками, пословицами, поговорками. Наблюдения подтверждают, что продуманное их использование оживляет и обогащает учебно – воспитательный процесс, ярче раскрывает национальное своеобразие языков, воспитывает внимание и интерес к слову, имеет большое лингво – страноведческое значение (знакомит с опытом, культурой и традициями народа- носителя языка), развивает логическое мышление учащихся младшего школьного возраста. Учащиеся чувствуют переносный смысл, заложенный в пословицах, поговорках, загадках, где народная мудрость раскрывает свою непроходимую ценность и красоту. Самое главное, при этом происходит не просто обучение языку, а формирование личности, воспитание её эстетической и идейно нравственной культуры.

Большое значение в обогащении словаря учащихся имеет работа с иллюстрациями. С их помощью словарь учащихся обогащается во много раз легче и быстрее. Однако, используя картины для семантизации слова, необходимо помнить, что рисунок может восприниматься детьми по – разному. Поэтому при использовании картин для раскрытия значения слов – действий или картин с изображением нескольких предметов следует наравне с названием слов на русском языке прибегать к помощи родного языка. Это мысль подтверждается и И.И.Хмелевским. «Наглядность, - пишет он, - будет способствовать прочному и быстрому усвоению значения нового слова лишь в том случае, если, наряду с наглядностью, средством семантизации слов выступит еще и перевод нового слова на родной язык учащихся». Источником обогащения словаря учащихся могут быть использование аудиозаписей, видеофильмов, экскурсии, походы, проведение каникул или определенного времени в среде с русским языком общения.

Обогащение словаря учащихся идёт и в процессе дидактических игр, например, «Мозаики», сущность которой заключается в том, что учащиеся из отдельных слов должны составить предложения, пословицы или даже короткий рассказ. Основное требование к играм на уроках русского языка – доступность и соответствие этапу обучения языка.

Запоминание слов тесно связано со способом его подачи, способом объяснения. Экспериментально доказано, что подача новых слов в контексте способствует более прочному их запоминанию, чем подача их вне контекста. Опора на сочетание видов памяти учащихся - зрительной, слуховой, эмоциональной, логической – в процессе словарной работы также дает эффективные результаты.

Запоминанию и активизации новых слов способствует работа с учебным словарем, составление ученических словариков, целенаправленное систематическое повторение новой лексики, выборочное (или повторное) чтение текста, пересказ с употреблением новых слов, перевод с родного языка на русский язык с четкой формулировкой соответствующих правил употребления данного слова, заучивание наизусть художественного текста.

Правильная организация словарной работы на уроках русского языка (отбор слов для активного усвоения школьниками на каждом году обучения, умелый выбор приемов объяснения слов в каждом отдельном случае, планомерное повторение изученных слов и закрепление их в речевой практике учащихся путем хорошо продуманной системы упражнений) поможет сознательному практическому усвоению русского языка.

Словарная работа должно способствовать не только сознательному накоплению слов, но и выработке навыка грамотного письма. Иначе говоря, словарную работу нельзя отрывать от занятий по орфографии.










ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. К.В. Мальцева К.В., Каплана И.Е. Методика преподавания русской литературы в старших классах национальной школы. Л., «Просвещение», 1979.

2. Под ред. А.В.Текучева А.В., Разумовский М.М., Ладыженской Т.А. Москва.,«Просвещение», 1978.

3. Баранникова И.В., Бойцова А.Ф., Крашева Н.Б. Методика начального обучения русскому языку в начальной школе. Ленинград, «Просвещение». 1981.

4. Бадамбаевой Г.А. Методика обучения русскому языку в начальных классах казахской школы. Алматы, 2001.




4

«ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕРУССКИХ ШКОЛАХ»
  • Русский язык и литература
Описание:

Аннотация

   Словарный  состав русского  языка очень  велик.  Далеко не  все  группы  слов  в  русском  языке  одинаково  часто  используются  в  живом  общении. Говорящие  используют  лишь  часть  словарного  состава  языка  в  зависимости  от  степени  образованности и   степени  овладения  культурой.         Овладеть всем  лексическим  богатством  невозможно  даже  в  течение  всей  жизни  человека.  Тем  более  эта  задача  недостижима   в школе. В месте  с тем  очевидно: чем  больше  объем  словарного  запаса  у  ученика, тем  речь  его  богаче ,  тем  лучше  язык  обслуживает  коммуникацию, лучше  обеспечивается  понимание  учеником произведений  разных  функциональных  стилей. 

 

Автор Жаукешева Айнур Багинтаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 578
Номер материала 35030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓