Игры
на обогащение
и активизацию речи дошкольников
синонимами и антонимами
"Все наоборот"
Цель игры: учить
детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две
обезьянки (игрушки).
Ход игры.
Сегодня мы поиграем в
упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две
дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все
делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если
сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель
стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет...
(оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит...
(снимет) и т.д.
"Говори наоборот"
Цель: развитие
мышления, активизация словарного запаса.
Ход игры.
Ведущий кидает мяч
ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с
противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый -
безобразный
пустой
- полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый -
ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий – узкий
"Я начну, а ты
закончи"
Цель: учить детей
составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным
значением; развивать умение быстро находить точное слово.
Воспитатель начинает
предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение,
употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
- Мальчик сначала
подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а
вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята
побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в
прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ... (выбежали).
"Скажи похоже"
Цель: учить детей
подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и
прилагательным.
Ход игры.
1. Воспитатель
передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя
синоним к глаголу.
- Думать -
....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть -
... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять
- .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь
- ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться),
опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).
2. Затем дети могут
упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой,
а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем ....
(изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое).
Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а
сегодня ..... (жаркий).
" Подбери подходящее
слово"
Цель: учить подбирать
антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными
глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное
значение слов.
Ход игры.
Детям предлагаются
многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое
значение. К ним надо подобрать антонимы.
- Ручей мелкий, а
речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники .....
(крупные).
- Кашу варят
густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).
- После дождя земля
сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим
.... (вареный).
В качестве речевого
материала могут использоваться словосочетания:
- Худое ведро, худое
платье, худой человек.
- Мальчик бежит,
лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
- Растет цветок,
растет ребенок, растет дом.
- Жаркий день, жаркая
погода, жаркий спор.
"Надо
сказать по-другому"
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Послушайте
стихотворение:
"Плакала
Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней
печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и
плакала, трогая березы,
Выросли
подснежники - Снегурочкины слезы."
Т. Белозерова "Подснежники".
- Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках
и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
- К слову печальная
подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
- Если Снегурочка
печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
- Послушайте, какие я
назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".
- Какое слово
повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ....(льет).
Снегурочка идет ...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому?
(Наступает.) Машина идет ...(едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий
), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел
(приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет,
струится), мальчик бежит (мчится, несется ).
"Найди
другое слово"
Цель: развивать у
детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить
подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.
- Папа стал делать
детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не
годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за
что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?
- Послушайте два
предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами
крепкий лед".
- Что значит слово
крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте
предложение со словом крепкий.
Аналогично
рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит
от страха".
"Игра с мячом"
- Я буду
бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря
противоположное.
Длинный - .....
короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - .....
тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ......
слабый.
Говорить - ......
молчать, смешить - ..... довести до слез, разрешить - ..... запретить, падать -
..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать -
..... мешать
" Веселые автомобили".
( Подвижная игра со
словами).
Цель: активизация в
речи глаголов движения.
Выезжая, по сигналу,
каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения ( н-р выехал,
уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).
Приехав в гараж,
сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).
"Найди
противоположное слово"
Цель: развивать у
детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
- Сахар сладкий, а
лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь
горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).
Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).
Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
- Если суп не
горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в
ней ...( темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если
нож не тупой, то он ....( острый)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.